Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ли, Алина. Особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина / Алина Ли. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33591/ (дата обращения: 19.11.2024).



«Каждый народ, даже самый маленький,

неповторимый узор на ковре человечества»

(Ч. Айтматов)

В данной статье приведен краткий обзор особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина.

Ключевые слова:айны, нивхи, уильта.

Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся, прежде всего, уважать и понимать друг друга. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации. Ведь лишенный культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться.

К моменту появления европейских путешественников и исследователей на Сахалине население состояло из четырех племен: нивхов (в основном на севере острова), уйльта (ороков) и эвенков (кочевали в центральной части со своими оленьими стадами), айнов (юг острова и Курильские острова). Отмечалось также небольшое число эвенков.

Исследования особенностей жизни и быта коренных жителей Сахалина проводились на экспонатах сахалинского краеведческого музея.

Этнографические коллекции – гордость музейного собрания. Подлинные предметы 18 – начала 20-х столетий свидетельствуют о существовании самобытной традиционной культуры у коренных жителей Сахалина и Курильских островов.

Айны – потомки древнейшего населения Японских островов, Южного Сахалина и Курильских островов. Так сложилось, что на протяжении довольно значительного периода времен земли айнов разделяли дальневосточные владения России и Японии. Выход русских землепроходцев на побережье Тихого океана, открытие Сахалина и Курильских островов, их исследование, заселение и хозяйственное освоение совпали по времени с подобным освоением японцами о. Хоккайдо. К середине 19 века курильские и сахалинские айны в основном становятся подданными России, хоккайдосские айны – подданными Японии.

Во второй половине 19 века -первой половине 20-го вв., государственная принадлежность айнов неоднократно менялась. Переход к Японии Курильских островов (1875 г.) и потеря Южного Сахалина (1905 г.) привели к тому, что все айны стали японскими подданными. В этот период сахалинские и курильские айны подверглись сильнейшей японизации.

Айны – один из древнейших и загадочных народов планеты. Они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие и бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом.

Их основное вооружение – мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Уникальный экспонат коллекции – военные доспехи, выполненные в технике плетения из узких ремешков шкуры лахтака. Эти крайне редко встречающиеся сейчас предметы полностью защищали тело воина. Доспехи были обнаружены в семье айнского старосты на оз. Тарайка (Невское) в 1930-е годы.

Орудия рыболовства, охоты, морского промысла (копье, острога, крючок, лук и стрелы) свидетельствуют о высокой степени адаптации островитян к природным условиям.

Охотясь на животных, айны использовали стрелы, отравленные ядом аконита. В экспозиции представлена деревянная посуда, украшенная резным орнаментом, которая использовалась повседневно и на праздниках. Ритуальные предметы «икунись» (палочка для питья), с помощью которых мужчины приподнимали усы во время ритуального употребления спиртных напитков. «Икунись» - посредники между людьми и духам, предназначенные для жертвоприношений им, орнаментированы разными узорами, отражающими повседневную жизнь, например охоту на нерпу или кита, медвежий праздник.

Одежду и обувь женщины шили из шкур морских и лесных животных. Халаты из рыбьей кожи украшали аппликацией из цветной ткани вокруг ворота, по обшлагам рукавов и по подолу. Это по воззрениям айнов, мешало воздействию злых духов на человека. В качестве зимней верхней женской одежды использовался халат из нерпичьего меха, орнаментированный меховой мозаикой и аппликацией из ткани. Для праздничных мужских халатов материю ткали из крапивы, а для повседневной одежды из луба вяза.

В витрине выставлен подлинный ткацкий станок горизонтального типа с крапивными нитями. Халаты, сшитые из материи, богато орнаментированы вышивкой цветными нитками. Наголовные повязки сшиты из ткани или сплетены из стружек ивы.

Сейчас лишь музейные предметы напоминают о некогда существовавшей территориальной группе – сахалинских айнах, чья историческая судьба сложилась трагически, после 1945 года 1200 айнов уехали на Хоккайдо как японские граждане.

Нивхи.

Традиционная культура нивхов ориентирована на добычу проходной лососевой рыбы, промысел морских млекопитающих, собирательство таёжных растений и корней. В экспозиции можно было увидеть орудия рыболовства: иглу для плетения сетей, модель рыболовной сети с грузилами, крючок для ловли тайменя ;орудия для охоты на морских и лесных животных ,например, деревянную колотушку для бескровного забоя нерпы, копьё.

Для передвижения по воде служили лодки различных модификаций. В коллекции представлена модель лодки-долблёнки.

Экспонируется также деревянная посуда: ложки, черпаки, корыта для приготовления ритуального студня мос, богато украшенные резьбой. Основой ритуального студня мос был нерпичий жир, его хранили в высушенных желудках сивучей.

Удивительным изяществом отличаются вещи из бересты, например, модели разнообразных корзинок, ведёрко для воды, коробки для хранения мелких вещей. Все они украшены амурским спиральным орнаментом в технике тиснения.

Нивхская одежда отличалась от айнской.

У халата обычно была широкая запашная левая пола. В экспозиции имеются различные халаты, изготовленные в начале 20-го века из такни. Оригинальная промысловая одежда мужчин – юбка из нерпичьего меха. Женские халаты орнаментированы вышивкой в амурском стиле, по подолу пришиты металлические украшения. Зимняя шапка с ушками из меха рыси обшита синим маньчжурским шелком – своеобразный показатель состоятельственности и богатства её владелицы. Обувь, сшитая из шкур нерпы и сивуча отличается особой прочностью и водостойкостью. Нивхские женщины достигли высокого мастерства в технике обработки рыбьей кожи, из которой шили обувь, одежду, кисеты, сумочки.

Многие предметы айнской и нивхской коллекции собраны польским этнографом Б.О. Пилсудским, он был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам в 1887 году. Среди предметов коллекции есть макеты традиционных типов жилищ нивхов, населяющих холодный северный Сахалин. Зимние неземные дома с внутренним отоплением строились в тайге. Летние дома на сваях возводились в устьях нерестовых рек.

Уильта.

Уильта (ороки) и эвенки – представители тунгусо-маньчжурской лингвистической семьи. Отличительная черта культуры – оленеводство. Домашний олень – главное транспортное животное, которое используется под седло и вьюк, а зимой запрягается в нарту. Зимой кочевые маршруты проходили по тайге северного Сахалина, летом - на побережье Охотского моря и в районе залива Терпения. В экспозиции представлена реконструкция вьючного оленя. Его сопровождают предметы кочевого быта: седло, вьючные сумы из ровдуги с берестяной основой, большие сумы из оленьего меха, круглые короба, украшенные геометрическим цветным узором и вышивкой из белого подшейного волоса оленя. Здесь можно увидеть настоящую оленью нарту для перевозки грузов при кочевании. Её конструкция приспособлена к передвижению по пересечённой местности острова. Также в этом разделе экспозиции представлены атрибуты охотника - сторожок самострела на пушных зверей, наконечники копий, ножи для разделки туш животных, широкие лыжи, подбитые оленьим камусом. Зимняя охота являлась одним из источников торговли.

Уильтенские мастерицы умели выделывать из оленьей шкуры прекрасную ровдугу для одежды. Её кроили специальными ножами на кроильных досках. Вещи из ровдуги украшались вышивкой с элементами растительного и амурского орнаментов, выполненной в технике так называемого тамбурного шва. Зимняя одежда изготавливалась из оленьего меха: шуба, шапка, рукавицы, высокие торбаза, орнаментированные меховой мозаикой.

Как и другие народы острова, летом уильта (ороки) и эвенки занимались рыболовством, заготавливая впрок лососевых рыб. На побережье Охотского моря они жили в летних жилищах каркасного типа, укрытых корой лиственницы. Зимним жилищем являлся переносной чум, крытый оленьими шкурами. На картине японского художника Кимура изображены жилые и хозяйственные постройки уильта.

В основе религиозных представлений народов Сахалина и Курильских островов лежали анимистические, тотемические и магические представления об окружающей природе: животных, растениях, водной стихии и т.д. Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя. В честь него устраивался большой родовой праздник. Медвежонка содержали в специальной клетке 2-3 года, для кормления медведя использовались ритуальные деревянные ковши. Они украшены резьбой, в которой просматриваются простейшие пиктографические знаки. Для убиения медведя на ритуальной площадке – родовые священные места.

Медведь в представлениях народов Сахалина был горным человеком или духом, поэтому амулеты выполнены в образе медведя. Амулеты обладали огромной магической силой, некоторые из них столетиям хранились в семьях. Семейные амулеты, помогающие на охоте и морском промысле, лечебные амулеты для излечивания различных заболеваний. Амулеты изготавливались или шаманами, которые занимались врачеванием, или де людьми, поражёнными болезнью. В музее можно увидеть атрибуты шамана: бубен для камлания, пояс с массивными металлическими подвесками, головной убор из стружек инау или священной палочки, маску из медвежьей шкуры. Эти предметы помогали шаману извлекать злого духа болезни из тела, совершать путешествия в нижний и верхний миры, оказывать поддержку сородичам в трудной жизни.

Предметы погребальной обрядности свидетельствуют о различиях в духовной культуре народов региона.

Нивхи практиковали трупосожжение и на месте кремации ставили деревянный домик. В этот домик помещали плоскую деревянную фигурку, вместилище души умершего, и регулярно совершали обряд кормления. Айны хоронили умерших в земле. Большую роль в жизни аборигенов играла торговля между Китаем и Японией, в которую были вовлечены местные народы Амура и Сахалина. К 17-ому веку оформился торговый путь из Северного Китая по Нижнему Амуру через земли нанайцев, ульчей, нивхов на Сахалин к уильта и айнами, а затем на Хоккайдо. Шелковые ткани, металлические вещи, украшения и прочие предметы становились предметами обмена. В экспозиции представлены лаковая японская посуда, бытовавшая у сахалинских айнов, фрагменты шелковой китайской ткани на шапке и другие.

В настоящее время нивхи, уильта (ороки), эвенки проживают на территории острова Сахалин. Их численность составляет около 3 тысяч человек.

Мы провели анкетирование среди обучающихся первых курсов.

В анкетировании участвовали – (группы ОМ-1501, ОЭ-1501, ОВ-1501, ОС-1502, ОС-1501, ОБ-1501. ОЗС-1201)

На основании исследования анкет мы сделали следующие выводы:

Таблица 1

Результаты исследования.

Группы/ жители

ОМ-1501

ОЭ-1501

ОВ-1501

ОС-1502к

ОС-1501

ОБ-1501

ОЗС-1201

Нивхи

15(75%)

4(26%)

4(26%)

10(40%)

12(41%)

11(52%)

11(91%)

Уильта(ороки)

4(20%)

2(13%)

5(33%)

9(36%)

8(27%)

2(9%)

7(58%)

Эвенки

12(60%)

6(40%)

4(26%)

10(40%)

13(44%)

3(11%)

5(41%)

Нанайцы

12(60%)

4(26%)

4(26%)

10(40%)

12(41%)

5(23%)

9(75%)

На основе полученных данных анкетирования можно прийти к выводу, что в группе где больше всего девочек процент знания коренных народов выше, чем у групп где преобладают мальчики у них процент знания коренных народов Сахалина намного ниже.

Таким образом,в процессе исследования на основе систематизации и обобщения теоретического материала.

Исследовав особенности жизни и быта коренных жителей Сахалина. Были сделаны следующие выводы:

Коренными народами, согласно мировой терминологии, используемой Организацией Объединенных Наций, называют те, которые проживали на какой-либо территории до установления существующих там сейчас государственных границ. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации» определяет коренные и малочисленные народы Российской ,...Федерации как «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

В настоящее время на территории Сахалинской области проживает чуть более 4 тысяч представителей коренных народов Сахалинской области: нивхов, уйльта, эвенков, нанайцев. Это народы принадлежат к Коренным Малочисленным Народам Севера (КМНС). На острове зарегистрировано 56 родовых хозяйств и общин, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

В отличие от других коренных народов Сахалина и Курил, чистокровных представителей айнского народа в Сахалинской области не осталось. Всероссийская перепись населения 2010 года также показала, что в области живёт три человека этой национальности. Причём они были с детьми в браке айнов с другими народами.

Литература:

  1. http://fishki.net/1507154-narody-rossii-ajny--borodat
  2. muzey-sakhalin.ru
  3. leshco.livejournal.com
  4. http://www.5-tv.ru/news/37800/
  5. http://www.narodru.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): коренной житель Сахалина, народ, Сахалин, Япония, нивх, остров, предмет, Сахалинская область, Хоккайдо, Российская Федерация.


Ключевые слова

айны, нивхи, уильта

Похожие статьи

Амурский островок: популяризация культуры коренных народов Хабаровского края

В работе представлена информация о мероприятиях, позволяющих популяризировать культуру и обычаи коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Судьбоносный кризис в развитии национальной культуры обских угров во времена царской России

В статье рассматривается период, когда коренное население Сибири было обложено ясачной податью, которая послужила основной причиной деградации уникальной культуры обских угров.

Влияние природных и бытовых факторов на заболеваемость аборигенов Сибири в XIX веке

Статья посвящена описанию влияния на заболеваемость сибирских аборигенов в XIX в. некоторых факторов. Перечислены основные болезни, которым было подвержено коренное население в указанный период. При написании статьи применен историко-описательный мет...

Классификация оберегов якутского народа

В статье автор исследует якутские обереги и их значение, автором разработана классификация оберегов якутского народа.

Об административно-территориальном устройстве и природно-климатических особенностях Центрального Казахстана

В настоящей статье рассматриваются административно-территориальное деление и природно-климатические особенности Центрального Казахстана. Система территориального деления Центрального Казахстана показана с первой четверти ХIХ в. до настоящего времени.

Традиционная посуда и домашняя утварь кыргызского народа

В статье рассматривается традиционная посуда кыргызского народа и их виды, региональные особенности.

Особенности гостеприимства и туристического сервиса кыргызского народа

В статье рассмотрены понятие и сущность гостеприимства и турсервиса кыргызского народа, а также развитие туризма в Кыргызстане.

Удивительная хохлома

В статье рассматривается народный промысел хохлома, как культурно-историческое наследие, затронуты вопросы о роли российской культуры во всем мире. Открывая для себя мир художественных промыслов, мы не только знакомимся с различными материалами, техн...

К вопросу о репрезентации лингвокультурных единиц в пословицах русского, узбекского и английского языков

В данной статье на примере русского, узбекского и английского языков рассматривается вопрос об особенностях пословично-поговорочных выражений, заключающих в себе компоненты с национально-культурными реалиями.

Духовность Арктики: взгляд М. Е. Николаева

В статье рассматриваются особенности циркумполярной культуры и духовности арктических народов Якутии в интерпретации первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева.

Похожие статьи

Амурский островок: популяризация культуры коренных народов Хабаровского края

В работе представлена информация о мероприятиях, позволяющих популяризировать культуру и обычаи коренных малочисленных народов Хабаровского края.

Судьбоносный кризис в развитии национальной культуры обских угров во времена царской России

В статье рассматривается период, когда коренное население Сибири было обложено ясачной податью, которая послужила основной причиной деградации уникальной культуры обских угров.

Влияние природных и бытовых факторов на заболеваемость аборигенов Сибири в XIX веке

Статья посвящена описанию влияния на заболеваемость сибирских аборигенов в XIX в. некоторых факторов. Перечислены основные болезни, которым было подвержено коренное население в указанный период. При написании статьи применен историко-описательный мет...

Классификация оберегов якутского народа

В статье автор исследует якутские обереги и их значение, автором разработана классификация оберегов якутского народа.

Об административно-территориальном устройстве и природно-климатических особенностях Центрального Казахстана

В настоящей статье рассматриваются административно-территориальное деление и природно-климатические особенности Центрального Казахстана. Система территориального деления Центрального Казахстана показана с первой четверти ХIХ в. до настоящего времени.

Традиционная посуда и домашняя утварь кыргызского народа

В статье рассматривается традиционная посуда кыргызского народа и их виды, региональные особенности.

Особенности гостеприимства и туристического сервиса кыргызского народа

В статье рассмотрены понятие и сущность гостеприимства и турсервиса кыргызского народа, а также развитие туризма в Кыргызстане.

Удивительная хохлома

В статье рассматривается народный промысел хохлома, как культурно-историческое наследие, затронуты вопросы о роли российской культуры во всем мире. Открывая для себя мир художественных промыслов, мы не только знакомимся с различными материалами, техн...

К вопросу о репрезентации лингвокультурных единиц в пословицах русского, узбекского и английского языков

В данной статье на примере русского, узбекского и английского языков рассматривается вопрос об особенностях пословично-поговорочных выражений, заключающих в себе компоненты с национально-культурными реалиями.

Духовность Арктики: взгляд М. Е. Николаева

В статье рассматриваются особенности циркумполярной культуры и духовности арктических народов Якутии в интерпретации первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева.

Задать вопрос