Процессы информатизации охватывают многие сферы жизнедеятельности – экономическую, гуманитарную, юридическую, образование и др. В каждой области научного знания информатика преломляется в прикладное направление, основанное на использовании особенностей информационных процессов и свойствах конкретных видов информации, циркулирующих в данной области. Это привело к возникновению прикладных направлений информатики и к необходимости подготовки соответствующих специалистов. Направление подготовки ВПО «Прикладная информатика (по областям)» предполагает овладение особыми знаниями. Профессиональные компетентности такого выпускника представляют собой совокупность умений по использованию ИКТ в решении профессиональных задач, а так же умений по эксплуатации и сопровождению ИКТ. Важным аспектом совершенствования подготовки таких специалистов является определение приоритетных целей в обучении различным дисциплинам. Мы считаем, что в обучении математике студентов направления «Прикладная информатика» такой целью является развитие профессиональной математической компетентности.
Математическая компетентность является неотъемлемой составляющей профессионализма современного ИT – специалиста. В соответствии с этим, при рассмотрении математической подготовки будущих специалистов в области прикладной информатики необходимо исходить из современного понимания профессиональной математической компетентности специалиста. В педагогической науке понятие «математическая компетентность» рассматривается по-разному в зависимости от контекста решаемых исследователями научных задач:
- совокупность системных свойств личности, которые выражаются устойчивыми знаниями по математике и умениями применять их в новой ситуации, способности достигать значимых результатов в математической деятельности (И. Н. Разливихинских [5, с. 2]).
- характеристика личности специалиста, отражающая готовность к изучению математики, наличие глубоких и прочных знаний по математике и умение использовать математические методы в профессиональной деятельности (Е.Ю. Белянина [2, с.11]).
- системное образование специалиста, отражающее единство его теоретической и практической подготовленности и способности применять математический инструментарий для решения профессиональных задач (О.В. Аверина [1, с.13 ]).
- системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, открытого к динамичному обогащению, способного достигать значимых результатов и качества в математической деятельности (Н.Г. Ходырева [6, с.11]).
Обобщая, можно сказать, что математическая компетентность специалиста включает в себя знаниевую составляющую и личностную, заключающуюся в способности применить эти знания в профессиональной деятельности и открытости к принятию этих знаний. Мы согласны с перечисленными определениями, и в рамках предметной компетентности рассматриваем математическую компетентность как ядро профессиональной компетентности будущего ИТ-специалиста.
Анализ областей и видов профессиональной деятельности специалиста в области прикладной информатики [3, с.12]показывает, что в них заложены высокие требования к качеству математической подготовки выпускника. Опираясь на теорию организации содержания образования [4, с.3] и учитывая особенности специальности, мы считаем, что в составе профессионально-математической компетентности студента направления «Прикладная информатика» можно выделить следующие компоненты:
1) Базовый компонент – состоит из знаний фундаментальных основ математики, умений использовать математический язык, символику, а так же аналитических, логических и графических умений;
2) Операционно-деятельностный компонент - демонстрирует эффективность и продуктивность применения математических знаний на практике. Он способствует формированию и развитию у студентов математических умений, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие их виды, необходимые для целей обучения:
- аналитические, т.е. умения анализировать прикладную область на математическом уровне;
- исследовательские, т.е. умений ставить и решать прикладные задачи
- информационного моделирования, т.е. умений использовать ИКТ для моделирования прикладных задач;
3) Мотивационно-ценностный компонент обеспечивает готовность к использованию математических знаний в профессиональной деятельности, имеет особое содержание, отличное от содержания первых двух компонентов. Объем знаний, умения, усвоенные по образцу, не обеспечивают необходимое развитие профессионального потенциала личности. Содержание этого компонента включает в себя:
- принятие теоретической и практической значимости математических знаний;
- опыт математического моделирования в квазипрофессиональной деятельности; - понимание необходимости и способность применять математические знания в будущей профессиональной деятельности, связанной с ИКТ.
Литература:
1. Аверина О.В. Формирование профессионально-математической компетентности экологов в вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Аверина О.В. - Москва, 2007.- 21 с.
2. Белянина Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Белянина Е.Ю.- Омск, 2007. - 22 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (проект). Направление 808000 Прикладная информатика. Степень (квалификация) – бакалавр прикладной информатики. – М.: Министерство образования и науки РФ, 2007.
4. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 3.
5. Разливихинских И.Н. Структурно-содержательная модель формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов.[Электронный ресурс] / И.Н. Разливихинских http://www.sgu.ru/faculties/phisical/departments/i-phisics/international2007/docs/Razlivinskih_I.N..doc
6. Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ходырева Н.Г. - Волгоград. - 2004. - 24 с.