Обобщение опыта организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами ЕГФ | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Волкова, С. И. Обобщение опыта организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами ЕГФ / С. И. Волкова, Э. Ю. Сироткина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2895/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье обобщается опыт организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

Ключевые слова: анатомо-физиологические исследования, здоровый образ жизни учащихся, здоровьесберегающее обучение, эксперимент.

Анатомо-физиологические исследования являются неотъемлемой частью формирования основ здорового образа жизни учащихся и здоровьесберегающего обучения.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5].

Современное образование имеет тенденцию усложнения требований к содержанию и результатам обучения, что не однозначно сказывается на состоянии здоровья школьников. В свою очередь, учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самооценки состояния своего организма. Недостаточная двигательная активность большинства школьников усугубляет данную проблему. При этом в поддержании и укреплении здоровья важнейшую роль играет самостоятельная деятельность человека, основанная на знании закономерностей организации здорового образа жизни. Одним из главных подходов в современной системе образования считаем интеграцию содержания предметов о человеке для убеждения учащихся в ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Механизм интеграции предусматривает изучение проблем, связанных со здоровьем, что будет способствовать, на наш взгляд, не только формированию у учащихся научного мировоззрения, но и целостной системы знаний о себе и окружающем мире. В связи с этим представляется целесообразным комплексный подход к реализации межпредметных связей дисциплин естественнонаучного цикла посредством согласования в преподавании материала о здоровом образе жизни.

Использование на уроках биология традиционных и инновационных методов обучения (система вопросов для повторения с возрастающей степенью сложности, решение проблемных вопросов и задач, работа с литературой, таблицами, анализ фактов, взятых из жизни, эксперимент, обсуждение мер оказания первой помощи в разных жизненных ситуациях и др.) активизирует самостоятельную деятельность школьников, а также способствует осознанию ими того факта, что здоровый образ жизни – наиболее доступный и продуктивный путь укрепления здоровья.

Таким образом, задачами организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся являются:

- формирование личностной ориентации преподавателей, студентов и школьников на знаниях об организме и закономерностях его развития;

- усвоение норм и правил здорового образа жизни и трансформирование их в привычки;

- повышение интереса студентов к межпредметным занятиям, связанным с укреплением здоровья;

- улучшение состояния здоровья учащихся;

- передача полученных студентами знаний, умений и навыков формирования культуры здорового образа жизни школьникам и их родителям.

Будущий педагог, воспитатель должен иметь представление об особенностях функционирования организма ребенка на разных этапах онтогенеза. «Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела – его анатомию и физиологию и его развитие» [4, с. 494]. С первого курса студенты естественно-географического факультета знакомятся не только с этими вопросами, но также изучают критические периоды развития детей и подростков и периоды наибольшей восприимчивости к воздействию тех или иных факторов (сенситивные периоды), рассматривают вопросы адаптации систем организма учащихся к различным факторам окружающей среды. При этом большое внимание уделяется вопросам влияния вредных факторов на организм человека (курения, алкоголя, стрессовых факторов и т.п.). Студенты знакомятся с большим объемом литературы, защищают рефераты по проблемам возрастной анатомии и физиологии.

Различные формы научного знания можно отнести к двум основным уровням его организации: эмпирическому и теоретическому. Различие этих уровней касается средств исследования, специфики методов и характера предмета исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментов. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. Наши студенты начинают заниматься эмпирическим исследованием с первых курсов, но особенно глубоко – после приобретения необходимого багажа знаний на старших курсах.

Одной из важнейших проблем современного образования является рациональная организация учебно-трудовой деятельности учащихся в зависимости от их биологического возраста. Так, например, знание особенностей индивидуального развития подростков необходимо педагогам и родителям для того, чтобы бережно относиться к организму подростка, учитывать его психику, которая в пубертатном периоде проявляется весьма характерно. Развитие центральной нервной системы (ЦНС), эндокринная перестройка, смена преимущественного функционирования одних желез внутренней секреции другими влияют на психическую сферу подростка и его поведение. Усиленная деятельность щитовидной и половых желез повышают возбудимость высших отделов ЦНС, в связи с чем подросток легко возбудим и порой груб. У него отмечается рассеянность, временное снижение работоспособности, снижение требований к себе, ослабление воли. В этот период наблюдается повышенная чувствительность, маскируемая намеренной грубостью. Появляются большие трудности во взаимоотношении с семьей, педагогами, друзьями.

В рамках общеинститутского научного направления «Экологические исследования и проблемы экологического образования, воспитания и культуры» Арзамасского филиала ННГУ нами совместно со студентами в течение ряда лет проводились исследования в области социальной экологии [1-3]. Так, у школьников общеобразовательных учреждений города, а также у учащихся коррекционной школы 8-го вида были изучены сердечно-сосудистые и глазодвигательные реакции в процессе учебной деятельности. Влияние учебной нагрузки на висцеральные системы изучались также у учащихся сельских школ, медицинского училища, педагогического и технического вузов, воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Арзамаса. Оказалось, что вместе с повышенным нервным возбуждением у школьников гимназических и лицейских классов повышается тренированность и адаптированность их организма к постоянным высоким нагрузкам. Напротив, дети коррекционных групп детских дошкольных учреждений и коррекционных классов школ адаптируются к учебным нагрузкам хуже.

Большое значение в привлечении интереса школьников к биологическим дисциплинам вообще, и к воспитанию культуры здорового образа жизни, в частности, играет физиологический эксперимент. При этом учитывается широкий спектр межпредметных связей таких дисциплин, как анатомия, физиология, химия, психология и др. Школьный эксперимент позволяет не только лучше познать теорию, но и расширяет информацию по изучаемой теме, вызывает интерес к теме и предмету в целом, являясь, таким образом, частью профориентационной работы.

В период педагогической практики студентами 4 и 5 курсов проводятся демонстрационные эксперименты в рамках изучения разных тем дисциплины «Человек»: «Кровообращение» (определение пульса и кровяного давления, изучение влияния физической нагрузки на сердечно-сосудистые реакции и др.), «Дыхательная система» (измерение жизненной емкости легких с помощью спирометра, изучение влияния физической нагрузки на жизненную емкость легких, обнаружение углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе с помощью клапанов Мюллера), «Пищеварительная система» (переваривание белков желудочным соком, расщепление крахмала слюной, эмульгирование жиров с помощью желчи) и др.

Как показала практика проведения студентами демонстрационных экспериментов на уроках и факультативных занятиях, даже слабые ученики с огромным интересом воспринимали данный учебный материал, готовы были не только наблюдать, но и сами участвовать в эксперименте. Большой интерес вызывали также наблюдения и самонаблюдения за деятельностью своего организма.

Таким образом, комплексный подход к организации здоровьесберегающих технологий школьного обучения, интеграция знаний, полученных на уроках биологии, физической культуры, безопасности жизнедеятельности, в беседах с медицинскими работниками и т.п. позволит убедить учащихся в ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Значительную роль в этом играют наблюдения, самонаблюдения, практические занятия и эксперимент по разделу биологии «Человек». Именно поэтому вопросам методики проведения эксперимента студентами-практикантами методисты Арзамасского филиала ННГУ уделяют большое внимание.

Литература:

  1. Волкова С. И. Исследование реакций сердечно-сосудистой системы школьников на умственные и физические нагрузки / С. И. Волкова // Физическая культура, спорт и здоровье. – Йошкар-Ола. – 2017. – №29. – С. 82–84.
  2. Волкова С. И. Сердечно-сосудистые реакции как один из показателей адаптации выпускников к сдаче пробных ЕГЭ / С. И. Волкова, Э. Ю. Сироткина // Новые исследования (Институт возрастной физиологии РАО). –2014. – №2. – С. 35 – 40.
  3. Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе: мнография / Л. В. Кузьмина, Л. Н. Эйдельман, А. А. Курбанова [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. Ун-т; краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013.  208 с.
  4. Крупская Н. К. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми. / Н. К. Крупская. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 558 с.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровье
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровый образ жизни учащихся, Арзамасский филиал, формирование основ, естественно-географический факультет, комплексный подход, непосредственное практическое взаимодействие, современное образование, укрепление здоровья, ценностная ориентация.

Ключевые слова

эксперимент, анатомо-физиологические исследования, здоровый образ жизни учащихся, здоровьесберегающее обучение

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни.

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому...

здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

ФГОС общего образования определены требования к результатам обучения на не только на предметном и метапредметном уровнях, но и на личностном. Педагог не может успешно работать с учащимися, если он не ориентируется в их ценностях...

Практическая модель формирования здорового образа жизни...

здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Социально-ценностный потенциал физической деятельности... Здоровый образ жизни- это системный процесс, включающий многоуровневый подход.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

здоровый образ жизни, здоровье, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

Некоторые аспекты образа жизни современных школьников.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами. Они уступают ценностям образования и профессиональной карьеры.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

здоровый образ жизни, здоровье, подросток, классный руководитель, социальный педагог, ценностное отношение, формирование, классный час, ребенок, подростковый возраст.

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

В статье рассматриваются основные научные подходы к обоснованию педагогических условий, формирующих ответственное отношение к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни.

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому...

здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся.

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

ФГОС общего образования определены требования к результатам обучения на не только на предметном и метапредметном уровнях, но и на личностном. Педагог не может успешно работать с учащимися, если он не ориентируется в их ценностях...

Практическая модель формирования здорового образа жизни...

здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Социально-ценностный потенциал физической деятельности... Здоровый образ жизни- это системный процесс, включающий многоуровневый подход.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

здоровый образ жизни, здоровье, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

Некоторые аспекты образа жизни современных школьников.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами. Они уступают ценностям образования и профессиональной карьеры.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

здоровый образ жизни, здоровье, подросток, классный руководитель, социальный педагог, ценностное отношение, формирование, классный час, ребенок, подростковый возраст.

Задать вопрос