«Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила государства» [1], или Позиция глав субъектов Российской Федерации по вопросам межсубъектного взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 18.08.2016

Статья просмотрена: 2177 раз

Библиографическое описание:

Ефимов, Н. В. «Межсубъектные или межрегиональные отношения — это сила государства» [1], или Позиция глав субъектов Российской Федерации по вопросам межсубъектного взаимодействия / Н. В. Ефимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 235-249. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33264/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проанализирована позиция высших должностных лиц субъектов РФ (более 80 глав регионов) по вопросу межсубъектного взаимодействия в России. Целью автора в данной статье стало изучение факта личного восприятия главами субъектов РФ необходимости и важности данного взаимодействия как для самих регионов, так и для государства. Отмечена многогранность и широкий круг вопросов, решаемых в процессе межсубъектного взаимодействия. Выделена особая роль глав субъектов в процессе взаимодействия. Автором предлагается более активное и деятельное участие федерального центра в процессе взаимодействия регионов. Статья может представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами межсубъектного (межрегионального) взаимодействия в России (регионоведов, политологов, экономистов и юристов, специализирующихся по административному и государственному праву).

Ключевые слова: Российская Федерация, федеративное государство, субъекты и регионы Российской Федерации, федеральный центр, межсубъектное и межрегиональное взаимодействие, сотрудничество, федеральные и региональные органы исполнительной власти, главы и губернаторы субъектов РФ

The article analyzes the position of the senior officials of the Russian Federation subjects (More than 80 heads of regions) on the issue of intersubjective interaction in Russia.The aim of the author of this article was to study the fact of personal perception of heads of subjects of the Russian Federation the necessity and importance of this interaction both for the region and for the state itself.There was a diversity and a wide range of issues to be solved in the process of intersubjective interaction. It highlighted the special role of the heads of the subjects in the process of interaction.The author proposes a more active and active participation of the federal center in the interaction region. The article may be of interest to professionals dealing with intersubjective (inter-regional) cooperation in Russia (Regionovedov, political scientists, economists and lawyers specializing in administrative and public law).

Keywords: Russian Federation, federated state, subjects and regions of the Russian Federation, federal center, intersubjective and interregional cooperation, cooperation, federal and regional executive authorities, Heads and governors of the Russian Federation subjects.

Любое федеративное государство, как сложная политическая конструкция, состоит из разнородных, но тесно взаимосвязанного множества ее составных частей и этот факт в мировой практике признан аксиомой. Нарушение одного из видов взаимоотношений между субъектами государства ведет к снижению стабильности и устойчивости всей государственной конструкции и развитие страны в целом невозможно без развития ее региональных составляющих — эффективного функционирования социальной и экономической сфер субъектов Российской Федерации [2].

Из положений Конституции Российской Федерации [3] следует, что государственная, в том числе и исполнительная, власть в России имеет два уровня. Это система высших федеральных органов власти и система органов власти субъектов РФ.

Органы власти субъектов РФ, в рамках исключительного ведения субъекта РФ в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, обладают всей полнотой государственной власти. Организация взаимодействия между составными частями РФ — ее субъектами, в том числе и между их органами исполнительной власти, относится к исключительному ведению субъектов РФ. Для России, являющейся федеративным государством с самым большим в мире числом субъектов — 85, важно иметь развитую и законодательно закрепленную систему межсубъектных связей.

Еще средневековый французский мыслитель Шарль Монтескье (1689 —1755) сделал вывод о роли и значении второго, регионального уровня власти: «Cоставные части государства получают право быть самостоятельным уровнем управления, в единстве обеспечивая целостность и эффективность государственной власти» [4].

Позицию отечественной правовой мысли о роли субъектов РФ в российской государственности можно выразить словамипрофессораДобрынина Н. М.: «Субъекты федерации — это системообразующие для федерации элементы, наряду, конечно, с самой федерацией. Как представляется, если рассматривать федерацию как государственно-территориальную систему, то, вероятно, именно субъекты будут ее основными элементами» [5].

Позицию иностранной науки по данной проблематике выразили английские профессора А. Скотт и М. Сторпер, которые считают, что «Города и регионы... выступают важнейшими основами процесса развития в целом» [6].

В статье автор будет часто использовать такие понятия как «субъект» и «регион» РФ. Для понимания авторской точки зрения в изложении материалов статьи полагаем необходимым привести позицию российской науки в вопросе использования этих правовых категорий.

Субъект федерации имеет ярко выраженную юридическую и политическую природу, которая игнорировать социально-экономические условия, которые уже сформировались на определенных территориях. Понятию «регион» и сформулированным от него категориям свойственны черты полисемии, другими словами ему присущи большое количество значений, а правовой категории «субъект федерации» качество полисимии не характерно. Ряд российских ученых-правоведов уверены, что регион РФ — это более широкое понятие, нежели субъект РФ [7]. Однако автору статьи более близка точка зрения тех ученых, которые считают данные понятия тождественными [8], и он считает возможным в статье использовать эти понятия как синонимы, имея ввиду при этом, что лишь термин «субъект РФ» используется в тексте Конституции России, неся в себе конституционно-правовое понятие.

Также необходимо учитывать, что «В России в данном контексте понятие «регион» используется для обозначения субъекта Российской Федерации. В этой связи отметим, что в качестве прилагательного от словосочетания «субъект Российской Федерации» в литературе используется слово «региональный». Для целей научного исследования с точки зрения места и роли органов государственной власти субъектов Федерации допустимо использовать слова «региональный орган», «региональная власть», поскольку именно таковыми они по существу и являются» [9].

При выстраивании новой российской государственности основное внимание федеральным центром уделялось проблемам укрепления вертикали власти, оптимизации взаимоотношений федеральных органов власти и властных структур субъектов Федерации. При этом горизонтальные, межсубъектные связи и отношения оказались на периферии внимания руководства страны и законодателей. Однако с конца 1990-х годов в России начался реальный процесс активного межсубъектного взаимодействия, который вызвал эффект бифуркации, то есть было выбрано единственно верное направление, которое было направленно на эффективное и безальтернативное сотрудничество составных частей России — субъектов РФ. Это привело к смене генеральной парадигмы 90-х годов ХХ века — от межрегионального сотрудничества ради выживания к генеральной концепции межсубъектного взаимодействия — поступательное взаимодействие субъектов РФ в интересах как развития и усиления государства, так и повышения достаточности и успешности самих субъектов страны.

Комплексный институт межсубъектного взаимодействия включает в себя весь спектр межрегионального взаимодействия органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти во главе с главами субъектов РФ. При этом особую значимость приобретает исследование организационной среды в процессе осуществления государственного управления органами исполнительной власти, поскольку это наиболее многочисленная группа органов, наделенная разнообразными функциями и полномочиями [10].

Межсубъектное взаимодействие субъектов РФ возможно исследовать (и исследуется) с различных теоретических позиций и научных направлений, с использованием разнообразных методов, способов и общих закономерностей. Автор предлагает рассмотреть обозначенную проблему изнутри самого процесса взаимодействия, с ранее никем не применяемой практики, а именно через призму позиций и взглядов основных акторов межсубъектного взаимодействия — бывших и действующих глав субъектов РФ.

Глава субъекта РФ в России играет огромную роль и занимает центральное место в функционировании региональной системы власти. Он, по мнению подавляющего числа российских ученых [11], является основным звеном в единой системе исполнительной власти России, а также лицом, которое возглавляет в субъекте РФ исполнительную власть. И конечно необходимо учитывать мнение Президента РФ Владимира Путина, который уверен в том, что «… губернаторы и руководители республик являются институтами исполнительной власти» [12]. Данное утверждение закрепил в своем постановлении Конституционный Суд РФ [13].

Глава региона является несомненным лидером в каждом субъекте РФ и его личностные качества прямым образом влияют на состояние вверенного ему региона, на способность представлять свой субъект во взаимоотношениях с федеральной государственной властью и с органами государственной власти субъектов РФ. Как показывает современная российская практика, сам факт существования межсубъектного взаимодействия во многом зависит от профессиональных качеств, способности к мышлению в государственных масштабах и личному желанию, пониманию необходимости этого процесса руководителей регионов.

Учитывая дискретность наличия института губернаторства в России представляет интерес мнения выдающихся русских ученых. Так юрист-государствовед А. Д. Градовский (1841–1889)считал, что «значение губернатора в местной администрации таково, что всякое существенное изменение в этой должности неизбежно должно отразиться на положении всех других установлений» [14]. Российский историк В. О. Ключевский (1841–1911) был уверен в том, что «Русская земля представляла собой не союз князей или областей, а союз областей через князей» [15]. Выдающийся русскиймыслитель Карамзин Н. М. (1766–1826) очень метко сформулировал: «Но люди не только для министерства, или Сената, но и в особенности для мест губернаторских. Россия состоит не из Петербурга и не из Москвы, а из 50 или более частей, называемых губерниями; если там пойдут дела, как должно, то министры и Совет могут отдыхать на лаврах; а дела пойдут, как должно, если вы найдете в России 50 мужей умных, добросовестных, которые ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона россиян, обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа». [16]. Представляет интерес и мнение известного политика начала 20 века В. И. Ленина (1870–1924), который также, пусть очень специфически, оценивал важную роль губернаторов в жизни государства: «Губернатор в русской провинции был настоящим сатрапом, от милости которого зависело существование любого учреждения и даже любого лица во вверенной губернии» [17].

О роли глав субъектов РФ на государственном и региональном уровне, высказались и высшие руководители Российской Федерации — Владимир Путин: «Положение дел в регионе в значительной степени определяется, конечно же, далеко не только наличием минеральных ресурсов или помощью из федерального центра, а в значительной степени активностью самого регионального руководства» [18] и Дмитрий Медведев: «В конечном счете, именно губернатор отвечает за благоприятный деловой и социальный климат» [19].

Помимо того, что каждый губернатор (глава) субъекта является неординарной личностью, каждый из них отличается от своих коллег по губернаторскому цеху по деловым, профессиональным качествам, наличию опыта и предыдущей карьере. У каждого имеются, присущие только ему, особенности и в их губернаторской судьбе, порядке назначения и отставки.

«Лишь один из семи глав регионов имеет опыт прохождения через реальные выборы — губернаторские до 2005 года или думские в территориальных округах. Многие из нынешних глав регионов — новички и вообще не имели до назначения опыта публичной политической деятельности. Две пятых губернаторов — либо «варяги», никогда прежде не работавшие в регионе, который теперь возглавляют, либо «гастролеры», имевшие отношение к региону лишь в далеком прошлом». [20]

В наличии значительная разница в возрасте — например, главы КемеровскойобластиТулеев А. Г. 1944 г.р. и Республики Дагестан Абдулатипов Р. Г.1946 г.р., с другой стороны губернаторы Амурской и Смоленской областейКозлов А. А.1981 г.р. и Островский А. В., 1976 г.р.

Есть губернаторы «долгожители», например губернатор Белгородской области Евгений Савченко на своем посту 23 года и Николай Меркушкинглава РеспубликиМордовияи Самарской области — 21 год. А есть такие, кто не смог доработать даже свой первый срок — например губернаторы МурманскойДмитрий Дмитриенко (2009–2012) и ВолгоградскойАнатолий Бровко (2010–2012) областей. Имеется и свой рекордсмен — нынешний, с 2015 года, Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко до своего последнего назначения успел поруководить еще двумя регионами — Камчатской (2005 — 2007) и Амурской (2008–2015) областями.

Кто-то из губернаторов увольнялся по собственному желанию (например, глава Приморского края Сергей Дарькин и губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева), кого-то отправлял в отставку Президент РФ «в связи с утратойдоверия» (например, мэр Москвы Юрий Лужков и глава Новосибирскойобласти Василий Юрченко), кто-то находился под следствием (например, губернатор Амурской области Леонид Коротков и губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков), а отдельные были приговорены к реальным срокам лишения свободы (например, экс-губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, экс-губернатор Тверской области Владимир Платов и экс-глава Ненецкого автономного округа Алексей Баринов). И конечно последняя ситуация, когда под стражу были взяты Губернаторы Сахалинской и Кировской областями АлександрХорошавин и Никита Белых, а также Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер.

Но все они, несмотря на различные личностные характеристики и взгляды на методы и способы руководства своими регионами, с учетом произошедшего между ними процесса конвергенции в отношении межсубъектного взаимодействия, едины в его роли и оценке, как способствующему поступательному и сбалансированному социально-экономического развития регионов. Приведенный ниже репрезентативный анализ позиций глав субъектов РФ подтверждает вышесказанное.

Последствия трагического развала Советского Союза для своего субъекта емко, с цифрами, охарактеризовал Глава Республики Дагестана Рамазан Абдулатипов: «… Дагестан оказался в ситуации, когда уничтожены около 80 % промышленного производства, 75 % сельского хозяйства, практически вся рыбная отрасль» [21],а губернатор Орловской области Вадим Потомский видит постсоветскую ситуацию в отношениях между субъектами такой: «Со времен развала Советского Союза между нами нет интеграционных связей, прежде всего, экономических. Зачастую в одних регионах даже не знают, что производят в других» [22].

О том, какая ситуация с межсубъектным взаимодействием сложилась в стране в начале 90-х, поведал губернатор Новгородской области (1991–2007) Михаил Прусак: «При нынешних правилах игры сотрудничества между нами (субъектами РФ — прим. автора) не может быть. Мы пытаемся только восстановить то, что было раньше. Сейчас хаос и борьба за выживание, никакой координации между регионами. Сотрудничество на уровне администраций просто смешно» [23].

Однако с приходом к власти нового Президента России Владимира Путина ситуация изменилась, что позволило губернатору Приморского края (2001–2012) Сергею Дарькину сделать следующее заявление: «Руководство нашей страны сегодня подчеркивает необходимость развития межрегионального сотрудничества на уровне субъектов Российской Федерации» [24].

К руководству субъектов постепенно приходило понимание своей значимости и личной ответственности за состояние дел в регионах. Например, губернатор Владимирской области (2000–2013) Николай Виноградов считает, что «Каждый из губернаторов — государственный деятель, а не местечковый чиновник или удельный князек. И коли мы решаем объединить усилия, делаем это с полным осознанием своей государственной, политической миссии» [25], а губернатор Воронежской области Алексей Гордеев уверен в том, что «Везде должен быть хозяин и ответственное лицо» [26], полагая, что этим лицом является именно губернатор. Глава Республики Саха (Якутия) (2002—2010) Вячеслав Штыров уверен в том что: «Без интеграционных связей, как поется в песне, «нам не жить. Пришло время восстановить и развивать всесторонние связи, взаимовыгодное сотрудничество» [27]. И конечно руководитель региона должен жить не одним днем, а мыслить стратегически — губернатор Красноярского края(2000–2010) Виктор Толоконский: «… губернатор должен мыслить стратегически, то есть на 10–20 лет вперед» [28].

Ниже будут приведены примеры наиболее приоритетных и значимых межрегиональных коллабораций, которые автор статьи посчитал возможным выделяют особо.

1. Президент России В. Путин считает, что «От того, как себя чувствуют регионы, как они развиваются, зависит самочувствие и развитие всей страны» [29]. С ним согласны и главы субъектов, которые уверены, чем сильнее и благополучнее будут регионы страны, тем сильнее и стабильнее будет сама страна.

Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко: «Чем больше будут взаимодействовать регионы Российской Федерации, тем больше будет возможностей для развития горизонтальных связей, которые укрепляют позиции страны во всех областях» [30] и «Чем больше будет таких связей между регионами, тем крепче станет наша страна» [31].

Глава Тульской области (2011—2016) Владимир Груздев: «Когда коллеги-губернаторы объединяются общей целью, от этого выигрывают все: жители, регионы, страна» [32], «Президент понимает, что развитие России зависит от развития регионов» [33].

ГубернаторИркутской области (2009 — 2012) Дмитрий Мезенцев: «… налаживание двусторонних связей в развитие взаимовыгодного сотрудничества способствует дальнейшему укреплению государственности и сохранению целостности Российской Федерации…» [34].

Глава ЯНАОДмитрий Кобылкин: «Чем сильнее наши регионы, тем будет сильнее наша страна». [35]

Глава Татарстана Рустам Минниханов: «Процветание и благосостояние нашей страны зависит от эффективной работы регионов, поэтому нам важно поддерживать контакты между регионами, реализовывать совместные проекты» [36].

Председатель Госсобрания Республики АлтайИван Белеков:«В целом укрепление связей между регионами — это укрепление всего федеративного устройства.И наша задача это не разрушать, а наполнять новым содержанием» [37].

Глава Волгоградской области Андрей Бочаров: «Чем сильнее регионы, тем сильнее Россия. Именно в межрегиональном сотрудничестве будущее России». [38]

Мэр Москвы (1992–2010) Юрий Лужков:«…везде в мире крепкая федерация держится на сильных регионах…». [39]

Губернатор Санкт-Петербурга(2003–2011)Валентина Матвиенко: «…углубление сотрудничества между регионами — это реальный путь нашего экономического укрепления. Будут сильные регионы, будет сильная Россия» [40].

Губернатор Свердловской области (2009–2012) Александр Мишарин: «Успешное развитие России зависит от эффективной работы регионов» [41].

2. Президент РФ В.Путин сформулировал главную цель, стоящую перед обществом — «… общая цель одна, самая главная — благосостояние граждан Российской Федерации» [42]. И с ним солидарны главы субъектов РФ.

Глава Республики БашкортостанРустэм Хамитов: «Задача любого областного или республиканского правительства — повышать качество жизни людей» [43].

ГлаваРеспубликиКарелия Александр Худилайнен:«Если будем много работать, проблем будет меньше, а качество жизни нашего населения улучшится. Это главное, чего мы должны достигнуть в регионе» [44].

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко: «Наши цели в межрегиональном сотрудничестве предельно понятны — это создание благоприятных условий для социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения» [45].

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко: «Гражданам все равно, в каком они проживают субъекте, когда речь идет об их личных бытовых и социальных проблемах. И мы понимаем, что есть общие проблемы у города и области, которые требуют совместных решений в интересах наших жителей» [46].

Глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин: «… сотрудничество нужно развивать для пользы наших народов, для блага нашей страны» [47].

Губернатор Тверской области (2011–2016) Андрей Шевелев: «Подписывая это соглашение, мы действуемв интересах жителей наших областей. Предки заложили многие направления для сотрудничества, и наша задача — развивать их. Мы добрые друзья, соседи, которые всегда могут прийти на помощь» [48].

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев: ««Я очень хочу … чтобы все четко понимали: все, что мы делаем, мы делаем на благо жителей наших регионов» [49].

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин: «Люди хотят жить благополучно и комфортно не завтра, а уже сегодня» [50].

ГлаваУдмуртскойРеспублики Александр Соловьев: «Соглашение позволит ещё полнее использовать потенциал нашего сотрудничества в интересах жителей нашей республики и вашего города» [51].

Губернатор Московской области Андрей Воробъев: «Главы двух регионов, думая о своих субъектах и своих полномочиях, всегда выше всего будут ставить интересы жителей и улучшать качество жизни граждан» [52].

3. Главы субъектов уверены, что межсубъектное взаимодействие и межрегиональное сотрудничество являются неотъемлемой и жизненно важной частью повседневной деятельности регионов.

Глава Республики Калмыкия (1993–2005)Кирсан Илюмжинов: «Межрегиональное сотрудничество сегодня является одним из условий успешного развития субъектов Российской Федерации» [53].

Свой, особый, взгляд на данную проблему у Главы Башкортостана Рустэма Хамитова: «У нас заключено свыше 60 межправительственных соглашений с субъектами России. Но скажем честно — пока, к сожалению, многие наши замечательные межрегиональные проекты так и остаются на бумаге только потому, что мы зачастую не можем выстроить по-настоящему эффективное взаимодействие. Заключая соглашения между регионами, в лучшем случае, обмениваемся визитами на официальном уровне или организуем встречи предпринимательских сообществ. Редко доводим эту работу до реализации крупных взаимовыгодных проектов на нашем с вами, государственном уровне. Для того чтобы совместно с коллегами разрабатывать программы межрегионального взаимодействия, нужно, в первую очередь, активно делиться друг с другом информацией — о наших потребностях, планах, да и проблемах для их совместного решения. Нам надо теснее работать, быть открытыми, нам нечего скрывать. Повторюсь — мы не столько конкуренты, сколько выгодные партнеры» [54].

Губернатора Кировской области(2009–2016)Никита Белых: «Чем ближе мы друг к другу, чем более открыты друг для друга, тем проще находить решение существующих проблем» [55] и «Тема межрегионального сотрудничества особенно актуальна сегодня, когда вся страна находится в непростой геополитической ситуации. Именно поэтому нам необходимо сплотиться и направить наши силы на благо Великой России» [56].

Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров: «Сегодня приоритетная задача — выстраивание взаимоотношений с регионами. Приезд делегации Владимирской области подчеркивает интерес к межрегиональному сотрудничеству — кооперация поможет нам стать сильнее и мощнее» [57].

Глава Башкорстана Рустэм Хамитов: «… разные аспекты межрегионального сотрудничества также подлежат серьезному изучению, анализу скрытых ресурсов и возможностей, которые становятся очевидными при разумном и незашоренном их восприятии. Сегодня никто не делает ставку на разработку “отдельного”, обособленного пути развития для своего региона…, построение в них изолированного, экономически самодостаточного “натурального хозяйства”. Это невыгодно, неразумно и в итоге ведет к деградации территории. Закрытые системы не имеют шансов на выживание — это универсальный закон» [58].

Глава Республики Удмуртии Александр Соловьев:«Наша республика долгие годы была закрытой, мы хотим, чтобы она стала открытой, готовой к сотрудничеству со всеми регионами» [59].

Губернатор Санкт-Петербурга (2003–2011)Валентина Матвиенко: «Сотрудничество с регионами Российской Федерации — один из приоритетов политики Правительства Санкт-Петербурга. Тенденции развития наших регионов, необходимость искать возможности для постоянного экономического роста требуют вывода нашего партнерства на качественно новый уровень» [60].

ГубернаторНовгородской областиСергей Митин: «Самое главное для нас, это поиск ресурсов, нахождение свободных ниш рынка и тех преимуществ, которые даст сотрудничество двух регионов, хоть и очень разных по климатическим условиям, имеющих разные сферы экономического развития, но являющихся частью великой страны, желающих найти в содружестве пользу и выгоду…» [61].

Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов: «Сегодня есть необходимость расширить грани сотрудничества. Нужно, чтобы в равной мере развивались как вертикальные, так и горизонтальные связи» [62].

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров:«Убежден, что между нашими регионами должны сложиться тесные торгово-экономические отношения и механизмы рыночной интеграции. Это даст нам возможность расширить и углубить межрегиональные связи, которые в свою очередь станут важным фактором укрепления единства Российской Федерации. Тесное, всестороннее сотрудничество на стабильной и долгосрочной основе отвечает нашим общим интересам» [63].

Губернатор Мурманской области (2009–2012) Дмитрий Дмитриенко: «Россия — большая страна, и добрососедские отношения между регионами положительно сказываются на развитии экономических, культурных и социальных связей. Нас связывает принадлежность к Северу, поэтому тесное сотрудничество поможет наиболее эффективно бороться с общими трудностями» [64].

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югра Наталья Комарова: «На региональном уровне мы уже решили дополнить действие наших программ крымским направлением. Считаю, что такая потребность существует и на уровне нашего межрегионального сотрудничества. Наш долг — поддержать новые регионы нашей страны…» [65].

Губернатор Еврейской автономной области(2010–2015) Александр Винников: «… и логистика, и история связала наши регионы таким образом, что мы просто обречены на сотрудничество» [66].

Глава Республики Башкортостан(1993 -2010) Муртаза Рахимов: «Московская область и Башкортостан — наиболее развитые, опорные регионы Российской Федерации. Уверен, что у нас есть все возможности и резервы для дальнейшего наращивания сотрудничества. Здесь очень важно наладить прямые контакты без участия сомнительных посредников» [67].

4. Основной и наиболее распространенной формой взаимодействия между субъектами в России являются соглашения (договора) о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. Руководители большинства регионов, считают достаточным заключение подобный соглашений для осуществления полноценного межрегионального взаимодействия.

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин:«У нас взаимодействия тесные, добрососедские, и иного пути нет. Убежден, что подписание сегодняшнего соглашениядаст дополнительный толчок в нашем взаимном сотрудничестве и послужит более тесному и продуктивному сотрудничеству двух наших регионов для более динамичного развития…» [68] и «Мы наполнили наше взаимодействие конкретными действиями. Когда есть не просто деловые партнерские отношения, а узаконенные соглашением, это дисциплинирует и помогает двигаться вперед» [69].

Глава Республики Северной Осетии-Алании (2005–2015) Таймураз Мамсуров: «Это не новое соглашение. Это продолжение той работы по сближению и сотрудничеству наших регионов, которая была проделана нашими предшественниками — руководителями субъектов, нашими народами, которые близки друг другу…» [70].

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский: «Я бы хотел, чтобы подписанное сегодня соглашение стало прочной основой для реального продвижения навстречу друг другу, действенным импульсом для подписания новых договоров о поставках, совместных мероприятий, межведомственного и межотраслевого сотрудничества» [71].

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер: «Не покривлю душой, если скажу, что на всех уровнях привожу пример, как выстраиваются отношения между Коми и НАО в части не просто обсуждения каких-то болевых точек, а в их совместном решении. Округ всегда может чувствовать надежное плечо республики в решении любых вопросов. Мы всегда будем рядом» [72].

Губернатор Алтайского края Александр Карлин: «Если сравнить протоколы соглашений десятилетней давности и сегодняшний, то можно увидеть: если тогда речь шла в основном о торгово-экономическом аспекте взаимодействия, то и сейчас он не отменяется — это автоматическая часть наших взаимоотношений. Но сегодня появляются совершенно новые сегменты нашего взаимодействия, которые нужно наполнить конкретной организационной составляющей» [73].

ГубернаторКурганской области Алексе́й Кокорин: «В прошлом году принципиально изменился подход к сотрудничеству с соседними регионами. Мной дано поручение наполнить реальными проектами все 35 ранее заключенных соглашений с различными субъектами РФ» [74].

5. В период обострения политической ситуации в мире, экономических кризисов и принятие ограничительных санкций в отношении нашего государства, а также необходимости применения провозглашенной Президентом политики импортозамещения, главы субъектов РФ видят в развитии межрегионального взаимодействия один из действенных способов их преодоления.

Глава Республики Саха (Якутии) (2002—2010) Вячеслав Штыров: «В условиях кризиса связи между регионами должны усиливаться, потому что они создают основу для нормального функционирования экономики и решения многих проблем» [75].

Губернатор Вологодской области (1996–2011) Вячеслав Позгалёв: «Усиление межрегионального сотрудничества — один из методов преодоления кризиса» [76].

Губернатор Ставропольского края(2008—2012) Валерий Гаевский: «Хочу подчеркнуть что, несмотря на сложный период, который переживает сейчас страна в связи с мировым экономическим кризисом, наше сотрудничество — это серьезный шанс. Я имею в виду, прежде всего, межрегиональное взаимодействие, на что на одном из последних заседаний Госсовета нацеливал президент страны» [77].

Губернатор Кировской области (2009–2016) Никита Белых: «Тема межрегионального сотрудничества особенно актуальна в непростых условиях мирового финансового кризиса». [78]

Губернатор Курской областиАлександр Михайлов: «В условиях санкций возникла необходимость реализовывать не на словах, а на деле установки нашей страны, президента, и важнейшим звеном является сотрудничество регионов» [79] и «В условиях действия западных санкций межрегиональное сотрудничество является одним из приоритетных направлений». [80]

Губернатор Оренбургской области Юрий Берг: «Оренбуржье и Свердловскую область связывают дружеские и взаимовыгодные партнерские отношения,… это позволит нашим регионам развивать сотрудничество в промышленной сфере, активизировать содействие в расширении рынков сбыта продукции, развивать межрегиональную кооперацию и импортозамещение, осваивать новые виды конкурентоспособной продукции». [81]

Глава Владимирской Светлана Орлова: «Более того, совместными усилиями можно эффективно решать вопросы импортозамещения, привлечения инвестиций и выстраивания долгосрочной перспективы для социально-экономического развития наших областей» [82] и «Если бы не было санкций, их бы надо было придумать: все начали искать, кооперироваться, подтянулся малый и средний бизнес, и региональная составляющая здесь также очень важна». [83]

Губернатор Калининградской области (2010–2016)Николай Цуканов: «Есть очень интересные совместные проекты, в том числе по импортозамещению». [84]

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов: «Внешнее экономическое давление на Россию работает на усиление внутреннего взаимодействия между регионами страны». [85]

Губернатор Орловской области Вадим Потомский: «Серьезный промышленный и аграрный потенциал двух регионов необходимо максимально использовать при реализации программ импортозамещения». [86]

6. При организации межсубъектного взаимодействия очень важно изучать и перенимать передовой опыт, стремиться лично встречаться и контактировать с его непосредственными участниками. И главы субъектов РФ это отлично понимают.

Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин: «Детальное изучение опыта соседей, обмен мнениями может стать стимулом для дальнейшего совершенствования нашей работы и повышения ее эффективности» [87].

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов: «Уверен, что при установлении личных контактов между главами и министрами регионов дело движется быстрее, возникает взаимопонимание на личном уровне, прогнозируемость действий партнёров» [88].

Мэр Москвы Сергей Собянин: «Взаимодействие двух регионов основано преимущественно на «понимании взаимодействия руководителей субъектов». [89]

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов: «Надо ездить друг к другу, учиться друг у друга. Мы должны быть и дальше близки и помогать друг другу». [90]

Губернатор Псковской областиАндрей Турчак: «Мы будем следить за развитием и успехами друг друга, обмениваться опытом и двигаться дальше. Для нас как для руководителей субъектов Российской Федерации подписание соглашения о сотрудничестве — это возможность конвертировать личные дружеские отношения во взаимно полезные партнерские связи между Псковской областью и Ингушетией». [91]

Глава Республики Карелия Александр Худилайнен: «Когда идет такой обмен опытом между регионами, безусловно, каждый регион что-то находит, что можно было бы адаптировать на своей территории». [92]

Губернатор Курганской области (1997—2014)Богомолов Олег: «Чтобы сделать данный процесс наиболее эффективным, я взялся налаживать контакты с коллегами-губернаторами. Предварительно мы посадили друг против друга директоров заводов и комбинатов, торговых компаний, предпринимателей. Убежден, что дружить с регионами, особенно с соседними, надо. Ведь в одиночку многого не добьешься». [93]

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров: «Сотрудничество между Ингушетией и Псковской областью — это возможность обмена опытом между субъектами федерации и руководством». [94]

Глава Пермского края (2005 — 2012) Олег Чиркунов:«Каждый из регионов по определению не может быть сильным во всех направлениях. Наша задача — научиться очень быстро заимствовать то лучшее, что есть у соседей. Важен обмен опытом, укрепление межрегионального сотрудничества» [95].

ГлаваКарачаево-Черкесии Рашид Темрезов: «Для меня лично и для республики важно такое практическое общение с коллегами, важен обмен опытомвреализации текущих задач в сфере экономики и развития социальной сферы. Для руководителей регионов всегда важен такой обмен опытом. Что-то мы упустили, в чем-то преуспели. Это опыт ежедневной работы». [96]

ГубернаторКрасноярского края(2002 — 2010)Александр Хлопонин: «Наше общее будущее — в налаживании крепких горизонтальных связей. Чем чаще мы будем встречаться и обсуждать совместные проекты, тем быстрее продвинемся вперед. Хватит выстраивать межсубъектные барьеры». [97]

Глава Республики Хакасии Виктор Зимин: «Ведь очевидно — соседние территории должны искать точки сближения, шире смотреть на то, что делается на территориях. Часто бывает, что каждый регион пытается изобретать собственный велосипед по каким-то направлениям, тратит на это деньги. А иногда эффективнее просто использовать преимущества друг друга, системно расходуя имеющиеся и достаточно ограниченные бюджетные ресурсы. Мы же иногда не знаем, что есть у соседей, какая-то продукция или лоббируется, или, наоборот, демпингуется…». [98]

Глава Карелии Александр Худилайнен: «У Ямала есть чему поучиться…. Соглашение, которое мы подписали, безусловно, во многом поможет нам решать проблемы Карелии. Убежден, что и вам будет полезно что-то перенять у нас». [99]

7. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Андрей Туманов сформулировал важную для нашего исследования мысль: «… самые успешные российские губернаторы — это те, которые хорошо дружат не только с Москвой, но и с соседями, близкими и далекими» [100]. И многие главы субъектов РФ с ним согласны, понимая то, что без взаимодействия и налаженных тесных контактов с коллегами по губернаторскому цеху, с соседними регионами, развитие вверенных им субъектов РФ будет затруднено, а за расположение со стороны Москвы еще надо побороться.

Губернатор Ульяновской областиСергей Морозов:«Что для вас соседние регионы — пример, опытное поле, возможность сотрудничества?И то, и другое, и третье. Нам есть, чему у них поучиться. Хватит экспериментировать над жителями Ульяновской области, выдумывать и сочинять новые пути». [101]

Руководитель Ставропольского края Владимир Владимиров: «Мы — соседи. Нас объединяют и территория, и общая история. Кроме того, у Ставрополья и КЧР сегодня множество точек взаимодействия. Ставрополье заинтересовано в дальнейшем развитии этих связей». [102]

ГубернаторЮгры Наталья Комарова: «У многих народов важным считается даже не то, на ком ты женился или за кого вышел замуж, а кто у тебя сосед. Мы хорошие соседи и тем самым друг друга поддерживаем» [103] и «Современные инфраструктурные проекты Югры выступают не только мостом из сегодняшнего дня в будущее, но и мостом между Югрой и соседними регионами. Местом сопряжения арктического фасада России и её уральского хребта. Два контура этой связи представлены крупнейшими транспортными проектами, реализация которых потребует координации усилий и принесет такую же общую выгоду». [104]

Глава Владимирской Светлана Орлова: «Это соглашение открывает большие возможности для каждого региона. Все мы — соседи, а значит, у нас огромный потенциал для сотрудничества в сфере туризма». [105]

Глава Калужской области Анатолий Артамонов: «Мы — регионы, которые находятся недалеко друг от друга, и если мы не будем сотрудничать, то пострадают жители и предприятия наших территорий. Мы обязаны взаимодействовать!» [106]

Губернатор Алтайского края (2004–2005) Михаил Евдокимов: «Знать край и относиться к нему как к неродному значительно хуже, чем когда край не знают, но работают честно. Любые межрегиональные… отношения должны быть взаимовыгодными… Считаю себя человеком командыи люблю, когда выстраиваются дружеские, теплые отношения, а рядом — плечо товарища. Все мы — сибиряки, поэтому жить и работать надо вместе». [107]

Губернатор Санкт-Петербурга (2003–2011) Валентина Матвиенко: «Не надо забывать, что рядом с нами есть регионы, у которых большой потенциал. Сегодня очень важно активно развивать региональные связи». [108]

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун: «Мы призываем все регионы российской Арктической зоны к консолидации, чтобы наш общий голос был услышан на федеральном уровне, чтобы планы развития Арктики не откладывались в долгий ящик. Речь не идёт о частных интересах Мурманской области. Мы смотрим шире. Речь идёт об интересах страны». [109]

8.Главы субъектов РФ считают одной из целей межсубъектного взаимодействия достижение синергетическогоэффекта, когда объединив совместные усилия можно достичь того результата, которого невозможно достичь в одиночку. С этим утверждением согласен и Геннадий Олейник, председатель Комитета по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации (2005–2010): «Любое объединение усилий даёт синергетический эффект». [110]

Примером достижения синергетического эффекта могут рассматриваться реализацию крупных совместных проектов, когда в одиночку субъект не в состоянии его осуществить, например строительство мостов или сложный участок дороги. Глава Республики Адыгея Аслан Тхакушинов: «Мы совместно с Краснодарским краем строили мост Уляп-Тенгинская … Это мост дружбы между Кубанью и Адыгеей» [111] и Губернатор Тюменской области Сергей Жвачкин «Сегодня мы строим мост не ради моста, а для того, чтобы соединить два региона. Мы прокладываем мост в будущее». [112]

Руководитель Башкортастан Рустэм Хамитов: «У нас большие планы по развитию межрегионального сотрудничества. Сегодня мы должны выбирать современные модели территориального развития… способных дать синергетический эффект от развития «полюсов роста», распространяемый на близлежащие территории. Эти модели предполагают активное межрегиональное сотрудничество. Реальная жизнь такова, что административные границы наших регионов для нашей жизни несущественны». [113]

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов: «Но у нас еще очень примитивно-низкий уровень интеграции, недопустимый для современного этапа развития экономики. Современная экономика интегрирована, это большие масштабы взаимодействия. Есть такое понятие «синергетический эффект», вот его нам, может быть, еще не хватает». [114]

Глава КЧР Рашид Темрезов: «Наличие установленных между субъектами СКФО многовековых связей и интересов, углубленное региональное сотрудничество, способствуют тому, что многие проекты, включенные в госпрограмму развития Северного Кавказа, имеют межрегиональный характер. Поэтому их реализация окажет синергетический эффект для развития экономик одновременно нескольких субъектов региона». [115]

Губернаторы Курганской и Челябинской областей Алексей Кокорин и Борис Дубровский при подписании договора о межрегиональном сотрудничестве. рассчитывают избежать конкуренции и создатьсинергетический эффектдля развития территорий. [116]

Глава Калужской области Анатолий Артамонов: «Мы обязаны взаимодействовать, продвигать свои возможности. Сотрудничество в экономике, культуре, науке даст синергетический эффект для развития общества». [117]

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов «Сегодня мы подписали новое соглашение, которое, уверен, придаст новый импульс развитию нашего взаимовыгодного сотрудничества. Главная задача: обменяться друг с другом опытом, наметить точки соприкосновения и объединить усилия, чтобы добиться синергетического эффекта в развитии». [118]

9. Известный российский политик Евгений Примаков(1929–2015) был уверен в том, что: «От регионов во многом зависит обеспечить крайне важный рост экономики… В общем и целом от регионов зависит успех требуемых перемен в структуре нашей экономики, перевод ее на инновационные рельсы». [119]Экономическая составляющая при взаимодействии субъектов значительна, и губернаторы уделяют ей пристальное внимание.

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова: «Сотрудничество между регионами — это один из факторов экономического роста». [120]

Губернатор Тюменской областиВладимир Якушев: «У нас сегодня в близлежащих регионах и даже городах часто работают одинаковые предприятия, производящие продукцию машиностроения. Это перенасыщает рынок и размывает возможности государства по поддержке машпрома. Нам надо над этим подумать». [121]

Губернатор Магаданской области Владимир Печеный: «Взаимодействие позволит устойчиво развиваться субъектам, диверсифицировать экономику и повысить качество жизни северян, а главное — консолидировать усилия по повышению конкурентоспособности Крайнего Северо-Востока России» [122] и «…взаимодействие позволит совершенствовать экономическую политику, поможет сформировать гибкие механизмы товарных обменов и эффективно реализовывать инвестиционные и инновационные проекты. Предполагается обмен информацией и активное участие в выставках, ярмарках и аукционах, проводимых в каждом регионе». [123]

ГубернаторОрловской области Вадим Потомский: «Тесное взаимодействие внутри страны позволит запустить экономические механизмы, способствующие созданию благоприятной политической ситуации. Надо помогать друг другу, перейти от слов к делу и оказывать реальную поддержку!» [124]

Губернатор Курской области Александр Михайлов подчеркнул, что в условиях экономического кризиса «… межрегиональное сотрудничество приобретает особое значение, является эффективным инструментом преодоления негативных последствий в экономике, развития внутреннего рынка товаров». [125]

Губернатор Югры Наталья Комарова: «Наш автономный округ нацелен на устойчивое развитие, а это по широкому кругу задач требует тесного межрегионального сотрудничества. От объединения инвестиционных возможностей для снятия инфраструктурных барьеров, в частности, в транспортной системе, до партнёрства в гуманитарной сфере, способствующего развитию человеческого капитала». [126]

Глава Курганской области Алексей Кокорин: «У нас динамично развиваются партнерские отношения со многими регионами. Они постоянно ширятся и дополняются новыми программами. Межрегиональное сотрудничество позволяет шире рассматривать вопросы сотрудничества и между предприятиями всех субъектов, дает дополнительный стимул к развитию собственной экономики, привлечению инвестиций». [127]

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт: «Сегодня многие хабаровские предприятия строительной индустрии активно участвуют в реализации проектов по подготовке к саммиту АТЭС 2012 года на территории Приморья. И это лишь один из примеров. У нас вообще много общего, даже тигр на территории наших краев живет один — уссурийский». [128]

Губернатор Иркутской области (2012-2015) Сергей Ерощенко: «Для развития территорий Иркутской области необходимо решать вопросы по реализации инфраструктурных проектов с соседними регионами. Сегодняшнее экономическое состояние региона несправедливо. Правительство должно изменить эту ситуацию, в том числе и через интеграцию с другими регионами Сибирского и Дальневосточного федеральных округов». [129]

ГубернаторИркутской области (2009 — 2012) Дмитрий Мезенцев:«… развитие межрегиональных контактов имеет глобальное значение, так как позволяет привлекать к решению общих задач огромные ресурсы — производственные и интеллектуальные. Если мы сумеем воспользоваться этим шансом, может состояться колоссальный рывок в развитии». [130]

Губернатор Оренбургской области Юрий Берг: «Необходимо увеличивать инвестиционный потенциал нашего сотрудничества, от существующего на сегодня минимума. … Давайте двигаться вперед, и все получится». [131]

ГлаваКурганской областиАлексей Кокорин: «У нас динамично развиваются партнерские отношения со многими регионами. Они постоянно ширятся и дополняются новыми программами. Межрегиональное…сотрудничество позволяет шире рассматривать вопросы сотрудничества и между предприятиями всех субъектов, дает дополнительный стимул к развитию собственной экономики, привлечению инвестиций». [132]

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко: «У наших субъектов много общего. Совместных проектов — масса. Поэтому мы работаем вместе и как территории, и как губернаторы, добиваясь единых целей, поставленных задач, и это помогает нам». [133]

10. Отдельно можно выделить стремление субъектов РФ к образованию межрегиональных кластеров, которые возможно рассматриваться как самостоятельные экономические единицы в отдельных отраслях, как одну из форм территориального развития промышленности и появления новых точек роста региональной экономики.

Глава Башкорстана Рустэм Хамитов: «Сама жизнь ставит перед нами задачи перехода к программам, взаимодополняющим планы развития нескольких территорий, ориентированным на создание агломераций, территориальных кластеров… на межрегиональном уровне». [134]

Губернатор Омской области Виктор Назаров: «Кластер (кластер «Инносиб») должен стать своеобразной площадкой для межрегионального взаимодействия в области социальной сферы. Модель кластера позволит регионам перенимать опыт создания социальных предприятий и успешно реализовывать подобные проекты на своих территориях». [135]

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников:«Я уверен, что регионы, которые ставят своей стратегической целью развитие туристической отрасли и целостного кластера, присоединятся к нам в ближайшее время. Я считаю, что региональная туристическая отрасль должна стать одним из флагманов экономики регионов, то есть войти в состав приоритетных проектов по развитию экономического потенциала наших регионов и межрегионального сотрудничества». [136]

Глава Республика Адыгея Аслан Тхакушинов: «… нас на новом уровне объединил туристический кластер Северо-кавказских республик, Краснодарского края и Адыгеи. Реализация этого масштабного государственного проекта предоставит огромные возможности для экономического роста Дагестану, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Кубани и Адыгее. Вот все это — взаимодействие наших братских регионов на новом уровне, взаимопомощь и поддержка». [137]

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко: «У наших субъектов много общего. Совместных проектов — масса. В горнометаллургическом кластере, сельском хозяйстве и не только. Подписание соглашения — выверенный и нужный шаг. Те направления, которые сегодня актуальны, и дальше будут получать развитие». [138]

11. На начальном этапе образования Российского государства и получения субъектами РФ права на внешнеэкономическую деятельность, многие губернаторы стремились выйти на внешний рынок в ущерб внутреннему. Но постепенно и это заблуждение был устранено самими главами субъектов РФ.

Губернатор Санкт-Петербурга (2003–2011)Валентина Матвиенко:«Будущее не только в Европе, но и за региональными связями, так как в российских субъектах огромный нереализованный потенциал». [139]

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин: «…контактировать нужно не только с зарубежными странами, но и с регионами Российской Федерации». [140]

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун «Увы, зачастую о каком-нибудь американском штате знаем больше, чем о соседях. Так не должно быть». [141]

12. Обязательное присутствие во всей палитре межсубъектного взаимодействия гуманитарной составляющей. Губернатор края Александр Карлин: «Гуманитарная составляющая, духовное сотрудничество наших народов были и остаются главными, основополагающими, стержневыми ценностями, которые мы намерены развивать и впредь» [142] и губернатор Оренбургской области Юрий Берг: «Неограниченные перспективы видятся и в сфере гуманитарного взаимодействия, культурных обменов…». [143] Также представляет интерес мысль, высказанная губернатором Липецкой области Олегом Королевым, который уверен в том, что «Без мобилизации могучего энергетического заряда наших граждан невозможно эффективное решение вопросов социально-экономического и политического развития региона и России в целом». [144]

Тема межсубъектного взаимодействия в настоящее время звучит все отчетливее. Присоединение Крымского полуострова к России, введение ограничительных санкций западными «партнерами» придало этому элементу государственной политики усиленный импульс развития.

Конечно, взаимодействие регионов не решит все проблемы, которые стоят перед регионами, но оно способствует усилению индивидуальных возможностей каждого из субъектов РФ за счет совместных действий и объединенных ресурсов, что приводит к таким результатам, которые были бы недостижимы, если каждый из них действовал единолично.

На сегодняшний день для руководства и государства, и регионов стало очевидным то, что межсубъектное взаимодействие является одной из значимых составляющих усиления поступательного развития государства, имеет значительный, в полной мере не реализованный, потенциал, при этом оно может содействовать переходу страны на более высокий уровень социально-экономический развития и стимулировать внутригосударственный интеграционный, комплементарный процесс. Стало очевидным, что конструкция управления государством будет действительно надежной лишь тогда, когда в соответствии законами архитектоники она будет опираться на надежную основу из сильных и экономически развитых составляющих — субъектов РФ, с обязательным наличием эффективного и законодательно закрепленного межсубъектного взаимодействия.

Проанализировав приведенные позиции глав РФ можно сделать вывод о том, что в России формируется институт межсубъектного взаимодействия. Возникающие просчеты при практической реализации взаимодействия своевременно выявляются и устраняются самими руководителями регионов.

Однако каждый глава субъекта РФ видит это взаимодействие субъективно и выстраивает его, поэтому, индивидуально, часто без учета общегосударственных задач, в силу приоритетности для него интересов именно своего региона. Опасность данной ситуации видится в том, что отношения между регионами будут зависеть от личного восприятия определенных людей, хоть и губернаторов, от их деловых и личных качеств, их таланта руководителя и готовности взаимодействовать с себе подобными в интересах граждан своих регионов. От возникающих порой личных антипатий между губернаторами (например, известный конфликт в середине 2000-ых между Мэром Москвы Ю. Лужковым и Губернатором Московской области Б. Громовым) или элементарного непонимания стратегических задач, стоящих перед регионом и государством, будет страдать как сами регионы, так и их население.

Необходимо отметить, что окончательно сформироваться институту межсубъектного взаимодействия не позволяет тот факт, что федеральный центр занял пассивную позицию и практически устранился от влияния на процесс организации взаимодействия. На федеральном уровне субъекты РФ, зачастую, рассматриваются как источники налоговых поступлений и как подчиненные структуры, но не как партнеры в государственном управлении. Отсутствует единый федеральный орган, после ликвидации Министерства регионального развития в 2014 году, отвечающий за региональную политику государства, а его функции переданы целому ряду федеральных министерств, что явно не способствует организации эффективного взаимодействия регионов. Во многом именно поэтому некоторые ученые считают ситуацию с межрегиональным сотрудничеством неудовлетворительной. Так директор института экономики УрО РАН, докторэкономическихнаук, профессор,заслуженный деятельнаукиРФ, лауреат премии Правительства РФ Александр Татаркин уверен в том, что: «Сейчас практика межрегионального сотрудничества в России отвратительная: после ликвидации ассоциаций вроде „Большого Урала” и создания полпредств кооперация фактически погибла. Нет никаких кураторов в этой сфере, а без федеральной поддержки — даже чисто политической — регионам, выстраивая связи, приходится находиться на грани закона». [145]

Автор полагает возможным привести цитату Карла Маркса, которая уместна в контексте исследуемой темы: ''Отдельный скрипач сам управляет собой, а оркестр нуждается в дирижере''. В нашем случае 85 субъектов РФ являются самостоятельными «скрипачами», которые могут неплохо исполнить свою партию, а вот слаженное звучание всего «оркестра», то есть всех 85 «скрипачей» вместе, может возникнуть только при обязательном наличии и деятельном участии профессионального и требовательного «дирижера» — федерального центра.

Схожий взгляд на данную проблематику, но в своей интерпретации и с прямым указанием на роль федерального центра, у одного из представителей губернаторского корпуса Никиты Белых: «Мы не сможем быть успешной командой, если у нас будут 1–2 успешных игрока. Мы хотим, чтобы у нас была команда, где каждый выполняет свою роль в командной игре. Роль тренера, руководителя команды должен взять на себя федеральный центр. Потому что в ситуации, когда каждый занимается всем, результат будет хуже». [146]

И хотя, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, организация взаимодействия между субъектами РФ относится к исключительной компетенции регионов, на выход из сложившейся ситуации прямо указал Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на «Форуме действий. Регионы» ОНФ: «… в соответствии с действующим законом мы не можем регионам или муниципалитетам, тем более, что-то навязывать, если мы это не финансируем, но методические рекомендации точно можно и методические рекомендации нужно сформулировать» [147].

Таким образом, федеральный центр, посредством методических рекомендаций уполномоченных на то федеральных органов, вполне в состоянии перевести самодеятельное и разрозненное взаимодействие в разряд упорядоченных и единых, законодательно закрепленных, регламентированных, отвечающим интересам как государства, так и всех субъектов РФ формам. Было бы целесообразно организовать всероссийские научно-практические конференции, открытые форумы или круглые столы с участием руководителями субъектов РФ во главе с первыми лицами государства по проблематике межсубъектного взаимодействия, с возможностью выступить всем заинтересованным лицам, с обобщением уже имеющегося в регионах опыта и определением путей решения возникающих проблем и трудностей.

Это покажет губернаторам, что тема межрегионального взаимодействия представляет реальный интерес для федерального центра, что руководство страны оценивает роль глав регионов именно как государственных политиков и в дальнейшем не будет таких заявлений, которое сделал Председатель исполкома ассоциации «Большой Урал» Владимир Волков: «Учитывая, что за развитие межрегиональных отношений в Москве никто не спрашивает, эта тема стала неинтересна губернаторам. Если сегодня администрация президента будет стимулировать взаимодействие губернатора в интересах жителей, развитие будет другое». [148]

От совместной деятельности по организации межсубъектного взаимодействия Москвы и субъектов РФ, которое охватывает, в той или иной степени, все без исключения регионы страны, выиграют как сами субъекты РФ и их граждане, так и российское государство в целом.

Литература:

  1. Из выступления председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политикеРафгата Алтынбаева, «Парламентское обозрение» № 11(89)2009 год
  2. Собянин С. С. «Правовые основы социального развития субъектов федерации», Журнал российского права, 2005, N 12
  3. Конституции Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. «Российская газета», 25 декабря 1993 года N 237
  4. Шарль Монтескье Избранные произведения. — М.: Госполитнздат, 1955. С. 268.
  5. Добрынин Н. М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003. С. 117.
  6. Scott A., Storper M. Regions, Globalization, Development // Regional Studies. 2003. Vol. 37, No 6 & 7.
  7. Дубровина О. Ю. Политический механизм осуществления международных связей регионов государств // Власть. — 2011. — № 10. — С. 74. Раднаева С. Д. Формирование государственной власти в субъектах РФ Байкальского региона (первая половина 1990-х гг.) // Власть. — 2008. — № 11. — С. 137.
  8. Володин А. В. О Политической субъектности регионов Российской Федерации // Власть. — 2012. — № 6. — С. 121. Черкасов К. В. Федеральные округа в механизме модернизации современного российского федерализма // Журнал российского права. — 2008. — № 8. — С. 20. Ливанова И. В. Международные связи регионов Бельгии и России: сравнительный анализ // Власть. — 2009. — № 8. — С. 176.
  9. Чертков А. Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. М.: ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации, 2009. С. 51.
  10. Хаманева Н. Ю. «Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития», Институт государства и права РАН. М., 1999, С. 19.
  11. Еремина О. Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журн. рос. права. — 2005. — № 11. -С. 41; Баликоев З. В. Глава субъекта Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2007. — № 6. — С. 27.
  12. Владимир Путин «Коммерсант-Власть», 23 мая 2000 года, С. 4.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст.336.
  14. Градовский А. Д. Проект губернской реформы // Собрание сочинений. Т. 9. Спб., 1903. С. 520.
  15. Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций. Т. 1. М.: АСТ, 2002. С. 191
  16. Карамзин Н. М. Записка о Древней и новой России. // Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России. М.: Росспэн, 2008. — С. 129
  17. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 280
  18. «Новости Дагестана», 10 января 2012 года
  19. Деловая газета «Взгляд», 11 ноября 2011 года
  20. Петров Н. «Какие альтернативы остались у Путин», «РБК», 10 Февраля 2015 года № 22 (2039)
  21. РИА «Дагестан»,21 мая 2014 года
  22. ИА «МАНГАЗЕЯ», 16 июня 2015 года
  23. «Деловой Петербург», 11 мая 2001года
  24. Газета «Грани жизни», 27 ноября 2009 года
  25. Сайт ОАО «Золотое кольцо Руси», 15 августа 2002года
  26. Периодическое издание «Глас Народа»,12 октября 2015 года
  27. ИА REGNUM, 26 июля 2004 года
  28. «Бизнес Online», 15 октября 2014 года
  29. «Российская газета», 11 января 2012 года
  30. Газета «Удмуртская правда», 31 мая 2016 года
  31. «МК — в Туле», 11 сентября 2015 года
  32. «Агентство деловой информации», 25 февраля 2015 года
  33. Телекомпания 360tv.ru, 15 марта 2012 года
  34. Официальный портал Правительства Иркутской области, 4 сентября 2011года
  35. Газета «Рабочий Надыма», 25 июня 2015 года
  36. «МК в Крыму», 16 ноября 2014 года
  37. РИА«Клуба Регионов»,24 сентября 2010 год
  38. Официальный портал Губернатора и Администрации Волгоградской области, 29 Апреля 2015 года
  39. Ю. Лужков «Пособие для будущего Мэра» М., ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2003, С.330
  40. ИА «Татар-информ», 5 июня 2009 года
  41. Официальный сайт Правительства Свердловской области, 14 Ноября 2011 года
  42. «Фонд развития гражданского общества», 11 ноября 2013 года
  43. Официальный сайт партии «Единая Россия», 5 июля 2014 года
  44. Официальный интернет-портал РеспубликиКарелия, 22 мая 2012 года
  45. Газета «Солигаличские вести»,22 марта 2014 года
  46. Газета «Версия в Питере», 13 ноября 2012 года
  47. Газета «Рабочий Надыма», 25 июня 2015 года
  48. «Тверской Дайджест»,6 февраля 2012 года
  49. РИА Накануне.RU, 4 апреля 2014 года
  50. Официальный сайт Правительства Курганской области, 7 мая 2015 года
  51. Официальный сайт Главы и Правительства Удмуртской Республики, 31 мая 2016 года
  52. «Комсомольская правда», 8 июня 2013 года
  53. Официальный сайт Главы Республики Калмыкия, 6 марта 2006 года
  54. ИА «Башинформ», 4 июля 2014 года
  55. Сайт Правительства Кировской области,25 марта 2009 года
  56. Vyatka.ru, 9 сентября 2015 года
  57. ИА «Волга-Медиа»,29 апреля 2015 года
  58. ИА «Башинформ», 4 июля 2014 года
  59. «Аналитический Центр «Провинция», 7 декабря 2014 года
  60. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, 15 июня 2011 года
  61. «Новгород.ру», 29 января 2009 года
  62. «REGIONS.RU / Новости Федерации»,6 декабря 2013 года
  63. ИА «Регнум», 7 июня 2007 года
  64. «Альянс Медиа»,2 декабря 2011 года
  65. РИА Накануне.RU, 4 апреля 2014 года
  66. ВГТРК «Бира», 10 июня 2013 года
  67. «МедиаКорСеть», 26 февраля 2006 года
  68. ИА KURGAN.RU, 25 апреля 2014 года
  69. ИАУралПолит.Ru., 9 июля2014 года
  70. Ossetia.RU, 24 сентября 2012 года
  71. Официальный сайт Губернатора Челябинской области, 13 августа 2015 года
  72. ИА «Комиинформ», 8 августа 2015 года
  73. «Национальный центр мониторинга и анализа губернаторов», 24 сентября 2010 года
  74. Информационно-деловой портал «Область 45», 28 апреля 2015 года
  75. «Клуб Регионов», 23 марта 2009 года
  76. Официальный портал Вологодской области, 19 мая 2009 года
  77. «Новгородинформ», 29 Января 2009 года
  78. REGIONS.RU, 11 марта 2009 года
  79. «Издательский дом «VIP-МедиаГрупп», 5 сентября 2015 года
  80. Еженедельник «Друг для друга», 2сентября2015года
  81. Газета «Оренбургские новости», 20 июня 2015 года
  82. Телекомпания «Губерния-33», 2 сентября 2015 года
  83. ИА «ФедералПресс», 30 апреля 2015 года
  84. ИА REGNUM, 28 июля 2015 года
  85. Лента новостей Крыма, 29 мая 2015 года
  86. Персональный сайт и приемная Губернатора Орловской области, 17 июня 2015 года
  87. Официальный сайт Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, 14 марта 2014 года
  88. «Крымское информационное агентство», 26 февраля 2015 года
  89. Радиостанция «Эхо Москвы», 17 февраля 2011 года
  90. «РИА-Дагестан», 31 мая 2013 года
  91. «Интерфакс-Россия», 3 марта 2010 года
  92. Сайт Представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, 19 июня 2015 года
  93. Журнал «Чиновник», 2008 № 1
  94. ИА «Альянс Медиа», 4 марта 2010 года
  95. REGIONS.RU, 11 марта 2009 года
  96. Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики,8 Апреля 2016 года
  97. «Комсомольская правда», 6 апреля 2006 года
  98. Абакан.ру, 23 сентября 2010 года
  99. ИА «Север-Пресс», 19 июня 2015 года
  100. «Правда. Ру», 31 июля 2014 года
  101. Интернет-портал «Российской газеты», 2 февраля 2005 года
  102. Газета «День Республики», 21 мая 2015 года
  103. «Югорское время», 24 июня 2012 года
  104. Информационное агентство «МАНГАЗЕЯ», 10 мая 2014 года
  105. Телекомпания «Губерния-33», 2 сентября 2015 года
  106. «Издательский дом «VIP-МедиаГрупп», 5 сентября 2015 года
  107. Газета «Континент Сибирь», 13 августа 2004 года
  108. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга, 3 сентября 2008года
  109. ИА ЦСП «ГОСНОВОСТИ», 18 ноября 2014 года
  110. «Парламентская газета», 24 июля 2009 года
  111. ГРТК «Адыгея», 14 июля 2015года
  112. Единый официальный сайт государственных органов, 6 июня 2012 года
  113. ИА «Башинформ», 4 июля 2014 года
  114. СКФО.ru, 22 сентября 2014 года
  115. «Вестник Кавказа», 14 декабря 2012 года
  116. «Коммерсант.ру Урал. Екатеринбург», 14 августа 2015 года
  117. «МК — в Туле», 11 сентября 2015 года
  118. Официальный сайт Губернатор и Правительства Ульяновской области,6 июня 2016 года
  119. Выступление Е. Примакова на заседании «Меркурий-клуба», «Российская газета» 20 мая 2014 года
  120. «Владимиронлайн — Новости Владимира»,30 июня 2015 года
  121. ИА «Регионы России Онлайн», 30 мая 2009 года
  122. ИА «Восток России», 18 сентября 2015 года
  123. MagadanMedia, 16 мая 2014 года
  124. «ЯРНОВОСТИ», 17 июня 2015 года
  125. ИА «Kurskciti», 8 апреля 2015 года
  126. NewsProm.Ru, 17 июня 2013 года
  127. Рravda.ru, 31 июля 2014 года
  128. ИА «Татар-информ», 7 декабря 2010 года
  129. ИА «Телеинформ», 13 августа 2012 года
  130. ИА «Байкал Инфо»,8 марта 2007 года
  131. РИА «Оренбуржье», 30 сентября 2013 года
  132. «Правда.Ру», 31 июля 2014 года
  133. ВГТРК ГТРК «Бира», 10 июня 2013года
  134. ИА «Башинформ», 4 июля 2014 года
  135. Resfo.Ru, 25 ноября 2015 года
  136. Телеканал «Русский Север», 13 декабря 2013 года
  137. ИА REGNUM, 19 Января 2011 года
  138. ВГТРК ГТРК «Бира», 10 июня 2013 года
  139. Газета «Невское время», 19 апреля 2008 года
  140. РИА «Дагестан»,22 мая 2014 года
  141. Журнал «Российская Федерация сегодня», № 23–24–2014 г.
  142. Губернаторы. Ru, 24 сентября 2010 года
  143. РИА «Оренбуржье», 30 сентября 2013 года
  144. Деловой еженедельник «Экономика и жизнь — Черноземье», 3 июня 2013 года
  145. Коммерсант.ру Урал Екатеринбург, 14 августа 2015 года
  146. «Деловая электронная газета Бизнес Online», 15 октября 2014 года
  147. «Российская газета», 25 апреля 2016 года
  148. “URA.Ru», 11 февраля 2014 года
Основные термины (генерируются автоматически): регион, губернатор, межрегиональное сотрудничество, Россия, межсубъектное взаимодействие, Российская Федерация, субъект РФ, федеральный центр, глава, глава Республики.


Ключевые слова

сотрудничество, Российская Федерация, федеративное государство, субъекты и регионы Российской Федерации, федеральный центр, межсубъектное и межрегиональное взаимодействие, федеральные и региональные органы исполнительной власти, главы и губернаторы субъектов РФ

Похожие статьи

Процесс становления и перспективы правового регулирования взаимодействия субъектов России

В статье исследуется процесс становления правового регулирования взаимодействия субъектов России с использованием анализа основных нормативно-правовых актов федерального и регионального законодательства. Выделены особенности организации взаимодействи...

Конституционный суд и конституционная ответственность

Данная статья посвящена рассмотрению одного из элементов многоаспектного правового явления — юридической ответственности, а именно правоотношений конституционной ответственности. Анализируется структура конституционной ответственности, её субъектный ...

Особенности административно-правового статуса юридических лиц в деликтных отношениях

Актуальность темы исследования обуславливается, в первую очередь, произошедшими за последние годы принципиальными изменениями в экономике. Так, страна перешла к рыночной системе хозяйствования. В сегодняшних реалиях образовалось и продолжает образов...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Меры уголовно-процессуального принуждения: проблемы правоприменения

Объектом анализа данной работы являются меры уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовного судопроизводства. Содержание статьи акцентируется на значимость этих мер как инструментов для обеспечения защиты интересов и прав, закрепленных в за...

Медиация в Кыргызской Республике: история, проблемы и пути решения

Анализ социальных вопросов в Кыргызстане показывает, что конфликты требуют альтернативных процедур разрешения. Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтраль...

Практические проблемы судебного представительства в административном судопроизводстве

Статья посвящена анализу практических проблем судебного представительства по административным делам в России. С принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в 2015 году возникли новые требования и ограничения к с...

Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере развития культуры в муниципальных образованиях

Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры. Актуальность темы нау...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Реторсионный режим в современном международном праве

В современном мире каждое любое государство не может существовать без применения принципов взаимности и уважения по отношению друг другу. Тесное политическое, экономическое и социальное взаимодействие между государствами обязывают их к проявлению вза...

Похожие статьи

Процесс становления и перспективы правового регулирования взаимодействия субъектов России

В статье исследуется процесс становления правового регулирования взаимодействия субъектов России с использованием анализа основных нормативно-правовых актов федерального и регионального законодательства. Выделены особенности организации взаимодействи...

Конституционный суд и конституционная ответственность

Данная статья посвящена рассмотрению одного из элементов многоаспектного правового явления — юридической ответственности, а именно правоотношений конституционной ответственности. Анализируется структура конституционной ответственности, её субъектный ...

Особенности административно-правового статуса юридических лиц в деликтных отношениях

Актуальность темы исследования обуславливается, в первую очередь, произошедшими за последние годы принципиальными изменениями в экономике. Так, страна перешла к рыночной системе хозяйствования. В сегодняшних реалиях образовалось и продолжает образов...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Меры уголовно-процессуального принуждения: проблемы правоприменения

Объектом анализа данной работы являются меры уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовного судопроизводства. Содержание статьи акцентируется на значимость этих мер как инструментов для обеспечения защиты интересов и прав, закрепленных в за...

Медиация в Кыргызской Республике: история, проблемы и пути решения

Анализ социальных вопросов в Кыргызстане показывает, что конфликты требуют альтернативных процедур разрешения. Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтраль...

Практические проблемы судебного представительства в административном судопроизводстве

Статья посвящена анализу практических проблем судебного представительства по административным делам в России. С принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в 2015 году возникли новые требования и ограничения к с...

Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере развития культуры в муниципальных образованиях

Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры. Актуальность темы нау...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Реторсионный режим в современном международном праве

В современном мире каждое любое государство не может существовать без применения принципов взаимности и уважения по отношению друг другу. Тесное политическое, экономическое и социальное взаимодействие между государствами обязывают их к проявлению вза...

Задать вопрос