Автор: Кажен Сакен Жаслан-улы

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.06.2016

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Кажен С. Ж. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1213-1215.



В статье представлены результаты работы по формированию основ здорового образа жизни у пятиклассников в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре. На начальном этапе эксперимента у 60 % учащихся уровень сформированности знаний и навыков здорового образа жизни находился на низком уровне. После внедрения комплекса мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, у школьников повысилось количество положительных ответов на вопросы анкетирования по основам ЗОЖ в два раза.

Применение комплексного подхода для формирования основ здорового образа жизни учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре способствовало статистически значимому росту показателей физической подготовленности школьников.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьники, физическая культура, здоровье.

Актуальность исследования. Формирование основ здорового образа жизни подрастающего поколения представляет собой одну из главных задач современного общества [1, с.5; 2, с.6]. Одним из компонентов здорового образа жизни является физическое здоровье детей и подростков [6, с.132]. По результатам ряда исследований, физическое здоровье остается на низком уровне и поэтому его сохранение и улучшение является одной из актуальных проблем современного общества [3, с.12; 5, с.93].

Формирование здорового образа жизни у школьников требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках физической культуры, кроме всех прочих оздоровительных мер, проводимых в школе [4, с.6; 5, с.95].

Целью исследования являлось экспериментальное обоснование использования средств и методов физической культуры в урочной и неурочной деятельности для формирования основ здорового образа жизни школьников.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 1 г. Ишима, в котором приняли участие пятиклассники 2 классов. Контрольную группу (КГ) составляли 24 школьника и 26 школьников — экспериментальную группу (ЭГ), в которой реализовывался комплексный подход по формированию основ здорового образа жизни в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре.

Для решения задач исследования мы использовали соответствующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Организация комплексного подхода по формированию основ здорового образа жизни включала проведение «Дней здоровья», классных часов с привлечением родителей, викторин, лекций о здоровом образе жизни, различных спортивных мероприятий, физкультминуток и физкультурных пауз, домашних заданий по формированию основ здорового образа жизни.

Для оценки отношения учащихся контрольной и экспериментальной групп к здоровому образу жизни было проведено анкетирование. На начальном этапе эксперимента у 60 % учащихся контрольной и экспериментальной групп уровень сформированности знаний и навыков здорового образа жизни находился на низком уровне.

Для оценки уровня сформированности навыков здорового образа жизни пятиклассников в конце опытно-экспериментальной работы было проведено повторное анкетирование учащихся. Результаты анкетирования учащихся в конце эксперимента представлены в табл.1.

Таблица 1

Результаты анкетирования учащихся 5 класса контрольной иэкспериментальной групп вконце эксперимента

Группы

Кол-во отрицательных ответов

Доля

Кол-во положительных ответов

Доля

КГ

14,8

55 %

12,2

45 %

ЭГ

8,5

31,5 %

18,5

68,5 %

Анализ результатов позволяет заключить, что в конце исследования в экспериментальной группе пятиклассников в два раза снизилось количество отрицательных ответов на вопросы анкеты. У 31,5 % анкетируемых школьников экспериментальной группы преобладали отрицательные ответы, 68,5 % анкетируемых дали положительные ответы, что указывает о повышении уровня сформированности навыков здорового образа жизни, учащиеся стали лучше ориентироваться в области гигиены, физической культуры, режима дня.

Среди учащихся контрольной группы только на 5 % уменьшилось количество отрицательных ответов на вопросы анкеты об уровне сформированности навыков здорового образа жизни.

Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что уровень сформированности навыков здорового образа жизни у школьников контрольной группы остался практически на прежнем уровне, а школьников экспериментальной группы повысился.

После применения комплексного подхода по формированию основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности школьников пятых классов КГ и ЭГ, результаты которого представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Показатели физического развития школьников контрольной иэкспериментальной групп (девочки) после эксперимента

Группы испытуемых

Прыжок вдлину сместа, см

Наклон вперед, см

Сгибание разгибание рук вупоре лежа, кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа за 30сек, кол-во раз

1

Девочки ЭГ

156,15±1,82

+12,92±0,49*

11,15±0,74*

16,61±0,53*

2

Девочки КГ

152,23±3,48

+10,0±0,39

6,92±0,51

10,84±0,38

Примечание: достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной групп: * — Р ≤0,05.

Анализ результатов тестирования физической подготовленности девочек экспериментальной группы в конце опытно-экспериментальной работы демонстрирует рост основных показателей, по сравнению со школьницами контрольной группы. Полученные результаты сравнивались с нормативными требованиями программы по физической культуре для пятых классов. Результаты прыжка в длину с места у школьниц экспериментальной группы составили 156,15 см, что соответствовало выше среднего уровню. У школьниц контрольной группы — 152,33 см. Данные отличия не носили статистически достоверного характера.

Реализованная комплексная программа по формированию основ здорового образа жизни способствовала статистически достоверному повышению уровня гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей девочек экспериментальной группы, их показатели стали соответствовать выше среднего и высокому уровню.

Например, показатели числа отжиманий из упора лежа на оценку «хорошо» должны составлять 8 раз, а средний показатель девочек экспериментальной группы в конце исследования составил 16,61 раз, что соответствует отличной оценке.

У девочек контрольной группы показатели развития гибкости, скоростно-силовых и силовых способностей были статистически достоверно ниже, чем у школьниц экспериментальной группы и соответствовали среднему уровню.

Таблица 3

Показатели физического развития школьников контрольной иэкспериментальной групп (мальчики) после эксперимента

Группы испытуемых

Прыжок вдлину сместа, см

Наклон вперед, см

Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз

Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек, кол-во раз

1

Мальчики ЭГ

159,07±5,17

+9,84±0,49*

7,61±0,47

18,84±0,51*

2

Мальчики КГ

148,36±5,69

+6,72±0,99

6,36±0,65

16,0±0,38

Примечание: достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной групп: * — Р ≤0,05.

На контрольном этапе исследования у мальчиков экспериментальной группы показатели физической подготовленности превышали их уровень у школьников контрольной группы. Результаты прыжка в длину с места у мальчиков контрольной группы составляли 148,36 см и соответствовали ниже среднему уровню, а у учеников экспериментальной группы — 159,07 см, что соответствует выше среднего уровню развития взрывной силы.

Статистически значимые различия между мальчиками контрольной и экспериментальной групп отмечались по показателю гибкости. Уровень ее развития у мальчиков экспериментальной группы стал соответствовать высокому уровню, в то время как у школьников контрольной был отмечен ниже среднего уровень развития гибкости. Уровень развития силовых способностей школьников экспериментальной группы стал соответствовать высокому уровню, а в контрольной группе — выше среднего уровню. Реализация комплексного подхода по формированию здорового образа жизни способствовала развитию скоростно-силовых качеств у мальчиков экспериментальной группы. Уровень развития скоростно-силовых способностей у мальчиков экспериментальной группы на контрольном этапе исследования соответствовал выше среднему уровню, у учеников контрольной группы — ниже среднего уровню, указанные отличия носили статистически достоверный характер.

Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы:

  1. Результаты первоначального исследования показали, что на констатирующем этапе эксперимента у школьников (контрольной и экспериментальной групп) низкий уровень знаний и навыков здорового образа жизни, показатели физического развития ниже среднего уровня.
  2. После внедрения комплекса мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, у учащихся экспериментального класса повысилось количество положительных ответов на вопросы анкетирования по основам ЗОЖ в два раза — до 69 %.

Применение комплексного подхода для формирования основ здорового образа жизни учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре способствовало статистически значимому росту показателей физической подготовленности школьников экспериментальной группы. У девочек экспериментальной группы прирост показателей физической подготовленности опережал его темпы у мальчиков.

Литература:

  1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа вуз» [Текст]/ Н. П. Абаскалова — Новосибирск: Дис. д-ра пед. наук, 2001. — 365с.
  2. Бушуева В. О. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников [Текст] / В. О. Бушуева Дис. канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. — 156 с.
  3. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. [Текст] / П. А. Виноградов М.: Мысль, 1990.-288 с.
  4. Куликов В. Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней образовательной школе [Текст] / В.Н Куликов Дис. канд. пед. наук. Киров, 2002.-181 с.
  5. Поливаев, А. Г. Состояние здоровья как показатель качества жизни подрастающего поколения [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Шабанов // В сборнике: XXVI Всероссийскую научно-практическую конференцию «ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», 3–4 марта 2016 г. — Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2016. — С. 93–96.
  6. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учеб.метод, пособие / [Текст] / Под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, основ здорового образа, формированию основ здорового, экспериментальной группы, навыков здорового образа, контрольной группы, школьников контрольной, Формирование здорового образа, школьников экспериментальной группы, физической культуре, формирования основ здорового, сформированности навыков здорового, девочек экспериментальной группы, физической подготовленности, мальчиков экспериментальной группы, физической подготовленности школьников, образа жизни учащихся, Формирование основ здорового, неурочной деятельности, контрольной иэкспериментальной групп.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос