Автор: Шатагин Михаил Юрьевич

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Шатагин М. Ю. Организация корпоративного управления в современных условиях [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 183-186. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13068/ (дата обращения: 16.12.2017).



В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управления.

Ключевые слова: корпорация, правовая база, инвесторы, эффективность, принципы корпоративного управления, стратегия

The article examines the theoretical aspects of the implementation of corporate governance in modern conditions. The functional purpose of all subjects of interaction is analyzed. The need to improve the effectiveness of corporate governance is shown.

Keywords: corporation, legal framework, investors, efficiency, principles of corporate governance, strategy

За последние десятилетия Россия добилась значительного прогресса в развитии институциональных основ современной системы корпоративного управления. Сформирована базовая правовая основа, лежащая в основе корпоративной формы бизнеса, включая законодательство о компаниях, законах о договорах, бухгалтерском учете и ценных бумагах. Финансовая система стала более разнообразной и независимой от политического влияния. Произошло укрепление потенциала регулирующих органов для обеспечения соблюдения новых правил и предотвращения нарушений [4]. Несмотря на впечатляющие достижения, существуют огромные возможности для дальнейшего институционального совершенствования практики корпоративного управления российских компаний.

Мировой опыт стран с развитой экономикой доказывает неизбежную закономерность и необходимость повышения эффективности корпоративного управления. Данная проблема для России стоит особенно остро, что обусловлено неблагоприятными макроэкономическими условиями, связанными с введенными санкциями со стороны западных государств, перспектива изоляции нашей страны. С другой стороны, эффективность корпоративного управления ограничивается внутренними причинами, а это приводит к тому, что различные международные организации критикуют организацию корпоративного управления в России [2].

Эффективное корпоративное управление требует четкого понимания соответствующих ролей совета директоров, руководства и акционеров; их отношений друг с другом; а также взаимосвязей с другими заинтересованными сторонами. Совет директоров играет жизненно важную роль в формировании бизнес-стратегией компании для достижения долгосрочного создания стоимости. Выбор высококвалифицированного главного исполнительного директора, который возглавляет компанию, контроль и оценка работы генерального директора и процесса планирования деятельности — это некоторые из наиболее важных функций совета. Эффективные директора осуществляют тщательный контроль над делами компании, в том числе в таких ключевых областях, как стратегия и риск, но они не управляют бизнесом компании и не управляют ею, выполняя или дублируя задачи генерального директора и старшей управленческой команды.

Корпоративное управление, возглавляемое генеральным директором, несет ответственность за настройку, управление и реализацию стратегий компании, включая, помимо прочего, управление деятельностью компании под надзором правления и информирование совета директоров о состоянии корпорации. Ответственность руководства включает стратегическое планирование, управление рисками и финансовую отчетность. Эффективная управленческая команда управляет компанией с акцентом на выполнение стратегии компании на значительном временном горизонте и избегает неоправданного акцента на краткосрочных показателях.

Акционеры инвестируют в корпорацию, покупая ее акции и получая экономические выгоды взамен. Акционеры не участвуют в ежедневном управлении бизнес-операциями, но имеют право избирать представителей (директоров) и получать информационные материалы для принятия решений в области инвестиций и голосования. Акционерам следует ожидать, что корпоративные советы и менеджеры будут выступать в качестве долгосрочных распорядителей своих инвестиций в корпорацию. Они также должны ожидать, что правление и руководство будут реагировать на проблемы, которые представляют большой интерес для долгосрочных акционеров и влияют на долгосрочную ценность компании. Корпорации являются коммерческими предприятиями, призванными обеспечить долгосрочную стоимость для всех акционеров.

Эффективное корпоративное управление требует целенаправленного внимания со стороны директоров, генерального директора и старшего руководства к их собственным обязанностям и вместе с акционерами корпорации к общей цели построения долгосрочной стоимости. Руководство реализует планы после утверждения совета директоров, регулярно проверяет выполнение стратегических планов с советом директоров, а также рекомендует и вносит изменения в планы по мере необходимости. Генеральный директор и высшее руководство несут ответственность за предоставление рекомендаций совету, связанному с распределением ресурсов компании, включая, помимо прочего, экономический и организационный рост; слияние и поглощение; разукрупнения; спин-офф; поддержание и рост его физических и нефизических ресурсов; и надлежащего возврата капитала акционерам в форме дивидендов, выкупа акций и других средств распределения капитала.

Система корпоративного управления позволяет определять, оценивать и управлять рисками, которые компания берет на себя при реализации своих стратегических планов и ведения бизнеса. Корпоративное управление несет ответственность за целостность системы финансовой отчетности компании, а также за точную и своевременную подготовку финансовой отчетности и связанных с ней раскрытий. Оно устанавливает, поддерживает и периодически оценивает внутренний контроль компании за финансовой отчетностью и процедурой раскрытия информации компании, включая возможность сдерживания мошеннических действий.

Немаловажным элементом корпоративного управления является идентификация бизнес-рисков и операционных рисков компании, в том числе связанных со стихийными бедствиями, пробелами в руководстве, физической безопасностью, кибербезопасностью, нормативными изменениями и другими вопросами. Для чего следует разрабатывать и осуществлять планы готовности к кризисам и реагирования при выявлении кризисных ситуаций.

Можно выделить следующие основные руководящие принципы корпоративного управления [5, 6]:

  1. Принцип необходимости утверждения корпоративных стратегий, которые призваны обеспечить устойчивую долгосрочную ценность.
  2. Принцип контроля генерального директора и старшего руководства в управлении бизнесом компании, включая выделение капитала для долгосрочного роста, оценку и управление рисками, кодекс корпоративного поведения.
  3. Принцип создания финансовых отчетов, которые достаточно полно и точно отражают финансовое состояние и результаты деятельности компании и своевременно раскрывают инвесторам показатели оценки финансовой и деловой устойчивости и рисков компании.
  4. Принцип ежегодного аудита и внутреннего контроля финансовой отчетности, программы управления рисками и соответствия их требованиям корпорации.
  5. Принцип создания долгосрочной ценности — представляющей собой окончательное измерение успешного корпоративного управления, основанное на использовании наиболее эффективных структур, методов и процессов управления для достижения этой цели.

Следует отметить, что в современных условиях повышенных рисков и неопределенностей многие крупные корпорации пришли к пониманию необходимости оптимизации финансовых взаимоотношений, в первую очередь, внутренних. Вследствие данного обстоятельства в систему корпоративного управления зачастую включается новая структура — корпоративное казначейство, которое представляет собой подразделение корпорации, чья деятельность направлена на сбалансированное управление активами (инвестициями и вложениями), а также пассивами (привлеченными средствами и ресурсами) компании. Централизация в корпоративном казначействе функций управления финансовыми потоками предоставляет возможность обеспечивать приемлемый уровень ликвидности и корректно прогнозировать динамику долгосрочных финансовых показателей.

Принято выделять следующие приоритетные задачи корпоративного казначейства в современных условиях [1, 3]:

– Повышение эффективности управления ликвидностью для компаний, входящих в корпорацию, включая филиалы и подразделения.

– Бюджетирование и контроль расходных операций зависимых и дочерних компаний.

– Мониторинг денежных потоков корпорации, позволяющий проводить в режиме реального времени расчет консолидированной денежной позиции как на уровне корпорации, так и для любого структурного подразделения.

– Оптимизация расходов/доходов денежных средств на расчетных счетах.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что эффективность корпоративного управления является актуальной проблемой. Для решения данной проблемы в статье предложены мероприятия, которые призваны помочь компаниям в их усилиях по внедрению надлежащей и эффективной практики менеджмента с учетом изменяющихся стандартов и нестабильной окружающей среды.

Литература:

  1. Недоспасова О. П., Борисюк И. А. Корпоративные казначейства: новые возможности для повышения эффективности финансовых потоков // Известия УрГЭУ. 2011. № 1 (33). С.5–9.
  2. Масленникова Л. П., Гончарова С. Н., Гуденица О. В. Способы повышения эффективности управления денежными потоками с помощью инструментов CashManagement // ЭВД. 2014. № 3 (37). С.72–76.
  3. Федишин М. П. Ключевые аспекты совершенствования методики планирования денежных потоков на предприятии // Перший Незалежний Науковий Вісник. 2015. № 1–1. С.91–96.
  4. Леванова Л. Н. Инновации в корпоративном управлении в России // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. № 4. С.405–411.
  5. Иванов О. Б. Организация внутреннего контроля в системе корпоративного управления Японии // ЭТАП. 2014. № 5. С.125–146
  6. Кашина Е. В., Голованова Л. В. Эффективность корпоративного управления — фактор, влияющий на стоимость компании // Вестник КрасГАУ. 2014. № 7. С.3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративного управления, эффективности корпоративного управления, принципы корпоративного управления, эффективность корпоративного управления, повышения эффективности корпоративного, of corporate governance, генерального директора, современных условиях, Организация корпоративного управления, реализации корпоративного управления, корпоративного управления российских, системы корпоративного управления, совета директоров, организацию корпоративного управления, Система корпоративного управления, элементом корпоративного управления, корпоративного управления Японии, Эффективное корпоративное управление, успешного корпоративного управления, необходимость повышения эффективности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос