Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Цветкова, О. А. Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы / О. А. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 702-704. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14210/ (дата обращения: 30.10.2024).

Статья акцентирует внимание на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, прежде всего среди подростков, и необходимости профилактики данного негативного феномена.

Ключевые слова:уровни профилактики, наркотические вещества, подростковый возраст, ценностные ориентиры, аддиктивное поведение.

 

В настоящее время в сложной социально-экономической и политической ситуации в стране на жизнь многих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенностью жизнью. Слабые, размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятные материальные условия ухудшают воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многих трудоспособных граждан. Подобная ситуация является причиной приобщения граждан, и, прежде всего, молодых к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

Так по данным официальной статистики [] — среди подростков (14–18) лет 56 % мальчиков и 20 % девушек употребляли токсические и наркотические вещества хотя бы один раз, а 45 % юношей и 18 % девушек периодически потребляют наркотики в настоящее время. Статистика по употреблению алкоголя также крайне напряженная — только 4 % школьников не пробовали алкоголь и 16 % учащихся пробовали спиртосодержащие напитки один раз []. Очень тяжелая статистика по употреблению табака. Так, среди учащихся в возрасте 11–13 лет курящими являются 67 % детей (при «норме» сигарет — 1–2 штуки в день), среди школьников 14–15 лет — курят 68 % («норма» — 3–5 штук), а среди школьников старшего возраста (16–18 лет) 49 % являются курильщиками (при норме от 6 до 10 сигарет в день).

Хорошо известно, что негативными последствиями злоупотребления ПАВ является изменение ценностно-смысловой сферы человека. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, в период, когда происходит интенсивное развитие самосознания и ценностных ориентаций. Эти психологические структуры обеспечивают устойчивость и целостность личности, контролируют и организуют инструментальные ориентации на виды общения и деятельности и (или) конкретные объекты, мотивационную сферу, определяют структуры сознания, стратегии и программы деятельности.

Недосформированные и искаженные ценностные ориентации могут выступать в качестве фактора риска формирования аддиктивного поведения. Кроме того, полноценная профилактика злоупотребления ПАВ у подростков возможна только при обращении к ценностным структурам личности. Таким образом, именно школа с начальных классов призвана заложить ученикам основы знаний о вреде ПАВ, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием безопасного поведения.

Выделяют несколько уровней профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и подростков.

Первый уровень (превентивный) — это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей и учителей с целью разъяснения не столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально-психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения.

Работа здесь должна проводиться по определенным принципам:

1)      индивидуальная направленность;

2)      выявление групп риска с использованием различных методов (медицинских, психологических, педагогических и др.);

3)      работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам;

4)      организация специальных лагерей для детей с девиантным поведением (при этом следует иметь в виду, что чаще в «рядах наркоманов» могут оказаться подростки с акцентуациями и психическими заболеваниями)

Таким образом, профилактика I уровня — это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных, внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующая систематических знаний по проблеме.

Второй уровень профилактики — это раннее выявление, диагностика и лечение больных. Этим занимаются в специализированных детских наркологических диспансерах.

Трудности в проведении первичной профилактики касаются педагогов, родителей, психологов, врачей. Прежде всего, это связано с практическим отсутствием подготовленных по проблеме кадров. Большая часть педагогов школ, средних и высших учебных заведений не имеют знаний по диагностике коррекционному воспитанию детей и подростков в современных социальных условиях нашей страны.

В связи с этим, одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.

3.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

4.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

5.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

7.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.

8.                  Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.

9.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

10.              Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

11.              Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

12.              Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.     

13.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.             0

15.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

16.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.

17.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

18.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

19.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0

20.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

21.              Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, подросток.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое аспекты профилактики зависимого аддиктивного поведения обучающихся

В статье содержится краткий обзор исследований по проблеме аддиктивного поведения обучающихся, рассмотрены этапы реабилитационного процесса и профилактики с целью сохранения и восстановления потенциальных возможностей молодежи.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений

Статья посвящена проблеме первичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди учащейся молодежи и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в ее решении.

Некоторые вопросы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков

В данной статье рассматриваются некоторые меры по превенции употребления подрастающим поколением таких психоактивных веществ, как алкоголь и наркотические средства. Изучаются мнения других ученых по данной проблематике, демонстрируется и обосновывает...

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Специфика психологической защиты и способов совладающего поведения лиц зрелого возраста, зависимых от психоактивных веществ

В статье автор анализирует специфику механизмов психологической защиты, а также способов совладающего поведения, характерных для лиц зрелого возраста, зависимых от психоактивных веществ.

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Подростковая наркомания как проблема реализации прав ребенка

Статья посвящена проблеме подростковой наркомании. Называются и анализируются факторы и условия, влияющие на возникновение и развитие потребности употребления наркотических средств несовершеннолетними. В ходе анализа международных договоров и нормати...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое аспекты профилактики зависимого аддиктивного поведения обучающихся

В статье содержится краткий обзор исследований по проблеме аддиктивного поведения обучающихся, рассмотрены этапы реабилитационного процесса и профилактики с целью сохранения и восстановления потенциальных возможностей молодежи.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений

Статья посвящена проблеме первичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди учащейся молодежи и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в ее решении.

Некоторые вопросы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков

В данной статье рассматриваются некоторые меры по превенции употребления подрастающим поколением таких психоактивных веществ, как алкоголь и наркотические средства. Изучаются мнения других ученых по данной проблематике, демонстрируется и обосновывает...

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Специфика психологической защиты и способов совладающего поведения лиц зрелого возраста, зависимых от психоактивных веществ

В статье автор анализирует специфику механизмов психологической защиты, а также способов совладающего поведения, характерных для лиц зрелого возраста, зависимых от психоактивных веществ.

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков

В статье актуализируется проблема профилактики агрессивного поведения подростков. Описываются формы и методы психолого-педагогической профилактики.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Подростковая наркомания как проблема реализации прав ребенка

Статья посвящена проблеме подростковой наркомании. Называются и анализируются факторы и условия, влияющие на возникновение и развитие потребности употребления наркотических средств несовершеннолетними. В ходе анализа международных договоров и нормати...

Задать вопрос