В статье рассмотрена проблема использования наркотических веществ в деструктивных религиозных организациях и уровни профилактики наркозависимости адептов религиозных организаций деструктивной направленности.
Ключевые слова: деструктивная религиозная организация, наркотические вещества, профилактика
Наркотизация общества приводит к значительным потерям на социальном и биологическом уровнях жизни. По мнению В. А. Попова результатом распространения наркомании может стать реальная опасность нравственного и физического вырождения значительной части населения с социальными, демографическими, экономическими и другими последствиями.
Современные ученые (В. А. Попов, Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Г. И. Сопко) выделяют социальные, психологические и биологические факторы, способствующие наркотизации молодежи. Среди этих факторов особое место занимает отрицательное влияние неформальных референтных групп с асоциальной направленностью. К числу которых, можно отнести и деструктивные религиозные организации (секты). Сектантские вероучения приводят к таким деструктивным личностным изменениям как грубость, агрессивность, конфликтность, стремление к превосходству, зависимость от лидера, некритичность мышления. Как и наркотической зависимости, зависимости от деструктивных сект в большей мере подвержены молодые люди с неокрепшей психикой, несформированными жизненными ценностями.
Распространение зависимости от наркотических веществ и деструктивных религиозных идей обуславливает необходимость проведения профилактической работы, так как рассматриваемые социальные явления, представляют опасность как для отдельной личности, так и общества в целом и приводят к негативным изменениям у зависимого человека и его ближайшего окружения.
Среди адептов и руководителей сект часто встречаются правонарушители, привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности. Чаще всего сектантов привлекают к ответственности за убийство (ритуальное или для сохранения тайны), доведение до самоубийства, истязание, похищение людей, надругательство над могилами, сексуальные преступления, организацию массовых беспорядков, вымогательство денег с вовлеченных в секту новых членов. Руководители сект подталкивают их на кражи, заставляют выкупать жилплощадь и оформлять завещание на секту, побираться в общественных местах. К числу правонарушений со стороны религиозных сект относят нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в религиозной практике наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов религиозного объединения к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозной секты; побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий; воспрепятствование выходу из религиозного объединения угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу или применения насильственного воздействия [1].
Все вышесказанное определяет необходимость глубокого изучения таких взаимосвязанных социальных феноменов как наркомания, наркобизнес и деструктивные религиозные организации и проведения профилактических мероприятий.
Условно профилактику можно разделить на первичную, вторичную, третичную, каждая из которых может быть реализована на государственном (общесоциальном), муниципальном (специальном) и индивидуальном уровнях [3].
Первичная профилактика направлена на предупреждение вовлечения детей и молодежи в деструктивные религиозные организации, минимизацию негативных личностных изменений под влиянием десоциализирующих факторов. По масштабам она является массовой, так как ориентирована на всех субъектов образования и воспитания.
Обязательным условием эффективности проводимых мероприятий является неукоснительное соблюдение ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» (и внесение в него поправки, отвечающих особенностям современной реальности) и проведение комплексной контрольно-профилактической деятельности, включающую мониторинг, экспертизу и профилактические меры.
Таблица 1
Контроль ипрофилактика деятельности деструктивных религиозных организаций
Мониторинг |
Экспертиза |
Профилактические меры |
фактов внедрения религиозной идеологии деструктивной направленности в образовательные, лечебные, реабилитационные, социальные учреждения, организации и органы |
силами специалистов органов управления образованием, социальной защиты, здравоохранения, юстиции и др. |
Анализ уставной информации при лицензировании различных организаций, учреждений и программ |
содержания документов и материалов о деятельности учреждений и организаций |
силами научных организаций |
Правовая подготовка сотрудников и специалистов органов управления |
обращений граждан и организаций о противоправной деятельности деструктивных организаций |
силами общественных организаций |
Религиоведческое образование руководящих специалистов |
интернет-ресурсов и аккаунтов на предмет распространения наркотиков и деструктивных религиозных идей |
силами правоохранительных органов |
Формирование целостной научной картины мира |
публикаций СМИ по проблеме деятельности религиозных организаций деструктивной направленности |
силами традиционных религиозных организаций |
Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации |
Административные меры по первичной профилактике вовлечения детей, подростков и молодежи в деструктивные религиозные секты и приобщения их к наркотическим веществам могут включать: правовая и религиоведческая подготовка сотрудников различных учреждений и организаций; улучшение процесса лицензирования деятельности учреждений и организаций; создание экспертного религиоведческого центра; ужесточение дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства РФ, распространение деструктивных религиозных идей и наркотических веществ; разработка инструкций для органов управления образованием, здравоохранением и других социальных органов, устанавливающих порядок допуска к реализации различных программ, затрагивающих проблематику духовного воспитания и образования; мониторинг фактов скрытой пропаганды оккультизма, деструктивных вероучений и др.
Вторичная профилактика ориентирована на детей и подростков группы риска, которые характеризуются личностными и поведенческими негативными изменениями, акцентуациями характера, нарушениями саморегуляции, искажением ценностных ориентаций, десоциализирующим влиянием ближайшего окружения. Главной задачей является устранение или минимизации причин различных социальных отклонений в жизнедеятельности детей и подростков путем консолидации усилий всех заинтересованных специалистов. Это может быть достигнуто как через оптимизацию социально-педагогической инфраструктуры социума, так и через социально-педагогическую поддержку и сопровождение личности, то есть требуется реализация комплексной социально-педагогической модели предупреждения вовлечения детей и молодежи в деструктивные религиозные организации.
Погружение в сектантскую идеологию и приобщение к наркотическим веществам как способу достижения особого состояния психики приводит к многочисленным негативным личностным изменениям.
Психоактивные вещества применяют для преодоления чувства тревоги, эмоционального возбуждения, психологических барьеров и нравственных стереотипов. Наркотик объявляется в секте средством «духовного раскрепощения» личности, позволяющим сформировать «нового» гармоничного человека. Наркотический транс олицетворяется с «просветлением», «пробуждением», в результате которого сектанты якобы получают ответы на «фундаментальные» вопросы. Использование методов контроля сознания и ПАВ приводит к нарушению восприятия реальности, неадекватному пониманию окружающего мира и невосприимчивости к любой информации, противоречащей мировоззрению религиозной секты.
Третичная профилактика по сути является реабилитационной работой, направленной на коррекцию поведения и ресоциализацию лиц, имеющих опыт пребывания в сектантской среде и /или употребления наркотических веществ в религиозной организации. Оказание всесторонней помощи наркозависимым и зависимым от религиозных сект предполагает реабилитацию, коррекцию, ресоциализацию и реадаптацию.
Реабилитацияпредусматривает комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с нарушениями физических и психических возможностей.
Психокоррекция — один из видов психологической помощи, направленной на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих нормам общества, с помощью специальных средств психологического воздействия. Она направлена на развитие и формирование у человека личностных психологических качеств, повышающих уровень его социализированности и адаптированности к неблагоприятным жизненным условиям.
Ресоциализация — восстановление и/или укрепление социальных связей, усвоение индивидом социальноодобряемых ценностей и норм, восстановление социального и личностного статусов, востребованность в ближайшем окружении, реинтеграция в общественнополезную деятельность. Ресоциализация при наркотической и псевдорелигиозной зависимости предусматривает полную перестройку взаимоотношений человека с окружающим миром и самим собой.
Реадаптация — комплекс лечебно-профилактических мер, государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта, процесса повторного включения индивида в общественный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после избавления от патологической зависимости от психоактивных веществ, из-за которой социальные контакты были нарушены.
Третичная профилактики зависимости требует больших усилий специалистов здравоохранения, правоохранительных органов, государственных и неправительственных, образовательных, социальных и некоммерческих общественных организаций.
Литература:
1. Мухина, Т. К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. К. Мухина. — Владимир, 2008. — 18 с.
2. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З. В. Коробкина, В. А. Попов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. ISBN 978–5–7695–7365–1
3. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — М.: Юрайт, 2012. — 405 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978–5-9916–2116–8
4. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Попов, М. В. Данилова, Т. В. Егорова и др.; под ред. В. А. Попова. — М.: «Академия», 2013. — 176 с. — (Сер. Бакалавриат). ISBN 978–5–7695–7425–2