Совершенствование методико-математической компетентности магистров образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борзенкова, О. А. Совершенствование методико-математической компетентности магистров образования / О. А. Борзенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32361/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье характеризуется сущность понятия «методико-математическая компетентность» и описываются средства формирования такой компетентности у магистров образования.

Ключевые слова: методико-математическая компетентность, формирование методико-математической компетентности, интегративный уровень.

The notion «methodical-mathematical competence» is characterized in the article; means of formation of this competence at masters of education are described.

Keywords: Methodical-mathematical competence, methodical-mathematical competence formation, integrative level.

Проблема совершенствования профессиональной компетентности магистров образования остается актуальной. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) четко прописана характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры: модель магистров образования представлена с позиции компетентностных характеристик (в результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции) [2].

Педагог дошкольной образовательной организации и начальной школы обязан владеть не только знаниями в области предметных дисциплин, но и набором конкретных способов профессиональной деятельности, в которых будет применять приобретенные знания и умения в области педагогической, научно-исследовательской, проектной и методической деятельности. Современная начальная школа и дошкольная образовательная организация нуждается в творческой личности, являющейся конкурентноспособной на рынке труда; специалисте высокого класса, способном создавать образовательные технологии на уровне мировых стандартов; педагоге, который с первых дней пребывания ребенка в школе и в дошкольной образовательной организации проявит себя по отношению к нему как профессионал.

Другими словами, современное общество нуждается в педагоге, обладающем интегративным уровнем методико-математической компетентности [3].

Данный уровень характеризуется: знанием особенностей умственной деятельности детей 6–10 лет и умением их использовать в организации процесса обучения дошкольников и младших школьников; умением свободно ориентироваться в различных методических системах обучения; умением анализировать их с точки зрения общих психологических закономерностей и дидактических положений; владением современными информационными технологиями; умением создавать оптимальные условия обучения, включающие дошкольников и младших школьников в продуктивную деятельность; умением осуществлять научно-исследовательскую деятельность детей 6–10 лет; умением выбирать оптимальные методы и приемы проектирования единой развивающей среды в дошкольной образовательной организации и в начальной школе; умением корректировать деятельность детей 6–10 лет по ходу обучения и др.

Сформированность, перечисленные умения характеризуют методико-математическую компетентность магистров образования. Методико-математическая компетентность представляет собой интегративную характеристику личности; рассматривается как показатель профессиональной готовности и осуществляется на основе взаимосвязи основных структурных компонентов: концептуального, рефлексивного, интегративно-личностного [1]. Эффективным средством формирования методико-математической компетентности магистров образования выступают специальные задания интегративного содержания. Указанные задания: носят интегративный характер; обнаруживают взаимодействие в чем-то отличных друг от друга элементов, частей, фрагментов, сторон и т. д. учебной методико-математической деятельности [1]; содержат качественные и количественные преобразования взаимодействующих элементов; имеют свою собственную структуру (являются компетентностно-ориентированными); отличаются педагогической целесообразностью и относительной самостоятельностью. Указанные признаки в каждом задании (или в комплексе таких заданий) проявляются специфически и взаимообуславливают друг друга.

Рассмотрим примеры некоторых заданий.

Задание 1. Разработайте методические рекомендации по формированию исследовательских умений детей: педагогам дошкольной образовательной организации; педагогам начального образования. В методических рекомендациях пропишите психолого-педагогические (не менее пяти) и дидактические условия (не менее пяти), направленные на формирование исследовательских умений детей 5–10 лет.

Шкала оценивания

В методических рекомендациях прописаны психолого-педагогические и дидактические условия (по 5 условий).

Максимальное количество баллов 10

В методических рекомендациях прописаны все психолого-педагогические и дидактические условия, но встречаются неточности в формулировке данных условий. В методических рекомендациях прописано менее пяти условий.

За каждую неточность в формулировке условий «-1» б.

Задание 2. Разработайте буклет для родителей, педагогов начальной школы и дошкольной образовательной организации по вопросам реализации интегративного подхода в математическом образовании дошкольников и младших школьников.

Шкала оценивания

Буклет разработан согласно требованиям, предназначен для родителей, педагогов начальной школы и дошкольной образовательной организации, в буклете прописаны вопросы (5–6) реализации интегративного подхода в математическом образовании дошкольников и младших школьников, даны рекомендации по реализации интегративного подхода в образовательной деятельности детей 5–10 лет.

Максимальное количество баллов 5

Комментарии магистра

Внедрение заданий подобного вида в процесс обучения магистров образования будет способствовать формированию методико-математической компетентности.

Литература:

  1. Борзенкова, О. А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис.…канд. пед. наук. — Самара, 2007. — 255 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 № 35263). — КонсультантПлюс, www.consultant.ru.
  3. Чекин, А. Л. Профессиональная подготовка учителя начальных классов к обучению математике на основе интегративного подхода: Автореферат… д-ра пед. наук. — М., 2006. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, методико-математическая компетентность, начальная школа, задание, исследовательское умение детей, математическое образование дошкольников, методико-математическая компетентность магистров образования, педагог, рекомендация, шкала оценивания.


Ключевые слова

методико-математическая компетентность, формирование методико-математической компетентности, интегративный уровень

Похожие статьи

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки на уровне высшей школы

В статье рассматривается задача подготовки преподавателей высшей школы в условиях компетентностного подхода. Приводятся целевая основа и содержание компетентостной модели подготовки преподавателя высшей школы.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки

В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня...

Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема

В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуник...

Профессионально ориентированные задачи как средство формирования про-фессиональной математической компетентности студентов экономических вузов

В статье выделены группы и приведены примеры профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием по теории вероятностей и математической статистике, использование которых в обучении обеспечивает формирование у студентов-э...

Формирование профессиональной компетентности педагогов

В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-лингвистов, проблемы формирования профессиональной компетентности и ее компонентов.

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Похожие статьи

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки на уровне высшей школы

В статье рассматривается задача подготовки преподавателей высшей школы в условиях компетентностного подхода. Приводятся целевая основа и содержание компетентостной модели подготовки преподавателя высшей школы.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».

Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки

В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня...

Моделирование содержания компетенции как научно-педагогическая проблема

В статье рассматриваются принципы и направления построения моделей компетентности в современной педагогике — дефинирование понятия, анализ контекстов употребления соответствующего термина, описание видов и вариантов проявления, наблюдение за коммуник...

Профессионально ориентированные задачи как средство формирования про-фессиональной математической компетентности студентов экономических вузов

В статье выделены группы и приведены примеры профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием по теории вероятностей и математической статистике, использование которых в обучении обеспечивает формирование у студентов-э...

Формирование профессиональной компетентности педагогов

В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-лингвистов, проблемы формирования профессиональной компетентности и ее компонентов.

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Задать вопрос