Инновации в туризме – как один из важнейших факторов повышения уровня социально-экономического развития Республики Дагестан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тайгибова, Т. Т. Инновации в туризме – как один из важнейших факторов повышения уровня социально-экономического развития Республики Дагестан / Т. Т. Тайгибова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1380/ (дата обращения: 17.12.2024).

Инновация – это внедрение, введение достижений науки, передового опыта в областях управления, организации труда, технологий. Туризм – одна из важных отраслей экономики любой страны. Во многих государствах он входит в число основных источников дохода. Сфера туризма влияет на любой континент, государство или город, поскольку туризм является межотраслевой сферой экономики, которая охватывает не только средства размещения, но и транспорт, связь и многое другое. При условии успешного развития, туризм приносит определенные преимущества, с которыми связанно его значение для экономик разных стран и для нашей республики в частности.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дагестана до 2025 года» туристско-рекреационный комплекс является одним их перспективных и приоритетных направлений развития экономики республики, представляющий собой многоотраслевой комплекс, в котором отражаются интересы субъектов хозяйствования. Повышение уровня социально-экономического развития любого региона во многом зависит от использования потенциала в возможности оказания туристических услуг. Кроме того, усовершенствование или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяет и существенно улучшает эффективность не только сферы туризма, но и экономики в целом. Анализируя современное состояние туризма в нашей республике можно сказать, что это направление развивалось не так активно как поездки наших граждан за границу. Об этом свидетельствуют и статистические данные прибытия иностранных туристов в нашу республику. Основными причинами являются – низкий уровень бюджетных расходов на отрасль, галопирующий рост цен на туристские услуги, отсутствие единых стандартов, технологий и правил, недоступность для туристов многих уникальных туристских ресурсов из-за отсутствия необходимой туристской инфраструктуры и др.

Успешное развитие той или иной сферы экономики во многом зависит от периодически происходящих инновационных процессов, которые затрагивают не только область науки и технико-технологической сферы, но и тесно связаны с экономическими и социальными преобразованиями.

Инновации в туризме – это разработка, создание новых туристических маршрутов, проектов и т. д., внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов. Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими - сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме существуют определенные классификационные признаки (Рис. 1).

Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.

Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей.

Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного сервиса и туризма. Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

На практику нового туризма влияют такие факторы, как де­мографические изменения (старение населения), стиль жизни, характер работы, частота и продолжительность отпусков. Люди стремятся к новым и нестандартным путешествиям. Их растущая осведомленность, новые потребности стимулируют туристский бизнес, побуждают к инновациям и нововведениям. Большинство инновационных туристских продуктов имеют свои ниши на ры­ночном пространстве (например, экологический, приключенчес­кий, экстремальный туризм). Устойчиво популярен и культурно-познавательный туризм, в котором появились инновационные продукты.


Рис. 1. Классификационные признаки инноваций в туризме

Туристские предприятия всегда были и сейчас являются ак­тивными сторонниками новых технологий. Как уже отмечалось, современные достижения в области телекоммуникаций и элект­ронного маркетинга обеспечивают новые возможности для турист­ского бизнеса и существенно воздействуют на его модели. Внедрение новых технологий в туризм помогает повысить доходы от инвестиций. Для развития туризма в Дагестане есть все условия. Республика Дагестан является одним из наиболее привлекательных, колоритных и самобытных регионов России. Испокон веков Дагестан притягивал к себе бесчисленное количество путешественников, художников, поэтов и писателей.

Неповторимы и уникальны культура и искусство народов нашей республики. Здесь каждый народ сохранил свои давние традиции, фольклор, народные промыслы и этнолингвистический облик. Самая главная ценность Дагестана – его жители, их кавказское радушие и гостеприимство. Дагестан заинтересовывает туристов песчаными пляжами Каспийского моря, горнолыжными курортами и уникальными особенностями культуры разных народностей, населяющих территории этой республики Северного Кавказа.

Туристские маршруты к историческим поселениям, сохранившим до сих пор объекты культурного наследия, представляют большую историческую, культурную и научную ценность и вызывают огромный интерес у туристов и отдыхающих. В Дагестане более шести тысяч памятников истории, наиболее значительным из которых является архитектурный комплекс цитадель Нарын-кала, VI век, древняя часть и крепостные сооружения города Дербента, включенные в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Туризм - это настоящий катализатор социально-экономического развития. Однако в республике, в силу хронической недооценки существующего потенциала, не уделяется должного внимания этой сфере, что приводит к застою в развитии туриндустрии. Необходимо достаточно хорошо оснастить турфирмы, чтобы получать полную отдачу, в том числе и в будущем, от технических нововведений, которые повлияют на процессы разработки и продвижения услуг, использовать современные аналитические методы и подходы к решению проблем, которые помогут уменьшить затраты и увеличить производительность труда.

Таким образом, в регионе есть уникальная возможность создать необходимые условия для становления туризма как высокодоходной отрасли экономики, потенциал которой в республике сильно недоиспользован. Появление нового продукта на рынке туристических услуг будет способствовать разработке других, более совершенных проектов, давать возможность их финансировать. Инновации в туризме требуют больших материальных, финансовых затрат. Поэтому необходима поддержка государства.

Ключевым механизмом государственного регулирования и поддержки развития туризма являются республиканские и разработанные на их основе муниципальные целевые программы развития туризма. Успешная реализация мероприятий региональных целевых программ в рассматриваемой сфере позволит обеспечить опережающую по сравнению с другими отраслями динамику развития туризма, конкурентоспособность турпродуктов республики на внешних рынках.






Рис. 2. Проблемы, препятствующие успешному развитию туризма

Эффективное решение существующих проблем (Рис. 2) позволит создать новую модель роста туризма, в центре которой будет совершенствование материально-технической базы и внедрения в сферу туризма новой техники и технологий, обеспечивая тем самым эффективную рекламу турпродукта, транспортную доступность туристических центров и создание высококвалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста.

Прежде всего, внедряя достижения научно-технического прогресса и передовой практики, инновационных нововведений в развитие сферы туризма, можно будет создать новые концепции туризма, туристских услуг, и реализовать их в новых форматах обслуживания. Формирование новых подходов и внедрение инноваций развития и регулирования сферы туризма, позволит создать адекватную туристскую индустрию с хорошо развитой материально-технической базой.


Литература:
  1. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб. пособие. - СПб.: Герда, 2010.

  2. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2009.

  3. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. - М.: Наука, 2009.

  4. http://www.dagtourism.com/ Агентство по туризму Республики Дагестан.

Основные термины (генерируются автоматически): Дагестан, сфера туризма, туризм, инновационная деятельность, республика, научно-технический прогресс, социально-культурный сервис, туристский бизнес, успешное развитие, экстремальный туризм.

Похожие статьи

Инвестиционная привлекательность как средство реализации экономической политики Республики Дагестан

Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона

Инвестиционный климат как фактор экономического развития Карачаево-Черкесской республики на современном этапе

Человеческий капитал как конкурентный фактор развития инновационной экономики региона

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Ресурсный потенциал Приморского края как фактор развития внутреннего и въездного туризма

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Похожие статьи

Инвестиционная привлекательность как средство реализации экономической политики Республики Дагестан

Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона

Инвестиционный климат как фактор экономического развития Карачаево-Черкесской республики на современном этапе

Человеческий капитал как конкурентный фактор развития инновационной экономики региона

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Ресурсный потенциал Приморского края как фактор развития внутреннего и въездного туризма

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана