Библиографическое описание:

Волченкова А. А. Исследование взаимосвязи толерантности с процессами психической регуляцией личности // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 16-19.



Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей. Реформы в сфере образования в нашей стране имеют все более гуманистическую направленность. Согласно статье 5 Федерального закона «Об образовании» [5] — в целях реализации права каждого человека на образование создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это инклюзивное образование. Научная проработка проблем, которого реализуется в государственной программе «Доступная среда», направленной на создание в школах условий для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ.

Соответственно, очень важно чтобы дети принимающей стороны были готовы к этому событию. На наш взгляд крайне важно усилить внимание проблеме толерантности как терпимости у детей, имеющих нормальное развитие к людям, детям с ОВЗ и инвалидностью.

В современной психологии образования актуальной является проблема толерантности — важного качества, которое обеспечивает эффективность инклюзивного образования. Важно усилить внимание к формированию толерантности как терпимости, ведущим механизмом которой является принятие — способность к пониманию другого, умение замечать и откликаться на его эмоциональные переживания. Для более эффективного формирования толерантности важно учитывать ее взаимосвязь с процессами психической регуляцией личности, поскольку она является своего рода «вертикалью», структурирующей различные качества личности [3].

Опираясь на исследования Г. У. Солдатовой [4], Т. Н. Гущиной [1], мы разработали программу занятий «Формирование толерантности у детей, имеющих нормальное развитие к людям с ОВЗ и инвалидностью» (далее коррекционная программа).

Цель исследования:оценить возможное влияние типа психической регуляции личности (понимаемой через конструкт «автономность–зависимость» [3]) на способность к формированию толерантности у учащихся.

В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что изменение уровня толерантности будет зависеть от типа психической регуляции личности — в группе «зависимых» субъектов толерантность повышается значимо выше, в сравнении с группой «автономных» субъектов. Также мы предположили, что целенаправленное и систематическое использование занятий коррекционной программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Методика и процедура исследования

Исследование проводилось на базе школ г. Ярославля. В качестве испытуемых приняло участие 263 школьника — учащиеся 7 и 8 классов (135 девочек и 128 мальчиков).

Методики: опросник «автономности-зависимости» для подростков (13–15 лет) [3]; экспресс-опросник «Индекс толерантности» [4].

План исследования: использовалась двухфакторная схема планирования. Внутригрупповой фактор «Повторное измерение» — обследование испытуемых до начала занятий, после их окончания и отсроченный замер (спустя 2 месяца). Межгрупповой фактор «Группа испытуемых» — принадлежность испытуемых к группе «автономных» и «зависимых» субъектов оценивалась по опроснику «автономности-зависимости» Г. С. Прыгина [3].

Процедура: по результатам предварительного тестирования учащиеся были разделены на 3 группы — «автономные», «зависимые», «смешанные». В соответствии с гипотезой исследования, интерес представляют группы «автономных» и «зависимых» субъектов — данные этих испытуемых будут анализироваться. Со всеми учащимися было проведено 12 групповых занятий, включающих элементы психологического тренинга, деловые и ролевые игры.

Учащимся предлагались различные задания:

 групповая дискуссия после теоретических занятий, направленная на понимание обучающимися людского многообразия;

 работа в группе с различными творческими заданиями;

 подвижные игры в команде, направленные на сплочение коллектива.

Обработка данных и статистический анализ результатов проводился в системе IBM SPSS 22.0. Использовались процедуры t-критерия Стьюдента для независимых выборок и двухфакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями, процедура ОЛМ-повторные измерения.

Результаты

Результаты дисперсионного анализа обнаружили статистически достоверный эффект фактора «Повторного тестирования» на изменение величины индекса толерантности (F(1,261)=149,545, р=0,000). На рис. 1 представлены изменения индекса толерантности в группах «автономных» и «зависимых» субъектов до начала занятий, после их окончания и спустя 2 месяца. Видно, что индекс толерантности увеличился после повторного тестирования и после отсроченного замера статистически достоверно не угасает.

Фактор «Группа испытуемых» оказал статистически значимое влияние на изменение индекса толерантности (F(1,261)=2,874, р=0,091). Изменение индекса толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с испытуемыми группы «автономных» субъектов.

Установлен высоко достоверный эффект совместного влияния этих двух факторов на изменение в двух группах индексов толерантности (F(1,261)=36,733, р=0,000).

Результаты дисперсионного анализа обнаружили отсутствие эффекта фактора «Отсроченного тестирования» на изменение величины индекса толерантности по сравнению с предыдущим замером (F(1,261)=1,658, р=0,199). Это значит, что занятия коррекционной программы оказали эффект на изменение индекса толерантности, и он статистически достоверно не угасает.

Рис. 1. Величины индексов толерантности в группе «зависимых» субъектов (сплошная линия) и «автономных» субъектов (пунктирная линия) в трех последующих замерах.

Обсуждение

Выдвинутое нами в качестве гипотезы предположение о том, что изменение уровня толерантности будет зависеть от типа психической регуляции личности — подтвердилось.

Действительно, изменение уровня толерантности в группе «зависимых» субъектов показало преимущество в сравнении с группой «автономных» субъектов. Поскольку «зависимым» субъектам в силу своих личностных особенностей проще подстроиться под внешние требования, в регуляции своего поведения они опираются на «внешнюю стимуляцию», на внешние условия и требования. Деятельность же «автономных» субъектов основана на «внутренней стимуляции», на доминирующем учете внутренних, субъективных факторов. Эти данные эмпирические подтвердили взгляды Г. С. Прыгина на континуум психической регуляции личности [3].

Результаты исследования подтвердили предположение, что целенаправленная и систематическая реализация коррекционной программы создает условия повышения толерантности у испытуемых к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Действительно, укрепление толерантности на целенаправленно организованных занятиях может быть эффективным. Эмпирические данные подтвердили предположения Г. У. Солдатовой о формировании толерантной личности [4] о том, что это возможно через отработку жизненно необходимых социальных навыков, позволяющих подростку жить в мире и согласии с собой и другими. На занятиях мы создали условия для многократной отработки учащимися таких навыков, как позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, корректировки самооценки, самоутверждения, самопознания своего «Я» и «Я» среди других. Через приобретение полезного и жизненно необходимого опыта, который подросток получает в процессе групповой работы, понятие толерантности наполняется не абстрактным, а конкретным личностным смыслом, и только так оно может стать реально действующим конструктом, определяющим поведение человека.

Более того, эффект занятий коррекционной программы на изменение индекса толерантности статистически достоверно не угасает, спустя 2 месяца после окончания занятий.

Результаты выполненного нами эмпирического исследования позволяют надеяться, что дальнейшее использование предложенных нами занятий коррекционной программы или аналогичных психологических технологий может и должно быть перспективным в воспитании детей и построении инклюзивной культуры образовательной организации. Это задача для педагогов, психологов, педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций, которые могут и должны попытаться внести свою лепту в процесс формирования гуманной толерантной личности при помощи специальных психологических технологий. При этом важно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся такие как, ригидность личности, которая характеризуется затрудненностью в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки [2].

Литература:

  1. Гущина Т. Н. Я и мои ценности: Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. — М.: АРКТИ, 2008. — 128 с.
  2. Кашапов М. М. Когнитивные основы формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования / М. М. Кашапов, А. А. Волченкова // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2015. — Т. 25. — Вып. 4. — С. 75–80.
  3. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности: Монография. — Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. — 408 с.
  4. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Разные, но равные: большие психологические игры / Под редакцией Г. У. Солдатовой. — М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — 336 с.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе».
Основные термины (генерируются автоматически): индекса толерантности, «зависимых» субъектов, изменение индекса толерантности, группе «зависимых» субъектов, «автономных» субъектов, величины индекса толерантности, изменение уровня толерантности, условия повышения толерантности, формированию толерантности, формирования толерантности, психической регуляции личности, индексов толерантности, коррекционной программы, формирования толерантности важно, Актуальность темы толерантности, занятий «Формирование толерантности, занятий коррекционной программы, Исследование взаимосвязи толерантности, изменения индекса толерантности, внимание проблеме толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос