Автор: Ишимова Айжан Есенжоловна

Рубрика: 4. Психология развития

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Ишимова А. Е. Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 31-34.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю под деструктивно-агрессивным поведением следует понимать мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. п.) [2].

Становление агрессивного поведения в подростковом возрасте

Считается, что подростковый возраст является одним из самых трудных периодов в онтогенезе человека, так как именно в этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, при этом возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, образуется общая направленность в формировании нравственных представлений, социальных установок и ценностей человека.

Подростковый период онтогенеза — это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития [4].

Главной особенностью подросткового возраста является внутренние гормональные и физиологические изменения, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. Несмотря на то, что проявление агрессии в подростковом возрасте характерно для всех, хочется отметить, что в подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3–4, а не 4–5 лет. Несмотря на то, что мальчики физически сильнее девочек, они обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Доказано, что у мальчиков чаше, чем у девочек, встречаются психические нарушения.

Так же, данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что гораздо чаще агрессивное поведение встречается у мальчиков, нежели у девочек, а в случае антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типа мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества [6].

Еще одной особенностью подросткового возраста является кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» [9]. Сложность задачи, стоящей перед подростком, состоит, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного — каким человек должен стать и отрицательного — каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими» [9]. Обретение подростком личной идентичности является многоуровневым процессом, который имеет определенную структуру и состоит из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.

Одной из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте является переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей [3].

В данный период интенсивно формируются жизненные принципы, нравственные понятия, представления и убеждения, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, не совпадающие с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания и самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность [1, 5.].

Кризис подросткового возраста — абсолютно нормальное явление, которое свидетельствует о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению.

Говоря об особенностях агрессивного поведения в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, и семья является почти всегда основным фактором социализации, и она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков довольно сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи [7, 10]. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [8, 11].

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей.

Факторы деструктивно-агрессивного поведения подростка XXI века

Проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте связаны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни. И в связи с, откровенно говоря, неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков. Также очень существенное влияние на подростков оказывают отношения в семье, отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.

В рамках проведенного исследования поступивших студентов в Российский Государственный Педагогический университет им. А. И. Герцена, которое состояло из ежегодного опроса и анкетирования 1 курса (в количестве 60 человек в год) на тему факторов агрессивного поведения человека и их влияния, следует отметить тенденцию, что с каждым годом в жизни подростка все большую часть его жизни занимает интернет, а если точнее, то социальные сети.

Семья, как неизменный фактор агрессивного поведения подростков имеет место быть, и является наиболее влиятельным фактором агрессии. Чаще всего, под фактором «семья» студенты подразумевают не только взаимоотношения родителей и детей, но и отношения между самими родителями, так как их поведение является примером для них, неким идеалом (не имеет значение негативные они или положительные), и в будущем, сформировав свою семью, они проецируют их по отношению к своим половинкам и детям. Думаю, не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90 % что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но, впоследствии, он станет жестоким агрессивным тираном.

Рис. Данные исследования с 2010 по 2014 год

 

В фактор «личные качества» были включены, как и личностные предпосылки личности к проявлению агрессии, так и привязанность человека к алкоголю, никотину и наркотикам.

В последнее десятилетие, многие психологи начали отдельно выделять такой самостоятельный фактор, как «социальные сети». Во время высоких технологий и модернизации, так или иначе, интернет стал частью нашей жизни. Учитывая необходимость использования высоких технологий, их эффективность и доступность информации, подростки слишком рано знакомятся с интернетом, при этом, не имея сформировавшуюся устойчивую психику. В связи с этим, интернет сообщества и социальные сети, включительно, имеют огромное влияние на становление личности человека в подростковом возрасте, а то и ранее («первое знакомство» с интернетом человека в среднем происходит в возрасте 7–8 лет).

 

Литература:

 

1.                  Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / М.: Владос, 2000. — 512 с.

2.                  Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С.11

3.                  Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия / СПб.: Питер, 2000. — 336 с.

4.                  Зайцев Ю. А., Хван А. А., Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте/ КРИПКиПРО 2006.- 112 с.

5.                  Ильин Е. П. Мотивация и Мотивы / СПб.: Питер, 2000. — 298 с.

6.                  Леонгард Карл «Акцентуированные личности» / Ростов н\Д.: изд-во «Феникс», 2000. — 228 с.

7.                  Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика — Самара: БАХРАХ, 2001. — 402 с.

8.                  Райс Ф., Долджин К. Г., Психология подросткового и юношеского возраста./ СПб.: Питер, 12-е изд. 2011–816 с.

9.                  Савина О. О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»// http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm

10.              Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции — М.: Речь, 2003. — 96 с.

11.              Таут ММ. Психологическое сопровождение воспитательной работы // Повышение качества профессионального образования и опыт внедрения государственных образовательных стандартов СПб.: Питер, 2004. — 331 с.

Основные термины (генерируются автоматически): агрессивного поведения, в подростковом возрасте, агрессивного поведения в подростковом, агрессивного поведения подростков, поведения в подростковом возрасте, Факторы деструктивно-агрессивного поведения, Становление агрессивного поведения, особенностью подросткового возраста, агрессивного поведения человека, Диагностика агрессивного поведения, становление агрессивного поведения, агрессивного поведения футбольных, особенностях агрессивного поведения, примеров агрессивного поведения, фактор агрессивного поведения, Проблемы агрессивного поведения, поведения современного подростка, Становление идентичности, кризис идентичности, агрессии в подростковом возрасте.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос