Принципы и подходы в системе корпоративного управления на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 634 раза

Библиографическое описание:

Примова, А. А. Принципы и подходы в системе корпоративного управления на современном этапе / А. А. Примова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32277/ (дата обращения: 11.12.2024).



Каждый экономический строй определяет уровень компетентности в принятии решений и допустимые рамки деятельности экономических субъектов. Оба идеальных типа экономических систем — «централизованно управляемая экономика» и «рыночная экономика» возникли на основе социализма и, соответственно, либерализма. В то время как централизованно управляемая экономика характеризуется такими чертами, как централизованное управление, координация посредством экономических планов, премиальная мотивация и государственная собственность, характерными чертами рыночной экономической системы являются децентрализованное индивидуальное управление, координация посредством рынка, прибыль как стимул деятельности и частная собственность.

Свободное, базирующееся на рыночных принципах формирование производства и потребления, их уравнивание на нерегулируемых рынках способствует, как оптимальному обеспечению товарами и услугами, так и повышению благосостояния работающих на них сотрудников за счет более эффективной экономической деятельности.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства и тенденции в развитии мировой экономики, широкое распространение в 20 веке получила акционерная форма организации общественного производства, базирующаяся на концентрации свободных финансовых ресурсов мелких и средних инвесторов в акционерную собственность и внедрении эффективного корпоративного менеджмента для этой собственности.

При этом под понятием корпоративного управления деятельностью предприятия понимается «свод правил, которые определяют основные действия акционеров, членов Наблюдательного Совета, членов Правления и других ответственных работников, направленные на воспитание реального хозяина данного предприятия и достижение высокой эффективности производства [3].

Концепция надлежащего корпоративного управления также включает в себя, использование этических стандартов при осуществлении деятельности предприятий, чувства ответственности в отношении акционеров банка и принятие во внимание нужд общества.

Надлежащий режим корпоративного управления помогает обеспечить эффективное использование собственного капитала акционерного предприятия, помогает также обеспечить учет интересов широкого круга заинтересованных лиц, а также способствует повышения уровня подотчетности исполнительного органов управления, как самой компании, так и ее акционерам.

Корпоративное управление следует рассматривать, в более широком экономическом контексте, в котором действуют хозяйствующие субъекты, включая макроэкономическую политику и уровень конкуренции на рынках товаров и факторов производства.

Главной целью корпоративного управления выступает максимизация стоимости акционерного капитала для акционеров при соблюдении тех обязательств, которые данное общество несет перед своими кредиторами, поставщиками, клиентами, другими субъектами хозяйствования и обществом в целом.

Своевременность и правильность понимания природы корпоративного управления, а также структуры внешней корпоративной среды в хозяйственных сообществах позитивно влияет на экономические показатели деятельности акционерных предприятий и на их способность привлекать капитал, необходимый для обеспечения конкурентоспособности акционерного общества, темпов роста выпуска продукции или оказания услуг. Кроме этого не стоит забывать, что совершенствование системы корпоративного управления — важнейшая мера, необходимая для увеличения притока инвестиций во все отрасли национальной экономики, как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов.

Какие же проблемы привлекательности инвестиционной среды стоят перед инвесторами для ведения акционерной формы бизнеса:1) насколько самостоятельна корпорация как юридическое лицо;2)степень сосредоточенности функций управления в руках профессиональных менеджеров;3)возможность участия в долевой собственности;4)ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов;5)возможность консолидации усилий всех членов АО;6)централизованное управление корпорацией;7)высокий уровень капитализации бизнеса и более высокий уровень конкурентоспособности.8)возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам [3, с.47].

В этой ситуации возникает объективная основа для выработки и внедрения неких общих стандартов и правил, которые позволили бы потенциальным инвесторам получить полную, ясную и объективную картину об эффективности деятельности компаний, характере управления ими и реальных владельцах, существующих механизмах и методах инвестирования, с тем, чтобы в сжатые сроки и без значительных затрат принять решение о том, вкладывать в них свой капитал или нет.

Принимая во внимание сложность и противоречивую природу корпоративного менеджмента, особую актуальность приобретает проблема налаживания механизма сдержек и противовесов. Именно поэтому широкую популярность за рубежом получила практика разработки различного рода кодексов, которые регулируют практику корпоративного поведения, в частности, вопросы обеспечения интересов акционеров и подотчетности исполнительных директоров и руководства акционерных компаний.

К их числу можно отнести такие, как «Кодекс Кэдбери», подготовленный в Великобритании; «Кодекс наилучшей практики для германского корпоративного управления»; «Рекомендации комитета по корпоративному управлению под председательством М. Вьено» — во Франции; «Принципы корпоративного управления в корпорации» — в США, «Кодекс корпоративного управления» — в Малайзии [5].

При оценке различных кодексов корпоративного поведения необходимо осознавать, что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, с соответствующими требованиями к членам органов управления. Любая из них может быть эффективной только при условии ее соответствия правовым, культурным и социально-экономическим реалиям страны.

Методологическую основу создаваемых в различных странах мира кодексов и сводов правил корпоративного поведения составляют принципы справедливости, прозрачности, подотчетности, соответствующей солидарной ответственности членов корпоративного сообщества и другие. Соответственно, в Узбекистане необходимо изучить опыт стран и сделать для себя выбор подхода в системе корпоративного менеджмента.

В Узбекистане в 2015 году проделана большая работа по коренному изменению принципов и подходов в системе корпоративного управления, приданию ему подлинно рыночного характера. Была проведена полная инвентаризация деятельности всех акционерных обществ, на основании которой по 462 обществам, или 43 процентам от общего числа, приняты решения об их ликвидации или преобразовании в другие организационно-правовые формы [4, с.76].

На основе изучения передового международного опыта корпоративного управления предприятиями была разработана и утверждена новая типовая структура акционерного общества. На ее базе с учетом современных подходов к корпоративному управлению разработан и утвержден новый Классификатор должностей и профессий, с включением в него 566 новых категорий, соответствующих требованиям рыночной экономики.

Учитывая особенности данного классификатора была проведена аттестация руководящих кадров на предмет знания ими современных методов и принципов корпоративного управления, менеджмента и маркетинга. По результатам аттестации из 721 руководящего работника, подлежащего аттестации, только менее половины, или 49 процентов, аттестованы, каждый третий — аттестован условно, а 20 процентов, или каждый пятый руководитель, признаны не соответствующими занимаемым должностям. Данные цифры еще раз подтверждают, насколько своевременно в нашей стране начали кардинально менять структуру управления акционерными обществами. На высвободившиеся руководящие должности пришли молодые, хорошо образованные, на практике владеющие методами современного менеджмента и маркетинга специалисты. [3, с.45].

Для организации на системной основе подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов акционерных обществ, овладения ими современными методами корпоративного управления при активном участии Европейской школы менеджмента и технологий (Германия) был создан Научно-образовательный центр корпоративного управления.

Таким образом, мерами по совершенствованию механизма корпоративного управления на АО по нашему мнению являются следующее:

  1. Изучение потенциальных рынков сбыта продукции ли услуг.
  2. Оценка реальной рыночной конкурентоспособности выпускаемой продукции.
  3. Выработка долговременной стратегии развития предприятия.
  4. Оптимизация дивидендной политики и хеджирование рисков.
  5. Создание оптимальной структуры управления акционерным предприятиям.
  6. Налаживание выпуска конкурентоспособно продукции или оказание услуг
  7. Мобилизация финансовых ресурсов на нужды развития производства.
  8. Формирование эффективной команды менеджеров и специалистов.

Главная цель акционирования в Республике Узбекистан, заключалась в повышении эффективности общественного производства за счет реструктуризации, обновления ассортимента выпускаемой продукции и внедрения методов корпоративного управления, составляющих основу эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

К конечным результатам внедрения методов корпоративного менеджмента в Республике Узбекистан можно отнести:

‒ углубление процессов разгосударствления, приватизации и акционирования в Республике Узбекистан;

‒ повышение эффективности национальной экономики в целом и улучшение экономических и финансовых показателей деятельности предприятий за счет обеспечения их самостоятельности в области управления;

‒ дальнейшее институциональное и функциональное развитие национального финансового рынка (формирование рынков капитала, ценных бумаг, недвижимости) и активизация участия населения в акционерном капитале предприятий;

‒ создание конкурентной рыночной среды с целью насыщения внутреннего рынка и повышения уровня экспортной рентабельности продукции;

‒ привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор национальной экономики.

Таким образом, главным преимуществом акционерной формы собственности выступает то, что конкурентоспособность и итоговый успех акционерного предприятия являются результатом коллективной работы, в которую вносят свой вклад, как работники данного предприятия, так и акционеры, предоставляющие финансовые ресурсы. В свете этих соображений признается роль таких заинтересованных лиц и поощряется активное сотрудничество с ними в создании богатства, рабочих мест и финансово благополучных корпораций.

Литература:

  1. А. А. Володин, А. В. Жуплев, В. И. Шеин. Корпоративное управление. М., 2002 г.
  2. М. Б. Хамидулин. Доклад на конференции и рабочем семинаре по Корпоративному управлению проведенного 21–22 мая 2003 года «Принципы корпоративного управления и их внедрения в практику хозяйствования узбекских предприятий». Ташкент, 2003.
  3. Положение Центрального банка «О корпоративном управлении в коммерческих банках» № 472 от 24 июня 2000 года.
  4. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год
  5. www.ecg/codes/comparativ_summaries.htn
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративное управление, Узбекистан, корпоративное поведение, корпоративный менеджмент, национальная экономика, акционерное общество, акционерное предприятие, общественное производство, оказание услуг, повышение эффективности.


Задать вопрос