Инквизиция занималась не только запретом различных изображений и изделий, но и активно способствовала созданию произведений искусства. Эта деятельность была очень важна для пропагандистских целей и способствовала укреплению позиций инквизиции. Великий инквизитор Томас Торквемада оказал большое влияние на всё испанское искусство. Он положил начало определённой программе в области изобразительного искусства, которая помогла последующим поколением и оставила различные свидетельства о деятельности инквизиции. Было создано большое количество портретов священников и инквизиторов и изображений аутодафе. Роль инквизиторов в создании и распространении произведений искусства была очень велика, так как помимо цензурирования они заказывали различные картины с выгодными им сюжетом, тем самым, поддерживая репутацию инквизиции. Вышеупомянутый Томас Торквемада оказал наибольшее влияние на испанское искусство. Он один из первых понял, что с помощью изобразительного искусства можно очень эффективно влиять на умы людей и что использование различных визуальных образов является действенным способом общения с верующими. Торквемада также был ответственным за создание новых произведений, выбор художников и также следил за тем, чтобы предмет искусства доносил «правильный» смысл. Он пригласил Педро Берругете, чтобы тот изготовил украшения для алтарей Святого Томаса в Авиле и Сеговии. Возможно интерес к этому художнику был вызван качеством его работ или его близостью к доминиканскому ордену, что означало также и его знание инквизиционного языка. [1]
Торквемада заказал большое количество работ с сюжетами жизней различных святых, в которых отражались определённые моменты, которые могли иметь связь актуальными на тот момент событиями. Например, убийство еретиками святого Петра Мученика. Картина с таким сюжетом, под названием «La muerte de San Pedro Mártir», авторства Педро Берругете, принадлежит к ретабло, предназначенному для транспета. Сейчас картина располагается в музее Прадо. Также он заказал картину Санто Доминго де Гусмана в облике инквизитора. Святой был изображён как основатель доминиканского ордена. В одной руке он держит книгу и цветок лилии, в то время как другой рукой с помощью помощи увенчанного крестом меча убивает демоническую собаку в огне. [2] Самыми яркими изображениями, рассказывающими о деятельности инквизиции, являются картины с аутодафе. Существуют также и более абстрактные изображения, представляющие Священный Трибунал, в которых используются различные аллегории и религиозные символы. Торквемада был одним из создателей и распространителей картин такого типа. Одним из известных изображений аутодафе, заказанных Томасом Торквемадой была картина снова авторства Педро Берругете под названием «Auto de Fe presidido por Santo Domingo de Guzmán». Эта работа была создана в конце века и представляет собой воображаемые аутодафе под руководством святого Доминика. Здесь отчетливо наблюдается легитимация инквизиционной деятельности как главная цель. Так как изображение святого в неподобающей ему обстановке, в окружении доминиканцев и представление нереальной для 13 в. ситуации, является ничем моим как средством оправдания современной ситуации, которая не нравилась влиятельным социальным, политическим и экономическим группам новообращенных. Наиболее характерным аспектов этой работы является наличие наложенных друг на друга различных сцен обряда, которые будут воспроизведены в последующие столетия. Например, это позиция святого которая доминирует над всей композицией картины. В более поздних изображениях на месте святого возникал инквизитор. Благодаря этой работе можно понять, что для аутодафе уже существовала определенная иерархия расположения участников. Под желтым балдахином находятся самые важные персоны. Также особое внимание уделено проблемам этикета. Слева от Святого Доминго появляется представитель гражданского правосудия, который вручает святому посох, являющийся символом власти. [2] В анонимной работе «Virgen de los reyes católicos» которая на данный момент находится в музее Прадо, Торквемада попросил изобразить его самого как одного из святых изображенных на картине. Инквизитор также настоял на том, чтобы на картине были изображены католические короли, для того чтобы показать единение церкви и государства, используя такой известный и всем знакомый сюжет как святое собеседование.
Одним из самых распространённых сюжетов, показывающий деятельность инквизиции, является аутодафе. Аутодафе сыграли уникальную роль в испанской жизни и являлись наглядным свидетельством острой религиозной нетерпимости того времени. Данные церемонии, которые сейчас нам кажутся жестокими и неприемлемыми, являлись Одними из важнейших событий в жизни города и проводились в публичных местах, привлекая большое количество людей. В таких крупных городах как Кастилья, Мадрид, Вальядолид, Севилья и Толедо проводились самые значимые аутодафе, с самым большим количеством осуждённых. Ими были вдохновлены картины как испанских так иностранных художников. [3] Стоит упомянуть, что несмотря на прочную связь установившуюся между понятием аутодафе и испанской инквизицией эта процедура впервые закрепилось именно у французских доминиканцев. Уже упомянутая выше работа Педро Берругете «Auto de Fe presidido por Santo Domingo de Guzmán» является одной из первых картин, изображающих аутодафе, и считается основополагающей в данном жанре.
Аутодафе изображались не только испанским художниками, но и художниками других европейских стран. Например, в одной анонимной работе немецкого художника мы можем увидеть один из многих актов аутодафе в Вальядолиде. Само наличие такого изображения даёт понять, что данные публичные казни в Испании производили большое впечатление на многих художников всей Европы. Что касается эпизода, изображенного на картине, речь шла о массовом суде над священнослужителями высокого ранга, так как они были обвинены в исповедании протестантской веры. По композиции картина повторяет Педро Берругете, располагая сцены на разных уровнях. Можно увидеть также и новые элементы, например процессию с заключёнными, которые изображены очень детально, народные массы которые лицезрели церемонию, сам процесс казни. Если сравнивать картину Педро Берругете и работу немецкого художника, можно заметить, что Беругетте делает центральным персонажем Святого Доминика в то время, как на второй картине осуждённые занимают центральное место.
Начиная с 1650 г. форма изображения аутодафе немного изменилась и приобрела более организованную структуру. Одна из первых работ, которые можно отнести к новой волне принадлежит Франциско Эррера и изображает аутодафе 1650 г. в Севилье. Благодаря этой картине мы можем чётко понять, то каким образом было организовано пространство инквизиционных казней в Испании. В центре трибуны находятся инквизиторы и местная знать, чуть ниже находится место, где зачитывались приговоры, напротив трибуна и осуждёнными, которые повернутые лицом к наблюдателям. Liliana Peixoto [2016:33] Следующая работа, относящаяся к той же самой нише, принадлежит кисти Франциско Рицци. На ней изображено аутодафе в Мадриде, в присутствии королевской семьи. По сравнению с другими, эта картина является намного более проработанной и композиционно более сложной, так как она подробно демонстрирует различные сцены. Самой интересной особенностью этой работы является попытка преодолеть иератичность, присутствующую в картинах предыдущих лет, путём добавления большего движения. Что касается самих сцен, в центре внимания находится процесс чтения обвинений и осуждённые. [1]
Толедо был одним из самых крупных городов Испании. Это место собрало в себе еврейскую, арабскую и христианские культуры. Как и во всех более-менее больших городах там было своё местное отделение инквизиции. Охота на ведьм, которая в то время была очень популярна во всей Европе, не нашла отклика в Испании. Инквизиция не обращала особого внимания на женщин, более важными врагами считались иноверцы. Однако один случай, который можно отнести к охоте на ведьм всё же произошёл именно в Толедо в 1656г. Картина, которая его изображает, принадлежит кисти Франциско Рицци. Композицию картины представляет одна из главных площадей Толедо, хотя и несколько идеализированная. Оригинальная площадь сгорела около 1590 г. и была перестроена. Художник значительно модифицировал пространство, чтобы приспособить его к городской среде. По бокам размещены зрители, заполнившие террасы и балконы. На заднем плане несколько трибун, узнаваемых по более светлой цветовой гамме, и распятие рядом с которым располагался инквизиционный совет. Художник особенно выделяет три фигуры. Одним из персонажей предположительно является генеральный инквизитор Диего де Арсе-и-Рейносо. Также интересной для понимания инквизиционных процессов деталью является одежда осуждённых на трибуне. Помилованные(reconciliados) носят жёлтую одежду с крестом, а те, кто не был прощен, одеты в санбенито. В нижней части есть очень важная деталь, которая является характерной для многих работ, изображающих аутодафе — это флаг с красным крестом, который обычно несли в сопровождении с растением, например, оливковой ветвью. Крест, оливковая ветвь и меч являются символами инквизиции, намекающими на искупительную смерть Христа, распятого еретиками с точки зрения инквизиции. [2]
В начале XVIII в. в нынешней приходской церкви Ла-Магдалена-де Севилья, ранее известной как монастырь Сан-Пабло и первое место размещения инквизиции на этой территории, сохранилась фреска, выполненная художником Лукасом Вальдесом. В работе изображено, как религиозные деятели сопровождают обвинённого до места казни. Осуждённый был определён как некий Диего Лопес Дуро, торговец из Осуны португальского происхождения. Он был сожжен заживо двадцать восьмого октября 1703 г. за практикование иудаизма. Данная работа явно отличается от остальных своим интересным сюжетом и оригинальной композицией. Главной целью фрески было показать триумф католической веры. [1]
Несмотря на то, что аутодафе продолжали проводится, изображений становилось меньше. Когда в 1813 г. инквизиция была отменена, вышел указ о том, что все изображения, напоминающие о зверствах инквизиции, находящиеся в церквях монастыря и других местах, должны быть убраны оттуда или уничтожены. Это может быть причиной тому, что многие работы потерялись, дошли до нас в очень плохом качестве или не дошли вовсе.
Таким образом, можно сказать, что художественные изображения инквизиционных процессов представляют большой интерес не только с точки зрения искусства, но и с исторической точки зрения. Работы такого характера дают наглядное представление о том, что из себя представляли аутодафе. Благодаря этим картинам становится возможным детально изучить порядок расположения людей во время процесса аутодафе и различную одежду как инквизиторов, так и осуждённых. Более того, некоторые работы дают представление об образе испанских городов того времени.
Богатая и сильная церковь не упускала возможности изобразить собственный образ. Инквизиторы в большом количестве заказывали собственные портреты как символы своей мощи и власти. В основном, композиция всех портретов была достаточно схожей. Инквизитор сидел в своей традиционной одежде, подчеркивающей его ранг, выражение лица серьёзное, могли также присутствовать некоторые инквизиционные символы. В основном, картины отличались, строгостью и определённой долей минимализма. Зурбаран был одним из самых известных художников той эпохи. Он пользовался большой популярностью у духовенства, и инквизиторы часто заказывали свои портреты именно у него. Генеральный инквизитор Диего де Деса заказал свой портрет, который потом должен был отправиться в колледж Святого Томаса в Севилье, который он сам и основал. На данной картине инквизитор изображён сидящим в кресле, в одежде доминиканского монаха, которая является символом правды и чистоты. На его голове шляпа, которая является знаком достоинства, а на руках-драгоценности, которые соответственно показывают достаток и богатство. На столе можно увидеть книги, которые могут быть религиозными или относящимися к его работе инквизитора. [4]
Также из Севильи есть портрет генерального инквизитора Фернандо Вальдеса. Несмотря на то что портрет сильно поврежден, что осложняет его анализ, всё же можно увидеть некоторые характерные черты. Инквизитор облечен в одежду доминиканских монахов, на груди носит распятие. В отличие от предыдущей работы отсутствует головной убор невозможно понять стоит инквизитор или сидит. Снова портрет Фернандо Вальдеса, но уже выполненный художником Хамоном Сарагоса, предназначался для университета в Овьедо. Работа выполнена маслом на холсте и, что интересно, она была написана только в 1943 г. Портрет был заказан университетом, так как инквизитор является его основателем. Фернандо Вальдес изображён сидящим, сзади него находится вдохновленный картинами эпохи возрождения пейзаж гранатовый тканевый фон выделяет инквизитора и делает акцент на его фигуре. Головной убор лежит на столе вместе с пером и книгами. Фернандо Вальдес одет в белый плащ с пурпурным капюшоном, на его груди висит золотой двойной крест, что указывает на его архиепископский статус. Его лицо безмятежно и обращено к зрителю. В нижней левой части картины можно увидеть герб университета. [1]
В отличие от других инквизиторов, которые обращались к Сурбарану, Гаспар де Кирога заказал свой портрет у толедского художника Луиса де Веласко. Данная работа отличается особым богатством одежды инквизитора. Он носит митру, богато украшенную драгоценными камнями, и позолоченный плащ с религиозными образами. В руках он держит символы кардиналов, такие как крест и Библия.
Таким образом можно сделать вывод о том, что многие инквизиторы стремились увековечить себя в истории с помощью запечатления своего образа. Выполненные талантливыми художниками портреты богато одетых и величественно выглядящих инквизиторов создавали позитивное и привлекательное представление о церкви, и в каком-то смысле, даже помогали инквизиторам поддерживать свой статус и величие. Более того, работы такого характера представляют большой интерес с исторической точки зрения, так как они дают возможность детально изучить одежду и атрибутику инквизиторов. Также изображения аутодафе и инквизиторов являются ещё одним способом зафиксировать установки и правила инквизиции, которые были упомянуты во второй главе. Картины в какой-то степени являются визуальной энциклопедией инквизиции. Они помогают отразить суть инквизиции через сюжет и фиксацию главных персонажей. Таким образом, искусство помогает фиксировать и транслировать принципы и постулаты инквизиции и поддерживать ее имидж.
Литература:
- Liliana Peixoto 2016:23
- Bethencourt Francisco. Op. 467
- Muñoz Martín Roberto. Auto de Fe. Escuela Madrileña.Museo del greco. 1656
- Moreno Doris (La invención de la Inquisición) 2004:187