Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы профилактики наркомании

Педагогика
03.07.2016
2857
Поделиться
Библиографическое описание
Матусевич, А. М. Актуальные проблемы профилактики наркомании / А. М. Матусевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 826-827. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32058/.


Актуальные проблемы профилактики наркомании

Матусевич Алексей Михайлович, магистрант

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Ключевые слова: психосоциальный аспект, профилактический аспект, психоактивные вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, терминология, эпидемиологический подход, мониторинг, превентивные программы

Актуальность изучения проблемы употребления ПАВ объясняется увеличивающимся ростом распространения этого явления в Российской Федерации и тяжелыми медицинскими и социальными последствиями.

Теоретический анализ литературы позволил выделить основные моменты, необходимые для формирования превентивных стратегий. Проблема потребления ПАВ должна рассматриваться в следующих аспектах: биологическом, психосоциальном, эпидемиологическом, социологическом, правовом, профилактическом, организационном и кадровом.

Профилактический аспект рассматривает великое множество вопросов: эпидемиологию, причины начала употребления ПАВ, вопросы проведения профилактической работы, вопросы эффективности проведения превентивных программ и многое другое.

Хотелось бы рассмотреть актуальные проблемы профилактики наркомании. Во-первых, недостаточность теоретических исследований в области профилактики и оценки эффективности превентивных программ не позволяет нам рассматривать и внедрять уже адаптированные и более эффективные программы. Во-вторых, на сегодняшний день существует недостаточная связь науки и практики. Проводится достаточно большое количество исследований в высших школах, но порой результаты их до практических рекомендаций не доходят.

Очень важный вопрос в отношении терминологии. Говоря о профилактике, мы должны знать, что существует первичная, вторичная и третичная профилактики. Первичная профилактика является сугубо массовой и направлена на всю популяцию населения в целом, чтобы предупредить распространение употребления ПАВ (психоактивные вещества). Вторичная профилактика является и массовой и индивидуальной, она направлена на уменьшение вреда, связанного с употреблением ПАВ. Третичная профилактика — это уже лечение и реабилитация, ее цель — профилактика рецидивов и сохранение результатов воздержания употребления ПАВ.

В каждой из вышеперечисленных профилактик есть свой потребитель информации, ведь каждая из них имеет свои цели, задачи, методологию, целевые группы.

Немаловажный вопрос политики и нормативно-правового регулирования в отношении профилактики. Все мы знаем, что первичная профилактика потребления ПАВ опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование общественного мнения, непримиримого в отношении употребления табака, алкоголя и наркотиков, в частности детьми, подростками и молодежью.

Политика в отношении табака, алкоголя и наркотиков, лиц, их потребляющих, и мер по противодействию распространения ПАВ определяется действующим законодательством в стране и является единой на всей территории Российской Федерации. Основными нормативными документами являются следующие: ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), Конституция Российской Федерации, уголовный, административный и семейные кодексы, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» (1993), ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998), ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). В 2000 году принят важный документ «Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в общеобразовательной среде». Тем самым профилактика передана была в компетенцию образовательных структур. Но на сегодняшний день есть разобщения. Наркологи, как и педагоги, работают с детьми и подростками, но их прерогатива — лечение. Но и профилактических функций у них никто не отнимал. Образование и медицина должны работать в едином профилактическом ключе, дополняя друг друга, а не параллельно.

Так же важно знание правовой базы и для педагогов для составления алгоритма действия, если ребенок находится в наркотическом опьянении. Что сделать нужно в первую очередь: вызвать скорую или полицию, а может быть, родителей. Многие педагоги сомневаются в правильной оценке своих действий.

Занимаясь профилактической работой, специалисты должны знать, что проведение мониторинга и эпидемиологических исследований — один из важных и ключевых моментов. Иногда проводится профилактическая программа, а оценить ее или невозможно, или просто оценка ее эффективности не включена. Мы должны четко знать, на каком этапе будет проводиться мониторинг, когда, кем и для чего. Имеется разрыв между проводимыми исследованиями и специалистами, проводящими превентивную работу. Практики не участвуют в исследованиях, а исследователи в профилактической работе. Потенциал эпидемиологических исследований не полностью используется в работе специалистов- практиков.

Успех эффективности профилактических программ во многом определяется взаимосвязью между эпидемиологией и профилактикой, между исследовательской работой и практикой.

Профессионально проведенное эпидемиологическое исследование может дать важную информацию по моделям употребления ПАВ и проблемам, связанным с употреблением наркотиков, которые имеют важное значение для разработки превентивных стратегий.

Важна в исследовательской деятельности оценка эффективности той или иной профилактической программы. Отсутствие критериев эффективности не позволяет сравнивать различные программы и в полной мере использовать ресурсы их распространения. По определению, принятому Европейским мониторинговым центром по наркотикам и наркозависимостям, оценка профилактических программ — это систематический и научный сбор данных, связанных с внедрением программы, их обработка и анализ, с целью определения эффективности и действенности программы.

Таким образом, оценка эффективности профилактических мероприятий дает возможность приобрести новые знания в этой области, объединить уже имеющийся опыт и полученные результаты и определить, достигнуты ли конечные цели, а также затраты на их достижение и эффективность применения методов.

Литература:

  1. Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013.
  2. Буйнов Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.
  3. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина //Современные проблемы науки и образования№ 4, Пенза, 2012 — стр.242.
  4. Матусевич М. С. Активные формы работы с подростками и молодёжью по профилактике аддиктивного поведения: Методические рекомендации по организации профилактической работы с подростками и молодёжью. -СПб.: Издательское агентство «ВиТ принт», 2006. -112 с.
  5. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.
  6. Матусевич М. С., Макарова Л. П., Плахов Н. Н. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Журнал «Молодой ученый» (№ 3 (62), март 2014 г.
  7. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
  8. Матусевич М. С., Ткачук В, А. «Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте»// Журнал «Молодой ученый» (№ 3 (62), март 2014 г.
  9. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.
  10. Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222–226.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
психосоциальный аспект
профилактический аспект
психоактивные вещества
первичная профилактика
вторичная профилактика
третичная профилактика
терминология
эпидемиологический подход
мониторинг
превентивные программы
Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 826-827):
Часть 8 (стр. 753-842)
Расположение в файле:
стр. 753стр. 826-827стр. 842

Молодой учёный