В русле проводимых нами исследований современных житий, в частности — житий новомучеников и исповедников, необходим сопоставительный анализ разных вариантов житий одного и того же святого. На настоящий момент нам известно два варианта жития преподобномученика Серафима (Щелокова) — каноническое житие, составленное игуменом Дамаскиным Орловским (2005) [1], и житие, тяготеющее к каноническому, составленное В.Марченко (2011) [2].
Оба жития с точки зрения фактографичности точно повторяют друг друга, никаких фактических разночтений нет — за исключением того, что у Марченко называется год канонизации святого. Отметим, что ни в том, ни в другом житии не указано мирское имя преподобномученика, у Марченко он в самом начале текста именуется Серафимом Прокопьевичем, но это, если Серафим — монашеское имя, не вполне корректно (с отчествами употребляются светские, но не монашеские имена).
В тексте Дамаскина содержится четыре цитаты, в тексте Марченко — три. Из них две цитаты общие для обоих житий — из обвинительного приговора 1931 г. и из доноса осведомителя. Две цитаты из текста Дамаскина, которых нет у Марченко, — это показания Серафима на допросе 1931 г. и допрос 1937 г.; одна цитата из жития Марченко, которой нет у Дамаскина, — это отрывок из обвинительного приговора 1937 г.
При анализе лексического состава текстов, проведённого с помощью Автоматизированной системы работы с текстами и словарями «Диктум» (названная система разработана в Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), мы получаем количество слов в обоих житиях с цитатами и исключая цитаты, а также количество (в процентах) оригинального текста (мы приводим примерные цифры, так как нами проводилась только автоматическая лемматизация без ручной проверки).
Примерное количество лексем в житии Дамаскина — с цитатами 300, без цитат 220, процент оригинального текста — около 73. Примерное количество лексем в житии Марченко — с цитатами 360, без цитат 320, процент оригинального текста — около 89. Таким образом, мы получаем объективные данные, свидетельствующие о малой доле цитат в анализируемых нами текстах.
Приведём также данные о 15 самых частотных слов в обоих текстах.
В житии Дамаскина (с цитатами) к самым частотным лексемам относятся:
Лексема |
Частотность |
в |
45 |
и |
20 |
быть |
18 |
Серафим |
16 |
год |
12 |
отец |
11 |
он |
10 |
с |
8 |
что |
6 |
время |
5 |
монастырь |
5 |
Москва |
4 |
антисоветский |
4 |
архимандрит |
4 |
знать |
4 |
В житии В.Марченко (с цитатами) в число самых частотных слов входят:
Лексема |
Частотность |
в |
54 |
с |
20 |
быть |
17 |
год |
17 |
и |
16 |
серафим |
13 |
а |
9 |
1937 |
7 |
архимандрит |
7 |
монастырь |
7 |
на |
7 |
по |
7 |
время |
6 |
московский |
6 |
он |
6 |
В житии Дамаскина (без цитат) к самым частотным лексемам относятся:
Лексема |
Частотность |
в |
39 |
Серафим |
16 |
и |
15 |
быть |
14 |
год |
12 |
отец |
11 |
он |
8 |
монастырь |
5 |
с |
5 |
что |
5 |
Москва |
4 |
архимандрит |
4 |
который |
4 |
1937 |
3 |
Гавриил |
3 |
В житии В.Марченко (без цитат) в число самых частотных слов входят:
Лексема |
Частотность |
в |
50 |
год |
17 |
быть |
14 |
с |
14 |
Серафим |
13 |
и |
10 |
1937 |
7 |
архимандрит |
7 |
монастырь |
7 |
на |
7 |
по |
7 |
он |
6 |
собор |
6 |
Щелоков |
5 |
московский |
5 |
В обоих текстах наиболее частотное слова — предлог «в», что свидетельствует о книжном стиле житий. В частотный список входят также слова Серафим , Москва , год , отец . В список, составленный по тексту Марченко, вошла также цифра 1937 — необходимо отметить, что в этом житии вообще больше цифр, чем у Дамаскина — за счёт того, что нет формулировок типа «в том же году».
Отметим, что имена монахинь, приходивших в собор Каширы на богослужения, у Дамаскина даются в цитате из допроса 1937 г., у Марченко же эта информация даётся «от автора» жития (он уточняет, что монастыри к этому времени были уже закрыты).
Интересно также, что Марченко в библиографии указывает в качестве одного из источников своего текста сочинение Дамаскина — всего в его библиографии три книги, два интернет-сайта и два источника в разделе «Документы».
Таким образом, два жития преподобномученика Серафима (Щелокова), составленные Дамаскиным Орловским и В.Марченко, точно совпадают друг с другом по «набору» освещаемых фактов, различия между текстами мы наблюдаем на лингвистическом уровне (например, у Марченко больше цифр) и на уровне включения в тексты цитат из архивных документов.
Литература:
- Дамаскин Орловский, игумен. Преподобномученик Серафим (Щелоков) // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской Епархии. — В 8 томах. — Том 8: Дополнительный том III. — Тверь: Булат, 2005. — С. 131–134.
- Марченко В. Преподобномученик архимандрит Серафим (Щелоков) // Марченко В. Новомученики и исповедники Даниловские. — М.: Валаамское общество Америки, 2011. — С. 291–294.