Анализ подготовки тренеров по футболу куправлению детской командой
Рачев Андрей Сергеевич, студент
Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Автором исследования изучается и анализируется уровень подготовки тренеров-преподавателей по футболу к управлению командой и воспитанниками в тренировочно-соревновательной деятельности. В исследовании использованы самооценка и оценка личностных и профессиональных качеств тренера воспитанниками. Установлено, что по отдельным качествам и умениям уровень подготовки тренеров недостаточен и требует совершенствования.
Ключевые слова: управление, тренер-преподаватель, футбол, личностные качества тренера, профессиональные качества тренера, тренировочно-соревновательный процесс
Учебно-воспитательные и тренировочно-соревновательный процесс в футболе происходит в глубоком взаимодействии игрока и тренера. Он реализуется во время, до или после матчей, при подготовке к матчам или при их разборе, на тренировках, теоретических занятиях и в рамках других учебно-воспитательных моментов [1; 4]. Тренерская работа — это воздействие на спортсмена с целью совершенствования мастерства на долговременной основе, т. е. его управление [12].
Здесь тренер выступает в качестве знатока-профессионала, который обеспечивает процесс всеобщего воспитания и развития детей и несет ответственность за это. Для этого он применяет педагогические и образовательные принципы, а также принципы, методики, средства, согласованность и планирование разных тренировочных, игровых и учебно-воспитательных моментов [2; 3; 5; 10; 12].
Немаловажным в подготовке тренера-преподавателя и учителя физической культуры является учет его индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяются набором черт и качеств характера [6; 9]. Они в свою очередь существенно влияют и определяют эффективность процесса управления своей деятельностью, в том числе спортивным коллективом [7; 8].
Анализ литературы показал, что необходимость в подготовке специалиста к управлению учебно-тренировочной работой в команде в соответствии с современными требованиями футбола, становиться важным аспектом формирования футбольной команды в соревновательной деятельности футболистов [1; 4; 10].
Все это вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных путей управления командой в учебно-тренировочной работе и в процессе соревнований, а также в профессиональной подготовке специалиста в области футбола для обеспечения высокого результата в тренировочно-соревновательном процессе.
Таким образом, актуализируется проблема исследования, которая состоит в изучении качества подготовки тренеров по футболу к управлению детской спортивной командой в тренировочном и соревновательном процессе, а также научном поиске эффективных путей повышения качества данной подготовки.
Цель исследования: определить уровень подготовки тренеров-преподавателей по футболу к управлению учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности юных футболистов.
Методы и организация исследования. Для решения поставленной цели нами использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, методы опроса (анкетирование), математико-статические методы обработки результатов исследования.
Исследования проводились на базе Сорокинской ДЮСШ с февраля по апрель 2016 года. В исследовании приняли участие 25 игроков спортивных школ 2001–2006 г. р., занимающихся в секции по футболу и имеющих 1–3 юношеских разрядов, а также 5 тренеров-преподавателей по футболу.
Для оценки готовности тренеров к управлению командой использовалась анкета-опросник [11]. Сначала на основе данной анкеты была произведена самооценка готовности тренеров к управлению командой, а затем данный опрос проводился среди воспитанников каждого тренера (по 5 испытуемых).
Результаты исследования и их обсуждение. С помощью анкеты для выявления и оценки уровня профессионального мастерства тренера был произведен опрос тренеров и их воспитанников, занимающихся у данного тренера. По данным анкеты «Самооценка профессионально важных качеств и навыков тренеров» (табл.1) можно сделать вывод, что все испытуемые тренеры достаточно высоко оценивают свой уровень профессионального мастерства. Их самооценка находится в диапазоне от 56 до 65 баллов при максимальном балле 72.
При этом достаточно высоко почти все испытуемые оценивают свои умения держаться, нравственные качества, педагогическую направленность работы. Также около максимальных значений находится самооценка по таким параметрам как профессиональные знания, культура речи. Несколько ниже оценивают тренеры собственную физическую подготовку (4,8 балла из максимума 7 баллов).
Таблица 1
Самооценка профессионально важных качеств инавыков тренеров
Ф. И. тренера |
Профессиональные иличностные качества инавыки тренера |
Итого |
|||||||||
Внешний вид |
Умения держаться |
Нравственные качества |
Волевые качества |
Познавательные процессы |
Физическая подготовка |
Педагогическая направленность |
Профессиональные знания |
Умения общаться |
Культура речи |
||
Макс. Балл |
1 |
3 |
5 |
6 |
6 |
7 |
5 |
13 |
14 |
12 |
72 |
А. Г |
1 |
3 |
5 |
6 |
5 |
6 |
5 |
12 |
12 |
10 |
65 |
В. Л |
0 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
11 |
12 |
11 |
56 |
Ю. А |
1 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
10 |
10 |
12 |
58 |
Д. И |
0 |
3 |
4 |
6 |
4 |
6 |
5 |
11 |
10 |
10 |
59 |
Е. А |
1 |
3 |
4 |
4 |
6 |
4 |
5 |
11 |
11 |
9 |
58 |
В среднем |
0,6 |
2,6 |
4,4 |
4,8 |
5,0 |
4,8 |
4,6 |
11,0 |
11,0 |
10,4 |
59,2 |
Однако более важным критерием готовности тренера к управлению командой является оценка его профессиональных и личностных качеств его воспитанниками (табл.2). С этой целью проведено анкетирование 5 воспитанников каждого тренера по той же анкете и проведено сравнение самооценки и оценки тренеров по футболу.
Таблица 2
Оценка профессионально важных качеств инавыков тренеров их воспитанниками
Ф. И. О. |
Профессиональные иличностные качества инавыки тренера |
Итого Внешний вид |
|||||||||
Внешний вид |
Умения держаться |
Нравственные качества |
Волевые качества |
Познавательные процессы |
Физическая подготовка |
Педагогическая направленность |
Профессиональные знания |
Умения общаться |
Культура речи |
||
Макс. балл |
1 |
3 |
5 |
6 |
6 |
7 |
5 |
13 |
14 |
12 |
72 |
А. Г. |
1,0 |
2,4 |
4,0 |
5,0 |
5,0 |
5,2 |
3,8 |
8,2 |
10,2 |
10,0 |
54,8 |
В. Л |
1,0 |
2,6 |
3,4 |
3,8 |
3,6 |
3,4 |
4,0 |
9,0 |
10,4 |
9,8 |
51,0 |
Ю. А. |
1,0 |
2,6 |
4,6 |
5,0 |
4,8 |
4,4 |
4,4 |
10,8 |
10,6 |
9,6 |
57,8 |
Д. И. |
1,0 |
2,4 |
3,6 |
4,0 |
2,0 |
2,4 |
4,4 |
9,6 |
9,6 |
10,6 |
49,6 |
Е. А. |
1,0 |
2,2 |
4,0 |
5,4 |
5,2 |
4,6 |
5,0 |
11,0 |
12,6 |
10,0 |
61,0 |
В среднем |
1,0 |
2,4 |
3,9 |
4,6 |
4,1 |
4,0 |
4,3 |
9,7 |
10,7 |
10,0 |
54,8 |
Анализ результатов анкетирования воспитанников позволяет выявить другую картину в оценке готовности тренера к управлению детским спортивным коллективом. В целом юные спортсмены ниже оценивают профессиональные и личностные качества тренеров — 54,8 балла против 59,2 балла при самооценке. Эти данные различаются недостоверно (при p>0,05; t=1,39; tкрит=2,31). Особенно отличается в сторону снижения оценка по параметрам «познавательные процессы», «физическая подготовка», «профессиональные знания».
Кроме этого, можно сделать вывод, что у тренеров А. Г, В. Л., Д. И. достаточно завышенная самооценка, а остальные испытуемые (Ю. А., Е. А.) имеют более адекватную самооценку. Несмотря на это, стоит отметить, что все тренеры обладают достаточным уровнем профессионально важных умений и навыков, с помощью которых реализуют управление командой в учебно-тренировочной работе и соревновательной деятельности.
Выводы. На современном этапе спортивной подготовке высококвалифицированных спортсменов тренеру-преподавателю необходимо знать обо всех сторонах учебно-тренировочного процесса. Мастерство тренера базируется на четырех базовых уровнях: педагогической направленности, знаниях, умениях и профессионально важных качествах. В данном исследовании было представлены и практически изучены профессионально важные качества и умения, психологические особенности взаимоотношений воспитанников и тренера и стили руководства командой. Данная проблема требует изучения, т. к. успехи команды во много зависят от профессиональной подготовки тренера — его знаний, педагогического опыта, авторитета, воли и т. д.
Проанализировав уровень подготовки тренеров-преподавателей в управлении учебно-тренировочной работой и соревновательным процессом у футболистов, установлено, что уровень их подготовки к управлению юными спортсменами и детским спортивным коллективом достаточный ля эффективного решения задач спортивной подготовки. Однако, большинство тренеров имеют завышенную самооценку своих способностей, качеств и навыков, а также отстающими являются познавательные процессы, физическая подготовка, профессиональные знания.
Литература:
- Базилевич О. П. Управление подготовкой высококвалифицированных футболистов на основе моделирования тренировочного процесса: Автореф. канд. дисс. М., 1983. — 20 с.
- Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М.: ФиС, 1985. — 176 с.
- Годик М. А. Педагогические основы нормирования и контроль соревновательных и тренировочных нагрузок: Автореф. докт. дис. М., 1982. — 23 с.
- Головков В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе: Автореф. канд. дис. СПб., 2002. — 24 с.
- Матвеев Л. П. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры, 1991, № 2, с. 11–20.
- Поливаев А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
- Поливаев А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.
- Поливаев А. Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурного профиля в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 143–146
- Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
- Полишкин М. С. Футбол [Текст]: учебник для институтов физической культуры / М. С. Полишкин, В. А. Выжигин. — М.: ФОН, 1999. — 254 с.
- Психология [Текст]. Учебник для ин-тов физич. культ. // Под ред. Рудика П. А. — М., «Физкультура и спорт», 1974. — 512 с. с ил.
- Якимов А. М. Основы тренерского мастерства [Текст]: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / А.М Якимов. — М.: Терра-Спорт, 2003. — 176 с.