Автор: Сергеева Алёна Олеговна

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.09.2016

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Сергеева А. О. Концепт «любовь» в лирике Пушкина // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 558-560.



Концепт ЛЮБОВЬ занимает ведущее место в концептосфере А. С. Пушкина наряду с концептами СВОБОДА, ДРУЖБА, ГАРМОНИЯ и др.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в лирике. Чувство любви понимается в стихах A. C. Пушкина, с одной стороны, как переживание определенного набора чувств в обобщенном понятии, а с другой — как осознание и последующая демонстрация внутреннего мира влюбленного лирического героя, образ которого автобиографичен. Задача данной статьи — наметить некоторые вехи когнитивно-дискурсивного анализа творчества Пушкина.

В «Словаре языка А. С. Пушкина» слово «любовь» определяется как «интимное чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею». В древней мифологии и поэзии — космическая сила. В платонизме любовь — эрос — сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения.

Традиционно считается, что сущность поэта ярче всего проявляется в любовной лирике. Рассмотрим, как представлена любовь в поэтической картине мира А. С. Пушкина.

Тема любви к женщине (любовь-эрос) звучит во многих стихотворениях и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т. д.).

Шедеврами пушкинской любовной лирики является немало стихотворений. Среди них «Признание» («Я вас люблю — хоть я бешусь...»).

Следующие строки из этого стихотворения характеризуют поэта как натуру возвышенную, глубоко чувствующую и любящую:

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, — я зеваю:

При вас мне грустно, — я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

В этом стихотворении Пушкин сравнивает любовь с болезнью — то же сравнение мы находим в стихотворении «Выздоровление»:

Тебя ль я видел, милый друг?

Или неверное то было сновиденье,

Мечтанье смутное, и пламенный недуг

Обманом волновал мое воображенье?

Наиболее емко пушкинское суждение о любви как болезни выражено в четвертой — и заключительной — строке стихотворения «Надпись на стене больницы»: «Болезнь любви неизлечима!».

Таким образом, в данных примерах реализуется когнитивная метафора любовь-болезнь.

К ней присоединяется любовь как цепь мученья, грустный плен, огонь мучительных желаний, отрава наших дней, труд и стыд напрасный, ужас,яд, сердечная рана — все это репрезентирует фрейм «несчастная любовь».

Заметим, что для А. С. Пушкина любовь знаменовала собой явление чистого и незамутненного сознания. Это чувство всегда предшествовало любви как таковой и служило своего рода знаком перед ее появлением:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты...

Только пробужденная душа способна любить, способна чувствовать и видеть красоту. А душа утомленная стирает память о прекрасных встречах:

Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Любовная лирика поэта, как отмечают многие критики и читатели, пронизана музыкальностью. Многие произведения звучат как романсы и симфонии. Сегодня часть их них положена на музыку: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне» и многие другие.

Для поэта любовь — это «чудное мгновенье», «часы надежд и наслаждений»:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Любовь — это музыка, выражение, признание в любви — это реализация фрейма «счастливая любовь»:

Кляну речей любовный шепот,

Стихов таинственный напев,

И ласки легковерных дев,

И слезы их, и поздний ропот.

***

Но кто любви не жертвовал собою?

Вы, чувствами свободные певцы!

Пред милыми смирялись вы душою,

Вы пели страсть — и гордою рукою

Красавицам несли свои венцы.

В другом стихотворении — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — есть строки, которые можно считать эпиграфом ко всей жизни Пушкина: «...И сердце вновь горит и любит — оттого, // Что не любить оно не может».

Особой проникновенностью отличается стихотворение «Я вас любил…». В этой лирической миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки «Я вас любил...», мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но, говоря словами В. Г. Белинского, «в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть, что и в других интимных стихотворениях поэта».

Эта простота позволяет в своеобразной манере изложения раскрыть самые различные чувства.

«Я вас любил» — выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить объект своей любви.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим...

Автор указывает на силу любви, многогранность сопутствующих чувству переживаний: безнадежность, робость, ревность.

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь — это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.

Примечательно, что у Пушкина часто реализуется когнитивная метафора любовь-огонь: «Не угасал мой пламень страстный», «И сердце вновь горит и любит».

Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни, как романтическая, опустошающая страсть (это любовь-эрос). В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине (любовь-филиа). И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства (любовь-агапе).

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкина любовь, Тема любви, Сергеевича Пушкина любовная, словоупотреблении платоническая любовь, анализа творчества Пушкина, поэта любовь, платонизме любовь, лирике Пушкина, период любовь связана, любовь человека, настоящая любовь, когнитивная метафора, лирического героя, «Болезнь любви неизлечима!», жизни Пушкина, Чувство любви, сущность поэта ярче, Болезнь любви, влюбленного лирического героя, силу любви.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос