Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Жития преподобномученика Серафима (Щелокова) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Филология, лингвистика
02.08.2021
5
Поделиться
Библиографическое описание
Суровцева, Е. В. Жития преподобномученика Серафима (Щелокова) в контексте современных житий новомучеников и исповедников / Е. В. Суровцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83451/.


В русле проводимых нами исследований современных житий, в частности — житий новомучеников и исповедников, необходим сопоставительный анализ разных вариантов житий одного и того же святого. На настоящий момент нам известно два варианта жития преподобномученика Серафима (Щелокова) — каноническое житие, составленное игуменом Дамаскиным Орловским (2005) [1], и житие, тяготеющее к каноническому, составленное В.Марченко (2011) [2].

Оба жития с точки зрения фактографичности точно повторяют друг друга, никаких фактических разночтений нет — за исключением того, что у Марченко называется год канонизации святого. Отметим, что ни в том, ни в другом житии не указано мирское имя преподобномученика, у Марченко он в самом начале текста именуется Серафимом Прокопьевичем, но это, если Серафим — монашеское имя, не вполне корректно (с отчествами употребляются светские, но не монашеские имена).

В тексте Дамаскина содержится четыре цитаты, в тексте Марченко — три. Из них две цитаты общие для обоих житий — из обвинительного приговора 1931 г. и из доноса осведомителя. Две цитаты из текста Дамаскина, которых нет у Марченко, — это показания Серафима на допросе 1931 г. и допрос 1937 г.; одна цитата из жития Марченко, которой нет у Дамаскина, — это отрывок из обвинительного приговора 1937 г.

При анализе лексического состава текстов, проведённого с помощью Автоматизированной системы работы с текстами и словарями «Диктум» (названная система разработана в Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), мы получаем количество слов в обоих житиях с цитатами и исключая цитаты, а также количество (в процентах) оригинального текста (мы приводим примерные цифры, так как нами проводилась только автоматическая лемматизация без ручной проверки).

Примерное количество лексем в житии Дамаскина — с цитатами 300, без цитат 220, процент оригинального текста — около 73. Примерное количество лексем в житии Марченко — с цитатами 360, без цитат 320, процент оригинального текста — около 89. Таким образом, мы получаем объективные данные, свидетельствующие о малой доле цитат в анализируемых нами текстах.

Приведём также данные о 15 самых частотных слов в обоих текстах.

В житии Дамаскина (с цитатами) к самым частотным лексемам относятся:

Лексема

Частотность

в

45

и

20

быть

18

Серафим

16

год

12

отец

11

он

10

с

8

что

6

время

5

монастырь

5

Москва

4

антисоветский

4

архимандрит

4

знать

4

В житии В.Марченко (с цитатами) в число самых частотных слов входят:

Лексема

Частотность

в

54

с

20

быть

17

год

17

и

16

серафим

13

а

9

1937

7

архимандрит

7

монастырь

7

на

7

по

7

время

6

московский

6

он

6

В житии Дамаскина (без цитат) к самым частотным лексемам относятся:

Лексема

Частотность

в

39

Серафим

16

и

15

быть

14

год

12

отец

11

он

8

монастырь

5

с

5

что

5

Москва

4

архимандрит

4

который

4

1937

3

Гавриил

3

В житии В.Марченко (без цитат) в число самых частотных слов входят:

Лексема

Частотность

в

50

год

17

быть

14

с

14

Серафим

13

и

10

1937

7

архимандрит

7

монастырь

7

на

7

по

7

он

6

собор

6

Щелоков

5

московский

5

В обоих текстах наиболее частотное слова — предлог «в», что свидетельствует о книжном стиле житий. В частотный список входят также слова Серафим , Москва , год , отец . В список, составленный по тексту Марченко, вошла также цифра 1937 — необходимо отметить, что в этом житии вообще больше цифр, чем у Дамаскина — за счёт того, что нет формулировок типа «в том же году».

Отметим, что имена монахинь, приходивших в собор Каширы на богослужения, у Дамаскина даются в цитате из допроса 1937 г., у Марченко же эта информация даётся «от автора» жития (он уточняет, что монастыри к этому времени были уже закрыты).

Интересно также, что Марченко в библиографии указывает в качестве одного из источников своего текста сочинение Дамаскина — всего в его библиографии три книги, два интернет-сайта и два источника в разделе «Документы».

Таким образом, два жития преподобномученика Серафима (Щелокова), составленные Дамаскиным Орловским и В.Марченко, точно совпадают друг с другом по «набору» освещаемых фактов, различия между текстами мы наблюдаем на лингвистическом уровне (например, у Марченко больше цифр) и на уровне включения в тексты цитат из архивных документов.

Литература:

  1. Дамаскин Орловский, игумен. Преподобномученик Серафим (Щелоков) // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской Епархии. — В 8 томах. — Том 8: Дополнительный том III. — Тверь: Булат, 2005. — С. 131–134.
  2. Марченко В. Преподобномученик архимандрит Серафим (Щелоков) // Марченко В. Новомученики и исповедники Даниловские. — М.: Валаамское общество Америки, 2011. — С. 291–294.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 74-76):
Часть 1 (стр. 1-81)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 74-76стр. 81

Молодой учёный