Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 23.03.2017

Статья просмотрена: 614 раз

Библиографическое описание:

Санькова, И. Ю. Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта / И. Ю. Санькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 585-588. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41044/ (дата обращения: 28.04.2024).



Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами. Они уступают ценностям образования и профессиональной карьеры. Как показывают многочисленные социологические опросы, например, проведенные в Алтайском государственном университете ценность физической культуры и спорта в оценках российской молодежи характеризуется их снижением в качестве факторов формирования здорового образа жизни [1, с. 164–167].

При всем многообразии работ связанных с проблемами здоровья, здорового образа жизни, роли спорта и физической культуры в его формировании, а так же в той или иной степени касающихся вопросов воздействия спорта на процесс формирования здоровья и здорового образа жизни в молодежной среде, данная проблема является недостаточно разработанной. Свидетельством этого является отсутствие, прежде всего теоретико-концептуальной основы по выделению мировоззренческих идей и понятий о здоровье, здоровом образе жизни, оздоровительном аспекте занятий спортом и физической культурой.

Несмотря на эту проблему попытаемся определить спектр научных источников, которые пытаются раскрыть этот вопрос. Работа Власовой Ж. Н. посвящена рассмотрению одной из сторон здоровья и здорового образа жизни человека. Существующие научные знания о путях, формах, способах оздоровления человека разрозненно представлены в отдельных отраслях знания, в том числе в области физической культуры, и желаемого результата не дают. Автор подчеркивает значимость физической культуры в формировании здорового образа жизни. С помощью физической культуры, физической деятельности представляется возможность выхода из сложившейся ситуации [2, с. 58–61]. Статья Романовой Е. В. Рассматривает здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения [3, 14–19].

Если обратиться к важной для нас проблеме физкультуры и спорта, необходимо подчеркнуть, что в области актуальных вопросов физической культуры и спорта — формирования здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительных практик, укрепления здоровья методами физической культуры и спорта во многих случаях присутствует ключевое понятие здоровье.

По логике рассуждений, медицина должны содержать в своих знаниях наиболее полное понимание здоровья человека. Но при ближайшем рассмотрении вопрос не проясняется. А именно, с течением времени медицина накапливает огромное количество знаний о различных болезнях, патологиях человека и именно на них сосредоточивает главное внимание. Здесь прослеживается следующая логика понятий:

1) определение патологии (симптоматика, диагностика), например, наглядно прослеживается в работах Новичихиной Е. В. и Ульяновой Н. А. [4];

2) способы и методы лечения;

3) анализ процесса протекания заболевания и его прекращение с помощью лечения;

4) здоровое состояние организма — как закономерный итог лечения, в виде наличия совокупности параметров организма, пришедших к норме (нормальные температура, давление, показатели крови, мочи и т. д.). Иными словами, в целом в медицине основным предметом являются патологии и их лечение, а здоровье — лишь некий заключительный момент этого процесса [5, с. 18–20].

Казалось бы, теоретически сделан верный поворот к пониманию сущности здоровья. Однако в данном отношении оказалась представлена не качественная — целостная многогранная характеристика вещи, а ее идеальный образ, практически не достижимый в реальной жизни. Онтология предмета оказалась подменена его идеалом, произошла подмена смыслов. Но такое определение, не содержащее главных признаков предмета, уже не может служить гносеологической основой для познания предмета — здоровья человека.

Иванюшкин А. Я. пишет: «Здоровье — это интегративный показатель, включающий в себя биологический уровень — изначальное здоровье, предполагающее совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимализм адаптации; социальный, где здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, но скорее отрицание ее, в смысле преодоления (здоровье — не только состояние организма, но и «стратегия жизни человека») [6, с. 31].

По мнению В. П. Казначеева, здоровье отражает совокупность свойств, определяющих возможности участия человека в ноосферных процессах, включающих материальное и духовное производство. Здоровье необходимо рассматривать на индивидуальном, популяционном и глобальном, планетарном уровнях, учитывать как социальные, так и экологические факторы [7].

Социально-философский аспект понимания здоровья включает в себя все остальные аспекты в качестве неотъемлемых частей, но кроме того, добавляет новые качественные характеристики здоровья человека в социуме. Е. В. Романова подчеркивает: «Здоровье человека — это важный ресурс развития личности. К этому вопросу обращаются многие исследователи с различных сторон, исходя из актуальных проблем в обществе» [3, с. 14].

Специфика здорового образа жизни в физкультурном смысле состоит в том, что у человека путем целенаправленных многократно повторяющихся тренировочно-спортивных видов движений укрепляется тело, психоэмоциональное состояние организма, накапливается физическое и психическое здоровье. А. В. Агабекян, А. В. Блажко и другие специалисты считают, что педагогически выверенное, «физическое воспитание молодежи, посредством которого формируются и психодуховные качества личности, осуществляется в процессе постоянной педагогической организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы... Содержание физической подготовки способствует укреплению наиболее важных видов естественных движений человека, таких как ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, передвижения на лыжах» [8, с. 160].

Асмолова Л. А. и Рахимов А. Р. обосновывают несомненное воздействие физкультурного аспекта также и на формирование духовно-нравственных качеств личности [9].

Физкультурный аспект здоровья обязательно включает в себя интеллектуальный и духовно-нравственный аспекты. Они определяются совокупным воздействием на человека социальных традиций, нравственных, религиозных, эстетических отношений и других аксиологических социокультурных аспектов общественной жизни.

Фундаментом формирования этой высшей интеллектуально-духовной составляющей бытия человека является педагогическая сфера и педагогический (воспитательно-образовательный) аспект здоровья, поскольку именно в обучении, в образовательных отношениях и воспитательной практике формируются лучшие качества личности. А. Е. Зимбули пишет: «Духовностью, если говорить об этом предельно лаконично, можно называть способность человека и человечества согласованно утверждать высшие ценности культуры... В общем и целом, к задачам духовно-нравственного воспитания следует отнести, прежде всего, обозначение основных ценностных векторов, без ориентации на которые человеческая жизнь просто не состоится: здоровье своё и окружающих, честный труд, сбережение традиций предков, уважение культурных особенностей соседей, познание окружающего мира и самосовершенствование» [10, с. 75].

Здоровье в физкультурном аспекте представляет собой неотъемлемую часть социального здоровья человека. Физкультурное здоровье — это комплексная деятельность:

1) педагогическая (тренерская),

2) оздоравливающая (восстановительная, медико-профилактическая и гигиеническая,

3) специфически физкультурно-оздоровительная и массово-спортивная, развивающая тело и душу с помощью специальных комплексов двигательной активности. Здоровье в физкультурном аспекте должно выделяться, так как здесь присутствует уникальный специфический метод его формирования — достижение, укрепление и развитие здоровья с помощью особых комплексов физических упражнений и движений в физкультурно-оздоровительных практиках и в разных видах спорта, в результате чего преобразуется не только тело, но и психодуховная сущность человека [5, с. 28].

Наряду с медициной массовые физическая культура и спорт, в современном обществе являются важными социальными факторами формирования здорового образа жизни. Забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров является основным показателем, компонентом и одной из важнейших социальных функций физической культуры и спорта. Повышение значения здорового образа жизни, физической культуры и спорта возможно при принятии комплексных мер дня привлечения молодых людей к формированию собственного здоровья, усилению оздоровительного и профилактического аспектов физической культуры и спорта. Для привлечения молодежи к формированию собственного здоровья, здорового образа жизни нужно создать на государственном уровне положительное общественное мнение о физической культуре и спорте. Это действительно важно, поскольку физическая культура и спорт представляют собой особый тип творческой деятельности, их воздействие в качестве факторов позволяет формировать здоровый образ жизни населения, в частности студенческой молодежи.

Литература:

  1. Дугнист П. Я., Романова Е. В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой и спортом // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 17–18 марта 2016 г.) / Отв. ред. Л. Г. Пащенко. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2016. — 490 с. — С. 164–167.
  2. Власова Ж. Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2009. — № 1. — С. 58–61.
  3. Романова Е. В. Здоровье молодежи в аспекте изучения аддиктивных форм поведения / Е. В. Романова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2016. — № 2. — С. 14–24. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 16.12.2016)
  4. Новичихина Е. В., Ульянова Н. А. Анализ динамики заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани среди студентов Алтайского государственного университета / Е. В. Новичихина, Н. А. Ульянова / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2016. — № 2. — С. 78–82. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 26.11.2016)
  5. Ушакова Е. В., Наливайко Н. В., Воронцов П. Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах / Е. В. Ушакова, Н. В. Наливайко, П. Г. Воронцов / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2017. — № 1(4). — С. 18–29. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/article/view/1735 (дата обращения: 23.03.2017)
  6. Иванюшкин А. Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. — 1972. — Т. 45. — № 4. — С. 29–33.
  7. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В. П. Казначеев. — Кострома: Костромской ГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. — 248 с.
  8. Агабекян А. В., Блажко А. В., Воронцов П. Г., Иванова В. Н. Специфика физического воспитания российской молодежи в зимних видах спорта / А. В. Агабекян, А. В. Блажко, П. Г. Воронцов, В. Н. Иванова // Философия образования. — 2016. — № 5. — С. 157–166.
  9. Асмолова Л. А., Рахимов А. Р. Спортивные традиции в нравственном воспитании студенческой молодежи / Л. А. Асмолова, А. Р. Рахимов / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2016. — № 1. — С. 131–136. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 30.11.2016)
  10. Зимбули А. Е. Духовное здоровье человека и нравственное воспитание: векторы и парадоксы / А. Е. Зимбули / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2015. № 1. — С.71–81. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 16.12.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, спорт, физкультурный аспект, формирование, Здоровье человека, собственное здоровье.


Похожие статьи

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая...

Здоровый образ жизни это не только укрепление и сохранение здоровья. Это применение потенциала здорового человека для социального

Это и есть вид физкультурно-спортивной деятельности, которая противоречит основной цели сохранения и укрепления здоровья.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

Практическим проявлением физкультурно-оздоровительных досуговых технологий в физическом воспитании являются различные фитнесс — программы, которые составляют...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта.

Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: здоровье, образ жизни, мотивация, питание, физическая культура, спорт. Для 21 века бесспорно актуальной является тема здорового образа жизни.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к регулярным занятиям.

Ведение здорового образа жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятие спортом и физической культурой, все это формируется со школьной скамьи.

Активная спортивная деятельность как платформа для...

Ключевые слова: спорт, спортивная деятельность, здоровый образ жизни, физические культура, физическое развитие, популяризация здорового жизни, здоровое поколение, грамотная организация деятельности, успех и здоровье.

Физическая культура в жизни студента | Статья в сборнике...

физическая культура, процесс формирования личности, физическое совершенство, профессиональная деятельность, здоровый образ жизни, спорт, здравомыслящий человек, физическое состояние, жизнь...

Влияние физической культуры и спорта на жизнь человека

Данная статья рассказывает о влиянии физической культуры и спорта на здоровье человека, в ней раскрывается тема пользы здорового образа жизни в целом. Указывается, как спорт влияет на многие аспекты жизни человека и его жизнедеятельность...

Похожие статьи

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая...

Здоровый образ жизни это не только укрепление и сохранение здоровья. Это применение потенциала здорового человека для социального

Это и есть вид физкультурно-спортивной деятельности, которая противоречит основной цели сохранения и укрепления здоровья.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

Практическим проявлением физкультурно-оздоровительных досуговых технологий в физическом воспитании являются различные фитнесс — программы, которые составляют...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте изучения физической культуры и спорта.

Спорт для здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: здоровье, образ жизни, мотивация, питание, физическая культура, спорт. Для 21 века бесспорно актуальной является тема здорового образа жизни.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся...

Ключевые слова: физическая культура, выпускники, здоровый образ жизни, приобщение к регулярным занятиям.

Ведение здорового образа жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятие спортом и физической культурой, все это формируется со школьной скамьи.

Активная спортивная деятельность как платформа для...

Ключевые слова: спорт, спортивная деятельность, здоровый образ жизни, физические культура, физическое развитие, популяризация здорового жизни, здоровое поколение, грамотная организация деятельности, успех и здоровье.

Физическая культура в жизни студента | Статья в сборнике...

физическая культура, процесс формирования личности, физическое совершенство, профессиональная деятельность, здоровый образ жизни, спорт, здравомыслящий человек, физическое состояние, жизнь...

Влияние физической культуры и спорта на жизнь человека

Данная статья рассказывает о влиянии физической культуры и спорта на здоровье человека, в ней раскрывается тема пользы здорового образа жизни в целом. Указывается, как спорт влияет на многие аспекты жизни человека и его жизнедеятельность...

Задать вопрос