В статье особое место уделяется проблеме формирования методико-математической компетентности бакалавров дошкольного и начального образования. Обоснованы некоторые дидактические возможности достижения интегративного уровня методико-математической компетентности бакалавров образования по совмещенным профилям.
Ключевые слова: бакалавр дошкольного и начального образования, методико-математическая компетентность, интегративный уровень методико-математической компетентности.
Современный педагог дошкольной образовательной организации и учитель начальных классов – это прежде всего профессионал, формирующий и совершенствующий свое педагогическое мастерство.
Проблема совершенствования профессиональной подготовки педагога дошкольного и начального образования всегда остается актуальной.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) четко прописаны основные требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) (профили «Дошкольное образование» и «Начальное образование») [3].
Цель обучения бакалавров по совмещенным профилям подготовки «Дошкольное образование» и «Начальное образование» - развитие личностных качеств, формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО, необходимых для подготовки выпускника к педагогической и культурно-просветительской деятельности, формирование высоконравственных качеств личности, способной к творческой деятельности и саморазвитию [3; 4].
Подготовка педагогических кадров (ФГОС ВО) для качественного осуществления процесса обучения и воспитания возможна на основе новейших достижений науки и усиления практической направленности образовательного процесса [4].
Выпускник факультета начального образования должен быть готовым и способным к проектированию единой развивающей среды в дошкольной образовательной организации и начальной школе (в рамках образовательной области «Познание» и с учетом специфики содержания предметной области «Математика и информатика»).
Возникновение новых типов образовательных учреждений, разработка современных технологий обучения и воспитания, профессиональная конкуренция и т.д. обусловили изменение требований общества к качествам личности педагога, его педагогической деятельности. Современной дошкольной образовательной организации и начальной школе нужен педагог, обладающий интегративным уровнем профессиональной компетентности.
Методико-математическая компетентность является интегративной характеристикой личности, включающей комплекс математической, методической, психолого-педагогической и научно-исследовательской компетенций [2]. Представляет собой единство научно-теоретической, научно-практической, научно-исследовательской и психологической готовности применять интегративные знания и умения в организации образовательной деятельности дошкольников и в обучении младших школьников математике [2; 5].
В рамках методики профессора А.К. Артемова основой формирования указанной компетентности является интеграция методико-математических дисциплин математики, методики преподавания математики, а также теории обучения с учетом психологических особенностей усвоения знаний и закономерностей развития детей [1].
Характеристика интегративного уровня методико-математической компетентности педагога дошкольной образовательной организации и начальной школы (источник: О.А. Борзенкова, Т.В. Федорова [2; 5]):
- знание теоретических вопросов о математических, учебных и методических задачах, об их роли и функциях в обучении младших школьников (в организации образовательной деятельности дошкольников);
- знание особенностей умственной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и умение учитывать их в образовательном процессе;
- умение формулировать локальные и перспективные учебные задачи, проектировать и конструировать математические и учебные задачи, в том числе и по развитию творческого воображения детей, по формированию логических операций мышления, по формированию умения оперировать образом в соответствии с условием задачи и по формированию умения строить обобщенные ассоциации;
- умение вводить детей в ситуацию учебной задачи, творчески отбирать учебный материал;
- умение ставить и решать методические задачи, направленные на решение математических и учебных задач;
- умение соблюдать основные линии преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием;
- умение составлять системы вопросов, комплексы заданий, фрагменты уроков (организованной образовательной деятельности дошкольников), программу действий в точном соответствии с психологическими закономерностями процесса усвоения знаний, дидактическими и методическими принципами, возрастными особенностями детей 3-10 лет;
- умение разрабатывать свои варианты последовательности изучения программного содержания и обосновывать их с точки зрения психологических закономерностей процесса усвоения знаний, ориентируясь на взаимосвязь математических понятий и способов действий;
- умение создавать программы, соответствующие частные методики и т.д., то есть владение интегрированной методикой обучения детей
- умение определять, какие общие умения будут формироваться у дошкольников и младших школьников в процессе развития логического, образного мышления и воображения при изучении математического содержания;
- умение выбирать способ управления организованной образовательной деятельностью дошкольников и учебной деятельностью младших школьников в соответствии с целью;
- умение выбирать технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста и технологию обучения младших школьников, согласованную с закономерностями процесса развития логического, образного мышления и воображения, усвоения математических знаний и умений;
- умение прогнозировать результат деятельности детей и собственной педагогической деятельности;
- способность разрабатывать технологии обучения младших школьников (организации образовательной деятельности дошкольников), наполнять их новым математическим содержанием и т.д.;
- владение современными средствами ИКТ;
- умение проводить психолого-педагогические исследования процесса обучения младших школьников и организации образовательной деятельности дошкольников и др.
Эффективным средством формирования методико-математической компетентности педагогов по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование» является разработка и внедрение в процесс обучения бакалавров специальных заданий [5].
Рассмотрим примеры таких заданий.
1) Установите верное соответствие приемов умственной деятельности их характеристикам, запишите ответы в таблицу
1. Анализ |
А) соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое |
2. Сравнение |
Б) логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и (или) различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). |
3. Обобщение |
В) разделение множества на группы по какому-либо признаку |
4. Аналогия
|
Г) рассуждение, где из сходства двух предметов в каких-то признаках, и на основании того, что первый предмет имеет дополнительный признак, делается вывод, что и второй предмет обладает таким же признаком |
5. Синтез |
Д) один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении свойств объекта, или объекта из группы, или группы объектов по определенному признаку. |
6. Классификация |
Е)оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения, выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
2) Охарактеризуйте методы организации познавательной деятельности дошкольников и методы обучения младших школьников, способствующие: приобщению детей к творческой работе; привитию интереса к творчеству, поиску; развитию навыков созидания, самореализации. Приведите примеры заданий математического содержания.
Ответ оформите в виде таблицы
Возраст детей |
Метод, его краткая характеристика |
Пример задания математического содержания по реализации метода |
Старший дошкольник |
1. 2. 3. … |
|
Младший школьник |
1. 2. 3. |
3) Разработайте творческие задания для дошкольников и младших школьников по развитию состава творческих способностей в математическом образовании (по три задания на каждый состав творческих способностей). Ответ оформите в виде таблицы.
Состав творческих способностей |
Творческие задания |
|
Старший дошкольник |
Младший школьник |
|
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
|
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
|
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
|
Очевидно, указанные задания носят интегративный характер, являются методико-математическими, содержат качественные и количественные преобразования взаимодействующих элементов, отличаются педагогической целесообразностью и относительной самостоятельностью.
Внедрение заданий подобного вида в процесс обучения бакалавров – будущих педагогов дошкольной образовательной организации и начальной школы – способствует совершенствованию их методико-математической компетентности.
Литература:
- Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1995.
- Борзенкова О.А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис.…канд. пед. наук. – Самара, 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Бакалавр») Электронный ресурс, режим доступа isobr.uspu.ru/doki/article/241/Стандарт педобразования бакалавриат.
- Федорова Т.В., Борзенкова О.А., Мезенцева О.Ю. Особенности профессиональной подготовки бакалавров к математическому образованию детей 6-7 лет. // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы восьмой международной научно-практической конференции. – Самара: ПГСГА, 2013. – 296 с. – С.52-55.