Библиографическое описание:

Афонюшкин О. С. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж) // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 510-512.

Цель контрольного эксперимента: проверка степени усвоения полученных знаний о ЗОЖ, выявления характера отношения учащихся к психоактивным веществам.

В контрольном эксперименте использовалось анкетирование, беседы, наблюдения [1, с. 39–42] и групповая дискуссия: «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика», то есть те же методики, что и в констатирующем, а также методика Березиной, Кулакова С. А.

Результат оценивался по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 40 молодых людей — 40 %

Средний уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 45 молодых людей — 45 %

Низкий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 15 молодых людей — 15 % (рис. 1).


Рис. 1. Результаты усвоения полученных знаний в экспериментальной группе.


Высокий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 35 молодых людей — 35 %

Средний уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 50 молодых людей — 50 %

Низкий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 15 молодых людей — 15 % (рис 2).

Рис. 2. Результаты усвоения полученных знаний контрольной группе.


Таким образом, в ходе проведенного нами контрольного эксперимента получен следующий результат:

Методика Березиной

  • данные констатирующего эксперимента в экспериментальной группе показали, что 20 % подростков не знают последствий зависимости от ЗОЖ, 45 % имеют достаточные знания, 35 % пробовали наркотики и ощутили на себе их действие.

  • данные констатирующего эксперимента в контрольной группе показали следующие результаты: 35 % — не знают о последствиях, 50 % хорошо осведомлены, 15 % — попробовали наркотики.

Проведенная методика С. А. Кулакова дала следующие результаты:

  • данные констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе проблемное поведение — у 40 % учащихся; выяснены сигналы надвигающейся наркомании: обсессии — 10 %; отрицания — 26 %; рационализация — 19 %; аддитивная система установок — 5 %.

  • проведение констатирующего эксперимента в контрольной группе показало следующий результат: проблемное поведение — у 45 % учащихся в группе; выяснены сигналы надвигающейся наркомании: обсессии — 9 %; отрицания — 22 %; рационализация — 18 %; аддитивная система установок — 6 %.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал тревожный картину в группе, т. к. почти у половины подростков есть проблемы с ЗОЖ, в частности, с наркотиками.

Использованные нами методики были направлены на выявление зависимости подростков от ЗОЖ. Анализируя данные этапов исследования, можно отметить, что у учащихся намного улучшилась познавательная деятельность, они стали более активны в ходе уроков, любознательны, с интересом воспринимают новый материал урока.

Таким образом, совместная профилактическая деятельность педагогов и родителей должна:

  • закрепить у учащихся знания о том, что здоровье — главное условие счастливой жизни;

  • внушить, что о своем здоровье и здоровье окружающих необходимо заботиться;

  • раскрыть последствия, например, наркомании для здоровья человека;

  • сформировать у учащихся навыки педагогической культуры, связанные с решением проблем развития ребенка, в том числе и проблемы предупреждения, например, наркомании.

Данные контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольном группах показали, что ребята получили достаточно информации о проблемах, связанных с наркозависимостью. Проанализировав анкеты, можно сделать вывод о том, что для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается случайным единичным эпизодом.

На родительском собрании учителя довели до сведения родителей результаты контрольного эксперимента, дали рекомендации.

Рекомендации родителям:

  1. Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей.

  2. Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.

  3. Говорите с детьми, слушая их.

  4. Не наказывайте детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.

  5. Всегда помогайте решать проблемы вашим детям.

  6. Всегда помогайте ребенку выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя.

  7. Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций).

  8. Дайте детям почувствовать, что их ошибки — это поправимо.

  9. Всегда доверяйте своим детям.

Какие качества нужны родителям, чтобы вылечить ребенка от наркозависимости:

  1. Понимание серьезности создавшегося положения, насколько адекватно и серьезно Вы воспринимаете беды вашего ребенка, любите его и цените его здоровье.

  2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.

  3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.

  4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.

  5. Готовность к переменам.

  6. Контроль над своими чувствами и поступками.

  7. Терпение и последовательность.

  8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.

  9. Вера в положительные результаты лечения.

В целом, здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам. [2, с. 527]

  1. Физическое развитие молодежи.

Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности.

Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни). Показатели физической подготовленности измеряются в соответствии со стандартами образования по предмету «физическая культура».

  1. Социальное развитие молодежи.

Критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать поведение молодежи в условиях групповой деятельности, судить об их психологической совместимости, проводить определение лидеров для перегруппировки детей в группе так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из — за взаимной неприязни некоторых молодых людей.

  1. Психологическое развитие молодежи.

Психологическое здоровье учащегося связано с развитием индивидуально — психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.

Насущной психолого — педагогической проблемой является формирования у учащихся потребности в хорошем здоровье, обучение умению ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают: развитие природных возможностей и сохранение здоровья.

В процессе обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика мотивации и умений ЗОЖ, используемая не для оценки имеющихся способностей ребят, а для нацеливания школьников на ведение здорового образа жизни. [3, с. 68]

Таким образом, формирование здорового образа жизни молодежи включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления ПАВ, профилактика наркомании; побуждение учащихся к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие её компоненты: воздушно-тепловой режим классного помещения; его освещение, организацию урока.

Мы провели два социологических опроса по проблемам здорового образа жизни.
В первом социологическом опросе объектом нашего исследования стали пациенты «Центра здоровой молодежи» г. Воронеж. Для них была разработана более обширная анкета, которая включила в себя 22 вопроса.
В качестве основного метода исследования было проведено анкетирование среди школьников, находящихся на стационарном лечении в «Центре здоровой молодежи» г. Воронеж в период с 2008 по 2013 гг. Исследование было выборочным. Объем выборки составил 100 человек. Репрезентативность выборки обеспечивалась с помощью механического отбора. Был опрошен каждый 5 пациент, то есть проведена 20 % выборка. Специально разработанная анкета включила в себя 22 вопроса по 5 группам факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни: социально-демографические факторы; психологическая характеристика семьи; характеристика культурной жизни и отдыха; вредные привычки; здоровье и медицинская активность, а также вопросы, посвященные изучению источников и характера информации о здоровом образе жизни.
Проведенное анкетирование позволило представить социально-демографический портрет пациентов «Центра здоровой молодежи» г. Воронеж:
  • так, например, среди респондентов 48 % составили девушки, 52 % юноши;
  • среди опрошенных преобладали лица в возрасте от 19 до 20 лет (в общем они составили 65,7 %), в возрасте от 17 до 18 лет было 15,3 % респондентов, от 15 до 16 лет — 11, 2 %.
Важным фактором развития заболеваний являются стрессы. Как было выявлено ранее, 43,3 % респондентов хотели бы знать основные приемы снятия стресса. В результате исследования было установлено, что чаще используются следующие способы снятия нервного напряжения: общение с друзьями, близкими — 24,8 %; двигательная активность — 20,3 %; хороший сон, отдых — 18,5; водные процедуры, душ, обливание — 15,4 %. Курят или употребляют алкоголь для снятия стресса — 13, 2 % респондентов. Снимают стресс с помощью употребления еды — 7,8 % пациентов.
Для формирования здорового образа жизни важна медицинская активность населения. Регулярно проходят диспансеризацию 72,1 % девушек и 49,9 % юношей (таблица 3). Это объясняется психологическими различиями в женской и мужской моделях поведения в отношении своего здоровья. Женскую модель отличают большая гибкость, прагматичность в отношении своего здоровья как на уровне установок, стереотипов, так и на уровне действия в реальных ситуациях. Мужская модель в большей степени подвержена действию установок и стереотипов, формирующих своего рода кодекс норм, предписывающих не заботиться о своем здоровье.
Таблица 3 Распределение респондентов по полу и частоте прохождения профилактического осмотра (в % к итогу)

Частота прохождения профилактического осмотра

Распределение респондентов по полу

Юноши

Девушки

Регулярно, 1 раз в год

49,9

72,1

Нерегулярно, по случаю

50,1

27,9

Всего

100,0

100,0


Через занятия физической культурой была проведена профилактика по употреблению ПАВ среди учащейся молодежи. Оптимизация режима двигательной активности детей в образовательном учреждении — незаменимый фактор жизнедеятельности человека. Оптимальный уровень двигательной активности человека должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию.

Проводимый в начале 2012 года констатирующий эксперимент, показал низкую двигательную активность детей, неудовлетворяющую потребность в движении, являющуюся одним из показателей высокой заболеваемости детей.

В начале 2013 года мы разработали для учащихся подготовительной группы оптимальный двигательный режим в процессе физического воспитания для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, повысить умственную и физическую работоспособность ребёнка. Основным принципом этой работы стало оптимальное количество движений ребёнка в течение дня, и конечно оптимальная физическая нагрузка в соответствии с функциональными возможностями организма, способствующая укреплению здоровья.

Таким образом, в физкультурно-оздоровительной работе были созданы те условия, которые помогли максимально увеличить двигательную активность детей, и обеспечить сохранение и укрепление их здоровья.


Литература:

  1. Овчаренко В. Педагогическая профилактика наркомании / В. Овчаренко // ОБЖ.- 2005.- № 3.- С.39–42.

  2. Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан. — М.: Март, 2005. — 527 с.

  3. Казаковцева Т.С, Косолапова Т. Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Т. С. Казаковцева, Т. Л. Косолапова// Начальная школа.- 2006.- № 4. — С.68.


1

Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, уровень усвоения знаний, молодых людей, контрольного эксперимента, констатирующего эксперимента, учащейся молодежи, здоровой молодежи» г, формированию здорового образа, формирования здорового образа, Средний уровень усвоения, Высокий уровень усвоения, формирование здорового образа, Низкий уровень усвоения, Похожая статья, контрольной группе, экспериментальной группе, развитие молодежи, «Центра здоровой молодежи», двигательную активность детей, аддитивная система установок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос