Библиографическое описание:

Суслина И. В., Шипилов Н. Ю. SWOT-анализ развития института экономики в техническом университете // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4.1. — С. 39-42.



Целью исследования выступает оценка текущего положения и выявление возможностей развития Института экономики в составе Севастопольского государственного университета (СевГУ). В рамках нашего исследования для оценки качества образовательных услуг предлагаем применить метод SWOT –анализа.

Ключевые слова: образование, SWOT –анализ, высшее учебное заведение, Севастопольский государственный университет, стратегические перспективы

Образование — одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики в мире. По оценкам специалистов в наиболее динамично развивающихся странах объемы спроса и предложения образовательных услуг растут ежегодного на 10–15 %. На сегодняшний день становление рыночных отношений в сфере услуг связано с обострением конкуренции между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов. Такая ситуация наблюдается и в Севастополе — во втором крупном городе Крыма после его столицы. Система высшего образования Севастополя в разрезе экономического образования включает 6 вузов: Севастопольский государственный университет, Севастопольский филиал РЭУ им Г. В. Плеханова , Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского Федерального Университета им. В. И. Вернадского, Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в Севастополе , Институт экономики и права (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» в Севастополе. При этом заметной тенденцией на рынке образовательных услуг Севастополя является увеличение числа открываемых филиалов крупных российских высших учебных заведений. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности высших учебных заведений не вызывает сомнений.

Важнейшим этапом совершенствования деятельности и процесса управления стратегическим маркетингом организации является анализ её деятельности. В настоящее время часто встречается такая ситуация, когда в классическом ВУЗе определенного направления развиваются и другие направления образования, востребованные на рынке. Примером такой успешной реализации является наличие экономического направления в крупном техническом ВУЗе. Чтобы определить дальнейшее развитие такой ситуации в некоторых ВУЗах стали разрабатывать стратегию дальнейшего развития на основе выявления возможностей и угроз, но, зачастую, результаты анализа являются недостаточно обоснованными. Крым вошел в состав Российской Федерации относительно недавно, поэтому такая новая политическая ситуация требует кардинальных решений в развитии образования полуострова. Переход из системы образования Украины в систему образования России способствовал интегрированию нескольких университетов в городе Севастополе в один крупный университет. При масштабе таких объединений возможна потеря качества предоставляемых услуг.

Для реализации стратегического анализа в ВУЗе может быть рекомендован получивший к настоящему времени широкое распространение в зарубежной и отечественной практике SWOT-анализ. SWOT-анализ как таковой рассматривается в классических учебниках и монографиях по стратегическому менеджменту и ситуационному анализу, он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Его используют для того, чтобы перед организацией появилась отчетливая картина, состоящая из возможной информации о сильных и слабых сторонах субъекта анализа, а также сложилось понимание внешних сил, тенденций и «подводных камней», в условиях которых организация намеревается занять конкурентоспособное место на рынке [4, с.125].

SWOT  это аббревиатура из английских слов: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats(угрозы). Проводится он в целях обобщения диагностики позиций образовательной организации в отрасли, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательной организации и рынка образовательных услуг [1, с.64].

Применение SWOT-анализа позволит исследовать влияние различных факторов внешней среды, сильных и слабых сторон Института на его долгосрочную эффективность и выработать рекомендации по стратегическому управлению Институтом.

При формировании стратегической перспективы образовательного учреждения особенно значимы сильные стороны, так как они являются основами стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Это важно для формирования стратегии, так как уникальные возможности дают образовательному учреждению шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства и создают конкурентные преимущества на рынке. Таким образом, использование методики позволит ВУЗам накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости [2].

SWOT-анализ можно разделить на несколько основных этапов:

а) анализ внутренней среды фирмы на рынке на предмет выявления сильных и слабых сторон. Оценку сильных и слабых сторон организации следует проводить на основе совокупности характеристик организации, описывающих ее деятельность, компетенции и прочие. При этом проводится также сравнительный анализ с основными конкурентами;

б) исследование внешней среды, выявление возможностей и угроз;

в) сопоставление сильных и слабых сторон компании и факторов внешней среды;

г) определение основных действий, направленных на использование тех или иных факторов для общего улучшения ситуации. Например, каким образом следует использовать сильные стороны компании для формирования и использования возможностей. Как можно использовать внешние возможности для снижения отрицательных факторов слабых сторон. Или же как можно использовать сильные стороны компании для избегания или погашения угроз [2].

Методом, применяемым в исследовании дальнейшего развития Института экономики в техническом учебном заведении СевГУ, является SWOT-анализ, один из базовых методов стратегического менеджмента. Исследование факторов внутренней среды ВУЗов проводилось по различным направлениям: образовательная деятельность, научная деятельность, инновационная деятельность, кадровое и информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение и финансы, а также система управления. Результаты анализа факторов представлены в Таблице 1.

Далее установим связь между элементами матрицы SWOT-анализа путём составления различных комбинаций этих элементов, а также определим основные действия, направленные на использование тех или иных факторов для общего улучшения ситуации.В первую очередь, благодаря наличию высококвалифицированного педагогического состава в Институте экономики возможно создание курсов по сертификации кадров и повышению квалификации специалистов экономической направленности.

В условиях перехода на бухгалтерские стандарты Российской федерации Севастополь и Крым остро нуждаются как в подготовке новых специалистов, так и в повышении квалификации существующих кадров. Сертифицированное обучение студентов значительно расширяет возможности для их дальнейшего трудоустройства, так как умение эффективно использовать современные средства автоматизации финансовой и учетной работы выступает важным фактором стабильности предприятий разных отраслей, видов деятельности и типов финансирования [3, с.171].

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа

Внутренние сильные стороны

Внутренние слабости

  1. Высококвалифицированный педагогический состав
  2. Достаточно высокий уровень подготовки выпускников
  3. Возможность участия в научно-исследовательской деятельности
  4. Доступная стоимость обучения
  5. Высокий уровень материально-технической базы
  6. Позитивный имидж вуза в регионе
  7. Сотрудничество с предприятиями и организациями региона
  8. Обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса
  9. Широкий доступ к информационно-библиотечным ресурсам
  10. Обеспеченность учебно-лабораторной базой
  1. Маркетинговая компания вуза не уделяет внимания по привлечению студентов на экономические специальности в техническом ВУЗе
  2. Сокращение бюджетных мест
  3. Постоянное старение материальной базы
  4. Отсутствие совместных с зарубежными вузами программ обучения (программы двойного диплома)
  5. Недостаточное внедрение результатов научных исследований в реальный сектор экономики
  6. Сложности с организацией повышения квалификации персонала

Внешние возможности

Внешние угрозы

  1. Востребованность специалистов с интегрированными знаниями
  2. Партнерские отношения с крупными компаниями в обучении и трудоустройстве
  3. Работа в школах по агитации и подготовке будущих абитуриентов
  4. Использование Интернет-технологий для рекламы ВУЗа и подготовки специалистов в режиме online
  5. Востребованность в услугах по сертификации кадров и повышении квалификации
  1. Доступность услуг образования в режиме online
  2. Дефицит источников финансирования экономической области образования
  3. Демографическая ситуация
  4. Географическая удаленность ведущих экономических научных школ и ученых советов по защите диссертаций
  5. Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг
  6. Увеличение стоимости образования

В тоже время, обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса будет ключевым при использовании Интернет-технологий для рекламы ВУЗа и подготовки специалистов в режиме online. Высокий уровень подготовки выпускников экономических специальностей восполнит востребованность в специалистах с интегрированными знаниями. Бренд ВУЗа часто оказывается ключевым фактором при выборе института и перевешивает многие другие соображения. Позитивный имидж университета в регионе будет способствовать проведению работы по агитации и подготовке будущих абитуриентов.Так же это будет значимым элементом при заключении партнерских отношений с крупными компаниями в обучении и трудоустройстве.

В тоже время внутренние сильные стороны позволят избежать некоторых внешних угроз. Возможность участия студентов в научно-исследовательской деятельности ВУЗа способна привлечь надежное финансирование со стороны государства, что позволит полноценно развить и стабилизировать подготовку специалистов. Доступная стоимость обучения способна превзойти мощных конкурентов в области развития экономического образования в техническом университете и привлечь сильных студентов. Месторасположение учебного учреждения, как правило, во многом определяет положение среди конкурентов. Причем рассматривается нетолько удобство проезда общественным и личным транспортом, но и само расположение зданий ВУЗа. Расположение корпуса Института экономики представлено в самом центре города и это является преимуществом среди других учебных заведений в городе.

С другой стороны, слабые стороны организации способствуют проявлению внешних угроз. Так как маркетинговая компания ВУЗа не уделяет внимание привлечения студентов на экономические специальности в технический университет, то может возникнуть угроза конкурентоспособности со стороны не менее сильных ВУЗов, оказывающих качественное экономическое образование и уделяющих должное внимание для привлечений студентов. Сокращение бюджетных мест на экономических специальностях может привести к тому, что университет потеряет значимое число талантливых студентов, которые предпочтут другие учебные заведения с экономическим образованием. Материально-техническая составляющая непосредственно влияет на качество образовательных услуг и, как следствие, на конкурентоспособность учебного учреждения. Географическая удаленность ведущих экономических научных школ и ученых советов по защите диссертаций затрудняет повышение квалификации преподавательского состава Института

Таким образом, рассмотренный метод SWOT-анализа определяет общую стратегию Института в целом и позволяет изучить существующие на рынке возможности, а также взвесить свои возможности. Несомненно, сильными сторонами ВУЗа являются наличие высококвалифицированного педагогического состава, высокий уровень материально-технической базы, обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса, возможность участия студентов в научно-исследовательской деятельности университета, а также доступная стоимость, имидж и расположение ВУЗа. Однако, есть и слабые стороны. Основными «минусами» ВУЗа является слабая маркетинговая компания в разрезе экономических специальностей, сокращение бюджетных мест, а также географическая удаленность ведущих ученых советов для повышения квалификации преподавательского состава. Перечисленные слабости университету необходимо преодолеть в первую очередь для того, чтобы выйти на новый уровень развития. В заключение хочется отметить, что для преодоления своих слабых сторон и повышения эффективности образовательных услуг ВУЗу необходимо использовать все существующие возможности. Реализация возможностей позволит снизить, или же убрать многие угрозы, которым подвержены образовательные услуги сегодня. Для успешной реализации стратегии в университете должна действовать квалифицированная инициативная стратегическая единица, возможно, в виде отдела развития. SWOT-анализ является одним из начальных этапов в сложном процессе построения стратегии учебного заведения. Для разработки стратегии возможно применение следующих инструментов: углубленный анализ конкуренции, анализ цепочки ценности в процессе формирования выпускника, стратегический анализ издержек, системный анализ сильных и слабых сторон конкурентной компании.

Литература:

  1. Иванов А. В., Королева С. В. Использование SWOT-анализа как метода оценки качества образовательных услуг в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование в России. 2014. № 11 С.63–67.
  2. Иванова А. Д., Хомков А. В. Анализ внешней среды университета ИТМО // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Санкт-Петербург. 2015.
  3. Суслина И. В., Шипилов Н. Ю.Создание центра сертифицированного обучения «1С» в вузе для повышения качества образования и получения внебюджетных доходов // Символ науки. 2016. № 3–1 С.169–172.
  4. Фляйшер К., Бенсуссан Б.. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. С.124–128.
Основные термины (генерируются автоматически): сильные стороны, слабых сторон, образовательных услуг, слабые стороны, сильные стороны компании, внешней среды, Института экономики, развития Института экономики, факторов внешней среды, слабых сторон Института, факторов слабых сторон, конкурентные сильные стороны, качества образовательных услуг, Севастопольский государственный университет, высококвалифицированного педагогического состава, оценки качества образовательных, Внутренние сильные стороны, значимы сильные стороны, слабых сторон организации, внутренние сильные стороны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов