В стремительно меняющихся условиях глобализирующегося мира органы государственной власти должны с опережением вырабатывать меры миграционной политики с тем, чтобы обеспечивать приток в свою страну высококвалифицированных мигрантов. Во главу угла должна быть поставлена не миграционная политика вообще, а эффективная миграционная политика. В проведенном исследовании обобщены новейшие зарубежные подходы к пониманию категории «эффективная миграционная политика», представлены ключевые тенденции политики России по привлечению мигрантов и дана авторская трактовка категории «эффективная миграционная политика», центральным элементом которой будет нацеленность на создание и ускоренное развитие в России отраслей 6-го технологического уклада.
Ключевые слова: эффективная миграционная политика, шестой технологический цикл, нелегальная миграция, Российская Федерация, Европейский Союз
В Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. [2] отмечено, что миграционное законодательство РФ не полностью соответствует текущим и будущим потребностям развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Рассматривая проблемы национальной, социальной и миграционной политики, Президент России В. В. Путин отметил: «Нам нужно на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу» [3, с. 186].
В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики РФ до 2025 года, на третьем этапе в 2021–2025 гг. предполагается оценить эффективность принятых программ в рамках государственной миграционной политики РФ и скорректировать эти программы [4, с. 12]. Однако, в Концепции не рассматривается напрямую такая категория, как «эффективная миграционная политика» или «эффективность миграционной политики». Более того, в Концепции даже нет определения категории «государственная миграционная политика». В связи этим, считаем, что вопрос эффективности государственной миграционной политики нуждается в дополнительном исследовании. Интерес представляет новейший зарубежный опыта. Европейский Союз после дестабилизации обстановки в Ливии и Сирии столкнулся со скачкообразным увеличением масштабов миграции, значительная часть которой нелегальная. На смену политики открытости стран Европейского Союза пришло ужесточение контроля въезда иностранных граждан. В этих условиях ЕС стремится к выработке новой легальной миграционной политики, увязывая эффективность миграционной политики с выводом из тени миграционных потоков [13].
По мнению европейских властей, необходимо создавать комплексную систему управления миграцией. Попытки пресечь миграцию называются неприемлемыми для стран ЕС, поскольку противоречат политике открытости, препятствуют воссоединению семей, не говоря о том, что экономики стран зависят от труда мигрантов [7, с. 11]. Однако, все страны заинтересованы в легальных мигрантах. Поворотной датой являются теракты 11 сентября 2001 г. в США, — с тех пор правительства стран предприняли особенно энергичные меры против нелегальной миграции, источника беспокойства и угроз безопасности [10]. Тогда же эффективная миграционная политика начала ассоциироваться с отсутствием нелегальных мигрантов. Для защиты от людей, пытающихся попасть в Европу морским путем, государства ЕС создали систему «Евробезопасность» / «Eurosur», которая благодаря спутниковой системе отслеживает мелкие суда, перевозящие контрабандой мигрантов [8].
Одной из причин наличия в Европейском Союзе нелегальной миграции является нежелание ряда стран регистрировать мигрантов, поскольку, зарегистрировав их, они будут нести расходы, ассоциированные с их легализацией. Например, грубым нарушителем общеевропейских правил является Италия, которая в силу географического положения подвергается нашествиям мигрантов. По этой причине власти Италии требуют, чтобы в ЕС мигранты распределялись пропорционально объему валового внутреннего продукта [12].
В странах Организации сотрудничества и экономического развития / OECD сформировался подход к формированию эффективной миграционной политики, основанный на следующих направлениях [6]:
– необходимо оценивать компетенции, которые мигранты привозят с собой;
– помогать мигрантам развивать свои компетенции, чтобы они могли наилучшим образом применить себя в принимающей стране для блага страны и своего собственного;
– извлекать прибыль от использования компетенций мигрантов, в том числе за счет обеспечения мигрантам доступа на рынок труда, реализации специальных программ для молодежи, гарантии равного доступа к программам интеграции для женщин-мигрантов, согласования процесса обучения мигрантов и ухода за детьми, мобилизации работодателей, гарантий доступа к кредиту и помощи в целях создания мигрантами предприятий.
В Канаде миграционная политика признается эффективной, если благодаря потоку мигрантов квалификационный потенциал населения страны в целом возрастает [14].
Существует подход, согласно которому эффективность миграционной политики определяется демографическим эффектом. Дело в том, что многие страны с низкой рождаемостью без притока мигрантов обречены на старение населения, сокращение числа трудоспособных граждан. Однако, это требует либо разработки принятия действенных мер адаптации и социализации долгосрочных мигрантов, либо четкой регламентации пребывания в стане временных мигрантов [14].
С целью повышения эффективности управления потоками миграции в 2007 г. во Франции было создано Министерство миграции, интеграции, гражданства и совместного развития / Ministère de l’immigration, de l’intégration, de l’identité nationale et du codéveloppement, однако в дальнейшем оно вошло в состав Министерства внутренних дел [9]. Миграционная политика рассматривается французским правительством неразрывно с экономическим развитием. Поставлена цель сломать замкнутый круг «слабый рост»-«безработица»-«бедность»-«миграция» за счет принятия совместных действий. Речь о том, что первопричина неэффективной миграции находится за пределами Франции, поэтому пытаться только принятием мер внутри страны устранить проблему нелегальной миграции контрпродуктивно [5]. Однако, необходимо отметить странную непоследовательность руководства Франции: в 2011 г. эта страна приняла активное участие в свержении режима Муаммара Каддафи [см., например, 11], который обеспечивал гражданское согласие в Ливии и сдерживал поток нелегальных мигрантов из Африки в Европейский Союз.
Обратимся к российским реалиям. Показателем результативности деятельности органов власти является способность оценить миграционную ситуацию, разработать пути решения существующих проблем с точки зрения требования обеспечения национальной и экономической безопасности. Одним из очевидных негативных обстоятельств, способствующих нелегальной миграции, является пробел в деятельности государственных органов по предупреждению, выявлению и устранению нарушений миграционного законодательства. В регионах России по состоянию на июль 2016 г. не во всей полноте реализуются меры по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, по контролю за проживанием, временным пребыванием иностранных граждан. Без надлежащего внимания остаются факты нахождения в Российской Федерации иностранных граждан, сроки действия разрешений на временное пребывание которых истекли, не вовремя аннулируются патенты, разрешения на работу и временное проживание у иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство.
Эффективность противодействия нелегальной миграции на местах зависит не только от реализации государственными органами своих функций, но и от их совместной согласованной работы, а также организации межрегионального и межгосударственного взаимодействия по профилактике нелегальной миграции. Одним из действенных способов предупреждения преступности иностранных мигрантов является совместное проведение государственными органами оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление мест нелегального скопления иностранных граждан, а также пресечение противозаконной деятельности физических и юридических лиц, транснациональных преступных группировок, действующих в сфере нелегальной миграции [1, с. 707].
Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных специалистов, которые смогу внести существенный вклад в социально-экономическое развитие ее регионов. Нельзя допускать развитие тенденции, когда на каждого уезжающего квалифицированного перспективного молодого специалиста, способного внести немаловажный вклад в инновационное развитие России, ежегодно приезжают пять неквалифицированных рабочих.
Необходимо разрабатывать и внедрять социальные программы, обеспечивающие более эффективную социализацию приезжающих иностранных граждан, их этнокультурную и языковую адаптацию. Требуется стимулирование миграционного притока русскоязычного населения и бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных граждан, хотя в перспективе их приток из бывших республик СССР будет уменьшаться.
По мнению авторов, «эффективная миграционная политика» может быть определена следующим образом: совокупность действий органов государственной власти, направленных на создание условий по привлечению высококвалифицированных граждан, в том числе бывших соотечественников, способных внести существенный вклад в развитие отраслей 6-го технологического уклада.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что наличествуют пробелы в правовом, политическом и институциональном институтах управления миграционными процессами, которые должны совершенствоваться с позиции направленности на достижение эффективной миграционной политики.
Исследование выполнено в рамках НИР № 16143В в Омском государственном техническом университете.
Литература:
- Капинус О. С. Научно-методологические подходы к деятельности органов государственной власти по противодействию незаконной миграции на территории РФ // Криминологический журнал БГУЭП. 2015. № 4. с. 705–709
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2015 года: утверждена Президентом РФ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 15.07.2016 г.)
- Левин П. Н. О совершенствовании механизма реализации миграционной политики // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. с. 182–186.
- Леонтьева Л. И. Миграционная политика России: возможности и перспективы // Вестник Костромского госуд. технологического университета. 2015. № 3. с. 11–16.
- Audran J. Gestion des flux migratoires: réflexions sur la politique française de codéveloppement // Annuaire suisse de politique de développement. 2008. Vol. 27. № 2. Pp. 101–113
- Comment mettre à profit les compétences des immigrés? [Электронныйресурс] / L'Organisation de Coopération et de Développement Économiques. URL: https://www.oecd.org/fr/els/mig/debats-politiques-migratoires-3.pdf (дата обращения 13.07.2016)
- Eléments de critique des politiques migratoires europénne et belge. Bruxelles. 2010. 22p.
- Eurosur [Электронный ресурс] / Frontex. URL: http://frontex.europa.eu/intelligence/eurosur/ (дата обращения 13.07.2016)
- Immigration, asile, accueil et accompagnement des étrangers en France [Электронныйресурс] / URL: http://www.immigration.interieur.gouv.fr/ (датаобращения 14.07.2016)
- Immigration irrégulière [Электронныйресурс] / Dictionnaire de Criminologie en ligne. URL: http://www.criminologie.com/article/immigration-irrégulière (дата обращения 13.07.2016)
- La mort de Kadhafi marque la fin de la guerre en Libye [Электронныйресурс] / Le Monde. URL: http://www.lemonde.fr/libye/article/2011/10/20/la-mort-de-kadhafi-marque-la-fin-de-la-guerre-en-libye_1591628_1496980.html (дата обращения 14.07.2016)
- Les défis de la politique migratoire en Europe [Электронныйресурс] / ARTE Info. URL: http://info.arte.tv/fr/les-defis-de-la-politique-migratoire-en-europe (дата обращения 13.07.2016)
- Migration. Vers un agenda européen en matière de migration [Электронныйресурс] / Comission européenne. URL: http://ec.europa.eu/priorities/migration_fr (дата обращения 13.07.2016)
- Termote M. L’efficacité des politiques d’immigration et d’intégration [Электронныйресурс] / Université catholique de Louvain. URL: https://www.uclouvain.be/cps/ucl/doc/demo/documents/Termote(1).pdf (дата обращения 13.07.2016)