Библиографическое описание:

Федулова М. А. Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 87-89.



Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедрения практико-ориентированного обучения.

Ключевые слова: технологизация процесса обучения, бакалавры профессионального обучения, метод проектов, профессиональны компетенции, уровень сформированности.

Профессионально-педагогическое образование в Российской Федерации имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Оно ориентирует выпускников на содержание профессионального обучения по целой группе родственных рабочих профессий. Главное отличие профессионально-педагогического образования состоит в том, что оно нацелено на формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере среднего профессионального образования, к выполнению профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих и специалистов среднего звена, а также к осуществлению подготовки кадров на предприятиях, в организациях [1].

Требования к результатам подготовки бакалавров профессионального обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» выражены на языке общекультурных и профессиональных компетенций. Содержание профессиональных компетенций имеет в данном случае педагогический характер, так как обусловлено характером будущей в основном педагогической деятельностью. Любая педагогическая деятельность складывается из обучающей, дидактической, проектировочной, воспитательной, информационной и коммуникативной составляющих. Это один из инвариантов профессионально-педагогической деятельности, в которой профильная подготовка обеспечивает ее вариативность в плане подготовки по конкретной рабочей профессии. Это и определяет новый компонент содержания педагогической деятельности.

В нашей стране проблема результативности (эффективности) обучения активно разрабатывалась и разрабатывается на основе многих факторов: психологии учения, проблемности теории управления, концепций алгоритмизации обучения, управления познавательной деятельностью обучающихся, оптимизации обучения, научной организации педагогического труда. Поиск построения эффективного учебного процесса, который бы обеспечивал успех каждому преподавателю и обучаемому, продолжается.

Доминирующей характеристикой деятельности педагога при формировании компетенций обучаемых сегодня становится технологичность, означающая переход на качественную новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости.

Технология – это системная модель образовательного процесса, реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая планируемые результаты с поправкой на индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса.

Структура образовательного процесса в технологическом плане - это единство таких этапов как целеполагание, собственно обучение, контроль и коррекция. Образовательный процесс можно существенно усовершенствовать, если его проектировать по технологии, предложенной В. М. Монаховым, с соблюдением таких требований, как диагностичность и реалистичность целеобразования; целесообразная дозированность аудиторной (урочной) и внеаудиторной (внеурочной) деятельности обучаемых; скомпонованность коррекционного блока проекта учебного процесса, содержащего банк данных о типичных ошибках и затруднениях обучаемых и систему соответствующих рекомендаций; обязательность сопоставления планируемых, прогнозируемых и реально полученных результатов обучения при прохождении каждой учебной темы, то есть рефлексивно-оценочной деятельности по отношению, как к проекту учебной деятельности, так и к его реализации [3].

Метод проектов как интегрированная и структурированная педагогическая технология обучения может использоваться на всех этапах образовательного процесса при подготовке бакалавров профессионального обучения, но в нашей постановке его применение целесообразнее при изучении модулей дисциплин либо на завершающем этапе обучения при выполнении выпускной квалификационной работы.

В ходе реализации проектного метода возможно выявление уровня сформированности профессиональных компетенций будущих бакалавров в связи с возрастающим уровнем запросов, которые выдвигает перед ним современное общество. Эффективность, результативность, внутренняя и внешняя положительная мотивация деятельности будущего педагога профессиональной школы во многом зависит от того, насколько он компетентен в своей профессии и от того, насколько качественной является диагностика формирования профессиональных компетенций, что скажется в дальнейшем на профессиональной компетентности выпускника.

Педагогическая компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика определяет способность выполнять педагогические функции и является одним из субъективных факторов продуктивной деятельности педагога [3]. Компоненты педагогической профессиональной компетентности:

 Когнитивный компонент. Умения, отражающие содержание теоретической подготовки педагога: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные;

 Операционально-деятельностный. Умения, составляющие содержание практической подготовки педагога: информационные, исследовательские, творческие, развивающие;

 Личностно-мотивационный. Умения, связанные с психологической сферой личности: организационно-коммуникативные, перцептивные.

Обеспечивая технологизацию процесса подготовки бакалавров профессионального обучения, как взаимообусловленной деятельности студентов и педагога в рамках освоения содержания теоретического и практического обучения, нами предлагается использование метода проектов, позволяющего идентифицировать и реально представить проявление составляющих педагогической компетентности как результата сформированности профессиональных компетенций бакалавра профессионального обучения.

В процессе работы по методу проектов возможно оценка уровня компонентов педагогической компетентности путем экспертизы процесса создания проекта и продуктов, выполненных в результате его реализации [4].

Уровень аналитических умений оценивается через осмысление содержания (теоретических основ обучения и воспитания; федеральных государственных образовательных стандартов; курса дисциплины в целом и его отдельных разделов); нахождение в теории обучения закономерностей и принципов, позволяющих эффективно строить процесс обучения; установление межпредметных связей; способность к составлению текстов различного характера. Продуктом может быть разработка учебно-планирующей документации (авторская программа, рабочая программа по учебной дисциплине, календарно-тематическое планирование).

Прогностические умения включаютспособность осуществлять целеполагание; планирование собственной деятельности; планирование деятельности всей группы в целом и отдельного обучающегося в ходе образовательного процесса; определение надпредметных и предметных компетентностей по своей дисциплине; продуктом может быть проект учебной дисциплины.

Проективные умения предполагаютперевод теоретических знаний в плоскость решения педагогических задач (учет при определении содержания учебного занятия возможностей, потребностей и интересов студентов; отбор содержания, форм, методов, средств обучения в их оптимальном сочетании; учет при определении педагогических задач и содержания обучения своих личностно-деловых качеств); продуктом могут быть технологические карты занятий (планы занятий).

Рефлексивные умения связаны с анализом результатов своей деятельности и деятельности обучающихся; анализом эффективности применяемых форм, методов, средств обучения; продуктами могут быть: анализ, самоанализ урока, аналитические справки (анализ результатов текущего, промежуточного, итогового контроля, курсового и дипломного проектирования).

Информационные умения включают подбор материала в соответствии с учебными возможностями группы; логически правильное построение изложения материала; использование проблемного изложения; использование технических средств; использование ИКТ; способность работать с различной информацией; продуктом в данном случае может быть учебно-методический комплекс дисциплины (на бумажном носителе и в электронном виде).

Исследовательские умения базируютсянаосуществлении исследовательской деятельности; участии в экспериментальной, инновационной деятельности; продуктом могут быть научно-методические разработки, публикации в региональных и центральных педагогических изданиях, индивидуальные программы педагогических исследований.

Творческие уменияпредполагаютспособность к видению проблемы, ее формулировке и решению; создание, освоение и использование эффективных нетрадиционных методов и приемов организации воспитательного процесса; создание условий для развития творческих способностей обучающихся; продуктом будут творческие работы студентов и преподавателей, участие преподавателей в работе мастер-класса.

Организационно-коммуникативные уменияпроявятся в установлении психологического контакта с группой; установлении эмоциональной обратной связи в процессе общения; соблюдении педагогического такта; владении педагогической техникой.

Перцептивные умения– этоглубокое проникновение в личностную сущность обучаемого, установление его индивидуального своеобразия.

Таким образом, изучение и оценка продуктов учебно-познавательной деятельности студентов, выполненных в результате решения реальных профессионально-педагогических задач в рамках курсового или дипломного проектирования, а также в период педагогической практики, позволяет не только оценить уровень формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессиональной школы, но и дать им осмыслить цели и мотивы своей деятельности, дать возможность проявить способность самостоятельно решать задачи по организации и преобразованию образовательного процесса.

Литература:

  1. Романцев Г. М. Опережающее развитие профессионально-педагогического образования как фактор обеспечения национальной безопасности России / Г. М. Романцев, Е. М. Дорожкин, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Международной конференции. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. С. 43–51.
  2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990. 119 с.
  3. Федулова М. А. Модульно-компетентностный подход при проектировании содержания подготовки бакалавров профессионального обучения / М. А. Федулова, К. А. Федулова // Инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании: теоретический и компетентностный аспект: сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. Первоуральск, 25 апреля 2013 г. Первоуральск, 2013. С. 179–182.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального обучения, бакалавров профессионального обучения, профессиональных компетенций, образовательного процесса, процесса обучения бакалавров, обучения бакалавров профессионального, подготовки бакалавров профессионального, Технологизация процесса обучения, формировании профессиональных компетенций, сформированности профессиональных компетенций, формирования профессиональных компетенций, профессиональных компетенций будущих, технологизация процесса обучения, бакалавры профессионального обучения, средств обучения, содержание профессионального обучения, деятельности педагога, содержания педагогической деятельности, бакалавра профессионального обучения, педагогической компетентности.

Ключевые слова

метод проектов, технологизация процесса обучения, бакалавры профессионального обучения, профессиональны компетенции, уровень сформированности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос