Человек-массы, человек-вождь в социальном наследии Сёржа Московичи (антропологический аспект) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 17.07.2016

Статья просмотрена: 1042 раза

Библиографическое описание:

Москальчук, М. Н. Человек-массы, человек-вождь в социальном наследии Сёржа Московичи (антропологический аспект) / М. Н. Москальчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 590-594. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32791/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье исследуются причины возникновения такого феномена как «масса», рассматривается природа, психологическое состояние и мышление человека в массе, анализируется поведение и психология человека-вождя.

Ключевые слова: масса, человек-массы, мышление индивида, мышление человека-массы, человек-вождь

Современный человек это многомерная и функциональная личность, которая в нынешнем мире постоянно сталкивается с современными достижениями человечества, которые не всегда бывают положительными (негативное влияние на здоровье человека, окружающую среду и т. п.). Обойти все эти процессы невозможно, поэтому современный человек вынужден приспосабливаться к нынешнему, такому изменчивому миру. В отличие от существования человека прошлого, где не было современных достижений цивилизации, человечеству пришлось пройти долгий путь развития, как биологический так и социально-культурный для того, чтобы стать современной, развитой и культурной личностью. С развитием международных связей происходит обмен не только товарами, но и научными и культурными достижениями. Таким образом изменения в социально-культурной сфере происходят в двух областях: материальной, когда со временем изменяется быт людей, создаются новые предметы обихода, создаются новые средства передвижения (машины), все это значительно улучшает жизнь человека. С другой стороны — изменения происходят в духовной жизни каждого индивида. Человечество приобрело новые знания в различных областях науки, происходит совершенствование языка, с помощью которого человек смог передавать новую информацию другим людям, тем самым распространяя новые научные достижения и т. п. Все эти изменения коснулись и человеческих традиций, в которых на смену передающимся от поколения к поколению семейным ценностям, пришли материальные и стали преобладать в современном мире.

Следует отметить, что эволюция произошла и в социальной сфере в виде юридических и моральных запретов. Приобретая собственную социальную роль и определенный долг у человека появляется множество новых жизненных потребностей, которые он пытается удовлетворить, тем самым изменяя не только общество, но и собственную жизнь и отношения между людьми. Таким образом проблема человека, его телесный и внутренний мир целиком охватывает большинство наук. Так физическое тело изучают такие науки, как антропология, биология, физиология, а бытием человека, его внутреннюю природу исследуют философия и психология.

С каждой эпохой взгляды на природу индивида менялись от подъема человека к частице космоса, впоследствии к раздвоению человека на образ Божий и на греховный. Все это приводит к тому, что со временем ученые направляют свой интерес не просто к бытию человека, а к его свободе, свободному выбору каждого индивида и индивидуальным возможностям.

Отраслью философии, которая дала новые идеи для изучения человека было свободомыслие, а исследованием внутреннего мира индивида занимается гуманизм, который с годами вобрал в себя значительное количество взглядов на человека. Среди современных направлений гуманизма все более актуальным становится социальный гуманизм, представителем которого был известный французский социальный психолог Сёрж Московичи (1925–2014). Его научная и общественная деятельность была многогранной: Президент Европейской ассоциации Экспериментальной психологии; профессор антропологического департамента Университета Парижа имени Дени Дидро (1972–1980 гг.); основатель Европейской лаборатории Социальной психологии (1975 г.), с 1979 г. её директор.

Работая в сфере социологии и психологии С. Московичи изучает такие явления, как возникновение массы, ее функционирование, исследует вопросы власти, людей, которые стоят во главе, а именно — вождей. Будучи также и антропологом С. Московичи изучал человека внутри социальной среды, его психологическое состояние в обществе. Эту проблему ученый детально раскрывает в работе «Век толп». Человек, будучи разумным существом, не всегда руководствуется своим интеллектом, а в основном подпадает под воздействие собственных эмоций, это приводит к тому, что окружающая среда влияет на него и полностью поглощает. Исследуя эти процессы С. Московичи рассматривает причины возникновения масс, объясняя их следующим образом: во-первых, исчезает старый докапиталистический режим, под давлением капитала и революций, а вместе с ним исчезает старый устойчивый мир семьи, что в свою очередь приводит к изменениям в религиозной, духовной и политической жизни. Эти все обстоятельства способствуют тому, что люди, будучи вырванными из привычной, упорядоченной жизни, образуют нестабильные массы. Вторым фактором является технический прогресс, который с изобретением новых технологий и оборудования, способствует механизации промышленности и ведет к объединению людей на заводах в определенные массы, которые покоряются машинам и предпринимателям. А это, в свою очередь, приводит к вражде между новыми бедными и новыми богатыми. Как следствие — возникает недовольство, подъем рабочего класса, который вооружается и начинает бастовать. Здесь на помощь рабочим приходят новые формы организации, такие как профсоюзы и различные партии. Они направляют такие движение и помогают расстановке сил в политике. Такая ситуация все больше подталкивает рабочий класс к революции, во главе которой появляется один человек — главный руководитель. В-третьих, благоприятные условия создают большие города, в которых возникает новый тип человека с новой массовой культурой и формами жизни. Как отмечают С. Московичи на этой почве возникает коллективизация, а именно — коллективный служащий, интеллектуал, мысли и чувства которого получают новую форму — стандартизации. Все это, отмечает ученый, приводит к тому, что создается новый тип человека, а именно человек-массы, который полностью становится зависим от других.

Будучи современным философом, С. Московичи не обошел вниманием такое современное явление, как масс-медиа, которые значительно влияют на объединение людей в массы и тем самым вытесняя разговоры и уменьшая роль дискуссионных кружков. Оставаясь наедине со своей газетой или телевизором человек находится под влиянием информации, которая исходит от них. Когда у людей больше не возникает никакой реакции на то, что они увидели в телевизоре или прочитали на страницах газет и журналов, это указывает на пассивность индивидов перед властью СМИ. Необходимо признать то колоссальное влияние на людей, которое имеет пресса. Будучи наиболее известным средством воздействия на людей, как отмечает С. Московичи, пресса приобретает наибольшую популярность в кризисное время, а именно, когда возникает определенная угроза того, что все граждане становятся читателями, ожидая новых сенсационных новостей от журналистов. Способность прессы превращать людей в массы не означает, что она заставляет индивидов собираться вместе, а наоборот, читая газеты человек остается один на один с собой и только в редких случаях люди собираются в толпу. СМИ и пресса в настоящее время не являются единственными факторами образования масс. Ярким примером тому служит Интернет, с помощью которого современный человек пытается найти всевозможную информацию.

Следующей причиной образования масс, на которую указывает С. Московичи является идентификация, которая не только создает массы, но и влияет на человека, меняет его внутренний мир. Идентификация предполагает чувство привязанности и общности с тем кому подражают и кого воспроизводят. Именно в основе привязанности и находится то, что называют «идентификацией» [1, с. 194]. Таким образом, под идентификацией С. Московичи понимает следующее: во-первых, уподобление одного человека другому позволит расширить нашу сенсорную сферу от области тактильной к зрительным зонам потому, что именно зрение играет здесь главную роль. Благодаря зрению человек может повторять жесты, поведение и звуки других, тем самым помогая восстанавливать гармонию, которая была нарушена. Во-вторых, идентификация раскрывает воображаемый феномен, который помогает человеку уберечь себя от опасности и враждебности других людей. В-третьих, идентификация становится видом присвоения другим человеком, то есть он стремится завладеть ею и распоряжаться отношениями с ней. Поэтому, наиболее непосредственным и живым выражением идентификации, считает С. Московичи, является желание слиться с другими, а лучше растворить их в себе, одним словом, полностью поглотить их [1, с. 195–197].

Указав причины образования масс С. Московичи задается вопросом: каким же образом масса меняет человека? Прежде всего это происходит тогда, когда попадая в определенный круг людей индивид теряет моральные запреты, в нём начинают преобладать инстинкты и эмоциональность. Таким образом, отмечает С. Московичи, человек-масса действует автоматически и теряет свою волю, он становится импульсивным, изменчивым и легко возбуждается. Каждый человек в массе мыслит так, как ему приказали мыслить, а не так как он сам видит этот мир. Из этого следует, что масса не способна повлиять на действительность и изменить её. Однако, когда человек входит в массу он становится человеком-массы и начинает рассуждать как коллектив, а не как индивид. Такое поведение, объясняет ученый, сопровождается бессознательным, так как человек-масса всегда мыслит образами, которые порождаются различными ассоциациями. В толпе сознательная жизнь каждого человека исчезает и начинает господствовать эмоциональная составляющая, человек теряет свое «Я», свою индивидуальность. Как отмечает С. Московичи, человек начинает считать себя чужим в этом мире, а все отношения между другими людьми воспринимает как механические и безличностные. При этом человек чувствует себя достаточно неуверенно, возникает чувство тревоги, он начинает искать определенные идеалы или веру, чьи примеры смогли бы помочь ему установить целостность. С. Московичи считает, что из-за внушения и разного рода воздействия, человек становится очень уязвимым для приказов и того, кто ему их внушает. Человек, который беспрепятственно подчиняется другим, со временем может потерять себя и будет поглощен массой до полного растворения в ней. Впрочем, такое внутреннее состояние людей, разорванные социальные связи, приводят к попытке найти способ спасения в определенных идеалах. Такими идеалами для большинства людей были вожди (Мао, Сталин, Муссолини, Тито, Кастро). Таких вождей воспринимают как людей, которые могут объединять вокруг себя массы. Их считают мессиями, наделяют сверхъестественными свойствами и возносят к полубогам, а все, что они делают для массы считается истинным и справедливым.

Кроме вышеуказанного, воздействием на человека и нахождением его в массе, существует такое явление как гипноз и верования. С. Московичи считал, что с помощью гипноза, который использует вождь, можно внушить что угодно, принять все, что угодно. Кроме этого толпу необходимо подкармливать обещаниями, ведь именно это лучше всего действует на массы. С помощью гипноза возникает внушение, которому люди-массы легко поддаются. Это говорит о том, что люди достаточно уязвимы во всех своих намерениях, в начальных инстинктах и, реагируя на все стимулы извне, не могут владеть собой. Такая реакция на каждое событие внешнего мира в результате приводит к тому, что массы начинают чрезмерно на все реагировать.

Верования, которые созданы вождем массы, существуют для того чтобы человек не смог выйти за пределы массы, приняв идеи верования и изменив свое мировоззрение. Таким образом, считает С. Московичи, верования не только помогают создавать массы, они еще и несут в себе цель, которая является общей для всех. Именно в веровании психология толпы видит цементирующую основу, которая объединяет индивиды и делает их общими. Идея верования создает для людей незыблемые ценности, помогает освободиться от внутренних сомнений и отстраненности от внешних опасностей. В конце концов верования помогают индивиду создать реальность, которая является более приемлемой для него чем существующая действительность.

Если человек-массы действует всегда бессознательно, не опираясь на собственный разум, а действует так как ему сказали, тогда мышление отдельного индивида (тут С. Московичи соглашается с известным французским психологом, социологом и антропологом Гюставом Ле Боном) базируется на критическом и логическом суждении. Это значит, что человек может объяснить события, которые происходят, так как видит существующие противоречия между ними, а все данные, которые получает, проверяет с помощью опыта, который и является решающим действием. Также мышления отдельного человека включает в себя: во-первых, критическое (логическое) мышление, используя идеи-понятия, в большей степени — абстрактные; во-вторых, используются теории для объяснения предметов и событий, объединяя понятия в цепь суждений, которые можно обсуждать и уточнять на основе уже известных фактов; в-третьих, уничтожение противоречий дает возможность подойти к логическому видению изучаемых фактов и методов, которые используются; в-четвертых, это мышление не зависит от времени, оно полностью обращено к реальности; в-пятых, главным является опыт, с помощью которого перепроверяются доказательства; в-шестых, мышление является объективным [1].

Относительно мышления массы С. Московичи придерживается того, что оно является автоматическим, в нем царят так называемые стереотипные ассоциативные клише, которые глубоко засели в памяти; существуют конкретные образы, где толпа не способна к абстрактным суждений; представление толпы являются не такими, какие они есть не самом деле, а такими, какими их заставляют видеть или представлять; толпа не понимает разницы между действительностью и видимостью, а потому довольствуется видимостью действительности; реальность в толпе заменяется представлениями; мышления толпы — это всегда мышление уже увиденного и известного [1].

Исследуя природу человека, С. Московичи много внимания уделяет проблеме человека-вождя, его бытию. Он пытается установить меняет ли свою внутреннюю природу и взгляды на мир человек, который приходит к власти. Развивая идею личности вождя масс С. Московичи выделяет две черты, которые характеризуют эту личность, прежде всего это: во-первых, руководитель, который руководствуясь своими амбициями, всегда стремится вырваться вперед, таким образом он раскрывает смысл своего призвания, которое иначе можно определить как властную миссию. Во-вторых, деятельность вождя приводит к тому, что его смелость начинает преобладать над интеллектом. Как отмечает С. Московичи, известно, что здравый смысл помогает человеку реально оценивать ситуации и рассматривать их с разных точек зрения, чтобы определить все за и против и в результате получить правильное решение. Но для руководителя массы простое суждение ничего не значит без определенной деятельности, то есть умения увлечь людей, проникнуть им в душу. Обычно смелость — это качество, которое перевоплощает возможность в реальность, а суждения в действие. Бесспорно, отмечает С. Московичи, такое качество как смелость позволяет вождю контролировать себя и собственную волю, не впадая в панику, помогает ему управлять массой излагая ей свои идеи, тем самым внушая, что вождь и его убеждения помогут народу решить все проблемы.

Впрочем, убежден С. Московичи, такие качества полностью определяют образ лидера и его влияние на массы. Поэтому должен существовать некий признак избранности, который проявляется через веру и мужество, является непреодолимой и деятельной чертой руководителя, это — авторитет. Развивая идею авторитета, С. Московичи выделяет два качества, которыми владеет такая личность: 1. яркая уверенность; 2. упрямая отвага. Следует отметить, что в добавок к общему пониманию такого явления, как авторитет, ученый указывает еще на одну форму его проявления, это — харизма.

Стремление вождя управлять массами С. Московичи объясняет проявлением безмерного упрямства, воплощением черт человека, который, прежде всего, стремится идти к своей намеченной цели. Такое поведение, считает ученый, является признаком сумасшествия, потому что нормальному человеку свойственно желание идти на компромиссы, которые так необходимы для собственной безопасности и безопасности своих близких [1, с. 100]. Помимо этого С. Московичи выделяет еще одну черту в поведении вождя, это распространение своих идей, которым он полностью отдается, порой доходя до крайностей. В конечном итоге, вождь должен быть уверенным в себе и в своих целях, должен уметь устранить неуверенность людей и тем самым объединить их, таким образом уменьшая дистанцию между собой и народом.

Раскрывая образ вождя С. Московичи отмечает, что распространяя свое имя и свою личность вождь в первую очередь влияет не на разум, а именно на эмоции (а массы, как мы уже знаем, руководствуются именно эмоциями). Такие факторы обеспечивают лидеру уверенность в длительности славы или бессмертии и по возможности удержания власти и господства над другими. Воздействуя на людей своим авторитетом и поддерживая их действия, а затем заставляя народ идти за собой, такой вождь нуждается в определенной расплате и такой расплатой, считает С. Московичи, является признание. Ведь именно без признания все попытки лидера получить доверие людей и повлиять на них будут напрасными. Это является причиной того, что массы и вожди не могут существовать друг без друга. Вожди должны верить в то, во что верит масса и видеть то, что видит масса. В результате — вождь становится зеркальным отражением массы, а масса — зеркальным отражением вождя.

Для того чтобы человек-вождь мог быть у власти и управлять массами он не должен ограничиваться лишь произнесением определенных речей, ему необходимо изменить себя не только внешне, но и внутренне. Поэтому, отмечает С. Московичи, чтобы вождь развил в себе определенный дар лидера он должен соблюдать следующие правила:

— лидер масс всегда должен иметь хорошую осанку, а его речь должна быть точной и властной, все суждения должны быть простыми, уметь быстро принимать решения. Именно такие качества должны преобладать в поведении вождя;

— вождь должен владеть способностью улавливать и передавать эмоции от себя к массе и наоборот. Лидер должен воспитывать в себе манеры, которые помогут ему расположить народ, поэтому он должен уметь хорошо говорить, правильно формулировать фразы и владеть театральными навыками [1, с. 108].

Таким образом, чтобы завоевать расположение людей вождю необходимо выстроить вокруг своей личности ореол таинственности. Он должен говорить и действовать всегда так, чтобы люди поверили в то, что действия именно этого вождя позволят народу достичь успех в намеченных делах. Стремящийся к власти человек должен полностью измениться. Ведь выступление перед публикой это просто хорошо спланированное представление, и поэтому человеку-вождю нужно руководствоваться определенными методами воздействия. Среди таких методов С. Московичи выделяет метод обольщения, который очень похож на метод воздействия на человека гипнотизером. В этом контексте ученый сравнивает методы воздействия, которые применяют и гипнотизер, и вождь. Прежде всего гипнотизер принимает своих пациентов в определенном специально оборудованном помещении, чтобы получить наибольший эффект. То же можно заметить в деятельности вождей, которые выбирают открытые местности: большие площади и стадионы, которые способны собрать огромное количество людей и тем самым дают возможность вождю произвести на массы большее впечатление. Следующий метод воздействия заключается в том, что манипулятор или гипнотизер производит инсценировки определенного ритуала, сеанса. Таким образом руководители устраивают театральные сцены, различные неожиданные действия, которые показывают массе, что лидер имеет силу и сможет дать им то чего они хотят. Последний метод воздействия, это когда гипнотизер использует игру взглядом, то есть наблюдается физический контакт, кроме этого он произносит речи определенным образом, чтобы пациент был полностью сконцентрирован на нём. Именно с помощью взгляда вождь сосредоточивает внимание народа на себе и произносит речи, в которых неоднократно повторяет слова, то есть говорит то, что хотят слышать люди [1, с. 111].

Как уже отмечалось, выступление вождя это четко спланированное действие. Такую деятельность вождей С. Московичи называет известным всем словом — пропаганда. Следует отмечает, что для ученого феномен пропаганды содержит в себе три качества, которые применяет каждый вождь. Первое качество это — представление, сюда же входит и управление пространством. Для того чтобы люди собрались и начали действовать им необходимо пространство. Именно такое представление придает данному пространству рельеф и форму.

Еще одно качество, которое выделяет С. Московичи, это — церемониал, которой сопровождается временем. В этом случае для получения желаемого результата вожди применяют знамена, аллегории, изображения, поют песни, которыми сопровождаются его встречи с толпой. Все это знаменует привязанность, которую массы испытывают к своему лидеру. Третье качество обольщения — убеждение, в котором главным методом выступает слово. Слова и формулировки являются самым сильным воздействием и внушением на людей. Каким же образом обычное слово перевоплощается в слово обольщения? В этом контексте С. Московичи обращает внимание на то, что здесь на помощь каждому вождю приходит его же авторитет, ведь эффективность слов зависит от выбранных точных и властных образов. В соответствии с этим ученый выделяет два главных правила, которым должны следовать в своих речах вожди, это — утверждение и повторение. Утверждение, за определением С. Московичи, должно быть ясным и таким, чтобы не допускало возражения, это утверждение однозначной позиции и господствующей идеи. Вождю не обязательно использовать сложные предложения и применять особые слова и наполнять богатой информацией свои речи. Наоборот, выступления должны быть простыми информационно и краткими, ведь усталость от длительной речи стирает положительные впечатления об ораторе. Однако в речи обязательно должна присутствовать властная сила, благодаря которой можно повлиять на толпу, без всякой логики и правды. Утверждение должно всегда отражать четкую позицию, то есть ту которую защищает вождь, оно должно быть решительным и точным. Если речь имеет большую силу, тогда народ увидит в этом убежденность вождя в собственной идее и поймет её истинность. Произнося свои речи коротко и властным тоном вождь дает понять народу за что он должен бороться и тем самым убеждает людей в неизбежной победе [1, с. 117].

Подводя итог вышесказанного, можно сделать следующий вывод: человек является индивидуальностью, отдельной личностью, которая сама может управлять собственной жизнью. Однако те изменения, которые происходят в обществе, зачастую не удовлетворяют людей и они начинают образовываться в массы. Попадая в массы каждый человек меняется внутренне, отступает от своих взглядов и начинает действовать так как ему говорят, не задумываясь о будущем и последствиях, руководствуясь исключительно эмоциями. Такие изменения касаются и человека, который стремится стать во главе власти. Для того чтобы уберечь свое место на вершине власти человек-вождь должен отказаться почти от всех предыдущих отношений, стать одиночкой, чтобы никто не смог узнать о его слабых сторонах, а также воспитывать в себе новую личность, как внешне так и внутренне. Только при таких условиях он сможет удержаться у власти.

Литература:

  1. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Серж Московичи; [пер. с фр. Т. П. Емельяновой]. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): масса, вождь, образ, метод воздействия, качество, речь, толпа, том, внутренний мир, внутренняя природа.


Ключевые слова

масса, человек-массы, мышление индивида, мышление человека-массы, человек-вождь

Похожие статьи

Современный экономический человек в потребительской кооперации

В статье рассматривается вопрос формирования представлений об экономическом человеке в антропологии. В том числе, особенности формирования экономического человека, изучение логики его поведения, мотивация деятельности, а также общие черты современног...

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Индивидуальная трактовка концепта «политика» в дискурсе носителя немецко-разговорной речи Сибири

В статье рассматривается содержание концепта «политика», характерного для речевого поведения рядовой языковой личности, а также показана динамика отражения данного концепта с учетом соединения в его структуре текстоведческого и жанроведческого аспект...

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Воспоминание как художественный прием в прозе Джумпы Лахири

В статье рассматривается роль фактора воспоминаний в малой прозе американской писательницы Дж. Лахири, на примере рассказа «Толмач» исследуется поэтическая категория «память», определяется роль в повествовании, творческом методе писательницы.

Романтизация негативных психологических состояний в портрете личности творческого человека

В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.

Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана

В статье рассматриваются подходы различных учёных к феноменам агрессии, также выдвигается предположение о взаимосвязи агрессии уровнем развития самосознания

Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении пр...

Похожие статьи

Современный экономический человек в потребительской кооперации

В статье рассматривается вопрос формирования представлений об экономическом человеке в антропологии. В том числе, особенности формирования экономического человека, изучение логики его поведения, мотивация деятельности, а также общие черты современног...

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Самосознание в аспекте психологической безопасности

В статье рассматривается проблематика психологической безопасности личности в аспекте самосознания. Определен термин «самосознание, представлена структура в контексте теории индивидуального развития самосознания и сформировано влияние роста показател...

Индивидуальная трактовка концепта «политика» в дискурсе носителя немецко-разговорной речи Сибири

В статье рассматривается содержание концепта «политика», характерного для речевого поведения рядовой языковой личности, а также показана динамика отражения данного концепта с учетом соединения в его структуре текстоведческого и жанроведческого аспект...

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Духовность советского человека

В статье производится анализ научных трудов советских ученых и философов, разрабатывающих концепции духовной составляющей личности. Изучается значение индивидуализма и субъективизма советского человека для его полноценного духовного развития. Анализи...

Воспоминание как художественный прием в прозе Джумпы Лахири

В статье рассматривается роль фактора воспоминаний в малой прозе американской писательницы Дж. Лахири, на примере рассказа «Толмач» исследуется поэтическая категория «память», определяется роль в повествовании, творческом методе писательницы.

Романтизация негативных психологических состояний в портрете личности творческого человека

В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.

Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана

В статье рассматриваются подходы различных учёных к феноменам агрессии, также выдвигается предположение о взаимосвязи агрессии уровнем развития самосознания

Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении пр...

Задать вопрос