Анализ методических подходов и принципов планирования научно-исследовательских работ в Российской академии наук до ее реформирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Анализ методических подходов и принципов планирования научно-исследовательских работ в Российской академии наук до ее реформирования / С. А. Аржанцев, Т. Г. Бондаренко, В. М. Капицын [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 127-131. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33146/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены методические подходы и принципы планирования НИР в РАН до ее реформирования. В хронологическом порядке рассмотрены основополагающие и регламентирующие нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы планирования НИР в РАН. Раскрыты этапы планирования НИР на различных его уровнях: научной организации; отделения РАН; Президиума РАН.

Ключевые слова: методические подходы, принципы планирования, научно-исследовательские работы, РАН

Целенаправленная работа по разработке методических подходов к планированию научно-исследовательских работ (далее, НИР) в академической сфере началась более десяти лет назад. Весьма серьезным шагом в этом направлении явилось утверждение Президиумом Российской Академии Наук (далее, РАН) 17 сентября 2002 года «Основных принципов планирования научно-исследовательской работы научной организации Российской академии наук». Определенные этим документом подходы к планированию НИР были расширены в одноименном документе, принятом Президиумом Сибирского отделения РАН от 9 октября 2002 г. № 325.

Дальнейшее развитие сформулированные принципы получили в новом постановлении Президиума РАН от 1 июля 2003 г. № 217, которым было утверждено «Положение о порядке разработки планов научно-исследовательских работ научных организаций Российской академии наук».

Как следует из названия документа «Основные принципы планирования научно-исследовательской работы научной организации», речь в нем должна прежде всего идти об основных принципах планирования НИР, фактически он определяет методические подходы, которыми научным организациям РАН следует руководствоваться при планировании своей научной деятельности.

Уже в первых строках этого документа говорится, что планирование НИР научная организация должна осуществлять на основе утвержденного Президиумом РАН Перечня приоритетных направлений фундаментальных исследований и закрепленных в уставе научной организации основных направлений научных исследований. Кроме того, при этом дополнительно должны учитываться мировые тенденции развития науки, технологий и техники.

В «Основных принципах» четко определены все этапы планирования НИР, в том числе:

1) На уровне научной организации:

– формирование заявки (научного проекта) структурным подразделением научной организации на включение предлагаемой им темы НИР в план работы института;

– утверждение научного проекта для включения в план НИР Ученым советом научной организации, после предварительного рассмотрения его дирекцией.

2) на уровне отделения РАН:

– анализ поступившего(их) проекта(ов) плана(ов) НИР научной(ых) организации(ий) экспертной комиссией, состоящей из числа ведущих ученых, входящих в состав секций отделений;

– одобрение бюро отделения проекта(ов) плана(ов) НИР научных организаций РАН, входящих в этих отделений.

3) на уровне Президиума РАН:

– доклад академика-секретаря отделения на заседании Президиума РАН с характеристикой основных параметров планируемых научными организациями отделения фундаментальных исследований и прикладных разработок.

– утверждение вице-президентом РАН по поручению Президиума РАН проекта плана НИР научно-исследовательской организации.

В результате прохождения всех перечисленных этапов план НИР научной организации, утвержденный Президиумом РАН, приобретает статус государственного заказа на проведение включенных в него фундаментальных исследований и прикладных разработок, становясь основанием для определения объема финансирования научной организации из федерального бюджета.

Важно обратить внимание на ряд моментов методического и организационного характера, которым в «Основных принципах» рекомендуется следовать научным организациям при планировании НИР.

Во-первых, предлагается, чтобы структурными подразделениями научных организаций на первом этапе планирования в заявках (научных проектах) указывались как темы, соответствующие основным направлениям научных исследований данной научной организации, так и инициативные темы, предложенные научными сотрудниками структурного подразделения и являющиеся перспективными с точки зрения возможности получения принципиально важных результатов фундаментального или прикладного характера (п.1 «Основных принципов»).

Во-вторых, регламентируется, что данная заявка должна включать:

– наименование темы;

– сроки начала и окончания работы (не более трех лет);

– краткое обоснование теоретической новизны и практической значимости разработки данной темы;

– имеющийся задел;

– содержание намеченной на предстоящий год работы;

– ФИО руководителя и всех исполнителей работы (для коллективных тем) или ответственного исполнителя (для индивидуальных тем);

– а также объем финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых на весь срок работы по теме, в том числе на предстоящий год с указанием источников финансирования (п.2).

При этом исключительно важным является тот факт, что на всех этапах представленная структурным подразделением научной организации заявка должна пройти экспертную оценку.

Так, Ученый совет научной организации должен оценить соответствие заявленных научных проектов закрепленным в уставе научной организации основным направлениям научных исследований, научную и практическую значимость проекта, реальность его выполнения данным научным коллективом (или отдельным ученым), обоснованность заявленных сроков выполнения и запрашиваемых объемов финансирования (п.3).

Дополнительную экспертизу должна провести экспертная комиссия бюро отделения РАН, которая призвана оценить соответствие проекта плана научно-исследовательской работы научной организации закрепленным за отделением приоритетным направлениям фундаментальных исследований и возможность финансирования заявленных работ в рамках выделенного отделению лимита бюджетных ассигнований. В то же время особое внимание должно быть уделено недопущению неоправданного дублирования работ в различных научных организациях РАН. Более того, экспертной комиссии предоставляется право исключения из проекта плана тем, не ведущих к получению нового знания или бесперспективных в отношении использования планируемых результатов работы, а также недопустимости недостаточно обоснованного продления сроков выполнения тем (п.5).

Примечательно, что на основании проведенного экспертной комиссией анализа бюро отделения РАН в случае исключения из проекта плана НИР темы, не получившей одобрения, может передать запрашиваемые финансовые средства на выполнение более перспективных разработок в ту же или другую научную организацию, входящую в данное отделение (п.6).

Итоги обсуждения и экспертной проверки указанных в заявках тем подводятся в докладе академика-секретаря отделения РАН, который должен содержать характеристику основных параметров планируемых научными организациями отделения фундаментальных исследований и прикладных разработок, их научной новизны и практической значимости, а также обоснование запрашиваемых на выполнение этих работ объемов финансирования из бюджета РАН.

Несмотря на предполагаемый, в соответствии с названием анализируемого документа «Основные принципы планирования НИР научной организации РАН», охват им только стадии планирования, этот документ является логически завершенным в том смысле, что в нем отражены также моменты, связанные с оформлением научных отчетов по частичному (промежуточный отчет) или полному завершению работы по теме НИР (итоговый отчет).

По завершению заявленного срока выполнения темы структурное подразделение научной организации должно представить в дирекцию итоговый отчет о ее выполнении, причем итоговый отчет должен содержать основные результаты, полученные в ходе выполнения темы, с указанием их научной новизны и возможности практического применения, а также список опубликованных работ, полученных авторских свидетельств, описание разработанного оборудования и другие показатели, свидетельствующие об успешном завершении работы (п.12).

Как указано в «Основных принципах», итоговый отчет должен быть рассмотрен и утвержден Ученым советом научной организации, после чего направлен в соответствующее отделение РАН, где экспертная комиссия обязана его проанализировать и представить в бюро отделения заключение об эффективности работы по данным темам и важности полученных в ходе их выполнения результатов. По представлению экспертных комиссий бюро отделения должно принять решение об утверждении итоговых отчетов о работе по завершенным темам (п.13).

С точки зрения стоящих перед нами задач по оценке результативности деятельности научных организаций, весьма важными являются также включенные в «Основные принципы» указания об обязательности государственной регистрации как утвержденной темы НИР (путем представления во ВНТИЦентр регистрационной карты), так и полученных при ее выполнении результатов (путем представления во ВНТИЦентр информационной карты). Тем самым в те годы было обеспечено ведение ныне ликвидированным ВНТИЦентром на федеральном уровне баз данных, содержащих, с одной стороны, сведения обо всех начатых научными организациями НИР и НИОКР, с другой стороны, сведения обо всех полученных результатах.

В связи с этим попутно заметим, что, к сожалению, использование в то время ВНТИЦентром для ведения упомянутых баз данных морально устаревшей системы «Ирбис» существенно снижало эффективность практического использования накопленной в них информации. Другим негативным фактором, отрицательно влияющим на эффективность, явилось отсутствие требований по строго формализованному описанию результатов научно-технической деятельности, отражаемых в информационных картах установленного образца ВНТИЦентра.

Тем не менее, в целом утвержденные Президиумом РАН «Основные принципы планирования» стали серьезным документом, определившим порядок формирования, согласования и утверждения научными организациями тем НИР. Особо нужно сказать о целесообразности предписанной документом предварительной экспертизы предлагаемых тем НИР, а также об обязательности исключения дублирования работ.

Основные положения рассмотренного документа Президиума РАН были конкретизированы в виде форм Приложения к одноименному с ним документу, утвержденному Президиумом Сибирского отделения РАН 9 октября 2002 года.

В частности (приложение 1), в рамках определения требований к организации проведения конкурсов при формировании годовых планов НИР научных организаций сформулированы критерии конкурсного отбора, к которым отнесены:

– новизна исследования в фундаментальном и прикладном аспектах;

– соответствие проекта основным направлениям научных исследований научной организации, теме конкурсной работы, целям работы, основным требованиям к результатам НИР, указанным в конкурсной документации;

– актуальность проекта;

– масштабность возможной сферы применения результатов;

– прикладное значение результатов научных исследований, их патентоспособность;

– снижение негативных воздействий на окружающую среду;

– энергоресурсоэффективность;

– сроки реализации;

– стоимость работы.

Интересно, что значительная часть этих критериев хорошо корреспондируется с составом количественных и качественных характеристик результатов научно-технической деятельности, учет которых необходим для повышения объективности оценки результативности деятельности научных организаций.

В приложении 2 даны рекомендации по содержанию итогового отчета по НИР, где указано, что во введении следует привести общую характеристику исследуемой научной проблемы, определить цель и обосновать актуальность выполненных исследований, привести краткое описание основных полученных результатов, обосновать научную новизну результатов и их значимость. В основной части должны быть описаны основные результаты, полученные в ходе выполнения НИР. В заключении рекомендуется привести сведения о возможности практического применения полученных результатов, публикациях (в том числе находящихся в печати), полученных авторских свидетельствах и поданных заявках, разработанном оборудовании и других показателях, свидетельствующих об успешном выполнении НИР.

Таким образом, в итоговом отчете должна найти отражение весьма обширная информация, полезная с точки зрения оценки результативности деятельности научных организаций. Вместе с тем при всей значимости этой информации ее практическое использование для оценки сопряжено со значительными трудностями, обусловленными отсутствием представления необходимых сведений в формализованном виде.

Тем не менее, справедливости ради нужно сказать, что проблемы формализованного представления информации стали частично решаться, хотя и не достаточно целенаправленно. В частности, в приложении 3 к «Основным принципам планирования», принятым СО РАН, даны рекомендации по применению формы 1 для составления плана НИР и формы 2 для составления плана работ по реализации результатов научных исследований.

Данный подход получил дальнейшее развитие в постановлении Президиума РАН от 1 июля 2003 г № 217, утвердившем «Положение о порядке разработки планов научно-исследовательских работ научных организаций Российской академии наук». Этим Положением были определены:

– форма заявки к плану НИР;

– рекомендуемое содержание пояснительной записки;

– форма представления календарного плана выполнения НИР структурным подразделением научной организации;

– форма представления годового плана НИР научной организации РАН;

– рекомендуемое содержание краткого промежуточного отчета о ходе выполнения НИР.

Следует отметить, что перечисленные формы и рекомендации по подготовке документов явились своего рода приложением к принятым «Основным принципам планирования НИР научной организации РАН».

Характерно, что введенные в действие постановлением Президиума РАН от 1 июля 2003 г. № 217 формы сохранялись неизменными в течение достаточно длительного периода времени. Лишь спустя пять лет соответствующим распоряжением Президиума РАН форма 3 была несколько видоизменена. Принципиальным отличием ее нового варианта от прежнего явилось введение дополнительной графы, в которой предписывалось указывать пункт Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы, которому соответствует намеченная к выполнению тема НИР.

Однако, несмотря на незначительное внешнее отличие нового от прежнего варианта формы, данное требование по указанию пункта Программы обязывало исполнителей в своей научной работе четко ориентироваться на ее выполнение. Более того, появилась возможность со стороны руководства РАН выявлять те пункты принятой Программы, которые в наименьшей мере оказывались подкрепленными намечаемыми фундаментальными исследованиями.

Последующие изменения в руководящих документах Президиума РАН были обусловлены изданием постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», принятием Федерального закона от 6 ноября 2011 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций», а также утверждением распоряжения Правительства РФ от 3 декабря 2012 года № 2237-р «Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы».

С учетом перечисленных документов Президиум РАН постановлением от 24 сентября 2013 г. № 221 утвердил «Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения подведомственными Российской академии наук федеральными государственными бюджетными учреждениями науки государственного задания (планов научно-исследовательской работы на трехлетний плановый период)».

Однако, несмотря на прошедший с 2003 года десятилетний период и упомянутые законодательные акты, принципы и методические подходы к формированию планов научных организаций, судя по новому документу Президиума РАН, не претерпели каких-либо значительных изменений.

Наиболее важным положительным моментом стал переход на трехлетний период планирования научных исследований и соответственно на трехгодичное планирование объемов субсидий из федерального бюджета на их выполнение. Справедливости ради нужно сказать, что принятие темы НИР сразу на три года допускалось и ранее, но теперь это было введено в обязательном порядке, что в приложении к постановлению Президиума РАН подкреплено соответствующей формой, причем все остальные из ранее принятых форм были сохранены без изменения.

Кроме того, научным организациям было разрешено на бюджетной основе принимать и выполнять НИР, соответствующие не только Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 году, но также и программам фундаментальных исследований Президиума РАН, программам отделений РАН по областям и направлениям науки, программам президиумов региональных отделений РАН и программам централизованных расходов, формируемых в соответствии с Уставом РАН (п.3.1 «Порядка»). При этом Президиум РАН оставил за собой право на внесение в течение года изменений в утвержденный план НИР научной организации в случае появления каких-либо новых из перечисленных программ (п.2.10).

В то же время из текста «Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения подведомственными Российской академии наук федеральными государственными бюджетными учреждениями науки государственного задания» было исключено, на наш взгляд, весьма важное требование о необходимости создания на уровне Бюро отделения экспертной комиссии с целью последующей оценки соответствия проекта плана НИР научной организации закрепленным за отделением приоритетным направлениям фундаментальных исследований и возможности финансирования заявленных работ в рамках выделенного отделению лимита бюджетных ассигнований. Как следствие этого, исчезло и требование о недопущении неоправданного дублирования работ в различных научных организациях РАН, а также и требование об исключении из проекта плана тем, не ведущих к получению нового знания или бесперспективных в отношении использования планируемых результатов работы.

Вместо этого в документе просто сказано, что бюро отделений РАН по областям и направлениям науки должны проводить анализ поступивших проектов планов НИР, их согласование и представление на утверждение вице-президенту РАН, курирующему данное отделение (п.2.5).

Принципиально новым в документе явилось требование о необходимости направления отделениями РАН утвержденных планов НИР в электронном виде (хотя и непонятно, в каком именно формате) в научно-организационное управление РАН (п.2.11).

Вместе с тем сохранились установленные ранее требования о необходимости государственной регистрации как утвержденных тем НИР (п.2.6), так и утвержденных Ученым советом научной организации отчетов об их выполнении (п.2.8). Только теперь в качестве регистрирующего центра вместо ликвидированного ВНТИЦентра названо ФГНУ «Центр информационных технологий и систем исполнительной власти» Минобрнауки России.

Литература:

  1. Бондаренко Т. Г., Капицын В. М. Создание и особенности организации государственной системы учета РНТД и оценки результативности деятельности научных организаций / Статьи и доклады участников международной научно-практической конференции, г. Калуга, 1–2 октября 2015 г. — М.: Издательство «Научный консультант», 2015. — 548 с.
  2. Методические рекомендации по формализованной оценке результативности деятельности сельскохозяйственных научных организаций. / Авторский коллектив: Бондаренко Т. Г., Капицын В. М. и др. / М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. — 41 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): научная организация, Президиум РАН, итоговый отчет, научная организация РАН, структурное подразделение, государственная академия наук, государственное задание, научно-исследовательская работа, Ученый совет, экспертная комиссия.


Похожие статьи

Характеристика системы и анализ основных направлений деятельности по планированию и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии РФ (на примере Уральского округа войск национальной гвардии РФ)

В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...

Кадровый резерв организации

В данной научной статье представлены основные определения кадрового состава с точки зрения отечественных и зарубежных авторов научной литературы, выделены цели и задачи формирования кадрового резерва компании. Также в работе предложены новейшие метод...

Разработка теоретических предложений по совершенствованию методики оценки органов исполнительной власти регионов РФ и местного самоуправления

В статье анализируются существующие нормативные правовые акты, устанавливающие системы показателей и методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Выявлены недостатки существующих методик и сформулированы пред...

Система информационного обеспечения территориальных органов министерства внутренних дел России: основы формирования и развития

Статья раскрывает специфику эволюции организационно-правовых основ информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел России. Особое внимание в статье уделяется периодизации формирования системы информационно-справочного обеспечения орга...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Нормативно-правовая база, цель, задачи, источники информации при аудите финансовых результатов

В статье проведена структуризация нормативно-правовых актов, используемых при аудите финансовых результатов; рассматриваются основные цели, задачи и источники информации при проведении аудита финансовых результатов деятельности коммерческой организац...

Основные тенденции усиления контрольной деятельности КСО в сфере противодействия коррупции

В статье раскрываются проблемы в сфере противодействия коррупции. При этом авторы раскрывают возможности применения принципов государственного аудита ИССАИ в текущей и перспективной работе Счётной Палаты РФ, а также предлагают конкретные рекомендации...

Значение спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе (на примере Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний)

В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся ...

Анализ методических подходов и принципов планирования научно-исследовательских работ в Российской академии сельскохозяйственных наук до ее присоединения к Российской академии наук

В статье рассмотрены методические подходы и принципы планирования НИР в Россельхозакадемии до ее присоединения к РАН. В хронологическом порядке рассмотрены основополагающие и регламентирующие нормативно-правовые документы, определяющие основные принц...

Некоторые актуальные особенности физической подготовки в образовательных организациях ФСИН России

В данной статье нами был выделен аспект нормативной составляющей в рамках проведения физической подготовки курсантов ФСИН России, вследствие были выделены основные нормативы, определяющие уровень физической подготовки курсантов, на основе нами изложе...

Похожие статьи

Характеристика системы и анализ основных направлений деятельности по планированию и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии РФ (на примере Уральского округа войск национальной гвардии РФ)

В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...

Кадровый резерв организации

В данной научной статье представлены основные определения кадрового состава с точки зрения отечественных и зарубежных авторов научной литературы, выделены цели и задачи формирования кадрового резерва компании. Также в работе предложены новейшие метод...

Разработка теоретических предложений по совершенствованию методики оценки органов исполнительной власти регионов РФ и местного самоуправления

В статье анализируются существующие нормативные правовые акты, устанавливающие системы показателей и методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Выявлены недостатки существующих методик и сформулированы пред...

Система информационного обеспечения территориальных органов министерства внутренних дел России: основы формирования и развития

Статья раскрывает специфику эволюции организационно-правовых основ информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел России. Особое внимание в статье уделяется периодизации формирования системы информационно-справочного обеспечения орга...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Нормативно-правовая база, цель, задачи, источники информации при аудите финансовых результатов

В статье проведена структуризация нормативно-правовых актов, используемых при аудите финансовых результатов; рассматриваются основные цели, задачи и источники информации при проведении аудита финансовых результатов деятельности коммерческой организац...

Основные тенденции усиления контрольной деятельности КСО в сфере противодействия коррупции

В статье раскрываются проблемы в сфере противодействия коррупции. При этом авторы раскрывают возможности применения принципов государственного аудита ИССАИ в текущей и перспективной работе Счётной Палаты РФ, а также предлагают конкретные рекомендации...

Значение спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе (на примере Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний)

В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся ...

Анализ методических подходов и принципов планирования научно-исследовательских работ в Российской академии сельскохозяйственных наук до ее присоединения к Российской академии наук

В статье рассмотрены методические подходы и принципы планирования НИР в Россельхозакадемии до ее присоединения к РАН. В хронологическом порядке рассмотрены основополагающие и регламентирующие нормативно-правовые документы, определяющие основные принц...

Некоторые актуальные особенности физической подготовки в образовательных организациях ФСИН России

В данной статье нами был выделен аспект нормативной составляющей в рамках проведения физической подготовки курсантов ФСИН России, вследствие были выделены основные нормативы, определяющие уровень физической подготовки курсантов, на основе нами изложе...

Задать вопрос