Обеспечение стабильного функционирования экономики как на макро-, так и на микроуровне предполагает наличие постоянного притока финансовых средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики особо актуальна проблема привлечения дополнительных внешних инвестиций.
Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах РФ и представляет собой сложившуюся в течении ряда лет совокупность различных социально- экономических, природных, экологических, политических и других условий определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона. В каждом регионе РФ с одной стороны объективно существуют некоторые заданные условия и предпосылки для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким образом, степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.
Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста региона служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе.
В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Так, экономические и политические события последних лет внесли свой, отнюдь не положительный, вклад в инвестиционную составляющую экономики России. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему [3].
С целью оценки ключевых факторов создания благоприятного инвестиционного климата в регионах России, выявления лучших практик и реализации эффективных мероприятий по повышению уровня инвестиционного климата в субъектах РФ; а также создания информативной базы данных для потенциальных инвесторов в 2013 Агентством стратегических инициатив был запущен проект «Инвестиционный портал регионов России».
На портале размещена контактная информация корпораций развития и ответственных представителей региональных властей, данные об инвестиционных площадках и мерах поддержки бизнеса на всех уровнях.
Инвестиционная карта портала представляет собой многофункциональный аналитический инструмент, позволяющий выбирать регион или проводить сравнение регионов субъектов с точки зрения инвестиционной привлекательности по нескольким показателям.
Региональные страницы содержат общую информацию о субъекте РФ, наиболее привлекательных отраслях промышленности, расходах на ведение бизнеса, транспорте и логистике, инвестиционной инфраструктуре, науке и образовании, финансах и банках региона [4].
Идея создания проекта достаточно интересна, однако, на практике, к сожалению, теряет свою эффективность из-за отсутствия полной информации. Так, в разделе «Инвестору» нет данных за последние 2 года. В современных условиях, когда информация является одним из главных инструментов управления финансами, указанное условие представляет серьезную проблему, так как не удается прогнозировать дальнейшее развитие страны, а, следовательно, и ее регионов.
Согласно исследованию Агентства стратегических инициатив по состоянию инвестиционного климата в субъектах РФ в 2015 г.Карачаево-Черкесская республика входит в III группу и занимает 40-е место (см. рис.1).
Категория регуляторной среды включает следующие элементы:
‒ эффективность процедур регистрации предприятий;
‒ эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство;
‒ эффективность процедур по регистрации прав собственности;
‒ эффективность процедур по выдаче прочих разрешений и лицензий;
‒ эффективность процедур по подключению электроэнергии.
По данному критерию Карачаево-Черкесская республика получила 4 балла (В) по пяти бальной шкале (А—›Е).
В своем Послании к Федеральному Собранию Президент страны Владимир Владимирович Путин отметил, что «необходимо дать инвесторам ясный сигнал на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства».
Рис. 1. Данные Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2015 г.
Никакие льготы и преференции, устанавливаемые региональными властями, не дадут желаемого результата, если на муниципальном уровне инвестор сталкивается с волокитой и нерасторопностью чиновников в вопросах выделения земельных участков, согласования строительства, подключения к инженерной инфраструктуре. В результате для получения разрешения на строительство инвестор около года вынужден обивать пороги различных инстанций.
В разделе «Институты для бизнеса» рассмотрены такие составляющие региональной политики как:
‒ эффективность институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса;
‒ нагрузка на бизнес, связанная с проведением проверок;
‒ степень прозрачности ведения бизнеса;
‒ эффективность работы организационных механизмов поддержки бизнеса;
‒ качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса.
Как указано в рейтинге, по указанному показателю КЧР получила оценку 2 балла. Это означает критический уровень развития институтов для бизнеса в регионе, вернее их неразвитость, что в значительной степени можно продемонстрировать на официальных федеральных и региональных сайтах, где данные обновляются с временным лагом в 2–3 года. В совокупности с небольшим опытом государственных гарантий защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков определяет высокую степень неопределенности перспектив осуществления инвестиционной деятельности в республике.
Третий раздел «Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры» включает:
‒ качество и доступность инфраструктуры;
‒ качество территориального планирования;
‒ доступность земельных ресурсов;
‒ качество и доступность финансовой поддержки
‒ качество и доступность трудовых ресурсов.
Значение «4 балла» по данному показателю определяется исходя из того, что Карачаево-Черкесская Республика отличается уникальностью природно-сырьевых ресурсов, занимает выгодное экономико-географическое положение. Республика граничит с Кабардино-Балкарской Республикой, Ставропольским и Краснодарскими краями. Это создает необходимые объективные предпосылки для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Среди субъективных можно отметить следующие положительные факторы:
‒ высокая доля трудоспособного населения 59 % (на 1 января 2015 г.);
‒ наличие ряда крупных успешно реализуемых инвестиционных проектов, три из которых — с использованием государственной поддержки. Прежде всего, это первый создаваемый в рамках туристического кластера Северного Кавказа проект по строительству всесезонного горного курорта «Архыз», определивший принципиально новую планку развития туристической отрасли республики, во вторых инвестиционный проект в отрасли экономики с высокой долей добавленной стоимости «Строительство фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий», и в третьих достаточно динамично развивающееся в республике производство транспортных средств на базе реализуемого проекта первой в России частной кампании «ДерВейс» [1].
Категория эффективности поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) включает:
‒ уровень развития малого предпринимательства в субъекте РФ;
‒ качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства;
‒ эффективность нефинансовой поддержки МСБ;
‒ эффективность финансовой поддержки МСБ.
По данному показателю КЧР также находится на уровне отметки «D». Инфраструктуру господдержки субъектов МСБ Карачаево-Черкесской Республики, образуют Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики, Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики, Минэкономразвития России, Агентство стратегических инициатив, Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), ОАО «Лизинговая компания Карачаево-Черкесской республики.
Эффективным антикризисным решением могла бы оказаться государственная финансово-кредитная поддержка по предоставлению гарантий по кредитам, лизинга и микрозаймов по низким процентным ставкам. Однако и здесь подобного рода поддержка в республике охватывает лишь 7 % от общего числа субъектов МСП.
Таким образом, Карачаево-Черкесская республика обладает всеми составляющими роста инвестиционной активности: выгодным географическим расположением, уникальными природными и климатическими условиями, богатыми полезными ископаемыми, а также — значительным потенциалом трудовых ресурсов. Задача регионального законодательства состоит в обеспечении эффективного использования этого потенциала, создании таких условий, которые будут гарантировать бизнесу выгодное вложение средств. В настоящее время система обеспечения благоприятного инвестиционного климата в КЧР не эффективна.
Литература:
- Об Инвестиционной декларации Карачаево-Черкесской Республики: Указ Главы Карачаево-Черкесской республики от 07.05.2013 года, № 124-У.
- Савенкова Е. В. Финансовые проблемы инвестиционного процесса в России: региональный аспект // Экономические науки. — 2016. — № 1(134). — URL: http://ecsn.ru/files/pdf/201601/201601_130.pdf.
- Хисматулов И. Р., Игнатьева О. А. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 1. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-investitsionnogo-klimata-rossii-na-sovremennom-etape.
- Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 25.10.2016).