Современный страховой рынок все чаще завязан на компании, для которых авторитет касается приравненных значений рейтинговых оценок. В данном случае, на первое место выступает фактор положение страховых компаний. Также необходимо обращать внимание, что важнейшие параметры оценки деятельности и индикаторы деятельности для страховых компаний завязанный на различные аспекты, которые поднимают и их рейтинг и критерии их деятельности [3, с.15].
Очень часто, анализируя деятельность страховых компаний аналитики обращают внимание на их финансовые результаты. Причем в мировой практике такие показатели могут быть как оптимально допустимыми так и достаточно низкими. Иногда зарубежная практика указывает не на твердое выражение фиксированных гонораров, а на оценку деятельности страховых агентов.
Конечно же, сравнивает такие индикаторы с российскими показателями можно увидеть, что существуют различия. Причем эти показатели будут опираться на базу данных нескольких лет. Здесь же учитывается, что большинство показателей характерны для мирового рынка, российские страховые компании вышли на него сравнительно недавно.
Одна из методик оценки малого бизнеса может предусматривать анализ комплексных итогов санкционирования компании и таким образом оценивают результаты деятельности страховой компании.
Если мы обратим внимание на сравнение таких результатов, то нашему вниманию будет представлен интерес последствия операций, результатов финансовой деятельности страховщиков. Когда разрабатывается подобная методика, то один из основных вопросов чаще всего затрагивает аспекты показателей, который базируется на основных итогах деятельности страховых операций [1, с.20].
Чаще всего, чем обширнее сегмент или спектр деятельности компании, тем больше влияние компании на страховой рынок. Опираясь на это мы можем сказать, что неравнозначность показателей может затруднить аспект анализа деятельности страховой компании. Опять же если обратим внимание на проблематику куда адресуется показатель деятельности компании, то мы увидим, что любой страховщик заинтересован в получении финансовых результатов и активизации его профессиональной деятельности.
В результате своей деятельности любая страховая компания обязана ориентироваться как на внутренние, так и на внешние рынки страхования. Прежде всего, это тот конечный результат, который диктует положение компании на внешнем либо на внутреннем рынке.
Во-вторых, это показатели, которые способны раскрывать страховые или иные результаты деятельности страховой компании.
К числу основных показателей могут быть отнесены: коэффициенты платежеспособности, коэффициенты доходов и коэффициенты издержек [4, с.25].
Коэффициенты платежеспособности характеризуют потенциальные возможности использования собственного капитала страховой компании для покрытия ее обязательств и включают показатели:
– отношение собственного капитала страховой компании к нормативному (минимальному) размеру свободных активов;
– отношение собственного капитала к фактическому размеру свободных активов;
– отношение собственного капитала к страховым резервам (за вычетом доли перестраховщиков) и прочим обязательствам.
Коэффициенты доходов позволяют определить главные источники их роста и включают показатели:
– прирост страховой премии;
– отношение прибыли (до вычета налога на прибыль) или убытка к собственному капиталу;
– отношение прибыли от инвестиций к инвестированным активам.
Третья группа основных коэффициентов (коэффициенты издержек) характеризует уровень главных расходов страховых компаний:
– уровень убыточности с учетом перестрахования;
– отношение расходов на ведение дела к страховой премии;
– собственное удержание страховщика [5, с.21].
В качестве дополнительных коэффициентов могут быть приняты показатели такие как, например, отношение собственного капитала к страховым резервам (за вычетом доли перестраховщиков); отношение инвестированных активов к общим активам и т. п.
Финансовый анализ, проведенный на основе описанной методики, показывает, что для многих российских страховых компаний характерна низкая ликвидность активов, убыточность ниже допустимого уровня. В то же время, расходы на ведение дела существенно выше средних мировых показателей.
Анализ финансового положения страховых компаний, базирующийся на их официальной отчетности, может служить основой для формирования так называемого дистанционного рейтинга. Завершающей стадией определения рейтинга должна стать оценка управленческой политики и кадрового потенциала страховой компании, структуры периферийных филиалов и эффективности их взаимодействия со штаб-квартирой.
Необходимо рассмотреть общую политику страховой компании, порядок разработки бизнес-плана и контроль за ходом его реализации, механизм сбора, обработки и оценки страховой информации. Это требует тщательного анализа работы непосредственно в страховой компании. Очевидно, на такой шаг могут пойти компании, имеющие хорошие результаты анализа финансового положения. Только они могут рассчитывать на положительный рейтинг.
Таким образом, напрашивается вывод: большинство российских компаний не заостряют внимание на механизмах развития своей деятельности а просто концентрируют финансы.
Литература:
- Архипов А. Страхованиие предпринимательской деятельности/ А. Архипов // Финансы.- 2012.- № 2.- С. 19–21
- Бабич А. М.. Финансы. Денежное обращение/ А. М. Бабич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 687 с.
- Грызенкова Ю. В. Проблемы формирования конкурентных стратегий развития страховых организаций/Ю. В. Грызенкова//Управление в страховой компании.- 2012. -№ 7.- С.14–19.
- Жилкина М. С. Государственное регулирование страхового рынка/ М. С. Жилкина.- М.: Компания, 2013. — С.23–26.