Автор: Горбунов Вячеслав Андреевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.06.2016

Библиографическое описание:

Горбунов В. А. Анализ различных факторов эффективности соревновательной деятельности в студенческом мини-футболе // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1208-1213.



В статье рассматриваются особенности соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Для повышения эффективности соревновательного процесса необходима оценка комплекса факторов, которые влияют на результативность соревновательной детальности. Автором выявлены такие факторы эффективности: к ним относятся интеллект (фактор В), стрессоустойчивость (фактор I) и скоростные способности игроков.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, мини-футбол, факторы эффективности, технико-тактическая, физическая, психологическая подготовка.

Актуальность исследования. Соревнования являются проявлением сущности любого вида спорта. Они позволяют реализовать максимально подготовленность физических и духовных сил, проявить различные стороны подготовленности, как отдельного спортсмена, так и команды в целом в условиях, которые регламентированы определенным соревнованием.

Под соревновательной деятельностью понимают «совокупность действий спортсмена в процессе состязания, объединенных соревновательной целью и логикой ее реализации» [2].

К особенностям соревновательной деятельности игроков в мини-футбол, также и других командных игровых видов спорта, относятся ациклический режим работы, переменность мощности выполняемой работы и комплексное требование к проявлению двигательных способностей (скоростно-силовых, координационных и др.), которые реализуются через выполнение технико-тактических действий в условиях борьбы с соперником. Различного рода перемещения игрока по площадке с мячом и без мяча — фактор, обеспечивающий реализацию технико-тактических действий [4;12].

Как отмечают многие исследователи для более точной информации о команде и о спортсмене в отдельности, о его подготовленности к различным соревнованиям и эффективности соревновательных приемов игры комплексную оценку факторов спортивной подготовленности и соревновательной результативности [1;3;5].

На основе комплексной оценки факторов эффективности соревновательной деятельности можно тщательно:

– оценить эффективность учебно-тренировочного процесса;

– отметить и принять к рассмотрению сильные и слабые стороны подготовленности отдельного спортсмена;

– выбрать соответствующие векторы для совершенствования тренировочного процесса, и, впоследствии, оценить эффективность выбранной направленности, того или иного принятого тренерского решения [3].

На современном уровне развития спорта добиться высоких спортивных результатов возможно лишь при правильной организации учебно-тренировочного процесса. Весьма важным элементом в организации этого процесса является оценка факторов, обеспечивающих результативность соревновательной деятельности. Эти результаты позволят приблизить условия тренировочного процесса к игровой действительности и, тем самым, обеспечат его эффективность [1;2;3;6;11].

Командный характер игры в студенческом мини-футболе, в большей степени, предъявляет повышенные требования к взаимодействиям игроков в соревновании. При этом характер игрового взаимодействия как многосторонний процесс общения включает в себя непосредственно коммуникацию, перцептивные и интерактивные компоненты и в значительной степени отражает спортивное мастерство, как отдельного мини-футболиста, так и команды в целом. Знание социально-психологических основ формирования личностных качеств, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более стабильными результаты игроков в игровых условиях. При этом, некоторые авторы отмечают влияние индивидуально-психологических особенностей личности на эффективность различных аспектов деятельности, в том числе и спортивной [7;8;9;10].

Однако, на современном этапе организации спортивной подготовки в мини-футболе до сих пор не выявлены факторы, обеспечивающие эффективность СД, что и определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования: анализ факторов эффективности соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.

Объект исследования: соревновательный процесс студентов-мини-футболистов.

Предмет исследования: факторы эффективности соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексная оценка факторов эффективности соревновательной деятельности занимающихся мини-футболом позволит:

– объективно оценивать текущее состояние спортивной формы и подготовленности мини-футболистов студенческой команды;

– повысить результативность соревновательной деятельности;

– разработать необходимые рекомендации по совершенствованию тренировочного процесса студентов-мини-футболистов.

Методы и организация исследования. Исследование было проведено на базе студенческой мини-футбольной команды в составе 9 игроков в возрасте 18–22 лет, имеющих 1–3 взрослые разряды. Для достижения цели исследования нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение (протоколирование показателей СД в условиях официальных соревнований), анкетирование, психологическое тестирование (по методики Кеттела, Стреляу), педагогическое тестирование (контрольные испытания по технической, физической подготовке), математико-статистические методы.

Результаты и их обсуждение. Для определения текущего функционального состояния нами использовалась методика С. А. Н. (самочувствие, активность, настроение), что позволило нам определить, в каком состоянии находятся испытуемые (табл.1).

Таблица 1

Анализ функционального состояния студентов-мини-футболистов 18–22 лет по методике САН

Ф.И. игрока

Оценка состояния испытуемого

Самочувствие

Активность

Настроение

балл

оценка

балл

оценка

балл

оценка

1

М.Д.

5,6

благоприятное

6

благоприятное

3,9

неблагоприятное

2

К.М.

6,1

благоприятное

7

благоприятное

5,3

благоприятное

3

Г.В.

5,0

благоприятное

4,6

благоприятное

6

благоприятное

4

Д.З.

6,7

благоприятное

3,8

неблагоприятное

3,4

неблагоприятное

5

М.А.

4

благоприятное

3

благоприятное

4,5

благоприятное

6

Г.А.

5,5

благоприятное

3,8

благоприятное

6

благоприятное

7

Ч.А.

6,2

благоприятное

7

благоприятное

3

неблагоприятное

8

М.И.

3,7

неблагоприятное

4

благоприятное

6

благоприятное

В среднем

5,4

благоприятное

4,9

благоприятное

4,8

благоприятное

Все оценки самочувствия, активности и настроения свидетельствуют о том, что команда имеет благоприятное состояние во всех отношениях перед началом регистрации коэффициента полезности в соревновательной деятельности. Но только самочувствие игроков относится к диапазону нормального состояния.

Также показатели выраженности свойств нервной системы играют существенную роль при реализации соревновательного потенциала команды.

С помощью методики Я. Стреляу, мы определили показатели выраженности нервной системы отдельного мини-футболиста и команды в целом (табл.2).

Таблица 2

Показатели выраженности свойств нервной системы устудентов-мини-футболистов 18–22 лет

Ф.И. игрока

Сила-слабость НС (по возбуждению/ по торможению)

Подвижность-инертность НС

Уравновешенность-неуравновешенность НС

Свойства нервной системы

1

М.Д.

60/76

64

0,79

Сильная, подвижная, неуравновешенная

2

К.М.

67/77

63

0,87

Сильная, подвижная, неуравновешенная

3

Г.В.

40/43

50

0,93

Слабая, инертная, уравновешенная

4

Д.З.

61/73

70

0,83

Сильная, подвижная, неуравновешенная

5

М.А.

60/63

76

0,95

Сильная, подвижная, уравновешенная

6

Г.А.

49/53

57

0,92

Сильная, подвижная, уравновешенная

7

Ч.А.

60/53

75

0,88

Сильная, подвижная, уравновешенная

8

М.И.

63/54

60

1,17

Сильная, подвижная, неуравновешенная

Анализируя выраженность свойств нервной системы каждого отдельного игрока, можно заключить, что большинство спортсменов обладают сильными и подвижными свойствами нервной системы — 87,5 %, и только 12,5 % имеют слабую нервную систему. При этом, наблюдается неуравновешенность в сторону возбуждения или торможения у 50 % испытуемых, а остальные 50 % имеют уравновешенную нервную систему.

С помощью 16-факторного опросника Кеттела мы установили зависимость психологических факторов, которые преобладают в индивидуальных психологических особенностях личности (табл.3).

Таблица 3

Индивидуально психологические особенности личности студентов-мини-футболистов 18–22 лет

Ф.И.

Амплуа

Стены (факторы)

А

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

1

М.Д.

н

10

5

7

7

7

9

7

3

4

5

6

3

7

2

9

3

2

К.М.

у

2

9

5

6

4

7

6

3

8

5

7

2

3

8

8

2

3

Г.В.

з

4

8

7

9

8

5

7

5

8

4

4

9

3

4

2

4

4

Д.З.

н

3

6

7

3

6

7

10

3

6

3

1

7

2

7

8

2

5

М.А

у

6

6

3

6

2

6

5

4

6

2

6

10

9

7

5

5

6

Г.А.

з

7

4

8

6

10

6

9

4

7

6

5

2

7

5

8

3

7

Ч.А.

в

7

4

5

9

4

4

10

6

7

7

6

2

7

6

10

4

8

М.И

в

8

6

6

3

6

7

6

8

4

6

5

2

6

4

7

3

Ср. по группе

5,9

6

6

6,1

5,8

6,4

7,5

4,5

6,3

4,8

5

4,6

5,5

5,4

7,1

3,6

Анализ данных показателей свидетельствует о том, что в среднем по группе большинство личностных факторов укладываются в средние нормы от 4 до 7 стен, что не выражает характерных особенностей группы испытуемых.

Хотя, некоторые факторы выходят за пределы средних значений, а именно факторы H и Q3 превышают средние значения, что свидетельствует о том, что игроки команды отличаются: рискованностью и высоко оптимистичны; умеют себя мобилизовать на достижение поставленной цели, организованны, настойчивы, критичны. Поведение регулируется требованиями группы.

Фактор Q4 имеет значение по команде ниже среднего. Это говорит о том, что испытуемые в большей степени критично воспринимают окружающую ситуацию. Редко тревожатся о будущем, не волнуют также и прошлые поступки. Имеют высокую самооценку, уверенны в себе. В критических ситуациях склонны обвинять других.

Результаты сдачи контрольных испытаний тоже имеют не мало важную роль и являются составляющим фактором, которые влияют на результативность соревновательной деятельности. Так как физическая подготовленность является составляющим всего учебно-воспитательного процесса. Без физического потенциала команды просто невозможна стабильная и эффективная реализация технико-тактических действий.

Для этого нами были приняты нормативы для определения быстроты и скоростной выносливости (табл.4).

Таблица 4

Протокол сдачи нормативов мини-футболистов до начала регистрации показателей коэффициента полезности игрока

Ф.И. игрока

Тесты

Бег 6 м, с

Бег 20 м, с

Бег 6х20, с

Челнок 4х9м, с

1

М.Д.

1,16

3,05

18,24

7,08

2

К.М.

1,24

3,20

20,06

7,14

3

Г.В.

1,20

3,23

21,10

8,06

4

Д.З.

1,36

3,28

22,44

8,26

5

М.А.

1,32

3,36

23,28

8,44

6

Г.А.

1,47

3,30

24,01

8,36

7

Ч.А.

1,29

3,16

22,04

7,30

8

М.И.

1,42

3,27

23,19

8,40

Ср. по группе

1,47

3,23

21,79

7,88

Таким образом, нами установлено, что команда в целом обладает гармоничным уровнем развития физических и психологических качеств. Эти факторы, психологической и физической подготовки, позволят нам установить зависимость влияния на результативность соревновательной деятельности.

Чтобы оценить результативность соревновательной деятельности каждого отдельного игрока и команды в целом мы использовали разработанный на нашей кафедре и математически обоснованный коэффициент полезности игрока (КПИ) [10–12;14].

Для установления влияния факторов эффективности соревновательной деятельности мы провели корреляционный анализ по Пирсону. Для этого в качестве одного показателя выступил выявленный коэффициент полезности игрока (КПИ). Если коэффициент равен 1 или превышает это значение, то игрок оказался эффективным в условиях соревновательной деятельности, если ниже значения 1, то неэффективным. Таким образом по итогам 10-ти матчей в исследовании определилось 5 эффективных игроков (КПИ≥1) и 3 неэффективных (КПИ<1) (табл.5).

Средний показатель по команде свидетельствует о том, что в целом команда в условиях соревновательной деятельности показала эффективный футбол.

Таблица 5

Показатели эффективности соревновательной деятельности КПИ

Ф.И. игрока

Амплуа

Показатель КПИ виграх

Ср. КПИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

М.Д.

н

0,80

1,65

1,41

1,71

1,55

1,84

1,45

2,23

1,80

2,12

1,66

2

К.М.

у

1,29

2,17

2,32

1,19

1,71

2,83

2,16

2,45

2,35

2,50

2,17

3

Г.В.

з

0,91

1,72

1,24

1,55

1,05

1,81

1,76

2,08

1,62

1,89

1,56

4

Д.З.

н

0

1,48

0,53

0,71

0,45

0,72

0,97

1,77

0,69

1,32

0,86

5

М.А.

у

0,99

1,15

1,34

1,07

0,89

1,45

1,51

1,18

0,96

1,88

1,24

6

Г.А.

з

0,71

1,39

1,31

1,13

0,66

1,40

1,31

1,62

0,62

1,07

1,12

7

Ч.А.

в

0,27

0

0,45

0

0

0,54

0,53

0

0

0,36

0,43

8

М.И.

в

0

0,60

0

0,39

0,43

0

0

0,55

0,41

0

0,48

Ср. по группе

1,19

Для установления взаимосвязи факторов, обусловливающих эффективность СД нами проведен корреляционный анализ различных показателей с эффективностью СД по показателям КПИ (табл.6).

Таблица 6

Результаты корреляционного анализа между показателем эффективности КПИ иотдельными свойствами личности инервной системы

Показатели

Коэффициент, r

Достоверность, p

Факторы личности

1

Фактор A

- 0,36

p>0,05

2

Фактор B

0,66

p>0,05

3

Фактор C

0,00

p>0,05

4

Фактор E

0,25

p>0,05

5

Фактор F

0,03

p>0,05

6

Фактор G

0,40

p>0,05

7

Фактор H

-0,47

p>0,05

8

Фактор I

-0,69

p>0,05

9

Фактор L

0,36

p>0,05

10

Фактор M

-0,31

p>0,05

11

Фактор N

0,34

p>0,05

12

Фактор O

0,13

p>0,05

13

Фактор Q1

-0,30

p>0,05

14

Фактор Q2

0,07

p>0,05

15

Фактор Q3

-0,26

p>0,05

16

Фактор Q4

-0,22

p>0,05

17

Сила по возбуждению

-0,06

p>0,05

18

Сила по торможению

0,45

p>0,05

19

Подвижность/ инертность

-0,33

p>0,05

20

Уравновешенность

-0,46

p>0,05

Функциональное состояние

1

Самочувствие

0,16

p>0,05

2

Активность

0,28

p>0,05

3

Настроение

0,27

p>0,05

Специальная физическая подготовка

1

Бег 6 м

-0,60

p>0,05

2

Бег 20 м

-0,26

p>0,05

3

Бег 6х20 м

-0,63

p>0,05

4

Челнок 4х9 м

-0,44

p>0,05

Выявленные данные математико-статистической обработки данных свидетельствуют о том, что достоверные результаты отсутствуют (при р<0,05). Так как полученные данные меньше критического значения (rкрит = 0,707). Однако, нами обнаружена средняя положительная корреляционная взаимосвязь между эффективностью соревновательной деятельности и фактором В (характеризует интеллектуальные возможности личности), т. е. эффективные игроки более сообразительны, оперативны в действиях, быстро обучаемы, наибольшая успешность достигается в решении практических задач.

Также обнаружена средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь между эффективностью соревновательной деятельности и фактором I (характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям) т. е. успешные игроки являются стрессоустойчивыми, способными решать различные трудности, возможны сильные эмоциональные реакции. Тем самым можно утверждать, что в условиях соревновательной деятельности в условиях стрессовой ситуации игроки осторожны и адекватно реагируют на стрессовую угрозу, что оказывает положительное влияние в условиях соревновательной деятельности.

Также обнаружилась средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь между показателями КПИ и показателями специальной быстроты и выносливости игроков (бег 6 м, бег 6х20 м). Можно утверждать, что успешные игроки более быстры в своих передвижениях, тем самым это влияет на результативность соревновательной деятельности.

Выводы. Результаты проведенного исследования показывают, что индивидуально-психологические особенности личности, функциональное состояние, свойства нервной системы, технико-тактическая и физическая подготовленность оказывают некоторое влияние на эффективность соревновательной деятельности.

При проведении корреляционного анализа нами обнаружено, что на эффективность соревновательной деятельности влияют такие факторы как интеллект (фактор В), стрессоустойчивость (фактор I) и скоростные способности игроков в мини-футболе. Т. е. эффективные игроки в условиях СД более сообразительны, оперативны в действиях, быстро обучаемы, наибольшая успешность достигается в решении практических задач; являются стрессоустойчивыми, способными решать различные трудности, возможны сильные эмоциональные реакции; более быстры в своих передвижениях, имеют высокие показатели развития специальной быстроты и выносливости.

Литература:

  1. Головков, В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]: дис. канд. пед. наук / В. В. Головков. — СПб.: 2002. — 24 с.
  2. Голомазов, С. В.Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 80 с.
  3. Ержанов, Р. А. Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 592–595.
  4. Особенности соревновательной деятельности в игре «футзал» [Текст] / В. В. Проминский [и др.] // Физическая культура, спорт и здоровье населения. — 2013. — № 12. С. 36–37.
  5. Петько, С.Н. Контроль физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст] // Культура физическая и здоровье. — 2008. — № 5. — С. 39–41.
  6. Поливаев, А.Г. Автоматизированная система оценки коэффициента полезности игрока в мини-футболе [Текст] // Омский научный вестник. — 2015. — № 4 (141). — С. 219–223.
  7. Поливаев А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
  8. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. — 2010. — № 6 (92). — С. 179–182.
  9. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
  10. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.
  11. Физическая подготовка спортсменов, специализирующихся в мини-футболе [Текст] / Е. А. Наумец [и др.] // Физическое воспитание студентов. — 2010. — № 5. — С. 50–53.
  12. Характеристика соревновательной деятельности квалифицированных игроков в мини-футбол [Текст] / О. С. Ларин [и др.] // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 12. — С. 115–220.
Основные термины (генерируются автоматически): соревновательной деятельности, эффективности соревновательной деятельности, результативность соревновательной деятельности, факторов эффективности соревновательной, условиях соревновательной деятельности, эффективность соревновательной деятельности, индивидуально-психологических особенностей личности, соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов, соревновательной деятельности квалифицированных, эффективностью соревновательной деятельности, нервной системы, факторы эффективности, особенностей личности студентов, полезности игрока, соревновательной деятельности игроков, тренировочного процесса, коэффициента полезности, скоростные способности игроков, результативность соревновательной детальности, коэффициента полезности игрока.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос