Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Федюченко, А. А. Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений / А. А. Федюченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 696-698. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14205/ (дата обращения: 30.10.2024).

Статья посвящена проблеме первичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди учащейся молодежи и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в ее решении.

Ключевые слова:профилактика, психоактивные вещества, фактор риска, система образования, негативные последствия.

 

Вся детско-подростковая среда, с учетом возрастной специфики, является объектом ранней антинаркотической профилактики. С одной стороны, несовершеннолетние выступают как большая социальная группа, на которую направлены основные усилия ранней профилактики, с другой стороны, они должны сами, начиная с определенного возрастного периода, выступать субъектами профилактической работы.

Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков в образовательной среде, в частности, в вопросах выявления и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами (ПАВ), пресечения распространения наркотиков и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях; восстановления системы медицинского обслуживания в образовательных учреждениях, в том числе — системы проведения ежегодных медицинских профилактических осмотров обучающихся; обеспечения защиты граждан, в первую очередь, несовершеннолетних, от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий и алкоголизма.

Профилактика (prophylaktikos — предохранительный) — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска. Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления.

Третичная профилактика — медико-социальные индивидуальные мероприятия, направленные на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую форму: последствий в виде стойкой дезадаптации.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики злоупотребления ПАВ:

Медицинская модель — ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

Образовательная модель — направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Психосоциальная модель — своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена — школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы в области борьбы с употреблением ПАВ в молодежной среде все еще нет. Существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

Также необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми, молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.

3.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

4.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

5.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

7.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.

8.                  Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.

9.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

10.              Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

11.              Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

12.              Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.     

13.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.             0

15.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

16.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.

17.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

18.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

19.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0

20.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

21.              Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская модель, первичная профилактика, система образования.


Похожие статьи

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

Статья посвящена проблеме роста наркомании среди детей и подростков и необходимости координации усилий государственных и общественных организаций, в том числе образовательных учреждений, в целях борьбы с указанным явлением.

Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы

Статья акцентирует внимание на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, прежде всего среди подростков, и необходимости профилактики данного негативного феномена.

Организация деятельности педагогического университета по подготовке студентов к профилактике наркомании

Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности педагогического университета по подготовке будущих педагогов к превенции аддиктивного поведения.

Некоторые вопросы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков

В данной статье рассматриваются некоторые меры по превенции употребления подрастающим поколением таких психоактивных веществ, как алкоголь и наркотические средства. Изучаются мнения других ученых по данной проблематике, демонстрируется и обосновывает...

Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый ...

Правовая культура школы как основа профилактики употребления психоактивных веществ учащимися

В данной статье описывается результат проведенного исследования уровня правовой культуры 10 школ Самарской области и её влияния на сформированность эмоциональной установки на употребление и неупотребление психоактивных веществ подростками.

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения

В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту...

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся

Статья посвящена вопросам совершенствования механизмов эффективности профилактической и реабилитационной работы снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, которая является актуальной и социально значимой задачей, стоящей перед человечест...

Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Похожие статьи

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

Статья посвящена проблеме роста наркомании среди детей и подростков и необходимости координации усилий государственных и общественных организаций, в том числе образовательных учреждений, в целях борьбы с указанным явлением.

Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы

Статья акцентирует внимание на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, прежде всего среди подростков, и необходимости профилактики данного негативного феномена.

Организация деятельности педагогического университета по подготовке студентов к профилактике наркомании

Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности педагогического университета по подготовке будущих педагогов к превенции аддиктивного поведения.

Некоторые вопросы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков

В данной статье рассматриваются некоторые меры по превенции употребления подрастающим поколением таких психоактивных веществ, как алкоголь и наркотические средства. Изучаются мнения других ученых по данной проблематике, демонстрируется и обосновывает...

Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый ...

Правовая культура школы как основа профилактики употребления психоактивных веществ учащимися

В данной статье описывается результат проведенного исследования уровня правовой культуры 10 школ Самарской области и её влияния на сформированность эмоциональной установки на употребление и неупотребление психоактивных веществ подростками.

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения

В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту...

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся

Статья посвящена вопросам совершенствования механизмов эффективности профилактической и реабилитационной работы снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, которая является актуальной и социально значимой задачей, стоящей перед человечест...

Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Задать вопрос