Автор: Подлинова Елена Николаевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 22.09.2016

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Подлинова Е. Н. Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 492-495.



В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, непрерывное повышение квалификации,внутрифирменная система повышения квалификации педагогов

Переход современной школы на новые образовательные стандарты выявил объективную потребность в новой школе. Президентская национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (Пр-271 РФ от 04.02.2010г.) подчеркивает, что главная задача новой школы — это раскрытие способностей каждого ученика. [9] Данная инициатива базируется на принципе грамотно организованного практико-ориентированного обучения учителей. Непрерывное образование — одно из важнейших требований современной школы. Повышение уровня профессионального мастерства — важнейшее условие личностного профессионального роста учителя.

Учитывая интересы динамично развивающейся внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы необходимо изменить и взгляд на систему внутрифирменного повышения квалификации педагогов. Обучение на рабочем месте становится одним из наиболее действенных механизмов формирования компетентности педагогов, позволяет решать различные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса, эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые многие педагоги считают затруднительными.

В современных, быстро изменяющихся условиях появляется необходимость соответствия любой системы повышения квалификации кадров требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп. В связи с этим всё большую популярность приобретают формы повышения квалификации на рабочем месте, которые в настоящее время реализуется многими корпорациями и фирмами. Подготовка работников в данном случае ориентирована на специфические потребности фирм. Такой подход к подготовке сотрудников сегодня заимствуется школой. Однако следует отметить, что цели организации такого обучения в бизнесе носят исключительно экономический характер, поэтому нельзя вести речь о прямом переносе идеи внутрифирменного обучения в практику работы образовательных организаций, где качество любой системы определяется иерархией ценностей входящих в неё людей, а не формами организации или материальными ресурсами. [1, с. 290]

Так как одной из целей образовательного учреждения (ОУ) является повышение уровня конкурентоспособности, то есть занятие лидирующей позиции в образовательном пространстве, необходимо проанализировать сильные, слабые стороны ОУ, возможности и угрозы по средству SWOT — анализа. По результатам SWOT — анализа можно оценить, обладает ли ОУ внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать возможность совершенствования организации внутрифирменного обучения и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.

SWOT — анализ ОУ приведен в таблице 1.

Таблица 1

Матрица SWOT— анализа МКОУ СОШ №….

Возможности МКОУ СОШ №

  1. Увеличение количества педагогического состава, то есть заключение договора с Центром занятости населения с целью создания резерва молодых специалистов;
  2. Возможность быстрого развития, в связи с резким увеличением спроса на оказание образовательных услуг от населения города;
  3. Усовершенствование техники в организации деятельности школы (введение новых технологий развития).

Угрозы МКОУ СОШ №

  1. Увольнение большинства педагогического состава, появление текучести кадров;
  2. Отрицательные результаты краевой проверки;
  3. Замедление роста покупательского спроса (появление нежелания родителей вести своих детей в данную школу);
  4. Уменьшение методического фонда;
  5. Разрушение научно — методической службы.

Сильные стороны

1. Высококвалифицированный персонал;

2. Хорошее впечатление, сложившееся у родителей, учащихся школы;

3. Хорошо отработанные план образовательной деятельности школы;

4. Огромный опыт работы в оказании образовательных услуг

Поле СИВ

1. Заключение контракта с Центром занятости населения с целью создание резерва молодых специалистов;

2. Разработка научно — методической службой новые технологии развития образовательной деятельности МКОУ СОШ № …;

3. В связи с увеличением учащихся школы, расширение территориальных границ школы

Поле СИУ

1. Выбор и отправление педагогов на курсы повышения квалификации;

2. Заключение контрактов для увеличения методического фонда;

3. Разработка тщательных планов для успешной проверки краевой комиссии

Слабые стороны

1. Отсутствие стратегий для долгосрочного планирования;

3. Угроза увольнения персонала, в связи отсутствия резерва молодых специалистов;

4. Не высокий уровень развития используемой техники;

5. Низкая мотивация к непрерывному обучению

Поле СЛВ

1. Найм высококвалифицированного специалиста в области развития и подготовки оборудования для работы;

Поле СЛУ

1. Создание службы контроля за деятельностью работы специалистов школы;

2. Поддержание деятельности научно — методической школы, путем выдвижения планов педагогов в области научного познания и стратегического планирования

В образовательном учреждении существует продуманная система внутрифирменного обучения персонала, это непосредственным образом отражается на результатах деятельности организации, то есть посредством обучения достигаются поставленные цели, сотрудники адаптируются к нововведениям в системе образования и государственной политики. Имеются разработанные планы по внутрифирменному обучению на основании внутренних нормативных документов.

На базе ОУ существуют методические объединения учителей- предметников, которые выполняют функцию первичного сбора и обработки информации о персонале.

Необходимо повышать уровень квалификации педагогов. В настоящее время процент педагогов, не имеющих квалификационную категорию достаточно велик (24 %), при этом процент имеющих высшую категорию самый низкий (11 %).

Большинство педагогов предпочитает проходить внешнее обучение и не видят необходимости в непрерывном повышении квалификации за счет внутреннего обучения. Мотивация к обучению у педагогов на низком уровне (34 %).

Порядок подготовки и повышения квалификации педагогических работников осуществляется в соответствии с установленными целями и задачи для образовательного учреждения. Регламентируется соответствующими документами [10,с.123]

Ответственность за организацию обучения персонала, методическое обеспечение, а также контроль за содержанием и качеством учебного процесса возлагается на методиста и заместителя директора о научно- методической работе.

Руководители методических объединений учителей- предметников несут ответственность за своевременное информирование и обучение своих педагогов. В разрезе всей школы, за повышение квалификации педагогических работников, за создание соответствующих условий для обучения кадров и непрерывности процесса внутрифирменного обучения ответственен директор ОУ. Он же контролирует выполнение планов подготовки персонала.

Подготовка и повышение квалификации всех уровней персонала осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, согласно видам и формам обучения. При этом, необходимо также отметить то, что обучение педагогов происходит в основном вне образовательного учреждения и, как правило, с отрывом от образовательного процесса. А это имеет ряд недостатков:

– большие затраты;

– чаще изучается теория, чем практика, и ее бывает сложно применить в обычной работе;

– возникает опасность не выполнения программы обучения.

На основе проведенной работы хорошо просматривается проблема индивидуализации внутрифирменного обучения педагогов.

Невнимание к работе по выявлению потребности в обучении педагогических работников создает серьезные проблемы для образовательного учреждения:

– оплата обучения, в котором может не быть необходимости;

– уменьшение количества обученных работников, несмотря на рост их численности;

– снижение средней квалификации по ОУ;

– снижение качества преподавания и отсутствие развития навыков и умений педагогов, необходимых для хорошего выполнения работы.

Также выявленным недостатком является то, что большое количество педагогических работников приходится обучать с отрывом от образовательного процесса, что ведет к ухудшению качества преподавания. При обучении вне ОУ основной упор делается на теорию, а не на практику. Большинство педагогов отмечают ненужность такого рода обучения практической точки зрения. При этом педагоги вынуждены проходить такую форму обучения, т. к. при аттестации педагогического работника требуются подтверждения порождения курсов, семинаров и т. д. в виде заверенных сертификатов. Образовательное учреждение вынужденно проводить внешнее обучение персонала, т. к. процесс внутрифирменного обучения не обеспечивает педагогов данными подтверждениями. Школа не уполномочена выдавать сертификаты о прохождении обучения.

Еще одной проблемой внутрифирменного обучения можно назвать отсутствие мотивации к обучению (табл. 2)

Таблица 2

Мотивация кнепрерывному обучению

Вопрос

Да

Нет

Считаете ли вы необходимым повышать свой уровень знаний и квалификации

34 %

66 %

Хотели бы вы организовать обучение, по какому-либо интересующему вас вопросу

54 %

46 %

Считаете ли вы свой уровень знаний достаточным для квалифицированной профессиональной деятельности

67,5 %

32,5

Проанализировав систему обучения и её основные этапы можно сделать вывод о том, что в образовательном учреждении могут существовать достаточно серьезные проблемы в организации внутрифирменного обучения персонала. Не учитываются внутренние потребности педагогов, не проработана система мотивации педагогических кадров к непрерывному обучению. Все это сводит хорошо выстроенную систему внутрифирменного обучения к формальности. Педагоги не видят необходимости в непрерывном обучении.

Также, можно сделать вывод, что, во-первых, необходимо перевести внутрифирменное обучение в непрерывный процесс, во-вторых, это процесс следует сделать инициированным и управляемым самим образовательным учреждением, основанный на стремлении к достижению единства интересов каждого отдельного работника и учреждения в целом.

Таким образом развитие идей корпоративной подготовки педагогов и подготовки на рабочем месте связано с необходимостью реализации инновационных подходов в управлении коллективом, достижения более высокого качества образования, устранением разрыва между процессами, происходящими в обществе, бизнесе и образовании. Школу в этих условиях позволительно отождествлять со сложной, формальной и многофункциональной организацией, деятельность которой координируется для достижения общественных целей. Важнейшей характеристикой субъекта профессиональной педагогической деятельности в школе как организации и универсальной способностью выхода за пределы собственной компетентности является умение педагога учить, обучаясь. [1,с. 210–211]

Литература:

  1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 832 с.
  3. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов [Текст]/ Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин, — 2-е изд., перераб. и доп.- М: ЮНИТИ, 2002. — 560с (с. 189)
  4. Игнатьева Г. И. «Самообучающаяся организация» как модель повышения квали-фикации педагога // Высшее образование в России. — 2005. — № 9. — С. 56–60.
  5. Магура М. И. Организация обучения персонала [Электронный ресурс]/ М. И. Магура, М. Б. Курбатова. — г. М.: Бизнес школа ИНТЕЛ-СИТЕС, 2003. — 296с (с. 146)
  6. О системе повышения квалификации работников образования // Вестник образо-вания. — 2006. — № 8. — С. 15–17, 46–66.
  7. Панова Л. Н. Внутришкольная система повышения квалификации учителей как фактор развития мыслительной деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2003. — С. 13–27.
  8. Татулов Б. Э. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения [Элек-тронный ресурс] /Б. Э. Татулов. URL: http://www.morvesti.ru/archive/tdr/element.php/ дата обращения 26.04.2015
  9. http://base.garant.ru/6744437/
  10. И. А. Чащихина. Практическое пособие по правовому регулированию труда про-фессорско-преподавательского состава. — Волгоград: Изд-во ВолГУ. — 168 с., 2003
Основные термины (генерируются автоматически): внутрифирменного обучения, повышения квалификации, организации внутрифирменного обучения, внутрифирменного обучения педагогов, обучения персонала, квалификации педагогов, повышения квалификации педагогов, образовательного учреждения, образовательном учреждении, образовательного процесса, внутрифирменного обучения персонала, педагогических работников, квалификации педагогических работников, система повышения квалификации, Большинство педагогов, уровень квалификации педагогов, процесса внутрифирменного обучения, система внутрифирменного обучения, идеи внутрифирменного обучения, систему внутрифирменного обучения.

Ключевые слова

внутрифирменное обучение, непрерывное повышение квалификации, внутрифирменная система повышения квалификации педагогов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос