Потребительский рынок как фактор институционально устойчивого развития Ставропольского края
Автор: Коновалова Ирина Александровна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 1808 раз
Библиографическое описание:
Коновалова, И. А. Потребительский рынок как фактор институционально устойчивого развития Ставропольского края / И. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2639/ (дата обращения: 17.12.2024).
Потребительский рынок Ставропольского края - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, создающий пятую часть валового регионального продукта и около 15 процентов налоговых поступлений.
Состояние потребительского рынка обусловлено с одной стороны – уровнем платежеспособного спроса населения края, с другой – развитием трёх основных отраслей: торговли, общественного питания и бытовых услуг населению.
По торговому обороту край занимает 4 место в СКФО. Несмотря на то, что в торговле занято 7,4 процента от общей численности населения края, а 98 процентов товарооборота края формируется частным предпринимательским сектором, органы исполнительной власти края ограничены в мерах по развитию торговли на уровне оптового звена. На федеральном уровне пока не созданы механизмы правового регулирования оптового рынка.
В крае необходимо создавать многоуровневую управляемую систему товародвижения, включающую современные оптовые торгово-логистические центры, межрайонные оптовые базы, организованные рынки сельскохозяйственной продукции. Оптовое звено торговли должно быть сориентировано на местных производителей сельскохозяйственной продукции и пищевой продукции, которые удовлетворяют потребность рынка по группе продовольственных товаров только на 38 процентов.
Слабо развит сектор «социальной» торговли и бытового обслуживания населения для малообеспеченных жителей. Не в полной мере решена проблема социальной поддержки населения, качества обслуживания инвалидов и ветеранов ВОВ, пенсионеров, других льготных групп населения. Требуется принятие дополнительных мер по повышению качества питания учащихся в образовательных учреждениях края.
В результате, значительная часть розничного товарооборота формируется за счёт поставок через мелкорозничную торговую сеть с низким качеством торгового сервиса и в условиях отсутствия эффективного государственного контроля качества пищевых продуктов. Социально-экономическая значимость потребительского рынка предопределена выполнением им многочисленных функций по обеспечению воспроизводства человеческого капитала. Вместе с тем, императивы потребительского рынка лежат в основе построения производственно-стоимостных цепочек выпуска конечных товарных продуктов и оказывая стимулирующее воздействие на отрасли, производящие товары потребительского назначения, а через них на ресурсопроизводящие отрасли национального хозяйства.
Так, уровень, тенденции и структура спроса на потребительском рынке предопределяют потребности в тех или иных орудиях и предметах труда, а также формируют спрос на отдельные категории рабочей силы. Территориальное размещение предприятий, производящих и реализующих продовольственные товары, влияют на состояние рынка недвижимости. А уровень экономического развития этих предприятий оказывает влияние на котировку их акций и направления развития финансового рынка. Более того, удельный вес расходов населения на приобретение продовольственных товаров в общем объеме их доходов, влияет на формирование рынка сбережений и банковских вкладов населения. Данный рынок оказывает непосредственное влияние и на социальное положение территорий. От его состояния, уровня цен, ассортиментного предложения товаров и услуг во многом зависит качество жизни населения той или иной территории.
Сложные процессы трансформации российской экономики выдвигают на первый план исследование потребительского рынка как важнейшего фактора расширения внутреннего рынка потребительских товаров, позволяющего объективно судить об экономическом потенциале и тенденциях его развития, а также определяющего экономические стратегии субъектов рынка, механизм государственного регулирования.
Потребительский рынок, являясь экономическим феноменом интегрально-воспроизводственного характера, определяется как совокупность отношений, построенных на основе институциональных норм и правил, охватывающих сферу удовлетворения личных потребностей населения и обеспечивающих движение товарных потоков, является замыкающим звеном воспроизводственного цикла. Это позволяет моделировать экономический механизм эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования, в основе которой находится потребительский сектор. Таким образом, потребительский рынок – это интегральная категория, которая определяет сферу удовлетворения личных потребностей населения, выступающая структурообразующим фактором функционирования рыночно-экономической системы.
Особенности отечественного потребительского рынка, выступающего основным элементом товарного рынка, объективная оценка его состояния и тенденции развития – важная информация, которая необходима для управления и контроля за параметрами его функционирования, регулирования ряда рыночных процессов, разработки и проведения эффективной государственной социально-экономической политики.
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка представляет собой взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на территории страны. Современный многофункциональный потребительский рынок формируется под влиянием нескольких факторов одновременно. Причем все рассматриваемые факторы имеют одну особенность – их воздействие носит интегрированный характер. Вместе с тем, непосредственное влияние каждого из них имеет самую различную степень: одни оказывают незначительное воздействие на некоторые товарные группы, другие – умеренное, третьи – значительное.
Функционирование потребительского рынка определяется структурой связей: между потребностями населения и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплениями; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.
Активная роль потребностей в развитии производства и всей человеческой жизни в целом настолько велика, что есть основания рассматривать их как движущую силу прогресса. Если мы обратимся к ранним этапам развития человеческого общества, то увидим, что даже тогда, когда воспроизводство осуществляется как простое, потребление служило не только завершающим актом, но и стимулом для возобновления производства, а также воспроизводства рабочей силы, благодаря которой осуществлялся данный процесс. Основываясь на всеобщем характере действия закона возвышающихся потребностей, можно говорить о том, что личное потребление влияет на процесс развития производительных сил общества, а это позволяет сделать вывод об общеэкономической значимости стимулирующей роли личного потребления.
Начальное звено спроса на товары и услуги – это предприятия потребительского сектора, включая непроизводственную и социальную сферы. Именно они задают импульс развитию экономики: непосредственно сопряженным с ними предприятиям; опосредованно – предприятиям базовых отраслей. Неплатежеспособность потенциальных потребителей ведет к кризису базовых отраслей, который невозможно устранить трансфертами.
Поэтому в качестве «точек роста» экономики необходимо обозначить потребительский рынок, механизм регулирования которого можно определить как политику экономического порядка.
Дифференциация доходов определяет парадоксы потребительского рынка, а также динамику интегральных показателей благосостояния населения страны, когда в условиях преобладания низких доходов населения доля прироста сбережений в структуре расходов сохраняется на относительно высоком уровне.
Изменения в дифференциации доходов приводят к изменениям в структуре спроса на товары и услуги. Если дифференциацию доходов с помощью налогов и цен можно быстро изменить, то производство соответствующих товаров и услуг в короткий срок организовать невозможно. В действительности рынок даже под имеющиеся доходы всего населения наполнен на 80%, остальные уходят на покупку валюты и во вклады.
Последствия мирового финансового кризиса сказались на развитии потребительского рынка страны. Сочетание посткризисных процессов с высоким уровнем инфляции и торможением реальных располагаемых денежных доходов населения не способствует увеличению покупательского спроса населения и как следствие замедляет темпы роста оборота розничной торговли и платных услуг населению. По сравнению с прошлым годом прирост оборота розничной торговли составил 7,8% в результате продолжающегося сокращения сбережений населения и увеличения потребительского кредитования. При этом рост объема оборота розничной торговли продолжает основываться на снижении нормы сбережений населения и увеличении потребительского кредитования, что оказывает влияние на ассортиментную структуру продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле.
Масштабы бедности и экономическое положение бедного населения ведут к формированию новой социальной ситуации в России. Огромная масса людей оказывается, по сути, отсеченной от качественных социальных услуг, определяющих воспроизводство человеческого капитала. Возникает хорошо феномен застойной бедности, когда бедное население лишено доступа к качественным социальным благам (здравоохранение, образование, культура), без которого не имеет реальной возможности преодолеть бедность. Такая ситуация не только деформирует трудовые и предпринимательские мотивации, но и формирует питательную среду для взрывного поведения.
Концепция современного развития российской экономики может быть разработана только при комплексном изучении особенностей потребительского рынка, покупательской способности населения, определяющей динамику развития потенциала потребления.
Потребительский рынок - это подсистема социально-ориентированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Ее формируют взаимодействующие подсистемы: субъекты хозяйствования, секторы инфраструктуры рынка, население конкретной территории. Это открытая система, ориентированная на развитие человеческого потенциала.
Специфические его свойства определяются тем, что потребительский рынок, во-первых, выступает как индикатор создания потребительских ценностей, во-вторых, обеспечивает нормальное денежное обращение (т.к. денежные средства в основной массе начинают движение именно на нем), в-третьих, является "инкубатором" новых рабочих мест для населения, в-четвертых, представляет собой сферу деятельности большого числа организаций бизнеса, в-пятых, оказывает прямое и косвенное влияние на состояние и развитие других рынков.
Научная концепция управления потребительским рынком необходима, во-первых, как базовый документ для формирования и поддержания на рынке предложения, спроса, его емкости, анализа конъюнктуры и цен на товары и услуги; во-вторых, для того, чтобы стратегия развития потребительского рынка была адекватна стратегическому выбору города.
Формирование эффективной конъюнктуры потребительского рынка способствовало бы, с одной стороны, обеспечению динамичной пропорциональности в производстве и обмене потребительских товаров и услуг, а, с другой, - стимулировала снижение издержек производства и обращения, повышение эффективности производства и обмена, поддержало сбалансированность спроса и предложения в условиях постоянно меняющихся их объемов и структуры. Это способствовало также развитию отраслей производства потребительского комплекса (предприятия пищевой, легкой промышленности, отраслях, производящих товары длительного пользования и т.п.), дающих быструю отдачу капиталовложений, что позволит обеспечить повышение уровня занятости населения и, следовательно, повысить его покупательную способность; способствует развитию конкуренции и предпринимательства.
Важную роль могут играть и другие факторы, в частности: менталитет населения; уровень экономического развития; уровень технологического развития, также необходимость в регулировании новых видов деятельности и т.д. Человеческий капитал, вопросы его качественного и количественного воспроизводства все более отчетливо заявляют о себе как о необходимом условии и одной из предпосылок становления и функционирования рынка.
В конечном итоге эффективное регулирование должно привести к созданию условий для реализации возможностей населения самостоятельно обеспечить свое благосостояние, что неизбежно приведет к увеличению платежеспособного спроса и, следовательно, послужит стимулом к расширенному воспроизводству.