Современный мир предъявляет новые профессиональные требования к молодому поколению. Такая тенденция обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, научно-техническим прогрессом, потребностью в высококвалифицированных специалистах, появлением новых профессий на рынке труда.
В связи с этим, для достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности, современному поколению приходится быть более мобильными, гибкими, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней.
Однако если у старшего подростка преобладает случайный выбор будущей профессии, то, как правило, это несет за собой личностные и социальные издержки, потерю уверенности в своих силах и веры в себя. Таким образом, для подростков выбор профессии — важный шаг их профессионального будущего. Профориентационная диагностика влияет на выбор профессиональной деятельности с учетом интересов, способностей, индивидуальных особенностей и потребностей, сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования.
Вследствие этого, возникает необходимость проведения профориентационных мероприятий для старших подростков, направленных на формирование способности самостоятельного выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям, способностям и профессиональным интересам.
Теоретической основой для изучения вопросов, связанных с проведением профориентационных мероприятий, создания основных форм и методов профориентационной работы на разных возрастных этапах являются разработки таких исследователей как Н. С. Пряжникова, Е. А. Климова, В. Д. Щадрикова, Г. В. Резапкиной и другие [2].
В психолого-педагогической литературе не существует однозначной трактовки понятия «профориентация». В российской педагогической энциклопедии профориентация определяется как организационная, практическая и информационная деятельность образовательного пространства, государственных и общественных организаций, которые обеспечивают поддержку в выборе, подборе или смене профессиональной сферы с учетом индивидуальных и личностных особенностей, сформированных предпочтений и ориентации на рынок труда [4].
В словаре основных понятий профориентации данное понятие определяется как комплекс мероприятий, оптимизирующих процесс выбора профессии, способов ее получения трудоустройства [3].
Современные психологи (Е. А. Климов, П. А. Шавир, Л. И. Божович) рассматривают понятие профориентации как деятельность, связанную с потребностью в решении проблемы самоопределения и профессионального самосознания человека [1].
Исследование профессиональных предпочтений подростков проводилось на базе МБОУ СОШ № 40 г. Владимира. Испытуемыми являлись учащиеся девятых классов в количестве 133 человек, из них 50 школьников мужского пола, 83 — женского пола.
Цель работы: определение профессиональных предпочтений, соответствующих индивидуальным особенностям, интересам и склонностям у учащихся девятых классов.
В качестве диагностического инструментария для исследования использовались методики: «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда, который позволяет оценивать совместимость личности с определенной профессиональной средой; «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова. Данная методика, согласно утверждению автора, позволяет человеку сориентироваться в 5 профессиональных сферах деятельности в силу преобладания собственных интересов и личностных особенностей. Опросник «Тип мышления» Дж. Брунера в модификации Г. В. Резапкиной. Методика позволяет определить преобладающие типы мышления, влияющие на успешность в определенных видах профессиональной деятельности.
В опроснике профессиональных предпочтений Дж. Голланда выделено 6 основных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный.
В результате исследования профессиональных типов личности у учащихся девятых были получены следующие данные (рис. 1):
- Исследовательский тип личности — 12 % учащихся. Предпочитаемые виды деятельности учащихся: сбор информации ее систематизация и анализ, выполнение сложных и абстрактных заданий.
- Реалистический тип личности — 8 %. Предпочитаемые виды деятельности: механическая работа, управление оборудованием, машинами, использование инструментов требующих точности, высокой координации действий.
- Артистический тип личности — 25 %. Предпочитаемые виды деятельности — художественное творчество, что предполагает развитие следующих качеств: воображение, артистические и вербально-лингвистические способности.
- Предпринимательский тип личности — 29 %. Предпочитаемые виды деятельности: участие в соревновательной деятельности, управление людьми, работа в коллективе для достижения организационных целей и экономического успеха.
- Социальный тип — 15 %. Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу с людьми.
- Конвенциональный тип — 11 %. Предпочитаемые виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям, аккуратности и личной организованности. Проблематика явления «педагогическая запущенность» постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране и уровнем развития общества.
Рис. 1. исследование профессиональных типов личности у учащихся девятых классов
Согласно утверждению Е. А. Климова, все профессии классифицируются на 5 сфер: человек-природа, человек-техника, человек-люди, человек-знаковая система, человек-художественный образ:
В результате исследования преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов были получены следующие результаты (рис. 2):
- «Человек-природа» — выявлено у 15 % учащихся. Предметом труда этой группы являются живая и неживая природа.
- «Человек-художественный образ» — выявлено у 23 % учащихся. Предметом труда этой группы являются художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.
- «Человек-человек» — выявлено у 30 % учащихся. Предметом труда этой группы являются люди. Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, руководством и контролем за деятельностью людей.
- «Человек-техника» — выявлено у 17 % учащихся. Предметом труда этой группы являются машины, механизмы, технические системы.
- «Человек — знак» — выявлено у 15 % учащихся. Предметом труда этой группы является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей.
Рис. 2. исследование преобладающих профессиональных сфер у учащихся девятых классов
Преобладающий тип мышления является важной личностной характеристикой и определяет его склонности и профессиональные направленности.
В результате исследования преобладающего типов мышления у учащихся девятых классов были получены следующие данные (рис. 3):
- Наглядно-образное мышление (28 %) — связано с представлением ситуаций и изменений в них, предполагает наличие творческого потенциала.
- Предметно-действенное мышление (28 %) — люди, которые хорошо усваивают информацию через движение, обладающие хорошей координацией.
- Словесно-логическое мышление (20 %) — люди с выраженным вербальным интеллектом — умение грамотно формулировать мысли и доносить их до собеседника.
- Абстрактно-символическое мышление (4 %) — такие люди хорошо усваивают информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить).
- Креативность (20 %) — способность находить нестандартные решения.
Рис. 3. исследование преобладающих типов мышления у учащихся девятых классов
Таким образом, у учащихся девятых классов доминируют социальная (30 %) и художественная (23 %) сферы профессиональной деятельности. Данная тенденция позволяет сделать вывод о высоком творческом потенциале большинства учащихся и их склонности к гуманитарным наукам.
Полученные результаты следующей методики подтверждают выводы, что учащиеся ориентированы на работу с людьми: предпринимательский (29 %), артистический (25 %) и социальный (15 %) типы.
Важной личностной характеристикой является уровень развития преобладающих типов мышления. Наиболее развитыми типами мышления у учащихся являются наглядно-образное (28 %) и предметно-действенное (28 %). У большинства учащихся со склонностью к гуманитарный наукам выявлена низкая сформированность словесно-логического типа мышления (20 %), что говорит о необходимости развития когнитивных процессов и расширение кругозора для успешного межличностного взаимодействия и грамотного управления людьми в профессиональной сфере.
Проведенная работа была направлена на исследование доминирующих профессиональных направленностей и предпочтений. Данные исследования необходимы в средних учебных заведениях для общего представления учащихся о своем профессиональном потенциале, соотношении своих профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися личностными возможностями и требованиями, предъявляемыми к человеку различными профессиями.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
- Резапкина Г. В. Словарь основных понятий профориентации. — М.: Генезис, 2007. — 210 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в 2 т/гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая рос. энциклопедия, 1999. — т. 2. — 672 с.