Иерей Даниил Сысоев (1974–2009). Проповедь в день Святого Духа о миссионерстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 02.09.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Мусин, А. И. Иерей Даниил Сысоев (1974–2009). Проповедь в день Святого Духа о миссионерстве / А. И. Мусин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 183-188. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117435/ (дата обращения: 16.10.2024).



Иерей Даниил Сысоев (1974–2009) справедливо считается одним из известных православных миссионеров XXI века [1]. Он оставил после себя значительное литературное наследие, основная часть которого была зафиксирована в устной форме на аудио- и видеозаписях. Циклы бесед на различные темы и проповеди в настоящее время, по большей части, изданы в печатном варианте в виде отдельных книг. Кроме того, на страницах журнала Перервинской семинарии была издана актовая речь о. Даниила, произнесенная им 26 октября 2009 г. незадолго до убийства [2].

Нами была обнаружена проповедь о смысле миссионерского служения [3], произнесенная о. Даниилом на день Святого Духа, которая не обретается ни в печатном издании его проповедей [4], ни в сборниках аудиозаписей, доступных для скачивания на сайте миссионерского центра его имени [5], ни на купленном нами в лавке храма ап. Фомы в г. Москве на Кантемировской флеш-накопителе с полным собранием аудиозаписей о. Даниила. В настоящем издании указанная проповедь вводится в научный оборот и публикуется впервые в текстовом виде, с незначительными стилистическими правками.

Дату произнесения проповеди удалось установить по тому, что о. Даниил в ней упоминает недавно созданное им миссионерское движение святого пророка Даниила. По информации от нынешнего настоятеля храма ап. Фомы иерея Иоанна Попадинца, который служил вместе с о. Даниилом, проповедь была произнесена в 2009 г. после литургии на День Святого Духа. Проповедь интересна тем, что в ней о. Даниил, поздравляя выпускников миссионерской школы при храме, развивает богословие православной миссии. Его речь изобилует яркими и поэтичными образами, в лучших традициях православной гомилетики.

О. Даниил указывает, что дело апостолов до сих пор не завершено, и именно от миссионерской деятельности зависит конец мира, поэтому он называет выпускников миссионерской школы вестниками, или буквально «ангелами» Апокалипсиса. Причем миссионером может стать любой христианин, хранящий православную веру, и через свое служение стать в ряду равноапостольных.

К миссионерам о. Даниил предъявляет следующие требования: 1) преданность Господу Иисусу Христу до смерти; 2) любовь и милосердие к погибающим людям, не познавшим Истину Евангелия; 3) постоянное углубление в тайны Священного Писания, которое необходимо полностью прочитывать целиком раз в год; 4) стремление к святости.

Особенно нам показалось важным утверждение о. Даниила апофатического характера: «миссионер должен, храня святую неповрежденную веру, помнить, что до конца веры он никогда не узнает». Получается, что по учению о. Даниила, познание Бога происходит в той степени, какие у человека дары от Бога, что отражено в «Беседах о страстях»: «Что лучше: экстраверт или интроверт?.. У каждого свои плюсы огромные… Когда человек здесь одинок, он может, уйдя в глубину сердца, найти там царство Божие и достигнуть таких высот, которых человек компанейский (в т. ч. и миссионер — прим. наше ) не достигнет никогда» (по невыясненным причинам большой фрагмент беседы был убран в печатной версии [6, с. 121], но есть в оригинальной аудиозаписи [7, 34 мин 04 сек]).

***

Иерей Даниил Сысоев

Проповедь в День Святого Духа о миссионерстве (2009 г.)

Поздравляю вас всех с нашим престольным праздником, днем Господа Бога Духа Святого. У нас приставной престол, посвященный Святому Духу, чтобы мы все здесь были духовными, одухотворенными, живыми, и умели с вами жить по заповедям Христа Спасителя.

Но сегодня еще и особый для нас день. Мы создали в этом году православное миссионерское движение святого пророка Даниила. Как вы знаете, в нашем храме действует школа подготовки православных миссионеров. Сегодня выпуск. Сегодня наши миссионеры получат благословение Всемогущей Троицы на проповедь неповрежденного учения Христа Спасителя по всему миру. И это не случайно.

Дело в том, что на следующий день после сошествия Святого Духа апостолы собрались в Сионскую горницу, это было как раз сегодня, в Духов день, и они по жребию распределили между собой весь известный тогда мир. И затем они уже отправились на проповедь Святого Евангелия по всей Вселенной, до краев земли (Деян. 1:8). Их дело, дело апостолов, не завершено до сих пор. Вы знаете, да, что именно от миссионерской деятельности зависит конец мира, потому что как Господь сказал: когда будет проповедано Евангелие, во свидетельство всем народам, и тогда наступит[1] конец (Мф. 24:14).

В некотором смысле, мы сегодня готовим ангелов Апокалипсиса, вестников конца — тех людей, которые донесут неповрежденное Слово Божие и соберут из-под любого забора, из любой дыры, с любого острова, с любой деревеньки — тех людей, которые предназначены Богом к вечной жизни, которые ищут Истину, и они должны услышать ее через уста миссионеров и проповедников. Конечно же, наши миссионеры нуждаются в особой помощи Бога.

Каков должен быть настоящий миссионер? Вам, миссионерам, это слушать очень важно. А может быть и не миссионерам, вдруг кто-то захочет получить дополнительный венец апостола. Между прочим, венец апостола больше, чем венец преподобного, даже чем венец святителя. Вы можете спокойно стать равноапостольными, каждый — кто захочет, конечно же. Для этого нет ограничений ни в возрасте, ни в поле. Есть одно ограничение: только православная вера. Если человек не хранит православную веру, он не может ее донести до других. А во всем остальном — дорога открыта.

Итак, каким надлежит быть миссионеру? Миссионер, во-первых, должен быть преданным Господу Иисусу Христу до смерти. Как говорит апостол Павел, истинный миссионер, образец для всех миссионеров: кто нас отлучит от любви Божией (Рим. 8:35)? Ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни высота, никакое творение не может отделить нас от любви Божией.

Суть миссионерства в том, что человек любит Бога, и в Нем любит всех. Он любит Бога, и по любви Божией он черпает жалость Господню, Его милосердие, и он не сможет спокойно смотреть на то, как другие люди погружаются в пучину зла. На то, что другие люди уходят от Бога в бездну гибели. Миссионер не может спокойно смотреть на это. Если спокойно человек на это смотрит, если ему безразлично, как люди другие погибают, он не миссионер. Правда он, кстати, не христианин.

Вот, миссионер должен, храня святую неповрежденную веру, помнить, что до конца веры он никогда не узнает. Потому что глубины веры таковы, что даже ангелы в небесах, когда видят сердце нашей веры, они в ужасе скрывают лица свои огненными крыльями, потому что они не могут на сердце нашей веры смотреть. Потому что сердце нашей веры — не теория, а Животворящая Неразделимая Троица: Отец, Сын, Дух Святой. И перед лицом Святой Троицы миссионер, конечно, также в ужасе скрывает свое лицо и говорит: «до конца я никогда не смогу познать веру. Я знаю Никейский Символ, я знаю тайну Бога, но я погружаюсь в нее все глубже и глубже».

Миссионер настоящий никогда не устает углубляться своим сердцем в тайны Священного Писания. Потому и мы требуем от миссионеров, чтобы ежегодно, каждый год, они священное и чистейшее Слово Божие прочитывали, начертывая его огненным перстом Святого Духа на своем сердце. Потому что миссионер, не читающий Писания — это противоречие определению, согласитесь.

Миссионер должен быть охвачен Божественным огнем любви. Он должен полно хранить святые заповеди Божии и хранить себя в чистоте от всякой скверны плоти и духа. Он должен стремиться к святости. Ведь зачем мы с вами миссионеры? Мы миссионеры корыстные. Кстати, миссионеры бескорыстные — это противоречие определению. Миссионеру нужно Царство, и не просто Царство, ему нужен трон в Царстве Божием. Потому что для миссионеров предназначены особые, высочайшие венцы Царства Небесного. Не случайно в Евхаристическом каноне нет упоминаний, между прочим, даже преподобных. Но есть упоминание миссионеров[2].

И про монахов почти ничего не сказано в Священном Писании, а про миссионеров — очень много. Потому что миссионер получает немыслимую, огромную награду. Как говорил святой Иоанн Златоуст про двух величайших миссионеров — Петра и Павла — что они как небесные горы. И он говорил, что сам Рим рухнет только тогда, когда в день воскресения великие горы поднимутся из земли — апостолы Петр и Павел, которые мощами своими почивают в Риме, как величайшие небесные горы. И награда их настолько велика, что и рассмотреть ее невозможно.

Наш современник, преподобный Иустин Попович, говорил так, что когда он смотрел на апостола Павла, он видел, что апостол Павел выше, чем Серафимы. Он говорил это не теоретически. У него просто был опыт личной встречи с апостолом Павлом, и с Серафимами, и с Сергием Радонежским, и с Иоанном Златоустом, как это бывает у любого человека, который находится на границе миров.

И вот, дело миссионера ходить по границе миров незапятнанным этим миром. Дело в том, что миссионер находится между тремя мирами[3]. Он сам из мира людей, но он живое письмо Господа Иисуса Христа. Он живое дуновение Святого Духа. В нем Дух Святой веет, действует, направляет его на всякую истину и напоминает ему все, что обещал Спаситель. Помните, вы это знаете, да, откуда это? Мы с вами изучали эти слова. Я пошлю вам Утешителя, Который напомнит вам все, что говорил вам (ср. Ин. 14:26). Это сказал Он любому христианину, но, конечно же, в первую очередь, тому, кто несет животворящее Святое Слово для всех народов Земли. И потому миссионер, будучи живым письмом Христовым — посланник Бога на земле, посланник Царя Небесного среди царства диавола. Он — овца среди волков, но овца, на шкуре которой сломают зубы все волки. Тем более, самый главный волк — диавол. Миссионер — это тот, кто похищает у диавола из пасти его добычу.

Царь Давид, когда был просто пастухом, когда у него лев крал овцу из стада, он догонял льва, хватал его за гриву, вырывал овцу из стада, а его самого убивал. Это образ миссионера. Миссионер бежит в логово диавола. Он идет в мечеть, в секту, в идольское капище. Он идет на собрание язычников и богоборцев и там возвещает — не свое слово, а неповрежденное Слово Господа Иисуса Христа и, таким образом, спасает людей от диавола. Вырывает их из-под власти тьмы, он вырывает их из-под области нечистоты и вводит вчудный Свой свет (1 Петр. 2:9). В этом удивительное дело миссионера. Поэтому миссионеру часто приходится сталкиваться с сатаной и его нечистыми силами, это естественно. Но миссионер, будучи письмом Христовым, сильнее диавола. Он могущественнее диавола. И дьявол в ужасе бежит от истинного Слова, которое несет миссионер. Потому что слово наше не в ухищрении человеческой мудрости, но вявлении духа и силы , как сказал апостол Павел (1 Кор. 2:4).

Миссионер знает, что такое чудо, потому что чудо последует миссионеру, сама жизнь миссионера — это истинное чудо. В нем действительно исполняются все слова Евангелия, и он видит, насколько живое это Слово, насколько оно действительно действует. Миссионер, являясь вестником конца, не имеет здесь города. У него нет родины, он здесь странник и пришелец. Но он не странник и пришелец для святых — он собственный для святых и собственный для Бога (ср. Еф. 2:19). Он утвержден на твердом основании Христа, краеугольном камне, и он стоит на основании апостолов и пророков. Он действительно их наследник и последователь в прямом смысле. Он идет их следами для того, чтобы получить их корону. И как сказал Господь: кто примет Моего посланника во имя того, что он Мой, он не потеряет награды своей. Даже если кто напоит миссионера чашей холодной воды, не потеряет награды своей (ср. Мф. 10:42). Смотрите, какая награда для самого проповедника, который несет слово Бога там, где его не хотят слышать.

Много у нас говорят о миссии, но миссией называют то, что миссией не является. Когда вы приходите к своим, к христианам, рассказать им о Христе, вы катехизаторы. Вы учите людей тому, что они и так должны знать. Вы просто восполняете недостатки их духовного образования. Но если вы едете к тем, кто не хочет знать, вот тогда вы миссионеры. Вы тогда истинные воины Христовы, у которых оружие правды в двух руках, как сказал апостол Павел (2 Кор. 6:7). Он описывает миссионера как некоего самурая — действительно, с двумя оружиями, с двумя мечами. Знаете, есть высшая форма боя — бой на двух мечах. Так вот, у миссионера два меча: в правой и в левой руке — меч Слова Божия и меч заповедей, которыми он небоязненно врубается в толщу мира, чтобы вырвать из лап диавола новые и новые души. Он помнит прекрасно, что кто спас, кто обратил человека от злого пути его, тот спас душу от смерти и покрыл множество грехов (Иак. 5:20).

Да, у нас много грехов. И миссионер не должен бояться, что он когда-то делал много грехов. Он должен покрывать их чем? Обращая неверующих в христианство! Обращая чужих ко Христу. Обращая незнающих к Господу Всемогущему. Возвращая сектантов назад. Возвещая неверующим, незнающим Животворящее Слово. Обращая тех, кто не знает любви — к любви. Обращая тех, кто не знает истинного счастья — к счастью. Похищая людей из депрессии в Богонадеяние. Похищая людей из слабости в силу.

Действительно, миссионер — это оружие Христово. Как мы вчера слышали в молитве, помните? «Ты связываешь слабости, зато вводишь в силу»[4]. Господь действительно слабых связывает, чтобы усилить их. И миссионер в этом Его орудие, он сверкающий меч Иисуса Христа, которым Господь собирает своих.

И дальше, миссионер помнит, что дело его — возвестить Слово Божие в неповрежденном виде. Нельзя не добавлять, не добавлять ничего к Слову. Оно само целительно, в чистом виде. Ты добавил к Слову отсебятины — Слово перестало действовать. Ты убавил из Слова — и в небесах твое имя вычеркнули из книги жизни. Помните, что было об этом сказано? Кто добавит или прибавит — что будет? Кто добавит слово, тому добавит Господь ударов, семь чаш гнева, который Он обещал. А кто убавит что-то из этого Слова, того Господь вычеркнет из книги жизни, из Царства Небесного (ср. Откр. 22:18–19). Миссионер — просто вестник неповрежденного Евангелия, и потому не имеет права говорить ни о чем, кроме Господа Иисуса Христа.

Наш истинный миссионер говорил так: яничего не желаю знать, кроме Иисуса, и притом распятого (1 Кор. 2:2). Вот это истинный миссионер говорил. Звали его как? Апостол Павел, да. Это истинный знак миссионера. Миссионер всегда носит на себе знак той жизни, в которой он живет — знак Честного и Животворящего Креста. Он сораспят Христу и умер для мира. Он сотелесник Христу. И он крестоносец. Ведь крест — это знак победы над смертью, знак искупления и страдания.

Но крест — это еще и вдобавок знак конца мира. Помните ведь, да? Что когда наступит конец мира, о нем мы узнаем, потому что на небе загорится крест. Миссионер торопит Царство Божие. Он торопит, чтобы быстрее наступило Царство, чтобы мы быстрее собрались ко Христу, чтобы мы наконец-то воскресли во плоти. Так ведь? Разве можно о чем-то другом желать, христианин? А миссионер приближает это. Он не просто желает, не просто молится «да приидет Царствие Твое», он старается приблизить его не при помощи зла, а любви, чтобы собрать людей в Царство.

Представьте себе, сколько друзей у миссионера. У него друзья на земле — все обращенные им, это его друзья. А вы думаете, они его забудут в вечности? Как вы думаете? Вряд ли, так ведь? Представьте себе, как может спасенный забыть перед троном Господа Судьи о тех, кто помог ему в его спасении, никак не сможет, так ведь?

У миссионера множество друзей в небе. Есть блаженные духи, которые заботятся о миссионере. Миссионер сотрудничает с Ангелами-Хранителями других людей, которые, если крещенные ушли в секту — плачут, что те погибли для Бога. Миссионер сотрудничает с Ангелами народов. Знаете, у каждого народа есть свой Ангел-Хранитель. Миссионеры сотрудничают с Ангелами народов, которые стремятся, чтобы их подопечные пришли ко Христу. Сотрудничают со святыми угодниками Божиими. Главное, сотрудничают с нашей лучезарной Царицей — с Небесной Царицей, Пречистой Богородицей.

Был такой случай: однажды один алтаец ловил рыбу на озере, и вдруг он увидел белую хозяйку Алтая, которая шла над водами озера и сказала ему: «Что ты тут делаешь? А ну-ка вставай, бросай свои сети и иди в ту деревню, которую я сказала. Там есть Макарий, он тебе расскажет все, что нужно делать. Понял?» А он испугался, говорит: «какой Макарий, никого не знаю». Встал и пошел за белой хозяйкой Алтая. Приходит он к Макарию, который сидит в молитвенном доме и рассказывает о Христе. Подходит, говорит: «где Макарий?» И он вдруг не смотрит на Макария и бежит к правой стороне царских врат. И говорит: «а что ж там-то было?» Он бегает и говорит: «а что же там Царица-то нарисована? Хозяйка Алтая, почему же она нарисована у вас?» Белая хозяйка Алтая была нарисована на этих вратах. Она его сама позвала к преподобному Макарию Глухареву — алтайца, чтобы он бросил язычество и пришел к Христу. И таких примеров очень много.

Но самое главное, что миссионер — слуга из древнего замысла Троицы. Вы знаете, когда было задумано миссионерство? Еще не было мира, а Господь задумал миссионерство. Дело в том, что Бог Отец решил создать мир для Своего Сына, чтобы мы были детьми Божьими, так? А детьми Божьими как мы можем быть? Только через Сына Божия, Господа Иисуса Христа, так ведь? Вот поэтому, задумавшись для этого, Господь решил Святым Духом призвать к Себе, в Свое Царство, людей. И Он знал, кто входит в Царство Божие, потому что любит истину. И он знал изначально, кто не захочет входить в Царство Божие.

Не то чтобы Христос этого не хочет. Христос хочет спасения всем. И Отец Небесный хочет спасения всем. Но Он знал, кто не ищет истину. И было угодно Богу послать своих посланников, которые донесут Евангелие Иисуса Христа до конца мира, в каждый конкретный момент. И мы знаем с вами, что у миссионеров работа такая, что ее нельзя построить, нельзя спрогнозировать. Миссионер живет прямо в руке Бога Отца. Бог Отец поворачивает туда, куда надо. Он приводит к нему людей, когда надо.

Знаете, бывает, я по себе знаю, бывает, опаздываешь на службу, бывает, какая-то встреча, думаешь: «что ж я так», ругаешься нехорошими словами, думаешь: «какой ты нехороший человек, отец Даниил». Раз — и чисто случайно встречаешь человека. Был случай, я однажды опаздывал на службу, случайно поговорил с человеком, который хотел с собой покончить. Видел человека, случайно, которого в секту хотели утащить. Вы понимаете, что случайность — это другое название Промысла Божиего, так ведь? И так все миссионеры живут. Они живут в руке Божией. И Бог пользуется ими как орудиями, чтобы воспользоваться ими для Своей великой славы.

Представьте себе, какая слава быть сотрудником Христа. Не просто быть чадом Божиим, а прямым сотрудником Святого Духа. Стать духоносцем и вестником Царствия своим нетленным лицом святости. Помолимся же об этом, и пускай Дух Святой придет не только на наших миссионеров, но и на всех наших прихожан, которые служат Богу Всемогущему и стремятся к Божественной любви.

Литература:

  1. Васянович П., иер. Известные миссионеры XXI века // Труды Белгородской духовной семинарии. 2015. № 3. С. 122–127.
  2. Сысоев Д. А., иер. Православная миссия в современном мире // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2010. № 1. С. 134–139.
  3. Сысоев Д. А., иер. Проповедь в День Святого Духа о миссионерстве // YouTube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9F4Ok1_ueR4 (дата обращения: 30.08.2024).
  4. Сысоев Д. А., иер. Проповеди: изд. исправленное. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева», 2014. 282 с.
  5. Mission-center.com. URL: https://mission-center.com/category/svjashhennik-daniil-sysoev/ (дата обращения: 30.08.2024).
  6. Сысоев Д. А., иер. Беседы о страстях. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2014. 129 c.
  7. Сысоев Д. А., иер. Беседы о страстях. Об унынии. // Mission-center.com. URL: https://mission-center.webtm.ru/media/examples/cd29/03.mp3 (дата обращения: 30.08.2024).
  8. Сысоев Д. А., иер. Курс лекций по Догматическому Богословию. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева», 2012. 429 с.

[1] Сохранен оригинал, в синодальном переводе — «придет».

[2] Вероятно, имеется в виду молитва перед возгласом «Изрядно о Пресвятей…»: «еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся».

[3] Эту идею о. Даниил высказывал неоднократно, например, [8, с. 9].

[4] Из молитвы 3-й коленопреклоненной в день Святой Троицы, точная цитата на церковнославянском: «связуяй в немощи, и отпущаяй в силу».

Основные термины (генерируются автоматически): миссионер, Святой Дух, Бог, конец мира, слово, Царство, белая хозяйка Алтая, истинный миссионер, православная вера, Священное Писание.


Похожие статьи

Жития преподобномученика Серафима (Щелокова) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Священномученик Онуфрий Старооскольский (Гагалюк)

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

Православное просвещение детей и родителей. Викторина «Храмы Мурманска»

Жития мученика Петра (Царапкина) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Православное воспитание детей на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»

Конспект НОД в старшей группе «Преподобный Павел Комельский — блаженный пустынник»

Конспект ООД «День Победы — светлый праздник»

Деятельность уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви Калининской области в период Великой Отечественной Войны

История храма Космы и Дамиана села Мало-Архангельское Пестравского района Самарской области

Похожие статьи

Жития преподобномученика Серафима (Щелокова) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Священномученик Онуфрий Старооскольский (Гагалюк)

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

Православное просвещение детей и родителей. Викторина «Храмы Мурманска»

Жития мученика Петра (Царапкина) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Православное воспитание детей на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»

Конспект НОД в старшей группе «Преподобный Павел Комельский — блаженный пустынник»

Конспект ООД «День Победы — светлый праздник»

Деятельность уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви Калининской области в период Великой Отечественной Войны

История храма Космы и Дамиана села Мало-Архангельское Пестравского района Самарской области

Задать вопрос