Библиографическое описание:

Мураталиева А. Н., Тулепбергенова А. У., Кушекбаева Ж. С., Бакытбайкызы А. Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания подростков // Молодой ученый. — 2016. — №19.2. — С. 28-30.



Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Напряженная, неустойчивая, социально-экономическая, экологическая обстановка сложившаяся в настоящее время в нашем обществе обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста [1,60].

Среди них особую тревогу вызывает прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой цинизм, агрессивность и жестокость.

В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано во-первых, с темпом, ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции.

В-третьих, с экологическим и экономическими кризисами, поразившие наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения при отсутствии личной ответственности из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство [2,198].

При этом у молодых людей бурно развивается чувство протеста часто неососзнанного и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заитересованности ведет к эгоизму. Дело в том, что подростки больше других возрастных групп страдают от не стабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, старые разрушены, но и новые не созданы [3,286].

Подтки теперь не только не знают, во что верить , но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живем для себя, старается как то извернутся, обмануть другого» [4,233].

По нашему мнению, данной убежденности способствует безответсвенная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Тем более, что качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функции, как формирование у детей чувство психологического комфорта, защищенности [5,102].

Здесь не редко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию, другая часть не интересуется потребностями ребенка, третья- переоценивает ребенка и недостаточно контролирует.

В результате исследования выявлено, что для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности с повышенной внушаемостью, подражательностью.

Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации [5,93]. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п., провоцирующие агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желаний занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения,осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность довольно часто рассматривается как доказательства «бывалости», «мужественности».

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях как и в системе формальных и не формальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости , неприязни определенной части подростков, стремления делать назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения , разрушительных действий [3,270].

«Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-целостного отношения к себе , проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетаний таких полярных качеств, как например, самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность , развязность и застенчивость – пишет Д. Майерс».

Острота и длительность ломки и перестрой прежних отношений к окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса, который сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка, когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации.

Расхождение между стремлениями подростка связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека [4,220]. По мере его взросления изменяется характер и восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Показательно, что на первой стадии подросткового периода онтогенеза (10-11 лет) ребенка характеризуют весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности.

Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадий подросткового возраста (в 12-13 лет), обусловливаясь, в значительной мере оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников.

На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах.

Каждый ребенок – это неповторимый мир. Признавая данное положение в педагогической практике, тем не менее, многие годы учитывались половые различия детей. Между тем известно, половые различия не ограничиваютя собственно половыми характеристиками и особенностями психосексуалного развития. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков.

Так в подростковом возрасте психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше чем у мальчиков и длится в течение 3-4, а не 4-5 лет.

Мальчики несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо больше чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек встречаются психические нарушения.

Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведений девочек и мальчиков, обусловленные в частности, стереотипами феминности и маскуллинности, принятыми в обществе [5,107].

Входе исследования выявлено, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а в случае антиобщественных поступков находятся 10:1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяется как половым диморфизмом и соответсвующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и специфическим проявлением характерных типа мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества.

Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление не отставать от других и жажда подвига часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причем, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное огрубление личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.

С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов [5,110].

Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений, хорошо помогает психофизическая тренировка. Чтобы усвоить модель агрессивного поведения, его достаточно наблюдать, поэтому самое главное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества - это главное условие предотвращения агрессивности.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология», Екатеринбург:1999
  2. Александров А.А. «Современная психотерапия», СПб: 1997
  3. Андреева Г. М. «Социальная психология», М:1988
  4. Бандура А.,Уолтерс Р. «Подростковая агрессия.», «Изучение влияния воспитания и семейных отношений» –М: изд-во Эксмо пресс 2000
  5. Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми», М: изд-во «Педагогика»1991
Основные термины (генерируются автоматически): психологического кризиса, нравственных представлений, половые различия, системе воспитания, части подростков, системе воспитания подростков, подростковом возрасте, агрессивных импульсов, агрессивное поведение, формы поведения подростка, форм поведения, различных проявлений агрессивности, формы психологического кризиса, подростков характерна неразвитость, психические различия мальчиков, агрессивное поведение подростков, системе воспитания подростка, условие предотвращения агрессивности, формировании нравственных представлений, детей чувство психологического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос