Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Упражнение как единица обучения иностранному языку

Педагогика
02.09.2024
840
Поделиться
Библиографическое описание
Ахраменко, Е. В. Упражнение как единица обучения иностранному языку / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117416/.


В статье рассматривается упражнение как единица обучения иностранному языку. Выделены типы, виды упражнений, дана их характеристика. Приводятся примеры упражнений, направленные на формирование языковых и речевых навыков, развитие речевых умений.

Ключевые слова: упражнение, навык, умение, языковые упражнения, условно-речевые упражнения, речевые упражнения.

Упражнение занимает особое место в обучении иностранному языку, поскольку благодаря содержанию упражнения усваивается языковой и речевой материал. И. Л. Бим рассматривает упражнение как «форму взаимодействия учителя и учащихся (при самостоятельной работе — учащихся и учебника), опосредуемую учебным материалом и имеющую стандартизованную структуру» [1, C. 68].

В структуре упражнения И. Л. Бим выделяет:

1) постановку задачи (явной или скрытой для учащихся);

2) указание на пути решения задачи (опоры и ориентиры);

3) решение задачи;

4) контроль/самоконтроль.

С. Ф. Шатилов дает упражнению следующее определение: «Упражнение — специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» [1, C. 68].

Для упражнения характерно наличие таких параметров, как:

  1. цель;
  2. речевая задача (условная или реальная);
  3. речевые действия;
  4. языковая форма и содержание;
  5. определенное место в системе упражнений;
  6. определенное время на его выполнение;
  7. результат после его выполнения;
  8. вербальный и невербальный материал;
  9. способ выполнения упражнения;
  10. организационная форма выполнения упражнения [1].

Существует более десятка классификаций упражнений. Классификация упражнений, предложенная Е. И. Пассовым, заслуживает особого внимания, поскольку учитывает последовательность формирования навыков и умений. Так, выделяют три типа упражнений:

  1. языковые;
  2. условно-речевые;
  3. речевые.

Языковые и условно-речевые упражнения используются на этапе тренировки. Языковые упражнения направлены на формирование языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических). Условно-речевые упражнения направлены на формирование и совершенствование речевых навыков. Речевые упражнения используются на этапе активизации (применения). Они предназначены для развития речевых умений во всех видах речевой деятельности.

Выделяют следующие виды языковых упражнений:

  1. дифференцировочные;
  2. имитационные;
  3. подстановочные;
  4. трансформационные.

Дифференцировочные упражнения направлены на различение языковых явлений. Например:

– «Найдите в тексте слова, относящиеся к данной теме»;

– «Сгруппируйте слова по указанному признаку»;

– «Найдите услышанное слово в тексте»;

– «Назовите существительные, которые могут сочетаться с данным глаголом»;

– «Выпишите из текста слова по определенным признакам (с префиксами, суффиксами, сложные слова)».

Имитационные упражнения направлены на повторение языкового материала. Например:

– «Повторите … вслед за диктором»;

– «Прочтите предложения хором (по цепочке, в парах);

– «Подтвердите высказывание диктора, если он прав»;

– «Прочтите слово из списка, затем произнесите его по памяти»;

– «Повторите для того, кто вас не расслышал».

Подстановочные упражнения формируют устойчивость и стабильность навыка. Например:

– «Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы»;

– «Составьте предложения из заданных слов»;

– «Вставьте нужные артикли»;

– «Закончите предложения по образцу»;

– «Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму».

Трансформационные упражнения формируют навыки замены, сокращения и расширения языковых единиц. Например:

– «Выразите ту же мысль иначе»;

– «Напишите предложения в … форме»;

– «Замените выделенные слова»;

– «Сократите предложения по образцу»;

– «Расширьте следующие предложения по указанному образцу, употребляя новые слова»;

– «Замените сложноподчиненные предложения двумя простыми, не изменяя содержания» [2].

Условно-речевые упражнения имитируют речевую коммуникацию в учебных условиях. Е. И. Пассов выдвигает к условно-речевым упражнениям следующие требования:

  1. наличие речевой задачи («Подтверди», «Опровергни», «Выясни»);
  2. ситуативность;
  3. преимущественная направленность внимания на цель и содержание, а не на форму;
  4. достоверность реплик, т. е. их соответствие действительности; действительность может быть воображаемой («Представь, что ты тоже собираешься это делать»);
  5. употребление разговорных клише («You are wrong», «I don’t think so» и т. д.) [3, C. 98].

Приведем примеры условно-речевых упражнений.

Имитационное условно-речевое упражнение: «Say that you have it too».

Подстановочное условно-речевое упражнение : — I have a pen. And you? — I have a book».

Трансформационное условно-речевое упражнение: «Find out…»; «Object…» и др.

Речевым упражнениям присущи следующие признаки:

  1. речевое упражнение обеспечивает наличие речевой стратегии и тактики говорящего;
  2. речевое упражнение актуализирует взаимоотношения участников общения;
  3. речевое упражнение развивает речевую активность и самостоятельность говорящего;
  4. речевое упражнение — это новая ситуация, благодаря чему обеспечивается вербальное и структурное разнообразие высказывания, его новизна [4].

Приведем примеры речевых упражнений:

– «Какое из последних прочитанных тобой произведений посоветуешь прочесть своему другу?»

– «Убеди своего друга, что участие в работе драматического кружка интересно»;

– «Придумайте логическое завершение рассказа»;

– «Приведите примеры из вашей жизни, доказывающие, что …»;

– «Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше»;

– «Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о …»;

– «Расскажите о фильме, который вам больше всего понравился»;

– «Выразите свое отношение к прочитанному»;

– «Напишите от своего имени письмо с учетом заданной ситуации общения».

Таким образом, упражнение является одной из ведущих категорий в обучении иностранным языкам. Последовательное выполнение языковых, условно-речевых и речевых упражнений обеспечивает формирование языковых и речевых навыков, а также развитие речевых умений во всех видах речевой деятельности.

Литература:

  1. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
  3. Татарницева С. Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика. — Тольятти., 2021. — 329 с.
  4. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. — Ростов н/Д., 2010. — 640 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
упражнение
навык
умение
языковые упражнения
условно-речевые упражнения
речевые упражнения
Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 155-157):
Часть 3 (стр. 129-191)
Расположение в файле:
стр. 129стр. 155-157стр. 191

Молодой учёный