Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 03.07.2016

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Матусевич А. М. Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 827-829. — URL https://moluch.ru/archive/117/32059/ (дата обращения: 19.12.2018).



Модели профилактики наркомании среди подростков имолодежи

Матусевич Алексей Михайлович, магистрант

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Ключевые слова: медицинская модель, образовательная модель, концепция профилактики, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель

Традиционно еще до недавнего времени вопросами противодействия наркомании в основном занимались сотрудники правоохранительных органов и медицинских учреждений. Оказание медицинской помощи больным наркоманией и реабилитация наркозависимых — деятельность, направленная на лиц, уже вовлеченных в проблему наркопотребления, требующая огромных усилий и материальных затрат при достаточной низкой эффективности.

В этой связи на сегодняшний день относительно новым и наиболее эффективным и перспективным направлением антинаркотической деятельности является предупреждение даже единичной пробы наркотика.

В целом профилактика зависимостей от наркотиков и других психоактивных веществ может быть определена как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний и т. д.).

Данное определение предусматривает наличие трех основных целей профилактической работы, на основании которых Всемирной Организацией Здравоохранения была принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика — это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением дезадаптивных, уже сформированных, нарушенных форм поведения. Она направлена на долгосрочную общегосударственную политику, нацеленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.

Вторичная профилактика — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений у лиц, эпизодически употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), но еще с несформированной болезнью.

Третичная профилактика — это система действий, направленная на уменьшение риска возобновления употребления ПАВ и активизацию личностных ресурсов. Лечение и профилактика рецидивов, сохранение ремиссии на длительный срок — основная задача третичной профилактики.

В международной практике выделяют следующие модели профилактики:

Образовательная модель. Она направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о негативных последствиях употребления ПАВ и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Медицинская модель ориентирована на последствия употребления ПАВ и предусматривает в основном информационную поддержку о негативных последствиях приема ПАВ на физическое и психическое здоровье индивидуума.

Психосоциальная модель рассматривает разрешение конфликтных ситуаций в жизни подростков и молодежи, умение сделать правильный выбор, противостоять групповому давлению.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что более эффективными программами являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, формирование превентивных копинг-стратегий. Уместно в этих программах использовать проведение социально-психологических тренингов.

На основе анализа опубликованных работ нами разработана классификация профилактических подходов, которая может быть использована для практического применения в условиях школьной среды.

Модель укрепления здоровья, главным и ключевым моментом в которой является формирование, укрепление и сохранения здоровья. Для того, чтобы достичь состояния полного физического, умственного и социального благополучия, человек или группа должны установить и реализовать свои стремления, удовлетворить потребности (согласно пирамиде Маслоу) и сформировать позитивное отношение с окружающей средой (ВОЗ). Работа по этой модели подходит лицам, у которых сформирована способность заботиться о своем здоровье.

Модель обучения жизненным навыкам — это неспецифическая для профилактики стратегия, которая использует теоретические методы и практические упражнения, такие как: мозговой штурм, ролевая игра и т. п. Проведение тренинговых занятий с детьми и подростками по рассмотрению их основных проблем и нахождению выхода из проблемной ситуации. Эффективным является обучение навыкам по самоутверждению, принятию решения, развитию личностных ресурсов. Цель этой программы — повысить у подростков и молодежи устойчивость к различным социальным влияниям, в том числе и употреблению ПАВ.

Общественное воздействие (влияние общества). В основе обучения лежит теория социального научения. Данная модель профилактики исходит из того, что отрицательному отношению к употреблению наркотиков и защитной реакции можно научить и научиться.

Модель рискованного поведения. Проблемное, рискованное поведение, включающее употребление ПАВ, объясняется динамичным взаимодействием поведенческих факторов и факторов окружающей среды. Центр внимания в этой модели — процессы вовлечения в жизнь социума и понятие адекватности поведения.

Информационно-коммуникативная модель. Она основана на информационной поддержке потребителя этой информации. Знание практической информации об отрицательных воздействиях и опасностях употребления ПАВ удержало бы от употребления, создав отрицательное отношение к ним.

Модель альтернативной деятельности. Это программы специфической активности, которые формируют выделение большого количества адреналина и способствуют уменьшению распространения употребления ПАВ. Существует четыре варианта программ альтернативной деятельности:

  1. Специфическая позитивная деятельность (туризм, путешествия с препятствиями, например, веревочный лабиринт или скалолазание и т. п.), которая вызывает сильные эмоции и переживания.
  2. Сочетание специфической активности с творческой деятельностью (хобби).
  3. Поощрение участия во всех видах позитивной активности.
  4. Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся о выборе своей жизненной позиции (занятия фитнесом, бодибилдингом, спортивными танцами).

Поведенческая модель. Эта программа представляет собой вариант комбинаций профилактических компонентов, использующихся при реализации таких подходов, как информационный, образовательный, альтернативный, обучения жизненным навыкам и ряд других. Это многокомпонентная программа, которая позволяет получить объединенный эффект комбинацией разнонаправленных профилактических стратегий.

Таким образом, каждая профилактическая модель имеет свои особенности и своих потребителей превентивных стратегий. Многокомпонентные программы, которые включают в себя различные модели и подходы, на наш взгляд, более эффективны и востребованы специалистами, занимающимися профилактикой.

Литература:

  1. Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013.
  2. Матусевич М. С., Ткачук А. В., Сыромятникова Л. И. Оценка функциональных резервов организма специалистов опасных профессий. Журнал «Безопасность жизнедеятельности». — Москва. — 2014. — № 8.
  3. Матусевич М. С. Активные формы работы с подростками и молодёжью по профилактике аддиктивного поведения: Методические рекомендации по организации профилактической работы с подростками и молодёжью. -СПб.: Издательское агентство «ВиТ принт», 2006. -112 с.
  4. Матусевич М. С., Сыромятникова Л. И. Журнал «Безопасность жизнедеятельности». — Москва. — 2014. — № 10.
  5. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.
  6. Матусевич М. С., Макарова Л. П., Плахов Н. Н. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Журнал «Молодой ученый» (№ 3 (62), март 2014 г.
  7. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
  8. Матусевич М. С., Ткачук В, А. «Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте»// Журнал «Молодой ученый» (№ 3 (62), март 2014 г.
  9. Матусевич М. С., Сыромятникова Л. И., О преподавании медико-валеологических дисциплин будущим учителям основ безопасности жизнедеятельности. Журнал «Безопасность жизнедеятельности». — Москва. — 2014. — № 11.
  10. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.
  11. Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222–226.
Основные термины (генерируются автоматически): третичная профилактика, альтернативная деятельность, рискованное поведение, первичная профилактика, отрицательное отношение, образовательная модель, медицинская модель, вторичная профилактика, модель профилактики, эта, программа, модель, окружающая среда, употребление наркотиков, система действий, специфическая активность.


Ключевые слова

медицинская модель, образовательная модель, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, концепция профилактики, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель

Похожие статьи

Модели и формы профилактики злоупотребления...

вещество, вторичная профилактика, образовательная среда, третичная профилактика, первичная профилактика, стратегический приоритет, Создание системы, профилактическая работа, здоровый образ...

Актуальные проблемы профилактики наркомании

мониторинг, психоактивные вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, терминология, психосоциальный аспект, профилактический аспект, эпидемиологический подход, превентивные программы.

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

На основе обозначенных методов составляются профилактические программы, реализуемые на первичном, вторичном и третичном уровнях.

Ключевые слова:зависимое поведение, педагогическая профилактика; образовательная среда.

Актуализация разработки образовательной модели...

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков.

Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения аддиктов. На этих уровнях профилактические мероприятия реализуются специалистами...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики.

Ключевые слова: аддикция; зависимые формы поведения; образовательная модель профилактики аддиктивного поведения.

Проблема первичной профилактики употребления...

Третичная профилактика — медико-социальные индивидуальные мероприятия, направленные на предупреждение перехода

Существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

Влияние модели социально-педагогической профилактики...

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся

 в создании эффективных, специальных образовательных программ по профилактике наркомании, апробированных в молодежной среде

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде.

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде.

Организация профилактики наркомании подростков на основе...

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи. Актуальные проблемы профилактики наркомании. Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка.

Модели и формы профилактики злоупотребления...

вещество, вторичная профилактика, образовательная среда, третичная профилактика, первичная профилактика, стратегический приоритет, Создание системы, профилактическая работа, здоровый образ...

Актуальные проблемы профилактики наркомании

мониторинг, психоактивные вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, терминология, психосоциальный аспект, профилактический аспект, эпидемиологический подход, превентивные программы.

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

На основе обозначенных методов составляются профилактические программы, реализуемые на первичном, вторичном и третичном уровнях.

Ключевые слова:зависимое поведение, педагогическая профилактика; образовательная среда.

Профилактика зависимого поведения в контексте...

Ключевые слова: зависимое поведение, педагогическая профилактика; образовательная среда.

Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения аддиктов.

Актуализация разработки образовательной модели...

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков.

Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения аддиктов. На этих уровнях профилактические мероприятия реализуются специалистами...

Проблема первичной профилактики употребления...

Третичная профилактика — медико-социальные индивидуальные мероприятия, направленные на предупреждение перехода

Существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

Влияние модели социально-педагогической профилактики...

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся

 в создании эффективных, специальных образовательных программ по профилактике наркомании, апробированных в молодежной среде

Психологическая профилактика аддиктивного поведения...

Профилактика аддиктивного поведения в образовательном учреждение касается всех сфер жизни подростка: семьи, друзей, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде.

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модели и формы профилактики злоупотребления...

вещество, вторичная профилактика, образовательная среда, третичная профилактика, первичная профилактика, стратегический приоритет, Создание системы, профилактическая работа, здоровый образ...

Актуальные проблемы профилактики наркомании

мониторинг, психоактивные вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, терминология, психосоциальный аспект, профилактический аспект, эпидемиологический подход, превентивные программы.

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

На основе обозначенных методов составляются профилактические программы, реализуемые на первичном, вторичном и третичном уровнях.

Ключевые слова:зависимое поведение, педагогическая профилактика; образовательная среда.

Актуализация разработки образовательной модели...

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков.

Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения аддиктов. На этих уровнях профилактические мероприятия реализуются специалистами...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики.

Ключевые слова: аддикция; зависимые формы поведения; образовательная модель профилактики аддиктивного поведения.

Проблема первичной профилактики употребления...

Третичная профилактика — медико-социальные индивидуальные мероприятия, направленные на предупреждение перехода

Существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

Влияние модели социально-педагогической профилактики...

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся

 в создании эффективных, специальных образовательных программ по профилактике наркомании, апробированных в молодежной среде

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде.

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде.

Организация профилактики наркомании подростков на основе...

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи. Актуальные проблемы профилактики наркомании. Анализ результативности программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, принимающей на воспитание ребёнка.

Модели и формы профилактики злоупотребления...

вещество, вторичная профилактика, образовательная среда, третичная профилактика, первичная профилактика, стратегический приоритет, Создание системы, профилактическая работа, здоровый образ...

Актуальные проблемы профилактики наркомании

мониторинг, психоактивные вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, терминология, психосоциальный аспект, профилактический аспект, эпидемиологический подход, превентивные программы.

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

На основе обозначенных методов составляются профилактические программы, реализуемые на первичном, вторичном и третичном уровнях.

Ключевые слова:зависимое поведение, педагогическая профилактика; образовательная среда.

Профилактика зависимого поведения в контексте...

Ключевые слова: зависимое поведение, педагогическая профилактика; образовательная среда.

Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения аддиктов.

Актуализация разработки образовательной модели...

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков.

Третичный уровень связан с предупреждением рецидивного поведения аддиктов. На этих уровнях профилактические мероприятия реализуются специалистами...

Проблема первичной профилактики употребления...

Третичная профилактика — медико-социальные индивидуальные мероприятия, направленные на предупреждение перехода

Существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

Влияние модели социально-педагогической профилактики...

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся

 в создании эффективных, специальных образовательных программ по профилактике наркомании, апробированных в молодежной среде

Психологическая профилактика аддиктивного поведения...

Профилактика аддиктивного поведения в образовательном учреждение касается всех сфер жизни подростка: семьи, друзей, образовательной среды, общественной жизни в целом.

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде.

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде.

Задать вопрос