Одной из важнейших задач образования сегодня является приобщение подрастающего поколения к социокультурным ценностям. Выступая смысловыми основаниями жизнедеятельности, социокультурные ценности раскрывают главные стороны общественных отношений, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют оценочные действия, поведение. Успешная реализация этого направления позволит обогатить детей яркими выразительными образами, питающими их духовное и нравственное развитие, возможность самостоятельной творческой самореализации в разных видах деятельности привнести в жизнь ребенка индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношения к нему.
Изучение проблемы приобщения детей социокультурным ценностям предполагает обращение к различным сферам научного знания: аксиологии, социальной психологии, культурологии, педагогики. Работы С. Ф. Анисимова, Л. М. Архангельского, К. С. Бакурадзе, В. А. Блюмкина, В. Б. Ольшанского, В. А. Василенко, В. В. Гречаного, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана и др. имеют большое значение для понимания природы ценностей, их происхождения, форм и способов приобщения к ним.
В философии ценности – это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Философию интересуют проблемы бытия ценностей, существование их самих по себе, проблема высших ценностей. В социальной психологии – это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям. В психологии ценности рассматриваются как элементы мотивации и ориентации на них индивида.
В последние годы появились различные исследования, направленные на раскрытие условий приобщения детей в процессе социокультурного развития. С. В. Кахнович исследовал возможности произведений изобразительного искусства, которые помогают в формировании у детей представлений об истинных ценностях человеческой культуры. Т. И. Бабаева характеризует социокультурное развитие детей в игре как процесс вхождения в современную игровую культуру, предполагающую ориентировку в многообразии детских игр; внесение в игры вариативного социального содержания; реализацию разных форм взаимодействия.
К. И. Чижова изучала особенности социокультурного развития детей в музыкальной деятельности. Она отмечает, что погружение в активную музыкально-творческую деятельность создает благодатные условия для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум [4, с. 86].
Важно подчеркнуть, что в ряде работ отмечается, что для успешного социокультурного развития детей необходимо сформировать основу для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, образную самореализацию в разных видах деятельности. Значимость формирования личности через культуру, традиции, приобщения к культурным ценностям подчеркивается как в философских, так и психолого-педагогических трудах (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. Н. Малюков, В. А. Разумный, С. Л. Рубинштейн и др.)
По мнению О. В. Федоскиной, социокультурное развитие человека осуществляется в процессе вхождения в контекст современной культуры, присвоения общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм и традиций. При этом происходит выстраивание своей жизненной траектории, обретение опыта и свободного самоопределения [3, с. 98]. В процессе трансляции культуры подрастающим поколениям можно выделить несколько направлений и этапов: семья и роль семейного воспитания; репродуктивное овладение культурой; переход от репродуктивного знания к продуктивному творчеству; актуализация эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; рефлексивный анализ социокультурного опыта с ориентацией на ценностные представлении и др.
Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т. к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом [1, с. 56].
Социокультурное развитие дошкольника в процессе приобщения к ценностям включает в себя ряд компонентов. Ссылаясь на работы С. В. Кахнович, К. И. Чижовой, О. В. Федоскиной можно выделить основные компоненты социокультурного развития детей:
- познавательно-нормативный: представления о ценностях своей страны; культуре других народов, стран; знания в области норм поведения, общения в соответствии с культурой общества (общее и специфическое);
- коммуникативно-творческий: (соблюдение правил взаимодействия в повседневной практике общения, владение средствами общения);
- деятельностный: выражение своего отношения к различным сторонам жизни с ориентацией на ценности; творческое применение ценностных представлений в продуктивной деятельности.
Применительно к дошкольному возрасту процесс приобщения детей к социокультурным ценностям имеет ограничения, обусловленные особенностями возраста. Во-первых, ребенок-дошкольник постигает весьма ограниченное количество ценностей. В их число входит Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. Основаниями для их отбора являются: доступность для восприятия и понимания, ориентировка на духовные традиции общества, опора на общечеловеческую культуру, историю социума и конкретного народа, гуманистическая направленность, ограниченность в количественном отношении и обобщенный характер постижения, обеспечивающий гармонизацию отношений человек – природа – общество [2].
Во-вторых, для дошкольников характерен образный характер постижения социокультурных ценностей, на уровне наглядно-образного мышления и представлений о них.
В-третьих, образное постижение ценностей должно включать в себя, как обязательный элемент содержания, эмоциональные переживания, возможность проявления отношения ребенка к ценностному образу.
Ценностные представления в отличие от представлений восприятия включают в себя субъективно-личное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к явлениям окружающей действительности.
Таким образом, проблема приобщения дошкольников к социокультурным ценностям на данный момент является актуальной. Несмотря на то, что данная проблема в последние годы рассматривалась в контексте разных научных знаний, вместе с тем многие ее аспекты требуют научной разработки и конкретизации. На наш взгляд нуждается в дальнейшем исследовании вопрос приобщения дошкольников к социокультурным ценностям через обогащение их ценностными представлениями образного содержания.
Образование дошкольников не может быть успешным без ориентации на социокультурные ценности. Постижение социокультурных ценностей должно осуществляться в процессе постепенного погружения детей в этнокультурное и поликультурное пространство, социокультурный опыт в целом с приоритетом эмоционально-образного характера их постижения. Раскрытию этого направления и будет посвящено наше исследование.
Литература:
- Доронова, Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т.Н.Доронова // Ребенок в детском саду. – 2001. – №2. – С. 56-62.
- Ежкова, Н. С. Ребенок в мире ценностей: теоретико-методический аспект / Н. С. Ежкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – № 4. – С.18-32.
- Ежкова, Н. С. Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 25-28.
- Маханева, М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: пособие для работников дошк. учреждений / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ "СФЕРА", 2001. – С. 9-16, 76-121.