Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни» | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Автор:

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 2356 раз

Библиографическое описание:

Меденцева Н. П. Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни» // Филология и лингвистика. — 2016. — №1. — С. 31-32. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/23/473/ (дата обращения: 18.07.2018).



 

Стихотворение «Телега жизни» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1823 году — в период, когда в настроении прогрессивных людей того времени назревала уверенность в необходимости переустройства общества. Подобные идеи, витавшие в воздухе, не могло оставить без внимания правительство, которое усилило и без того жесткий контроль за действиями передовых деятелей искусства, политики и литературы. Была усилена цензура, подвергались ссылкам многие писатели и поэты. Увы, Пушкин не был исключением. Поэт отчетливо осознавал, что надо менять порядок мироустройства и… чувствовал свое бессилие, бесполезность своих попыток. Упаднические настроения поэта и были отражены в «Телеге жизни».

Данное стихотворение относится к циклу философской лирики Пушкина. В нем в философском плане рассматривается тема предопределенности жизненного пути человека, предрешенности его поступков.

Стихотворение «Телега жизни» — сюжетное. Сюжетная линия описывает три этапа жизненного пути человека — молодость, зрелость и старость. При описании используется параллель с путешествием человека в телеге. Пушкин использует развернутую метафору для раскрытия темы.

В первой строфе дается описание «телеги жизни»: она «на ходу легка» и ею непрерывно управляет «ямщик лихой, седое время».

Во второй строфе показаны действия человека в период «утра жизни» — молодости: он презирает «лень и негу», высокомерно относится к ямщику — времени, не стесняясь в выражениях (Кричим: пошел,………ть!)

В третьей строфе человек достигает «полуденного возраста» — зрелости: он уже опасается «косогоров и оврагов» и просит время «быть полегче». Хотя человек и здесь использует ругательство (Кричим: полегче, дуралей!), но это ругательство звучит уже не столь уверенно. Слово «дуралей» произносится уже для приободрения самого лирического героя, который все еще хочет доказать себе, что от него что-то зависит.

В четвертой строфе дается описание старости — «вечера жизни», который заканчивается вечным «ночлегом» — смертью.

Примечательна заключительная строка -

А время гонит лошадей.

В сочетании с описанием бега времени в первой строфе она создает своеобразное кольцо, внутри которого жизнь человека кажется лишь маленьким, ничего не значащим эпизодом.

Все художественно — изобразительные средства, использованные Пушкиным в этом стихотворении, направлены на полное, глубокое раскрытие темы.

Развернутая метафора содержит в своем составе сложную систему образов.

Человек — это «бремя»

Телега — это жизнь человека

Ямщик — время, которое не останавливается ни на минуту.

Символичен сам образ телеги. Пушкин прекрасно владел поэтической речью. Почему же вдруг в его стихотворении появляется такой прозаизм?

У меня две версии. Во-первых, телега — это «народное» транспортное средство, надежно служащее простым русским людям, (т. е. связь с русской действительностью). Во-вторых, телега, хотя практична и может довезти груз до нужного места, лишена изящества, гармонии, «полета» (это подчеркивает, что Пушкин в момент создания стихотворения находился в унынии, в подавленном состоянии).

Этапы жизни человека тоже показаны метафорически: Утро — молодость. Полдень — средний возраст. Вечер — старость. Ночь — смерть. Бегущие лошади — вечность, неумолимость времени.

Система эпитетов тоже своеобразна. Эпитетов мало, так как сюжет стихотворения предполагает динамику. Но эти эпитеты очень образны и лаконичны:

Бремя тяжело. Телега легка. Ямщик лихой. Седое время.

Лексика стихотворения весьма разнопланова. Высокая лексика соседствует с разговорной и даже сниженной. Например, поэтические старославянизмы «время», «бремя», «нега» сочетаются с просторечиями «голову сломать», «дуралей», ругательством "….ть!". Тем самым Пушкин показывает, что в течение жизни человек может столкнуться с разными ее проявлениями, как с уродливыми, так и прекрасными. Но судьба человека все равно предрешена.

Поэтический синтаксис позволяет придать стихотворению эмоциональную составляющую. В тексте два раза встречается восклицательный знак.

Кричим: пошел, …..!

И

Кричим: полегче, дуралей!

Причем восклицательный знак встречается в предложениям, содержащих в себе прямо противоположные команды (резкое изменение внутреннего состояния человека).

В третьей строфе можно заметить несоответствие конца предложения и конца строки.

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры, и овраги.

Звукопись также активно используется А. С. Пушкиным.При создании поэтического образа телеги, трясущейся на ухабах, Пушкин применяет аллитерацию (часто повторяющийся звук «Р»: бремя, время, рады, презирая, кричим, порастрясло, страшней и т. д.

Неоднородный ритм стихотворения также подражает ритму телеги, движущейся по неровной дороге. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. А неровность ритму придает наличие пиррихиев (безударных стоп) в незакрепленном порядке и наращений (в нечетных строках каждого катрена). Мужская рифма чередуется с женской. (Мужская — в четных строках, женская — в нечетных).

Проанализировав стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Телега жизни», можно с уверенностью утверждать, что автору удалось при помощи развернутой метафоры просто и лаконично донести идею о бесполезности попыток человека повлиять на ход времени, истории. Эта философская идея в контексте всего творчества Пушкина кажется чужеродной, выбивающейся из общей колеи жизнерадостной, оптимистической лирики Александра Сергеевича. Но это только доказывает разноплановость гения, его искренность перед читателем, потому что Пушкин не утаивает ничего, происходящего в его душе и мыслях.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, развернутая метафора, стихотворение, восклицательный знак, седое время, жизненный путь человека, жизнь человека, строфа, время, телега.

Похожие статьи

Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале...

Пушкин, развернутая метафора, стихотворение, восклицательный знак, седое время, жизненный путь человека, жизнь человека, строфа, время, телега. Творческая история лирических произведений через призму писем...

Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях...

Вторая строфа начинается с риторического восклицания с восклицательной частицей

В это время он открывает книгу и видит чертеж этого цветка в книге

Образы цветка и кузнечика являются более важными, чем человек, так как в них жизнь, а в человеке – скука и печаль.

Стилистические особенности и философская проблематика...

И человек, уже воодушевленной верой, продолжает жизненный путь. Тема «Подражания Корану» — смысл человеческой жизни, предназначение человека.

В каждой строфе первое и последнее двустишие заканчивается усеченными стопами, а среднее — нет.

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Основные термины (генерируются автоматически): конец, начало, время, друг друга, жизненный путь, жизнь, зрелость, лирический герой, любовь.

...путь, проходимый лирическим героем, чаще всего являет собой метафору пути жизненного.

Фонетические, лексические, синтаксические средства...

А в шестой строфе Пушкин «опредмечивает» человека: тот «послушно в путь потек». Помимо олицетворения, Александр Сергеевич использует и другие тропы. В частности, стихотворение насыщено метафорическими эпитетами

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале...)

Интересен и биографический контекст этого стихотворения: во время его написания Ф

И отдаленные седой зимы угрозы (8, с.246). Пушкинский образ осени — это образ

Не так явно как А. Пушкин, но и Ф. Тютчев использует образ человека в строчке «Та кроткая улыбка...

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

[2, cтр.174–175]было написано Сергеем Есениным 1923 году и вошло в цикл «Москва кабацкая, который свидетельствует о душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.

Стихотворение богато метафорами.

Творческая история лирических произведений через призму писем...

В стихотворении Пушкин выступает как творец в духе романтической поэзии, о чем свидетельствует третья строфа стихотворения

Темы этих стихотворений — Россия, одиночество, образ бога. В них идеал жизни и человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале...

Пушкин, развернутая метафора, стихотворение, восклицательный знак, седое время, жизненный путь человека, жизнь человека, строфа, время, телега. Творческая история лирических произведений через призму писем...

Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях...

Вторая строфа начинается с риторического восклицания с восклицательной частицей

В это время он открывает книгу и видит чертеж этого цветка в книге

Образы цветка и кузнечика являются более важными, чем человек, так как в них жизнь, а в человеке – скука и печаль.

Стилистические особенности и философская проблематика...

И человек, уже воодушевленной верой, продолжает жизненный путь. Тема «Подражания Корану» — смысл человеческой жизни, предназначение человека.

В каждой строфе первое и последнее двустишие заканчивается усеченными стопами, а среднее — нет.

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

Основные термины (генерируются автоматически): конец, начало, время, друг друга, жизненный путь, жизнь, зрелость, лирический герой, любовь.

...путь, проходимый лирическим героем, чаще всего являет собой метафору пути жизненного.

Фонетические, лексические, синтаксические средства...

А в шестой строфе Пушкин «опредмечивает» человека: тот «послушно в путь потек». Помимо олицетворения, Александр Сергеевич использует и другие тропы. В частности, стихотворение насыщено метафорическими эпитетами

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале...)

Интересен и биографический контекст этого стихотворения: во время его написания Ф

И отдаленные седой зимы угрозы (8, с.246). Пушкинский образ осени — это образ

Не так явно как А. Пушкин, но и Ф. Тютчев использует образ человека в строчке «Та кроткая улыбка...

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

[2, cтр.174–175]было написано Сергеем Есениным 1923 году и вошло в цикл «Москва кабацкая, который свидетельствует о душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.

Стихотворение богато метафорами.

Творческая история лирических произведений через призму писем...

В стихотворении Пушкин выступает как творец в духе романтической поэзии, о чем свидетельствует третья строфа стихотворения

Темы этих стихотворений — Россия, одиночество, образ бога. В них идеал жизни и человека.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос