Рукавицы как культурный феномен народов Севера | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 730 раз

Библиографическое описание:

Егорова, К. А. Рукавицы как культурный феномен народов Севера / К. А. Егорова, Р. И. Уйгурова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5.1 (57.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/2984/ (дата обращения: 17.12.2024).



I . Введение.

1. Актуальность исследования.

Каждый народ имеет свою национальную одежду, которая подходит к тем условиям, в которых он проживает. Одежда, в том числе и рукавицы, народов Севера различалась на повседневную, праздничную, промысловую, дорожную. Иногда детская одежда имела свои особенности. Кроме того, одним из принципов северной одежды, который изредка проявлялся и в дизайне рукавиц, был ее многослойный характер. Этнографы изучают особенности каждого национального костюма. Но в большинстве работ досконально описывается в основном верхняя одежда, платья, головные уборы и обувь. Между тем, в традиционном костюме народов Севера важное значение имеют рукавицы, которые незаслуженно остаются на втором плане.

2. Цель и задачи:

Цель работы: Изучение рукавиц народов Севера

Задачи: 1. Изучить музейные, литературные и полевые материалы о рукавицах;

2. Систематизировать собранный материал;

3. Разработать таблицу сравнений рукавиц северных народов.

Новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка сравнения рукавиц народов саха, эвенков, манси, саами.

На основе историко-сравнительного анализа удалось наметить некоторые особенности и сходство традиционных рукавиц народов Севера.

Научно-практическая значимость работы: полученные в ходе исследования данные как сравнительный материал могут быть использованы при рассмотрении рукавиц других народов Севера;

Объект исследования : рукавицы народа саха, эвенков, манси, саами.

Предмет исследования : сравнение рукавиц народа саха, эвенков, манси, саами.

Методы исследования : типологический, сравнительно-исторический.

Рукавицы — предмет одежды, надеваемый на кисть руки, с отделением для большого пальца, из шерсти, кожи, меха и другого материала, используемого для защиты рук от холода или от повреждений при работе.

Историко-этнографические труды содержат данные по материальной культуре и, в частности, по традиционной одежде народа саха. В трудах по истории Якутии также освещаются особенности одежды саха. Труды современных авторов З. М. Заболоцкой, С. И. Петровой также посвящены изучению якутской одежды, но в них недостаточно освещена такая важная деталь костюма как рукавицы.

Работа по изучению рукавиц начата в прошлом учебном году. В этом учебном году с целью сбора материала посетила Русский Этнографический музей в г.Санкт-Петербурге. В экспозиции, посвященной одежде народов Севера, рукавицы не представлены. Это еще раз подтвердило то, что рукавицы как составная часть национальной одежды мало изучены.

II. Основная часть.

Рукавицы народа саха. Наши предки шили красивые рукавицы — үтүлүк из замши и сукна. Украшали вышивкой цветными нитками. Традиционные якутские орнаментальные мотивы — лировидный, сердцевидный, растительный: стилизованные цветы, побеи, листья и ветви растений (Прил.1 рис.1). Перчатки якутские мастерицы шили в основном из тонко выделанной замши — “сарыы” (Прил.1рис.2). Украшали вышивкой, иногда пришивали манжеты из сукна. Очень интересные рукавицы были найдены во время археологических раскопок могильника богатой женщины. Это были меховые рукавицы. Тыльная сторона рукавиц была сшита из волчьей шкуры, а там, где ладони — из замши “сарыы”. Окантовка рукавиц из плотного материала синего цвета и переходит в веревки для завязки. Внутри рукавиц — заячий мех. Эти рукавицы похожи на так называемые “вывернутые” рукавицы (“тиэриилээх”), которые имели меховую оторочку, ладони были сшиты из замши, тыльная сторона и нижняя часть рукавиц шили из сукна с вышивкой из цветных ниток (Прил.1 рис.3). Также в результате археологических раскопок были найдены рукавицы ХIХ века. Отличительной чертой этих рукавиц являлось то, что они были длинные, доходили до локтей, на уровне запястий находилось специальное отверстие для пальцев. Такие рукавицы называли “уостаах”, буквально — “имеющие губы” (Прил.1 рис.4). Это делалось для того, чтобы в сильные морозы можно было вынимать пальцы, не снимая рукавиц.

Эвенкийские рукавицы . Характерная особенность эвенкийской меховой рукавицы “коколлол” : разрез повыше большого пальца, чтобы не снимать рукавицы в сильные морозы. Иногда на ладошечной части шкура выкраивается мехом вовнутрь (Прил.1 рис.5). Эвенкийские меховые рукавицы — эведыл коколлол отличаются необычным кроем и орнаментацией. Для них подбирали осенние камусы. Кроили закругленными, четырехугольными, заостренными. Для лицевой стороны — дэрэ готовили бисерную заготовку на сукне или ровдуге. К заготовке пришшивали детали из камуса. После этого лицевую часть опушали коротким мехом. Нижнюю ладошечную часть — ханҥантын пришивали мездрою наружу к верхней ладошечной. Внешнюю и внутреннюю части соединяли. Верхнюю вставку с опушением внизу — оептун пришивали к верхнему срезу рукавицы.

Рукавицы с меховой мозаикой украшали по тыльной стороне двумя полосками черного и белого камуса. Сверху пришивали сукно и продергивали шнур, чтобы можно было затянуть рукавицу. Часто на рукавицах выше напалка делали поперечный разрез для вынимания руки. Детские рукавицы назывались куҥакадыл коколлол . При их изготовлении использовали мех росомахи, ровдугу, украшали бусами и бисером.

Рукавицы саамов . У северных народов, в том числе и у саамов, считалось, что места через которые могла проникнуть злая сила — это края одежды, рукавов и рукавиц. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно. Традиционный саамский костюм сочетает в себе красный, синий и желтый цвета. В нем в большом числе используются символы (их вышивали нитками или бисером), например, солнце, олени, вода. В одежде саамов используется сукно, кожа, мех и замша. Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи. В саамском языке варежки, рукавица — воа̄ххц , вязаные рукавицы — воа̄ц . Саамы держали овец. Окрашивали шерсть натуральными красителями. Для получения желтоватого оттенка использовали кору березы. Синий — ягоды черники, зеленый –ягоды можжевельника, серый — кора ели, золотисто-коричневый — сухая шелуха луковиц, коричневый — растущие на камнях мхи и лишайники. Вязали варежки спицами.

Рукавицы манси называются “ хорамып ”. У манси в традиционной культуре бытовали рукавицы из ткани, реже ровдуги, всю наружную поверхность которых заполнял мозаичный орнамент. Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя, характерная для манси (иногда окрашивавших олений волос в красно-коричневый цвет). Постепенно вместо оленьего волоса в вышивке стали применять шелковые и хлопчатобумажные нитки, получаемые от русских и китайцев (Прил.1 рис.7). Ханты занимались разведением овец. Овечью шерсть пряли сами и из овечьей шерсти вязали варежки. В традиционном хантыйском и мансийском вязании каждый цвет нити несет определенную смысловую нагрузку. Например, белый — цвет снега, символизирует добро, удачу и общее благополучие; черный цвет связывали с богом подземного царства, прося оградить от болезней, страха и смерти. Сочетание черного и белого — символизирует связь Верхнего мира с нижним. Синий — цвет неба и воды, красный — цвет огня и тепла, зеленый — цвет тайги, символ надежды, весны, жизни и радости, желтый — цвет солнца, тепла и жизни. Естественными цветами шерсти являются белая и черная, однако во всех случаях основа вязаных изделий всегда была белая. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия. Мастерицы считают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков.

Нами составлена таблица сравнений рукавиц народов Севера (приложение 2)

III. Выводы:

  1. Наблюдается схожесть фасонов якутских “уостаах үтүлүк” и эвенкийских “коколлол”. Это связано с их функциональными особенностями.

2.У народов Севера, основными занятиями которых были оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел и скотоводство, материалом для пошива рукавиц служили шкуры промысловых животных, мех, замша, сукно, овечья шерсть. Основным способом украшения рукавиц народов Севера служит вышивка. Само их шитье нитками близко к вышивке.

3.В древности рукавицы несли не только функциональную роль защиты от холода, но и служили оберегом от злых сил. Рукавицы, являющиеся неотъемлемой частью национальных костюмов, напрямую зависевших от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности, можно считать культурным феноменом народов Севера.

Литература:

  1. Альбом хантыйских орнаментов сост. Н. В. Лукина. — Томск: изд-во Томского университета, 1979.- 241 с. ил
  2. Аммосова Е. Е. Өбүгэлэрбит үгэстэрэ, ойуулара бичиктэрэ (Ремесла предков вчера и сегодня). — Якутск: Кн. изд-во, 1989. — 48 с.
  3. Березкин И. Г. Өбүгэлэрбит уонна үөлээннээхтэрбит суолларынан — По следам наших предков и современников. Якутск: КН. изд-во, 1981. — 112 с.
  4. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-начало XX в.).-Л: Наука, 1969.- 304 с.
  5. Иванов C. B. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 500 с.
  6. Историко-этнографический атлас Сибири под ред.М. Г. Левина Л. П. Потаповой.- М: изд. АН СССР, 1961.- 503 с. ил
  7. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск, Кн. изд-во, 1979. 483 с
  8. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1975. -200 с.
  9. Народы Сибири Под ред. С. П. Толстова.-М.:Изд-во АН СССР, 1956.-1104 с.
  10. Носов М. М. О якутском орнаменте // Сб. тр. О-ва изучения Якутской АССР.- Якутск: ЯГИЗ, 1936. Вып. 1. — С.
  11. Носов М. М. Одежда и ее украшения у якутов XVII-XVIII веков // Сб. науч. ст. ЯРКМ им. Ем. Ярославского. Якутск, 1955. — Вып. I- С. 84–137.
  12. Орнаменты народов Западно-Сибирского региона России.Каталог.- Группа компаний СЛАВТЭК, 2007.- 23 с., ил
  13. Прыткова Н. Ф. Одежда народов самодийской группы как исторический источник // Одежда народов Сибири: Сб. ст. МАЭ. Л.: Наука. Ленингр. отд. 1970. — С. 1–99; 224 с.
  14. Сафьянникова Т. М. Орнаменты и украшения эвенков.-Красноярск: «Сибирские промыслы»,-2007.- 98 с., ил.
  15. Серошевский В. Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. 1993. -Изд-ние 2-е. — 713
  16. Сязи А. М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья.-Томск: Изд-во Томского университета,2000- 248 с.,ил.
  17. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты.- Спб: филиал изд-во «Просвещение», 2001.- 127 с. ил
  18. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. — 402 с.


Задать вопрос