В русской патрологии епископ Равеннский Петр II Хрисолог [5, с. 984] совершенно незаслуженно оказался обойденным вниманием исследователей. Со времени перевода епископом Иринеем (Клементьевским) проповедей Хрисолога на церковнославянский язык в 1794 году [2] ни одной серьезной работы в России об архипастыре Равенны так и не вышло.[1] С тех пор имя епископа Петра остается совершенно неизвестным читателю. Цель данной статьи заключается в том, чтобы восполнить этот досадный пробел.
Епископ Петр, получивший титул «Хрисолог» («Chrysologus») за свой талант проповедника, жил в эпоху христологических споров, был сподвижником папы Льва Великого и выдающимся латинским гомилетом. Его литературно-богословское наследие состоит из 175 проповедей, а также послания к ересиарху Евтихию. Проповеди Хрисолога, риторически совершенные и глубокие по смыслу, посвящены толкованию Священного Писания, Символа веры, памятным церковным датам и отдельным святым.
Основным источником сведений о жизни епископа Петра являются, прежде всего, его проповеди (наиболее ценными из них в этом плане являются 151, 165 и 175).
Вторым источником является сочинение, написанное в IX веке клириком Равеннской церкви Агнеллом под названием «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis» [1].
Сочинение Агнелла напоминает хронику и посвящается церковной истории Равенны. Жизнеописание Петр Хрисолога (XXI епископа Равенны в епископском списке Агнелло) в этой хронике представляется по образцу римских «Liber Pontificalis».
Сочинение Агнелла уникально в своем роде, но в аспекте исторической достоверности не выдерживает никакой критики. Автор допускает анахронизмы и ошибки; использует сомнительный легендарный материал. К примеру, Агнелл путает епископа Равеннского Петра II Хрисолога с другим епископом Равенны, Петром III (494–519).
Автор жизнеописаний относит епископство Иоанна III Ангелопта Равеннского (477–494)[2] ко времени понтификата папы Льва Великого (440–461). Поэтому пользоваться сочинением Агнелла следует с большой осторожностью.
Точную дату рождения епископа Петра не указывают ни его проповеди, ни его первый биограф (Агнелл). На современном этапе относительно даты рождения существует две версии. Согласно первой, Хрисолог рождается в 406 г. Эту гипотезу выдвинул Й. Ниршл [7, с. 125] и поддержал В. Руш [9, с. 164]. Согласно второй версии, архипастырь Равенны рождается гораздо раньше — около 380 г. Эту дату определяет один из самых авторитетных исследователей литературно-богословского наследия Хрисолога, а также издатель его творений испанский монах-бенедиктинец А. Оливар [цит. по: 4, с. 53].
Эта дата (380 г.) называется также в патрологии Иоганна Квастена, изданной группой из восьми преподавателей Августинианского Патристического Института под руководством Анджело Ди Берардино [8, с. 576].
В основу второй датировки (которая, как нам кажется, ближе к истине) кладется правило сорокалетнего ценза. Согласно этому правилу, кандидаты в епископы перед процедурой наречения проходили возрастной ценз.
Место рождения епископа Петра не вызывает сомнений. Этим местом традиционно именуется Форум Корнелия (сегодня — Имола; в 35 км. к западу от Равенны). В 165 проповеди Хрисолог признает, что почитания достойны все церкви, но особенную любовь он все же питает к церкви Форума Корнелия («sed Corneliensi ecclesiae inserire peculiariusipsiusnominisamoreconpellor» [3, 24B, с. 1017]), ибо происходит из этого города.
О детстве епископа Петра известно немного. По свидетельству Агнелло, он вырос при храме святого Кассиана Имольского [1, с. 311], которого всю жизнь считал своим покровителем и заступником (до посвящения в епископский сан Кассиан был школьным учителем (ludomagister) в Имоле). Хрисолог жил под защитой этого святого как привратник его храма («Tuae domui quasi vernaculus fui» [1, с. 311]).
Еще меньше известно о родителях архипастыря Равенны. Можно предполагать, что они были христианами, ибо доброе дерево приносит плоды добрые (Матф. 7:17). Хрисолог потерял родителей, когда был младенцем, но чувство сыновнего почтения переполняло его до самой смерти. О благоговейном отношении епископа Петра к V заповеди Божией говорит 19 проповедь. В этой проповеди Хрисолог анализирует проблему отношения к плотским родителями в аспекте следования за Христом (Матф. 8:21). По мысли проповедника, на первом месте должна стоять любовь к Отцу Небесному. Но на втором месте — любовь к отцу земному. Хрисолог говорит: «Следует почитать земного отца после Небесного» («Terrenus pater caеlesti postponendus est patri»). Ибо земной «не должен быть первым, но вторым» («Hoc ei non primum esse debuit, sed secundum») [3, 24, с. 113].
Промыслом Божиим вместо плотских родителей ребенку были даны родители духовные. Духовной матерью проповедника стала Пресвятая Дева Мария. В 99 проповеди Хрисолог говорит, что именно Богородица через Христа «является истинной Матерью всех живущих» («esset omnium viventium mater vera per Christum») [3, 24А, с. 610].
В 130 проповеди епископ Петр подчеркивает, что Богородица также есть Мать тех христиан, которые исполняют заповеди Божии («Adestipsaetiammaterchristianiperennisetfidelisimperii») [3, 24B, с. 798].
Духовным отцом проповедника стал епископ Корнелий, первый известный по имени епископ Форума Корнелия. В 165 проповеди епископ Петр Равеннский говорит, что Корнелий был ему отцом («pater mihi fuit») [3, 24В, с. 1017].
О епископе Корнелии и древней Церкви Форума Корнелия сохранилось еще меньше сведений, чем о Хрисологе. По утверждению итальянских исследователей А. Наннетти и М. Баччи, Корнелий был избран епископом Форума Корнелия в период между 390 и 412 годами [6, с. 94]. Корнелий был епископом-суффраганом, то есть имел право голоса на провинциальном соборе епископов под началом митрополита.
Известен хвалебный отзыв архипастыря Равенны о своем воспитателе в 165 проповеди. Согласно отзыву, жизнь Корнелия известна своей святостью («vitaclarus»). Она прославлена всякими добродетелями («cunctis virtutum titulis ubique fulgens») и величайшими делами («operum magnitudine») [3, 24B, с. 1017].
Корнелий, видимо, был образцовым епископом, сочетающим в себе природную доброту и нетерпимость к пороку. Главным делом жизни епископа Корнелия стало учреждение при храме святого Кассиана огласительного церковного училища смешанного (светско-духовного) типа.
С одной стороны училище Корнелия представляло собой традиционную грамматическую школу с курсом из семи свободных искусств (курс обучения искусствам в Древнем Риме состоял из двух ступеней: тривиума и квадриума; в тривиум входила риторика, диалектика и грамматика; в квадриум — арифметика, геометрия, астрономия и музыка). С другой стороны — оно было вторым пресвитериумом (первый учредил свт. Амвросий Медиоланский при своем епископском доме), поскольку из него выходили будущие пастыри Церкви: Хрисолог, Проэкт[3] и Донат.[4]
В училище Корнелия юный Петр учится ценить слово, вдумываться в его смысл, взвешивать его. Одновременно он воспитывается в духе смирения и послушания. Поскольку занятия науками, как говорит проповедник в одном из своих афоризмов, делают слушателей восприимчивыми к чужому слову и послушными(«Docenda faciens oboedientem perficit auditorem») [3, 24, с. 1025].
В школьные годы Хрисолог знакомится со Священным Писанием и учением Церкви. Намек на катехизацию в отрочестве появляется в 165 проповеди, где епископ Петр говорит, что «благочестивейший» Корнелий лично питал его набожностью и благочестием («Ipse pius piissime nutrivit») [3, 24В, с. 1017].
В пользу ранней катехизации говорит глагол «nutrio». Он многозначен. Этот глагол означает не только «питать», но и «воспитывать», «охранять», «исправлять». Однокоренные слова — «nutricacio» («кормить грудью») и «nutritor» («воспитатель») [3, 24В, с. 683]. Согласно семантике глагола «nutrio», Корнелий не просто питал Хрисолога в детстве, но окормлял его духовной пищей, воспитывал в духе Евангелия.
Это значит, что в училище Корнелия был курс вероучительных дисциплин, а «благочестивейший» епископ совмещал обязанности воспитателя и учителя. С одной стороны Корнелий старался превратить пресвитериум, воспользуемся словами Хрисолога, в школу жизни (schola vitae) [1, 24А, с. 462]. С другой стороны — епископ лично преподавал воспитанникам учение Церкви; готовя, таким образом, кадры для Нее.
Однако крещение Петра епископ Корнелий в соответствии с принятым в Православной Церкви обычаем[5] откладывает до наступления духовной зрелости.
Согласно Агнеллу, во время выборов епископа на кафедру Равенны, Хрисолог все еще считается новообращенным. Противная ему народная партия упрекает ставленника в том, что он «неофит» (neophytum) [1, с. 312].
По окончании огласительного училища епископа Корнелия Хрисолог, как лучший ученик, продолжает обучение в одной из риторских школ, которые в эпоху поздней античности имели статус высших учебных заведений.
Учиться риторике юный Петр едет отнюдь не в Равенну. Согласно Агнеллу, жители Равенны во время епископских выборов упрекают Хрисолога в том, что он «не из этого города» (neophytum non recipimus) [1, с. 312].
Хрисолог не желает учиться в государственной риторской школе Рима, ибо его риторический идеал — не Квинтилиан, а Цицерон. Аллюзии на Цицерона появляются у епископа Петра в 5, 43, 46, 54, 72, 113, 139, 162, 163, 170, 172, 175 проповедях, согласно критическому изданию А. Оливара [3, с. 1161–1162].
Скорее всего, юноша направляется в Милан, потому что там находится императорский двор и лучшие в империи ораторы; а также потому, что там проще устроиться на месте с протекцией епископа Корнелия (на рубеже IV-V вв. Имола юридически находилась в ведении Миланского митрополита).
Наступают тяжкие годы скитаний, жизни вдали от домашнего очага. Тема странствования неожиданным образом раскрывается в 151 проповеди, посвященной бегству Господа в Египет. В этой проповеди Хрисолог в авторском отступлении вспоминает собственную жизнь на чужбине. Он говорит: «О, сколь жестоко странствование даже и между согражданами! Только тот ценит сладость родного дома, кто познал горечь жительства в чужом краю» («O quam durum! Peregrinatio dura et inter cives fratresque. Sapit quid sit sua domus, qui sentit alienam») [3, 24В, с. 943].
Восклицание «O quam durum!…» — не только риторическая фигура, придающая живость высказыванию. Это также автобиографическое отступление, выводящее за рамки конкретно-исторической ситуации. Оно связано с контекстом проповеди только мотивом перемещения в пространстве. В проповеди епископ Петр говорит о бегстве святого семейства (израильтян) в чужую (египетскую) страну. В отступлении — о собственных скитаниях среди сограждан (inter cives fratresque).
В риторской школе Петр прилежно изучает философию и риторику.[6] Он знакомится с сочинениями Иосифа Флавия (86), Тацита (42, 154), Плутарха (102); с классическими авторами: Овидием (44), Флакком (121).
Науки («scientiae») представляются ему по мирскому разумению («intellectui vestro») обширными («latasunt»), но в речи — весьма узкими («angusta»). Хрисологговорит: «Sed scientiae vestrae, intellectui vestro, quae in sermone nostro videntur» [3, 24, с. 41].
В Имолу проповедник возвращается со множеством разносторонних знаний, искушенным во всех риторических приемах. Перед ним, выпускником столичной риторской школы, открывается широкое поле деятельности в суде, где он мог бы быть обвинителем или адвокатом.[7]
Однако Петр идет по стопам святого Кассиана из Имолы. Он выбирает педагогическую деятельность: занимает место учителя в пресвитериуме епископа Корнелия и очень скоро приобретает славу мудрейшего (prudentissimus) и чистейшего (castissimus) наставника. Ученики дают ему почетное прозвище «Добрый учитель» (doctorbonus) [1, с. 313].
Довольно долгое время Хрисолог, любимый и учениками, и горожанами, подвизается в роли «грамматика» (преподавателя гуманитарных дисциплин: филолога, лингвиста, ритора). Он переживает вестготскую войну, разграбление Рима в 410 г., воцарение императора Валентиниана III в 425 г. Но затем презирает домашние дела, принимает крещение[8] и поступает на службу Небесному Царю. Ибо, как говорится в 22 проповеди, «безумен тот, кто вспоминает о мирском, будучи призываем в нетленное царство» (Dejectae mentis est, qui familiaris rei meminit, cum vocatur ad regnum) [3, 24, с. 130].
Перед крещением Петр, согласно 46 правилу Лаодикийского собора, ходит по четвергам к епископу Имолы для огласительных бесед. В 165 проповеди архипастырь Равенны признается, что Корнелий посредством благовестия Евангелия лично просветил его Светом Христовой истины (ipse me per evangelium genuit) [3, 24В, с. 1017].
Корнелий вводит проповедника в клир (постригает во чтеца), рукополагает во диакона. В 165 проповеди Хрисолог говорит, что Корнелий, будучи сам свят, поставил его на святое служение («io ipse sanctus sancta instituit servitute») [3, 24В, с. 1017].
Как уроженец Имолы, диакон Петр, согласно указу императора Гонория «О епископах, церквях и клириках», должен был стать клириком Форума Корнелия, ибо епархиальным епископам следовало назначать клириков в церковь «не из другого имения или села, но из того, где будет находиться церковь» [13, Книга 16, с. 158].
Понятно, что «doctor bonus» принимает посвящение в безбрачном состоянии, ибо Западная Церковь к тому времени уже практикует обязательный целибат.[9] На целибате клириков в послании[10] епископу Гимерию Тарраконскому от 10 февраля 385 года настаивает в 385 году римский папа Сириций [цит. по: 12, с. 133].
Аналогичную позицию занимает папа Иннокентий I (401–417). В послании, адресованном епископу Тулузскому Экзуперию от 20 февраля 405 г., папа Иннокентий требует, чтобы клирики пребывали в безбрачном состоянии [цит. по: 12, с. 139].
Через некоторое время Хрисолог получает важное нелитургическое послушание. Он назначается экономом — распорядителем церковного имущества. Главной обязанностью диакона Петра становится хранение церковной утвари, распределение доходов и попечение о вдовах и сиротах. Экономом церковной собственности кафедрального храма Форума Корнелия называет Хрисолога Агнелл в «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis». Согласно Агнеллу, Хрисолог — один из тех дьяконов, которым вверяется церковное имущество («unum diaconum, qui praeest omnibus rebus») [1, с. 314].
Вероятно, в сане диакона Петр произносит и первые проповеди. В исключительных случаях такое право в древней Церкви давалось и диаконам. Например, на Востоке в сане диакона проповедовал преподобный Ефрем Сирин. На Западе святой папа Григорий Великий во время болезни поручал диаконам читать свои проповеди.
В 432 г., согласно официально принятым епископским спискам Равеннской Церкви [10, с. 440], диакон Петр возводится в сан епископа и занимает кафедру Равенны. Столь быстрое продвижение диакона (через сан пресвитера) по ступеням церковной иерархии соответствовало традиции Древней Церкви вследствие родства епископских и диаконских функций. Как справедливо замечает А. П. Лебедев в книге «Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до IX века»: «Наградой за ревностное служение диакона было повышение на иерархической лестнице, а на этой лестнице следующей ступенью для диакона было епископство» [14, с. 38].
Согласно Агнеллу, наречение и хиротония диакона Петра во епископа Равенны происходит в Риме. На высшую ступень церковной иерархии Хрисолога возводит епископ города Рима папа Сикст III (432–440) [1, с. 312].
Как сообщает Агнелл, наречение диакона Петра епископом происходит весьма драматично, ибо на вдовствующую кафедру столицы претендуют сразу два кандидата. Первого кандидата (его имя остается неизвестным) избирают граждане (cives) Равенны с одобрения священников («cum sacerdotibus»). Он происходит из их собственного стада («ex propriis ovibus»). Второй кандидат — Хрисолог — не из их стада («non ex propriis ovibus»). Однако он ставится повелением Христовым, и о нем свидетельствуют святой апостол Петр и святой Аполлинарий, первый епископ Равенны [1, с. 312].
Агнелл повествует о чуде, удостоверяющем особые, Богом данные права бедного диакона Форума Корнелия на Равеннскую кафедру. Чудо происходит в сонном видении (per visionem) папе Сиксту III. В видении к папе приходит святой апостол Петр, святой Аполлинарий и стоящий между ними Петр Хрисолог («quistatinmedium») [1, с. 312].
По мысли хрониста, это чудесное явление — знак богоизбранности Хрисолога. Ибо апостол Петр сообщает папе, что епископом избран стоящий посреди них и что посвящен (consecra) в сан епископа Равенны будет диакон Петр, а не другой [1, с. 312].
В должности епископа Хрисолог, согласно 9 правилу Антиохийского поместного собора (Ап. 34; I Всел. 4, 6, 7; II Всел. 2, 3; III Всел. 8), управляет епархией «с осмотрительностью», разбирает дела «с рассуждением».
Вместе с саном епископа Хрисолог приобретает три важные правовые функции: литургическую (potestas ministerii), учительную (potestas magisterii), и административно-судебную (potestas jurisdictionis). В аспекте первой функции архипастырь Равенны совершает таинства и представляет Христа в церковной общине. В аспекте второй — проповедует с кафедры и излагает истины христианской веры. В аспекте третьей — управляет Церковью.
В литургическом аспекте должность епископа оборачивается у Хрисолога идеей священного служения Богу. По мысли проповедника, епископ есть служитель (minister) Христа. Епископ помогает, содействует Богу.
Первая обязанность епископа — совершение таинств, принесение бескровной жертвы (sacrificium). Епископ, прежде всего, — священник, жрец («sacerdos») Бога Живаго. Служение епископа в 13 проповеди подобно служению Авраама во время испытания его Исааком, ибо во время служения епископ одновременно и священник («sacerdos»), и жертва («sacrificium») [3, 24, с. 89]. Вторая обязанность епископа — это служение пастве. Согласно мысли архипастыря Равенны, выраженной в 24 проповеди, епископ есть раб рабов Господних («servo servit dominus») [3, 24, с. 142]. Как Христос на тайной вечере умывал ноги ученикам, так же и епископ должен самоотверженно служить народу.
В аспекте учительном епископ Петр ревностно выполняет заповедь Спасителя о проповеди Евангелия всей твари (Мк. 16:15). Он проповедует, обличает, запрещает, увещевает «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Согласно 58-му правилу святых Апостолов Хрисолог учит «причт и людей благочестию».
В проповедях архипастырь Равенны обнаруживает себя тонким экзегетом (склонным к перманентной аллегорезе) и глубоким богословом, основывающимся на неизменных истинах Божественного Откровения. Как экзегета, архипастыря Равенны в Ветхом Завете привлекают избранные псалмы царя Давида. Хрисолог создает толкования к 1, 6, 13, 40, 50, 94, 99 псалмам (проповеди 6–16, 22–27, 44–46). В Новом Завете он комментирует чудеса Господа Иисуса (15–21, 32–36, 50–52, 63–72), притчи (1–5, 40, 96–98, 104, 106, 161–162, 169–170), послания апостола Павла (108–120).
Как богослов и догматист, Хрисолог раскрывается в интерпретации никео-цареградского «Символа веры». Епископ Петр создает 7 проповедей, посвященных толкованию Символа (56–62). Кроме того, пишет слово о Воплощении Христовом (145) и ряд проповедей о Воскресении (74–84).
В административно-юридическом аспекте епископ Петр по слову апостола Павла (2 Кор.11:28) и согласно каноническим правилам[11] заботится о всех подчиненных ему церквах. Хрисолог строит в Равенне культовые сооружения, ревнует о странноприимстве, рукополагает клириков.[12]
Среди памятников равеннской церковной архитектуры многие можно связать с Петром Хрисологом. Первый среди них — это Мавзолей Галлы Плацидии, построенный во второй четверти V века. Этот памятник был освящен как ораторий (частный молитвенный дом императрицы) в честь святого великомученика Лаврентия. Вторым культовым сооружением, заложенным в Равенне по благословению епископа Петра, является часовня святых мучеников Гервасия и Протасия, построенная 29 сентября 435 г. при базилике святого Лаврентия. В епископство Хрисолога на средства фрейлины императрицы Сиглейды (Сингледии) строится церковь святого праведного Захарии (отца святого Иоанна Предтечи), примыкающая к церкви Святого Креста. Кроме того, созидается базилика святых Апостолов (достроенная уже при преемнике Хрисолога Неоне).
Желанным гостем, которого епископ Петр согласно заповеди апостола Павла принимает в Равенне, становится аквилейский епископ Аделфий, известный своими делами милосердия. Ему Хрисолог посвящает похвальное слово («laude») в 136 проповеди. Согласно этому слову, Аделфий предстает человеком набожным («pietate») и почтенным («dignatio») со святой душой, склонной к странноприимству («hospitium»). Аделфий преклоняется («inclinavit») перед бедными («pauperem») и неимущими («inopis»), которым дает приют в своем жилище («contubernio»). По мысли архипастыря Равенны, блажен тот, который все недуги своей души, в особенности же гордость, высокомерие («arrogantiae»), врачует заботой о бедных. Ибо тогда все его грехи Даятель прощает за смирение («antehumanitatisdebitorquamlargitorexisteret») [3, 24В, с. 825].
Из всех рукоположенных епископом Петром ставленников сохранились сведения только о двух: Марцеллине и Проэкте. Оба восходят на высшую степень священноначалия и становятся епископами-суффраганами. Это говорит о том, что архипастырь Равенны был не обычным епархиальным архиереем, но митрополитом с правом поставления викарных архиереев [4, с. 57–58].
Марцеллин (Маркелл) Винкохавентийский поставляется в Вогенцию, которая находится близ Феррары. О поставлении Марцеллина во епископа Хрисолог упоминает в 175 проповеди. Эта проповедь раскрывает мистически-восторженное отношение архипастыря Равенны к епископской хиротонии. Для епископа Петра рукоположение Марцеллина — это второе рождение, вызывающее душевное волнение («affectum»). Епископ Петр чувствует себя, как мать обрученной невесты («ipsa quoque genetrix sponsa»). Он удивляется («miratur») и радуется (gratulatione) [1, 24B, с. 1066].
Проэкт поставляется епископом Имолы после смерти Корнелия которого он и заменяет на кафедре. Согласно Агнеллу, Проэкт — второй епископ Имолы («alter episcopus ecclesia Corneliense») [1, с. 314]. Этот Проэкт был известен Хрисологу. Последний несколько раз обращается к Проэкту в 165 проповеди по имени. Проэкт представляется мужем уважаемым («venerabilem») и приятным («amabilius») папе. Он восходит на кафедру по воле народа, которому сам о себе расскажет («ipse pro se loquatur») [1, 24B, с. 1017].
Традиционно смерть Хрисолога современные исследователи относят к 450 г. Эту дату называет Р. Бенеричетти [4], а также патрология Иоганна Квастена [8]. Аргументом в пользу такой датировки является неведение епископа Петра относительно догматических вопросов, которые обсуждались на IV Вселенском соборе, состоявшемся в 451 г.
Петр Хрисолог был выдающимся на Западе гомилетом, вторым Златоустом (почему и назывался «Хрисологом»). Он занимает достойное место в ряду таких архипастырей, как блаженный Августин, свт. Амвросий Медиоланский и святой папа Лев Великий.
Литература:
- Agnellus. Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis, episcop XXI // Monumenta Germaniae Historica (MGH). Edidit: Societas Aperiendis Fontibus Rerum Germanicarum Medii Aevi. Scriptores rerum Langobardicarum et Italicarum saec. VI-IX. Hannovere, Impensis bibliopolii Hahniani, 1878.
- Блаженный Петр Хрисолог. Поучительные слова: В 2 томах // Перевод: епископа Иринея (Клементьевского). 1794.
- Sancti Petri Chrysologi Collectio Sermonum: collectio sermonum a felice episcopu parata sermonibus extravagantibus adiectis // Corpus Chrystianorum. Series Latina. 24; 24A; 24B. Ed. A. Olivar. — Turnholti: Brepols, 1975.
- Benericetti R. Il Cristo nei Sermoni di S. Pier Crisologo. Cesena: Centro studi e ricerche sulla antica provincia ecclesiastica Ravennate, 1995.
- Bibliotheca Hagiographica Latina. Antiqae et mediae aetatis. Socii bollandiani. Bruxelles, 1898–1899. (репринт, 1992).
- Nanetti A., Bacci M. Imola antica e medievale nella cronachistica cittadina di età moderna: indagine esemplare per una ingegnerizzazione della memoria storica. La Mandragora, 2008.
- Nirschl J. Lehrbuch der Patrologie und Patristik. 3 Band / von Joseph Nirschl. Meinz, Verlag von Franz Kirchheim, 1885.
- Peter Chrysologus // Patrology. Ed. by: Angelo Di Berardino. With an introduction by: Johannes Quasten. Volume IV. Augustinian Patristic Institute (Rome). Christian classics, inc. Westminster, Maryland, 1986.
- Rusch G. W. The later latin fathers. Gerald Duckworth. First published. London, 1977.
- Бородин О. Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии (Византийская библиотека. Исследования). — СПб.: Алетейя, 2001.
- Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. — М.: Русский язык, 1976.
- Задворный В. Сочинения римских понтификов эпохи поздней античности и раннего Средневековья. М.: Изд-во францисканцев, 2011. — С. 133.
- Кодекс Феодосия и Новеллы императоров Валентиниана III, Майориана и Либия Севера о колонах, сельских рабах и вольноотпущенниках // перевод А. Коптева сделан по изданию: Theodosiani libri XVI cum constitutionibus sirmonlianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes. Ed. Th. Mommsen et P. Meyer. Berolini, 1905.
- Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до IX века. — СПб.: Издательство: Олега Абышко, 2006.
- Марченко Константин, протод. Жизнь и наследие Свт. Петра Хрисолога. — http://spbda.ru/?s=Хрисолог.
[1] Статья протодиакона Константина Марченко «Жизнь и наследие Свт. Петра Хрисолога», размещенная на сайте Санкт-Петербургской Духовной Академии [15], не претендует на статус серьезного исследования, ибо уже в самом заглавии содержит ошибку: о. Константин называет Хрисолога святителем, хотя имени епископа Петра нет в Православном Церковном календаре.
[2] Даты правлений Равеннских епископов: Петра III и Иоанна III Ангелопта – даются по традиционному списку, официально принятому в Равеннской Церкви [10, c. 440]. Относительно дат правления этих епископов в историографии ведутся споры.
[3] Проэкт (V в.) – святой Западной Церкви, епископ Имолы (память – 24 января). Хрисолог говорит о хиротонии Проэкта в 165 проповеди («DeordinationeepiscopiForumCorneliensisnomineProiecti»).
[4] Донат (V в.) – святой Западной Церкви, клирик Имолы (память – 7 августа). Канонизован как исповедник (confessor) [5, с. 347].
[5] Впервые идея необходимости крещения младенцев появляется в 124-м правиле поместного Карфагенского Собора 397 года.
[6] Обращение к этим наукам становится у Хрисолога общим местом. К философии он апеллирует в 5, 16, 28, 38, 124 и 148 проповедях. К теоретическому красноречию – в 5, 18, 101.
[7] Профессия адвоката в Древнем Риме была очень престижной. В суде подвизался свт. Киприан Карфагенский, свт. Амвросий Медиоланский и современник Хрисолога блаженный Августин Иппонский.
[8] Год крещения Петра Хрисолога остается неизвестным.
[9] Идея целибата церковных клириков уже к V веку получает серьезную каноническую основу (Ап. 5, 26, 51; IV Всел. 14; Неокес. 1; Карф. 16; Василия Вел. 69).
[10] Послания римских пап Сириция и Иннокентия I имели статус декреталий, то есть были равны по значимости и действующей силе с соборными постановлениями.
[11] Ап. 34; I Всел. 4, 6, 7; II Всел. 2, 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; Трул. 36, 39.
[12] Ап. 26, 70; I Всел. 19; Трул. 33; VII Всел. 14; Гангр. 6; Лаодик. 24, 26, 30; ВасилияВел. 51, 89.