Работа с языковыми тренажерами на занятиях русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 07.07.2016

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Турумова, Т. Х. Работа с языковыми тренажерами на занятиях русского языка / Т. Х. Турумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 716-717. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32220/ (дата обращения: 22.12.2024).



Большую роль в закреплении речевых умений и навыков студентов играют грамматические упражнения. Существует различное множество типов таких упражнений. При отборе грамматического материала следует учитывать цели урока, задачи каждой структурной части.

Усвоение нового материала происходит в ходе выполнения тренировочных упражнений, целью которых является формирование у учащихся навыков относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие их гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Ведь исходный текст, используемый при ознакомлении, представляет новое грамматическое явление односторонне. Для выражения мыслей, т. е. для формирования «своего» текста, учащимся этого будет недостаточно. Тренировка, таким образом, должна помочь расширить диапазон употребления данного грамматического явления.

Тренировка является ответственным этапом в усвоении грамматического материала: в нем неизбежно сочетаются формальные упражнения, направленные на создание стереотипов формы, с условно-речевыми, приближающими учащихся к выражению собственных мыслей в связи с определенными задачами общения. От установления правильного баланса между ними зависит успех усвоения. Предметом тренировки может быть небольшой элемент языкового явления.

Без определенного количества формальных упражнений, направленных на запоминание формы и ее стереотипизацию, невозможно обойтись при формировании грамматического навыка. Характеризуя систему тренировочных упражнений в целом, мы видим их вспомогательную роль. Надо выстроить тренировочные упражнения таким образом, чтобы учащиеся при их выполнении понимали необходимость данного грамматического явления в тематически-ситуативном целом. Так, как такие упражнения в большом количестве используются при грамматико-переводном методе, можем твердить, что применение этого метода для закрепления нового материала является идеальным. Но формальные упражнения должны быть подчинены упражнениям с речевой установкой. На этом этапе урока могут быть использованы такие типы упражнений:

  1. Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу:

− Куда едем?

− В школу, в университет, в гимназию...

− На море, на реку, на озеро...

А также может проходить в виде списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров (подчеркиванием конструкций с предлогами В, НА, С, ИЗ).

  1. Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, дополнения и расширения.

3адание. Вставьте вместо точек нужные предлоги (письменно).

  1. Ваши друзья сейчас... клубе... дискотеке?
  2. Нет, они любят отдыхать... театре... спектакле.
  3. Сергей и Ирина занимаются утром... университете... лекции?
  4. Лампа стоит (где?) / стол /
  5. Мы покупаем журналы.... / киоск /

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи. При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков. Нельзя не согласиться в этом отношении с тем мнением, что даже самое маленькое грамматическое упражнение надо строить так, чтобы учащиеся могли немедленно почувствовать пользу от затраченных усилий.

При применении традиционного метода — в познании языковой теории, а при прямом и коммуникативном методах — в практическом использовании языка.

− Задание. Поставьте вопросы к ответам по образцу.

ОБРАЗЕЦ:

  1. ...? — Я живу в Москве.
  2. ...? — Я учусь в университете.
  3. ...? — Я живу в общежитии.
  4. ...? — Моя семья живёт в деревне.

Сформированный при помощи тренировочных упражнений грамматический навык используется в речевых умениях, которые развиваются при помощи метода применения. Содержанием этого метода являются упражнения в комбинировании грамматического материала, или, так называемые, трансформационные упражнения. Упражнения формируют навык комбинирования, замены или сокращения грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных заранее частей целые высказывания с новым содержанием, так как в естественной речи используются разнообразные грамматические явления, их сочетания, что определяется речевой задачей

Таким образом, данная система упражнений обеспечивает усвоение активного грамматического минимума, обслуживающего устную речь и чтение на начальном и среднем этапе обучения иностранному языку.

Литература:

  1. Астахова Е. А., Решетов А. Г. Повышение эффективности процесса развития устной иноязычной речи на основе совершенствования содержания обучения // Иностранные языки для взрослых, № 3, 1998.
  2. Бим И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // Иностранные языки в средней школе. № 1, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): грамматический материал, упражнение, грамматическое явление, грамматическая структура, навык, тип упражнений, учащийся.


Задать вопрос