Снижение барьерной функции границ во всем мире в ХХ и начале XXI века привело к интенсификации потоков трудовой миграции. Трудовые мигранты заполняют вакансии, которые местные жители считают непрестижными для себя. В дальнейшем одновременно возрастает зависимость национальной экономики от более дешевого труда иностранных мигрантов и рост социальной напряженности в обществе, обусловленный увеличением масштабов нелегальной составляющей трудовой миграции. В проведенном исследовании отмечены некоторые новейшие тенденции зарубежных исследований особенностей предупреждения и пресечения нелегальной миграции и сформулированы рекомендации, направленные на выведение нелегальной трудовой миграции в Российской Федерации из теневой сферы.
Ключевые слова: нелегальная трудовая миграция, Российская Федерация, национальная безопасность, экономическая безопасность, электронная магнитная пластиковая миграционная карта, Миграционный кодекс Российской Федерации
Окончание эпохи доминирования социализма в центральной и восточной Европе, смена коммунистической идеологии рыночными отношениями ознаменовалось глубокими изменениями в городском развитии. Усилились тенденции поляризации экономического развития за счет повышения концентрации всех видов ресурсов в городах, за счет чего повысилась притягательность наиболее развитых городских ареалов для мигрантов [5]. На постсоветском пространстве крупнейшим центром притяжения мигрантов стала Москва. Однако, поток миграции не является однородным. С позиции обеспечения национальной и экономической безопасности он подразделяется на легальный и нелегальный. Согласно новейшим исследованиям, потенциальные нелегальные мигранты переоценивают свои перспективы в получении заработка в другой стране. Итальянский исследователь Оксай Р. / HoxhajR. эту неточность объясняет неправильной интерпретацией информации из сети интернет. В результате формируется завышенное ожидание будущего заработка, неадекватная оценка своих профессиональных способностей, что в совокупности с нелегальным статусом вызывает целый ряд проблем для страны, в которую стремятся попасть нелегальные мигранты [4].
Внимание зарубежных исследователей привлекает вопрос: что произойдёт с экономикой, если решить проблему нелегальной миграции и добиться того, чтобы все трудовые мигранты стали легальными. Исследование, реализованное А. Шассамболи / A. Chassamboulli и Дж. Пери / G. Peri, показало, что мигранты, особенно нелегальные, в абсолютном своем большинстве получают заработную плату ниже, чем местные жители, на сленге именуемые «аборигенами». Наличие нелегальных мигрантов сбивает цены на рынке труда низкоквалифицированных специалистов, увеличивает безработицу среди «родного» низкоквалифицированного населения территории [3]. К противоположному выводу приходит Лиу К. / LiuX., утверждающий, что нелегальная миграция может положительно влиять на благосостояние «родного» населения в связи с тем, что мигранты тратят часть заработанных денег для нужд личного потребления и досуга непосредственно на территории, где осуществляют нелегальную деятельность [6]. С последним утверждением мы согласиться не можем. С теоретической точки зрения подобные выводы возможны, но вред, наносимый нелегальной миграцией национальной и экономической безопасности государств убедительно доказан. Если мигранты будут легализованы, те же самые доходы от покупки ими товаров на месте будут работать на повышение благосостояния территории в целом. Сама по себе нелегальная миграция является крупной угрозой любой стране, сталкивающейся с этим явлением.
Россия является вторым на планете после США рынком по количеству трудовых мигрантов. До недавнего времени эта сфера находилась в тени, подпитывая коррупцию, вызывая деформации и дисбалансы на рынке труда. В последние годы были предприняты решительные меры к выводу нелегальной трудовой миграции из «тени», в том числе за счет квотирования, ужесточения ответственности работодателей, повышения активности органов правопорядка. В 2016 г. подписан Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», передающий Министерству внутренних дел РФ штатную численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, сократив ее на 30 процентов [1]. Достигнуты значительные положительные результаты, однако политику предупреждения и пресечения нелегальной миграции в Российской Федерации необходимо продолжить.
Перспективными представляются следующие направления.
Первое. Необходимо усилить ответственность работодателя перед законом, чтобы повысить его заинтересованность в законном и качественном осуществлении трудовой деятельности иностранными трудовыми мигрантами. Реализовать указанное предложение целесообразно путем добавления в Уголовный кодекс РФ статьи 322.4 «Незаконная эксплуатация иностранной рабочей силы».
Предлагаемая статья должна предусматривать наказание за следующие действия:
– эксплуатация иностранной рабочей силы, выражающаяся в привлечении иностранных граждан к работе на срок более сорока часов в неделю, невыплате заработной платы, а также изъятии документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и лица без гражданства, иные правонарушения трудовых прав иностранных работников, наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет;
– те же действия, совершенные работодателем с применением физической силы, а также путем обмана или введения в заблуждение иностранного гражданина, наказываются сроком от 2 до 5 лет лишения свободы с применением штрафа в размере до пятисот тысяч рублей.
Введение в Уголовный кодекс РФ статьи «Незаконная эксплуатация иностранной рабочей силы» позволит повысить защищенность прав трудящегося иностранного гражданина, снизить масштабы нелегальной трудовой миграции на территории России.
Второе. Перспективным направлением снижения объемов нелегальной трудовой миграции является внедрение электронной магнитной пластиковой миграционной карты. Иностранный гражданин при постановке на миграционный учет сдает временную миграционную карту, полученную при пересечении государственной границы. Взамен ему выдается электронная магнитная пластиковая миграционная карта, в которой будет содержаться следующая информация: фотография иностранного гражданина прибывшего на территорию Российской Федерации, паспортные данные, дата регистрации, из какой страны прибыл гражданин, контактная информация (мобильный телефон, электронная почта), с какого года работает на территории Российской Федерации, где работал ранее и по какой специальности, привлекался ли к уголовной или административной ответственности, а также другие сведения, необходимые для миграционного учета.
Введение электронной магнитной пластиковой миграционной карты позволит сотрудникам Министерства внутренних дел Российской Федерации и его региональных управлений при проверке специализированным прибором автоматически считывать с карты данные об иностранном гражданине, его перемещениях по территории Российской Федерации и сфере его деятельности, выяснить, совпадает ли место жительства и место работы с заявленными при постановке на миграционный учет, а также имеются ли какие либо задолженности у иностранного гражданина.
Предложенное мероприятие позволит упростить процедуру первичного оформления, а при следующем въезде в Российскую Федерацию вся информация об иностранном гражданине будет автоматически загружаться с единой базы данных, что существенно сократит время как сотрудникам Министерства внутренних дел РФ и его региональных управлений, так и самим иностранным гражданам.
При снятии с учета в связи с выездом из Российской Федерации иностранный гражданин сдает электронную магнитную пластиковую миграционную карту и получает обратно временную миграционную карту, которая была выдана ему ранее при пересечении государственной границы.
Третье. Целесообразно увеличить сроки наказания за правонарушения, указанные в статье 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Организация незаконной миграции». По состоянию на 15.07.2016 г. (редакция от 03.07.2016 г. УК РФ) статья 322.1 включает две части [2]:
Часть 1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Часть 2. Те же самые деяния, совершенные организованной группой, либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Как показало изучение материалов судебной практики в Омской области, субъекты преступлений по статье 322.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации проявляют, как правило, корыстную заинтересованность. Таким образом, серьезной недоработкой законодателя служит отсутствие таких квалифицирующих признаков, как совершение преступлений с корыстными целями или из личной заинтересованности лицом с применением своего служебного положения. Поэтому указанную норму необходимо дополнить этими отягчающими преступление положениями. Также необходимо увеличить сроки наказаний по рассматриваемой статье.
Четвертое. Целесообразно разработать и принять Миграционный кодекс РФ. Главной его целью станет защита национальных интересов, обеспечение национальной и экономической безопасности России. Создание Миграционного кодекса РФ позволило бы устранить существующую несогласованность правовой базы, регулирующей миграционные процессы, поскольку целью кодификации выступает систематизация существующих законов и других нормативно-правовых актов в рамках одного документа. Миграционный кодекс РФ будет состоять из двух частей: общей и основной. Общая будет содержать в себе понятийный аппарат, а основная часть включила бы в себя перечень существующих миграционных режимов, порядок получения виз, правила регистрации иностранных граждан в России.
Реализация предложенных мер позволит повысить результативность политики предупреждения и пресечения нелегальной трудовой миграции в Российской Федерации, обеспечить согласованность миграционных мер и непременность их исполнения на всех уровнях, будет способствовать выводу нелегальной миграции из теневой экономики и сокращению коррупции.
Исследование выполнено в рамках НИР № 16143В в Омском государственном техническом университете.
Литература:
- О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прокуроров и в сфере миграции: Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.). Доступизсправ.-правовойсистемы «Консультантплюс».
- Chassamboulli A., Peri G. The labor market effects of reducing the number of illegal immigrants // Review of Economic Dynamics. — 2015. — Vol. 18. — Issue 4. — Pp. 792–821.
- Hoxhaj R. Wage expectations of illegal immigrants: The role of networks and previous migration experience // Economics of Global Interactions. — 2015. — Vol. 142. — Pp. 136–151.
- Kashnitsky I., Gunko M. Spatial variation of in-migration to Moscow: Testing the effect of housing market // Cities. — 2016. — Vol. 59. — Pp. 30–39.
- Liu X. On the macroeconomic and welfare effects of illegal immigration // Journal of Economic Dynamics and Control. — 2010. — Vol. 34. — Issue 12. — Pp. 2547–2567.