Автор: Мальгин Валерий Евгеньевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 04.02.2014

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Мальгин В. Е. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 787-789.

В статье рассматриваются подходы к изучению образовательной среды учреждений дополнительного образования в специфических условиях закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Ключевые слова: образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)

Важной составляющей системы образования России, автономной и уникальной по своим целевым назначениям, является дополнительное образование детей. Оно решает задачи становления и развития сущностных сил личности, ее фундаментальных способностей, обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, способного к самообразованию и саморазвитию.

Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства детского благополучия [5, с.3].

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что система дополнительного образования детей в наилучшей степени способствует созданию той самой атмосферы комфортности и уюта – «ситуации успеха», по Л.С. Выготскому, партнерских отношений между педагогом и обучающимся, которые, несомненно, способствуют гуманизации отношений, воспитанию и социальному становлению личности. Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образования занимались И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, В.П. Голованов, В.А. Горский, Д.Н. Грибов, О.И. Донина, Е.Б. Евладова, В.А. Караковский, М.Б. Коваль, А.В. Кузнецов, В.А. Карнаухов, Л.Г. Логинова, Л. Ляшко, М.И. Рожков, Е.В. Серединцева, Д. Татьянченко, И.И. Фришман и др.

В системе образования России учреждения дополнительного образования детей рассматриваются многими исследователями как многоуровневые социокультурные системы со своей особой, гуманистически обогащенной средой, в которой осуществляются субъектно-развивающие образовательные и воспитательные программы.

В работах, выполненных по различным проблемам дополнительного образования детей, отражены отдельные аспекты, важные для понимания социально-педагогической сущности учреждений дополнительного образования детей: история становления (В.А. Горский, Н.А. Морозова, М.О. Чеков), воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей (В.А. Березина, Г.П. Буданова, А.К. Бруднов, Б.З. Вульфов, И.Д. Демакова, В.О. Кутьев, М.Н. Поволяева, А.Б. Фомина); развитие функций УДОД (Л.Н. Буйлова, Б.В. Куприянов); полисферность дополнительного образования детей (В.П. Голованов); развитие педагогического коллектива учреждений дополнительного образования детей (М.М. Вострикова, В.А. Гуров, И.В. Романец, С.Б. Серякова), управление коллективом учреждений дополнительного образования детей и системой дополнительного образования в школе (Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, Л.Н. Папенина, Ю.В. Степанов, А.И. Щетинская), качество дополнительного образования детей (Л.Г. Логинова), социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждений дополнительного образования детей (Н.А. Соколова) и др. Психологическим проблемам сопровождения детства и деятельности учреждений дополнительного образования детей посвящены работы А.Г. Асмолова, В.И. Панова, В.И. Слободчикова и др.

Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей, включая сферы общения, деятельности и самопознания, исследовали Л.А. Баренбойм, Ф.М. Блуменфельд, В.Г. Воронцова, Г.А. Ковалев, В.А. Ясвин и др. Проблемами межсубъектных отношений и общения в совместной деятельности занимались Г.М. Андреева, М.Ю. Арутюнян, Г.С. Батищев, М.С. Каган, Е.Ф. Клименко, Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмина, Ю.А. Макаров, С.А. Тарновский, С.А. Цветков, Е.В. Цуканова, И.М. Юсупов, Я. Яноушек и др. Вопросы самопознания и самореализации личности исследовали И.А. Донцов, В.В. Ковров, А.Ю. Круглова, Ю.Н. Кулюткин, Л.И. Петрова, И.В. Дубровина, И.Д. Фрумин и др [5, с.4].

Психолого-педагогические исследования о влиянии образовательной среды на становвление личности проведены такими исследователями как Ю.С. Мануйлов, В.Н. Дружинин, В.А. Козырев, В.В. Рубцов. В работах М.И. Корнеевой, Т.В. Менга, О.П. Околелова и др. предложены некоторые условия формирования среды. В исследованиях С.Д. Дерябо, В.А. Орлова, В.И. Панова, В.А. Ясвина представлены отдельные решения проблемы моделирования образовательных сред, их диагностики, экспертизы.

Несмотря на то, что в науке наработан определенный материал, составляющий теоретико-методологическую базу, практика показывает, что проблема развития образовательной среды учреждения дополнительного образования, по прежнему является актуальной и требует дальнейшей разработки

Несомненный интерес в связи с этим представляет развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования в так называемых «закрытых городах» – закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). ЗАТО является уникальным образованием, унаследованным от времен ядерного противостояния великих держав и создания в начале 50-х годов в системе оборонных отраслей оружейно-ядерного комплекса СССР [4, с.17].

Территории неравнозначны по многим признакам их классификации и закрытые территории имеют ряд существенных отличий. Так, в условиях закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) согласно ФЗ от 14.07.92 г. № 3297-1-ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях» действуют определенные ограничения, которыми невозможно пренебрегать. В этих условиях вопрос развития образовательной среды учреждения дополнительного образования приобретает особое значение и возникает необходимость выявления, систематизации и изучения существенных особенностей с целью эффективного решения задач создания благоприятных условий для жизнедеятельности на данной территории.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) обладают явно выраженной спецификой, сохраняют значительный научно-технический, интеллектуальный, оборонный потенциал; при соответствующих условиях ЗАТО могут стать полюсами инновационного и экономического и культурного развития для прилегающих территорий. Тем не менее, не смотря на многочисленные усилия со стороны федеральных и региональных властей, будущее ЗАТО все еще достаточно неопределенно [1, с.4].

Образовательную среду учреждения дополнительного образования детей составляют три основные сферы, в которых происходит процесс развития и самореализации личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу самопознания, синтез которых наиболее продуктивен в системе дополнительного образования, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. В деятельности ребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Именно в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Общение как сфера образовательной среды учреждения дополнительного образования детей неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов ребенка с другими людьми. Самопознание личности предполагает становление в человеке образа его «Я», который складывается под воздействием многочисленных взаимоотношений и социальных влияний. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей, выполняющая функцию предоставления возможности индивиду для образования и приобретения социального опыта, представляет собой систему влияний и условий формирования личности, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении, и является важнейшим фактором самореализации детей и подростков [5, с. 5].

Особый научный интерес представляют процессы развития и самореализации личности, происходящие в образовательной среде закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые представляют собой ограниченное социальное пространство. Их специфика обусловлена особым статусом ЗАТО, являющихся научно-образовательно-инновационными комплексами, где в локально ограниченном пространстве сосредоточен глобальный по ресурсам и технологиям научный потенциал. В то же время закрытость и обособленность не способствует гармоничному развитию и успешной самореализации личности молодого человека [3, с.6].

Воспроизводственные процессы в ЗАТО носят локально замкнутый характер. Поэтому необходимо формирования качественной образовательной среды, позволяющий преодолеть излишнюю регламентацию жизнедеятельности в ЗАТО, компенсировать научно-техническую составляющую социально-гуманитарной, обеспечив гармоничное развитие личности, за счет обеспечения социального запроса населения и интересов детей.

Созданные искусственно, закрытые города, характеризуются не только особым статусом, но и специфической социальной системой. Особое режимное положение ведет к изоляции городского населения от окружающих территорий не только в географическом, но и в административном аспекте, формируя особенную ситуацию.

Исследование социальной специфики закрытых городов крайне проблематично вследствие недоступности информации, поэтому они мало изучены. Научные работы о закрытых городах имеют главным образом, экономическую направленность и мало описывают социальные процессы [2, с. 47].

К основным принципам развития образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей, учет которых необходим для организации процесса самореализации детей и подростков, относятся: принцип центрации на личности ребенка (ориентации на его интересы, потребности и возможности, становления его как субъекта своей деятельности и жизнедеятельности в целом); принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства, согласно которому продвижение ребенка в развитии его творческого потенциала нужно определять на основе сравнения достигнутых результатов с его собственными результатами, а не с успехами других учащихся; принцип целостности,предполагающий гармоничное развитие всех личностных свойств обучаемых; принцип социальной направленности,означающий ориентацию на развитие социально адаптивной и в то же время социально автономной личности, готовой к активным социальным действиям по преобразованию окружающей среды; принцип культуросообразности, предполагающий введение ребенка в мир культуры и самоопределение в ней; принцип реализации личностно-деятельностного и субъектного подходов, согласно которым ведущим условием развития творческого потенциала обучаемых выступает их включение в разнообразные виды творческой деятельности, обеспечивается субъектная позиция воспитанника посредством самостоятельного и совместного определения и осознания мотивов, целей, выбора средств и условий своей деятельности, рефлексии ее результатов, выстраивается система отношений педагогов с воспитанниками на основе открытости, доверия, диалога, создающих условия для самораскрытия и самореализации творческого потенциала учащихся [5, с.8].

По данным ru.wikipedia.org число ЗАТО на 2013 год 44 и по данным переписи 2010 года там проживало 1252207 человек, это означает, что каждый 115-й россиянин живет в закрытом населенном пункте [7]

Литература:

1.      Комаров А. Е. Управление развитием закрытого административно-территориального образования с использованием маркетингового механизма. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург. 2006

2.      Маслова А. Н. Организация центров региональной библиографии. – Спб. 2010

3.      Пустынникова Л. В. Особенности социального развития молодежи в условиях закрытого административно-территориального образования. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саранск. 2011

4.      Степанов Ю.Н., Жмайло А.И. Кадровый потенциал закрытого города в условиях социально-экономической трансформации. Озерск. ИЦ ФГУП «ПО МАЯК» 2009

5.      Фадеева А. П. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации детей и подростков. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ульяновск 2010.

6.      http://www.raduzhnyi-city.ru/ Официальный сайт ЗАТО г. Радужный Владимирской области

7.      ru.wikipedia.org/ Свободная энциклопедия (интернет ресурс)

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, дополнительного образования детей, учреждения дополнительного образования, учреждений дополнительного образования, среды учреждения дополнительного, образовательной среды, образовательной среды учреждения, самореализации личности, среду учреждения дополнительного, развития образовательной среды, самореализации детей, закрытых административно-территориальных, система дополнительного образования, аспектами дополнительного образования, проблемам дополнительного образования, полисферность дополнительного образования, системой дополнительного образования, качество дополнительного образования, системе дополнительного образования, учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова

образовательная среда учреждения, дополнительное образование, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос