Библиографическое описание:

Кощеев С. В., Украинцева И. И., Романов М. С., Мушкина И. А. Городская среда как системно-локализованное поле взаимодействия образовательной среды и населения // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 464-467.



Городская среда как системно-локализованное поле взаимодействия образовательной среды и населения

В статье рассматривается значение университетов, как точек образовательного потенциала влияющих на развитие города и подготовки качественных кадров для экономики и общества. Освещена важность образовательной деятельностью в связи с принятием профессиональных стандартов.

Ключевые слова: городская среда, непрерывное образование, образовательный потенциал

В последние десятилетия в России интенсивное развитие урбанизированных территорий неизбежно повлекло значительный отток сельского населения в города. Согласно статистике, более 50 % мирового населения на данный момент живет в городах; к 2025 г. доля городского населения возрастет до 60 %. В России этот рубеж уже пройден и составляет 74 % [1]. Этот факт обусловил актуальность мониторинга и всестороннего исследования урбанистической среды и ее влияния (как позитивного, так и негативного) на человека. С одной стороны — очевидно превосходство жителей городских территорий перед сельским населением по множеству показателей уровня и качества жизни, к числу которых можно отнести более высокий уровень оказания услуг в сфере здравоохранения, развитость транспортной инфраструктуры, комфортность жилья и т. д. С другой стороны — проживание человека на урбанизированной территории негативно сказывается на его физическое и психоэмоциональное состояние. Высокий уровень загрязнения атмосферы и водных ресурсов, повышенный радиационный и шумовой фон, повышенный темп жизни, концентрация больших масс людей, преступность и прочие «раздражители» снижают уровень активности человека, зачастую нивелируя позитивное влияние городского комфорта.

Важнейшим стратегическим фактором устойчивого развития города в современном мире становится формирование зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (концентрация современной городской инфраструктуры, информационных каналов и технологий, экологически благоприятных условий жизни, образовательная среда, транспортная доступность к столице, крупным региональным центрам и городам мира и пр.).

Социальное развитие в городах — часть социального развития в системе общественного целого, оно детерминированно обществом. В то же время социальные процессы в городе имеют свою специфику, закономерности, вызванные теми процессами, которые являются частью, подсистемой социума.

Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочего силы, следит за здоровьем и образованием, поддерживает культурно нравственный потенциал людей. Высокий уровень развития социальной инфраструктуры, образовательной среды, комфортные экологические условия позволяют привлекать молодых людей из других регионов, что в конечном итоге позволяет городу получать высококвалифицированных специалистов. И наоборот, неудовлетворительные условия жизни способствуют «утечке» квалифицированных работников и образованного населения из города, что сказывается на эффективности производства, культурном потенциале городах [1].

В свою очередь стремительная интенсификация и компьютеризация производства требует от работников новые расширенные и постоянное обновляющиеся знания, что трансформирует совокупность потребностей с включением в них непрерывного образования (как базисной, эволюционирующей в количественном и качественном аспектах). Формирование образовательной среды для городского населения, в том числе развитие университетов (даже университетских кластеров), приобретает особую значимость, так как иметь в городе образовательный центр, направленный на постоянное развитие и обучение населения для повышения профессиональных навыков и адаптации к быстро меняющимся потребностям рынка труда. Так наличие качественных кадров и приток финансовых ресурсов дает возможность урбанистическим системам развиваться более высокими темпами. Урбанистическая система как феноменологическая совокупность, связанная причинно-следственной зависимостью с урбанистической средой, не может исключать экономического аспекта, приобретающего большое значение в связи с различием имеющихся в наличии ресурсов (вовлекаемых в производственную деятельность в качестве факторов производства), которые определяют возможность и варианты хозяйственного развития территорий [2, c.59].

У каждого индивида и общества в целом есть система ценностей и целей, а также мер, при помощи которых можно их достичь. Образование является неотъемлемой частью каждого участника гражданского общества, именно образование формирует личностную культуру каждого человека. А образовательная политика является инструментом, регулирующим этот процесс в целом.

Город, как урбанистическое образование, выступает воспитывающей и образовательной средой — это, согласно исследованиям представителей многих научных областей, аксиома. Загадкой (в терминологии Б. А. Ланина) является то, как город осуществляет этот процесс, превращая людей «из безликого населения в полноправных и ответственных граждан» [2, c.125]. Педагогический потенциал города тем значительнее, чем полнее осуществляется реализация его возможностей через содержание, формы и методы образовательной деятельности, событийности. В этом контексте возможен процесс создания креативных «островков» среды, периодического воспроизводства желаемых «эталонов», чтобы не потерять образцы, передать (даже без претензии на тиражирование, хотя бы только передать) в пространстве и времени.

Рассматривая современные университетские образования как точки концентрации образовательного потенциала города, следует рассмотреть складывающие тенденции выстраивания непрерывной цепочки взаимодействия школа-колледж-университет. Причем университет, как конечное звено должен взаимодействовать с населением в течение всей жизни ориентируясь (а в идеале опережая) на образовательные потребности взрослого населения, предоставляя программы профессионального обучения/переобучения для формирования у человека необходимых компетенций для профессиональной деятельности. Вторым направлениям должна стать социальная составляющая работы с взрослым населением, направленная на проведения адаптационного обучения к урбанистическим условиям современного города — обучение компьютерной грамотности, обучение использования потенциала электронного правительства и т. д. Одним из направлений повышения на пример экономической грамотности проводить воскресные открытые лекции для населения города с возможностью более глубокого изучения на курсах дополнительного профессионального образования.

Следует отметить, что университеты выступают не только в роли образовательного центра, но и в роли социально-ориентированного комплекса, где наряду с образовательной деятельностью, могут предоставляться и другие услуги населению: проведение спортивных, оздоровительных мероприятий; выступать в роли экспертного центра; пропаганда научной деятельности.

В зависимости от размера города и административного значения в роли образовательных точек роста могут выступать несколько университетов, каждый из которых ориентирован на специализированный сектор. Как правило такая ситуация типична для столиц субъектов Российской Федерации. В данном случае у населения есть выбор среди нескольких университетов для определения наиболее подходящего под свои потребности.

Однако существует много примеров когда в городе имеется один университет (в данном случае не рассматриваем филиалы и коммерческие образовательные учреждения, так как у них нет широты охвата и ресурсов для достижения поставленных целей перед образовательным центром) и он должен учитывать специфику всего населения, проживающего в городе при подготовке и создании траектории своего развития. Иногда складывается ситуация когда есть потребность в повышении квалификации определенной категории работников, но в силу их малочисленности экономическая целесообразность их обучения для университета низка или вообще имеет отрицательное значение. Получается двоякая ситуация когда университет может обучить, но не имеет экономической возможно, а работодатель не желает нести дополнительные расходы для отправки сотрудника на обучение в другой город. В данном случае университет может выступить проводником между университетом из другого региона и работодателем для организации обучения работников с применением современных технологий или использовать другие формы взаимодействия.

Особо роль университетов возрастает в настоящее время, так как в нашей стране в последние двенадцать лет производительность труда выросла на 59 % (данные Минэкономразвития России), тем не менее, она и в 2014 году составляла всего лишь 39 % от производительности труда в США. В данной сфере в России ситуация будет ухудшаться в связи с ожидаемым в ближайшие годы снижением числа трудоспособного населения (из-за демографической «ямы» 1990-х).

Таким образом, правительство РФ одной из своих приоритетных задач на ближайшую перспективу назвало повышение производительности труда. В этой связи «разработка, внедрение профессиональных стандартов и подготовка специалистов в соответствии с требованиями данных документов становится чрезвычайно актуальной проблемой» [3, c.253].

При этом успех реализации новых стандартов будет зависеть от того, насколько заявленная квалификация станет соответствовать требованиям рынка труда. Основные задачи по переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров возлагаются на дополнительное профессиональное образование (ДПО).

В соответствии со статьей 195.1 Трудового Кодекса РФ профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Данная система призвана заменить устаревшие квалификационные справочники. В общей сложности до 2018 года планируется создать и утвердить около 800 профстандартов (сейчас утверждено чуть менее 500). В них будут прописаны современные наименования должностей и профессий, трудовые функции и действия, требования к образованию, практическому опыту работы, умениям, знаниям и личным качествам специалиста, необходимые допуски. Применяться они будут «при приеме на работу, аттестации сотрудников, формировании кадровой политики предприятия, разработке должностных инструкций и системы оплаты труда» [4, c.482].

Все принимаемые и утверждаемые профстандарты в разрезе должностей, профессий и видов деятельности выкладываются на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Реестр профессиональных стандартов».

«Главной целью профессиональных стандартов является — установка единых квалификационных требований к работникам, которые занимают определенные должности, работают по определенным профессиям. И уже после разработки требований к квалификациям необходимо переформатирование системы образования, которая должна будет обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров».

Подводя итог можно сказать следующее, что роль университетов для населения возрастает и университет выступает в роли научно-образовательного социокультурного образования ориентированного на интересы города. Особо это роль прослеживается в малых городах где имеется один университет.

Литература:

1. Gref G. O. Goroda 2011. Dvenadcat' vazhnejshih dlja Rossii urbanisticheskih trendov // UrbanUrban — internet-zhurnal o ljudjah, idejah i tehnologijah, menjajushhih gorodskoe prostranstvo. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://urbanurban.ru/blog/design/77/Moscow-Urban-Forum-novye-prezentatsii.

2. Малаховская, М. В. Урбанистическая система как способ формирования человеческого капитала региона: институтов и инновационного механизма развития. — Томск: изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. 356 с.

3. Травин В. В. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2013. 332 с.

4. Баринов В. А. Формирование кадровой политики. Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2013. 520 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательной среды, взаимодействия образовательной среды, поле взаимодействия образовательной, городского населения, профессиональных стандартов, системно-локализованное поле взаимодействия, образовательной деятельностью, доля городского населения, отток сельского населения, населения города, «из безликого населения, потребности взрослого населения, урбанистической среды, числа трудоспособного населения, Городская среда, роль университетов, мирового населения, образовательного потенциала, образованного населения, Формирование образовательной среды.

Ключевые слова

непрерывное образование, городская среда, образовательный потенциал

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос