В статье характеризуется сущность понятия «методико-математическая компетентность» и описываются средства формирования такой компетентности у магистров образования.
Ключевые слова: методико-математическая компетентность, формирование методико-математической компетентности, интегративный уровень.
The notion «methodical-mathematical competence» is characterized in the article; means of formation of this competence at masters of education are described.
Keywords: Methodical-mathematical competence, methodical-mathematical competence formation, integrative level.
Проблема совершенствования профессиональной компетентности магистров образования остается актуальной. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) четко прописана характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры: модель магистров образования представлена с позиции компетентностных характеристик (в результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции) [2].
Педагог дошкольной образовательной организации и начальной школы обязан владеть не только знаниями в области предметных дисциплин, но и набором конкретных способов профессиональной деятельности, в которых будет применять приобретенные знания и умения в области педагогической, научно-исследовательской, проектной и методической деятельности. Современная начальная школа и дошкольная образовательная организация нуждается в творческой личности, являющейся конкурентноспособной на рынке труда; специалисте высокого класса, способном создавать образовательные технологии на уровне мировых стандартов; педагоге, который с первых дней пребывания ребенка в школе и в дошкольной образовательной организации проявит себя по отношению к нему как профессионал.
Другими словами, современное общество нуждается в педагоге, обладающем интегративным уровнем методико-математической компетентности [3].
Данный уровень характеризуется: знанием особенностей умственной деятельности детей 6–10 лет и умением их использовать в организации процесса обучения дошкольников и младших школьников; умением свободно ориентироваться в различных методических системах обучения; умением анализировать их с точки зрения общих психологических закономерностей и дидактических положений; владением современными информационными технологиями; умением создавать оптимальные условия обучения, включающие дошкольников и младших школьников в продуктивную деятельность; умением осуществлять научно-исследовательскую деятельность детей 6–10 лет; умением выбирать оптимальные методы и приемы проектирования единой развивающей среды в дошкольной образовательной организации и в начальной школе; умением корректировать деятельность детей 6–10 лет по ходу обучения и др.
Сформированность, перечисленные умения характеризуют методико-математическую компетентность магистров образования. Методико-математическая компетентность представляет собой интегративную характеристику личности; рассматривается как показатель профессиональной готовности и осуществляется на основе взаимосвязи основных структурных компонентов: концептуального, рефлексивного, интегративно-личностного [1]. Эффективным средством формирования методико-математической компетентности магистров образования выступают специальные задания интегративного содержания. Указанные задания: носят интегративный характер; обнаруживают взаимодействие в чем-то отличных друг от друга элементов, частей, фрагментов, сторон и т. д. учебной методико-математической деятельности [1]; содержат качественные и количественные преобразования взаимодействующих элементов; имеют свою собственную структуру (являются компетентностно-ориентированными); отличаются педагогической целесообразностью и относительной самостоятельностью. Указанные признаки в каждом задании (или в комплексе таких заданий) проявляются специфически и взаимообуславливают друг друга.
Рассмотрим примеры некоторых заданий.
Задание 1. Разработайте методические рекомендации по формированию исследовательских умений детей: педагогам дошкольной образовательной организации; педагогам начального образования. В методических рекомендациях пропишите психолого-педагогические (не менее пяти) и дидактические условия (не менее пяти), направленные на формирование исследовательских умений детей 5–10 лет.
Шкала оценивания
В методических рекомендациях прописаны психолого-педагогические и дидактические условия (по 5 условий). |
Максимальное количество баллов 10 |
В методических рекомендациях прописаны все психолого-педагогические и дидактические условия, но встречаются неточности в формулировке данных условий. В методических рекомендациях прописано менее пяти условий. |
За каждую неточность в формулировке условий «-1» б. |
Задание 2. Разработайте буклет для родителей, педагогов начальной школы и дошкольной образовательной организации по вопросам реализации интегративного подхода в математическом образовании дошкольников и младших школьников.
Шкала оценивания
Буклет разработан согласно требованиям, предназначен для родителей, педагогов начальной школы и дошкольной образовательной организации, в буклете прописаны вопросы (5–6) реализации интегративного подхода в математическом образовании дошкольников и младших школьников, даны рекомендации по реализации интегративного подхода в образовательной деятельности детей 5–10 лет. |
Максимальное количество баллов 5 |
Комментарии магистра |
Внедрение заданий подобного вида в процесс обучения магистров образования будет способствовать формированию методико-математической компетентности.
Литература:
- Борзенкова, О. А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис.…канд. пед. наук. — Самара, 2007. — 255 с.
- Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263). — КонсультантПлюс, www.consultant.ru.
- Чекин, А. Л. Профессиональная подготовка учителя начальных классов к обучению математике на основе интегративного подхода: Автореферат… д-ра пед. наук. — М., 2006. — 32 с.