«Золотой век Испанских Нидерландов»: супруги-меценаты Изабелла и Альбрехт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 18.08.2016

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Жаркова, Е. С. «Золотой век Испанских Нидерландов»: супруги-меценаты Изабелла и Альбрехт / Е. С. Жаркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 276-279. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33280/ (дата обращения: 16.01.2025).



Имя Пауля Рубенса — талантливого художника, мецената, дипломата и одного из самых образованных людей своего времени — и по сей день гремит по всему миру. Оно неизменно связывается с расцветом фламандского искусства, «золотым веком» фламандской школы живописи, аналога которой нет в истории — фламандского барокко. Однако не совсем справедливо помнить только имена Рубенса, Брейгеля-младшего и многих других художников и деятелей культуры. Думается, следует всё же обратить внимание на их покровителей и людей, сумевших создать благоприятную для творческих порывов обстановку. Имя им — инфанта Изабелла Клара Евгения и её супруг Альбрехт VII.

Инфанта Изабелла Клара Евгения (1566–1633) — дочь Филиппа II, испанского короля, и его третьей жены красавицы Елизаветы Валуа. С самого детства инфанта Изабелла пользовалась безграничным доверием и любовью своего отца. Будучи ещё тринадцатилетней девочкой, она помогала своему отцу в мелких делах, давала советы и была своеобразной поддержкой и опорой. Её незаурядный ум и исключительное трудолюбие в дальнейшем не раз служили ей преимуществом в государственных делах.

Рис. 1. Алонсо Санчес Коэльо. Портрет Изабеллы Клары Евгении. 1579

Её отец, Филипп II, как мог, укреплял международное положение Испании, и потому юная Изабелла ещё в возрасте двух лет была обещана Рудольфу II, наследнику престола Священной Римской Империи. Однако тот страдал от депрессии, был крайне нерешительным и подчас странным человеком и в итоге, через двадцать лет, объявил, что вообще не желает ни на ком жениться. Филипп II, недолго думая, нашёл дочери другого жениха, эрцгерцога Эрнеста Габсбурга, которого назначил штатгальтером Нидерландов. Однако и тут не сложилось: в 1595 году тот умер. В 1596 году Эрнеста заменил его младший брат Альбрехт, притом не только на посту регента Испанских Нидерландов, но и на посту жениха испанской инфанты. Изабелла, судя по всему, была очень дружна с Альбрехтом, поскольку тот воспитывался при испанском дворе, и даже разница в семь лет не играла значительной роли. Эдаким «свадебным подарком» от отца Изабелле и её мужу стали Испанские Нидерланды, состоявшие тогда из следующих провинций: Фландрии, Артуа, Геннегау, Брабанта, Камбре, Лимбурга и Люксембурга. 6 мая 1598 года Филипп II провозгласил их суверенными правителями Испанских Нидерландов с той лишь оговоркой, что в случае бездетности инфанты эти территории вновь возвращаются под патронаж испанской короны [1, с. 28]. В 1599 году Изабелла и Альбрехт поженились.

Время, в которое правили Изабелла и Альбрехт, трудно назвать простым и безмятежным. Вся территория Нидерландов находилась в состоянии войны: нищета, разруха, неотвратимо подступающий голод — отнюдь не медовый месяц для «молодожёнов». Однако всё это не помешало историкам назвать период их правления «Золотым веком Нидерландов» [2, с. 592]. Почему?

Стоит отметить, что уже с самого начала правления инфанта Изабелла пользовалась куда большей популярностью, чем её муж. Фламандцы встретили её достаточно тепло. Они видели в ней наследницу Карла V, при правлении которого в Нидерландах проводилась благоразумная политика: никто не вмешивался в их внутренние дела (ни в экономические, ни в религиозные). С воцарением Изабеллы и Альбрехта фламандцы ожидали возвращения этих времён: времён процветания и мира, — однако на самом деле чета не обладала реальной властью. Филипп III, ставший испанским королём после смерти Филиппа II, запретил супругам свободно распоряжаться средствами, которые шли из Испании, отстранил Альбрехта от военных дел и заставил их отчитываться за каждое своё действие. Помимо этого, он приказал, чтобы в случае смерти Альбрехта Нидерланды возвращались в состав Испании, а в случае смерти Изабеллы Альбрехт присягал на верность испанскому королю.

Обстановка складывалась совершенно неблагоприятная, однако стоит отдать Изабелле и Альбрехту должное: хоть они не были блестящими политиками и государственными деятелями, положение вверенной страны они стабилизировать сумели.

Первым делом они начали преобразования в области экономики. Южные Нидерланды, а именно Фландрия, очень долгое время были огромным купеческим и ремесленным центром. Ткачество — самая главная отрасль фламандского хозяйства — приносило региону огромную прибыль, поскольку фламандская шерсть, шелка, ковры славились своим качеством и быстро распространялись по всей Европе [3]. К тому же Антверпен считался одним из самых крупных портов в Европе, что также давало Испанским Нидерландам огромное преимущество. Однако былое могущество постепенно захватывали другие страны, в частности Англия. Чтобы оживить экономику, Изабелла и Альбрехт развернули широкую кампанию против ростовщичества, учредили 12 % ставку по кредитам, муниципальные займы для предпринимателей, открыли первый в стране ломбард.

Достижением в политике супругов стало перемирие с Республикой Соединённых Провинций, заключенное в 1609 году сроком на двенадцать лет. Это стало толчком для начала расцвета во всех областях, а особенно в культурной. При их дворе началось настоящее паломничество. Сам Альбрехт был не чужд искусству: к примеру, он коллекционировал полотна Иеронима Босха. Супруги оказывали персональное внимание множеству художников и людей искусства, среди которых были Брейгель-младший и, конечно же, Рубенс, ставший впоследствии придворным художником.

4000579_Landvoogden_Albrecht_en_Isabella_van_Oostenrijk (335x700, 230Kb)

Рис. 2. Питер Пауль Рубенс. Портрет Изабеллы Клары Евгении и Альбрехта VII

Камнем преткновения во внутренней политике Изабеллы и Альбрехта стал религиозный вопрос. Будучи католиками, они открыто поддерживали политику Контрреформации, способствовали восстановлению церквей, которые быстро заполнялись скульптурами и картинами. Несмотря на то, что именно благодаря их активной экономической политике в регион вновь хлынули потоки купцов и дельцов, всегда считавшихся основными заказчиками произведений искусства, из-за религиозного вопроса некоторые историки относятся к ним отрицательно, даже называют их Брюссельский двор филиалом Эскориала [4, с. 73]. Другие же считают их достойными своего звания правителями-миротворцами, талантов которых, однако, не хватило на то, чтобы вывести Южные Нидерланды из состояния войны, но зато оказалось достаточно, чтобы сохранить мир на два десятилетия.

Правление Изабеллы и Альбрехта, как и любое другое, невозможно оценить однозначно. Однако они сумели поднять престиж династии Габсбургов среди местного населения, когда поняли, что детей у них не будет и Нидерланды после их смерти вновь войдут в состав Испании. Они способствовали небывалому расцвету культуры и искусства, формированию фламандского барокко, ярчайшим представителем которого явился Рубенс. Они, хоть и косвенно, способствовали оформлению единых национальных интересов Южных Нидерландов. Даже после смерти мужа в 1621 году Изабелла осталась во главе страны и продолжила политику миротворчества: Рубенс был её посланником на переговорах с Республикой Соединённых Провинцией и Англией.

Возможно, правление Изабеллы и Альбрехта отличалось некоторой нерешительностью и пассивностью. Населению не хватало независимости, усиление католического давления на регион, который во времена правления Карла V привык к некоторой веротерпимости, естественно вызывало недовольство. Фламандцы не имели никакого права голоса, не имели даже права распоряжаться собственной судьбой, хотя представители их аристократии входили в состав Фламандского совета. Однако сумели бы Испанские Нидерланды добиться своего и не были бы эти попытки ни много ни мало самоубийственными? Всё же думается, что последнее было бы более вероятным, и два десятилетия спокойствия оказались необходимы, чтобы расставить приоритеты и преодолеть одолевавшую страну нищету и голод. В конце концов, именно усилия правящей четы способствовали сохранению мира и относительного благополучия, так что эпоху их правления стоит оценить скорее не отрицательно, а положительно.

Литература:

  1. Лекуре М.-А. Рубенс. ЖЗЛ № 820. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 107 с.
  2. Всемирная история в 6 т. Т. 3. Мир в раннее Новое время / отв. ред. В. А. Ведюшкин, М. А. Юсим. — М.: Наука, 2013. — 854 с.
  3. Пиренн А. Средневековые города Бельгии / Пер. с франц. под редакцией проф. Е. А. Косминского — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. — 556 с.
  4. Н. Pirenne. Histoire de la Belgique, tome 3.
Основные термины (генерируются автоматически): Нидерланды, VII, Изабелла, испанский король, III, Англия, Европа, портрет Изабеллы, правление Изабеллы, фламандское барокко.


Похожие статьи

Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века

Патриотизм и гражданственность сиенцев по материалам городских хроник XIV–XV веков

Влияние новых общественных идей на религиозную жизнь. Монашеские волнения начала XX века

Судьбы русских меценатов конца XIХ — начала ХХ веков (на примере жизни и творчества княгини М. К. Тенишевой)

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере мифа об Эдипе)

«В служении людям…» (история педагогической династии)

Буддийские мотивы в японской литературе эпохи Хэйан (на примере средневековой повести «Дневник Сарасина»)

«Истинный Запад»: сравнительный анализ главных героев и их своеобразие

Вертепный ангел. Традиции рождественских представлений на Руси

Барокко в английской литературе XVI века: эвфуизм и его влияние на творчество Шекспира

Похожие статьи

Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века

Патриотизм и гражданственность сиенцев по материалам городских хроник XIV–XV веков

Влияние новых общественных идей на религиозную жизнь. Монашеские волнения начала XX века

Судьбы русских меценатов конца XIХ — начала ХХ веков (на примере жизни и творчества княгини М. К. Тенишевой)

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере мифа об Эдипе)

«В служении людям…» (история педагогической династии)

Буддийские мотивы в японской литературе эпохи Хэйан (на примере средневековой повести «Дневник Сарасина»)

«Истинный Запад»: сравнительный анализ главных героев и их своеобразие

Вертепный ангел. Традиции рождественских представлений на Руси

Барокко в английской литературе XVI века: эвфуизм и его влияние на творчество Шекспира

Задать вопрос