Автор: Макаров Дмитрий Сергеевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.06.2016

Библиографическое описание:

Макаров Д. С. Взаимосвязь познавательных психических процессов с эффективностью соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1222-1226.



В статье рассматривается вопрос влияния познавательных психических процессов на результативность соревновательной деятельности студентов мини-футболистов. Особое место занимают такие познавательные психические процессы как внимание и мышление, так как без них невозможна успешность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, познавательные психические процессы, мини-футбол.

Актуальность исследования. Система подготовки в мини-футболе все чаще поддается критике, что в большей степени подходы заимствованы из большого футбола, и с этим не поспоришь. Это ведь самостоятельный вид спорта, очень «молодой» вид, который должен иметь и свои отличительные, характерные особенности, и организация тренировочного процесса должна создавать все условия для успешного функционирования всех аспектов подготовки, в том числе психологической, для повышения успешности соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка в мини-футболе должна занимать особое место, так как познавательные процессы, происходящие во время соревновательной деятельности (внимание, мышление, восприятие, ощущение) могут значительно повлиять на эффективность выполнения игровых действий и взаимодействий, что, в конечном счете, влияет на исход игры.

Материалы многих исследований [2;7;13] свидетельствуют о том, что необходима реконструкция программно-методического обеспечения образовательных программ по спортивным играм (в том числе мини-футбол), в которых практически отсутствует, и слабо рассматривается, аспект психологической подготовки молодых спортсменов. Уделяется внимание развитию индивидуальных творческих способностей, однако не поддается вниманию активизация познавательной сферы.

Познавательные психические процессы в первую очередь связаны с индивидуальной личностью спортсмена, а различные виды спорта представляют широкие требования к структуре личности спортсмена. Как отмечается в некоторых исследованиях, типологические особенности личности мини-футболиста влияют на результативность соревновательной деятельности, и в большей степени, подобные данные личностных особенностей отсутствуют [8;9;10].

На этапах спортивной подготовки успешность обучения спортсменов и результативность их соревновательной деятельности во многом зависят от их способностей, прежде всего интеллектуальных. Таким образом, в подготовке мини-футболистов важным становится развитие внимания, мышления. При этом наблюдается воздействие средств технико-тактической подготовки на развитие психики [1;4;6;11].

Следует признать, что вопросы активизации познавательных процессов студентов-мини-футболистов, являются возможностями для качественного повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, и как следствие, повышение спортивного результата.

Цель исследования: определить влияние познавательных психических процессов на эффективность соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.

Объект исследования: соревновательный процесс студентов-мини-футболистов.

Предмет исследования: познавательные психические процессы студентов-мини-футболистов.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что отслеживание взаимосвязи проявления познавательных психических процессов и их развитие в соответствии с рекомендациями позволит повысить эффективность соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов если:

– установится взаимосвязь влияния познавательной психической сферы на результативность соревновательной деятельности;

– в содержании программно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса используются рекомендации развития познавательной сферы;

– создаются субъектно-объектные отношения в системе «тренер-спортсмен», направленные на развитие познавательной сферы студентов-мини-футболистов.

Как отмечается многими исследователями [1;5;8], адекватное развитие познавательных психических процессов в полной мере влияют на результат соревновательной деятельности в мини-футболе. В мини-футболе при изменении тактической ситуации на площадке требует от спортсмена корректировки выполняемых тактических действий, что свидетельствует о важности переключения внимания.

В нашей работе мы отмечаем важность таких познавательных психических процессов как: внимание и мышление, которые в соревновательной деятельности тесно связаны между собой.

Успешность соревновательной деятельности в мини-футболе зависит от концентрации и устойчивости внимания.

Особое место, так же, уделяется распределению внимания. Это говорит о том, что спортсмен должен удерживать в поле зрения не только мяч, но и своих партнеров, действия противника, судьи, тренера (иногда тренеры во время игры могут указывать на определенные технико-тактические задачи, на которые должна реагировать его команда). Во время своих действий мини-футболист должен научится распределять грамотно внимание на все вышеперечисленные составляющие, что может гарантировать успешность его соревновательной сосредоточенности.

Такое высокое требования к вниманию предъявляет особые требования к их развитию в учебно-тренировочном процессе. Должны подбираться специфические упражнения для развития такого познавательного психического процесса как внимание. В мини-футболе тоже должно уделяться внимание этому типу внимания, так как, например, анализ выполняемого упражнения говорит, что мыслительные операции работают.

Без мышления невозможна эффективная успешность соревновательной деятельности. Развитие творческого и оперативного мышления индивидуально. Обдумывание тактики игры, выбор соответствующих технических приемов говорит о творческом подходе к выполнению соревновательных действий.

Элементы творческой мыслительной и соревновательной деятельности (в их совокупности) должны присутствовать во время выступлений спортсменов на различных соревнованиях. Он должен присутствовать при выборе индивидуальной тактики, выборе приемов. «Например, когда футболист, двигаясь с мячом в направлении ворот противника, вследствие борьбы с защитниками оказывается практически в самом углу поля, напрашивающимся вариантом продолжения атаки становится передача мяча партнеру, находящемуся в объективно более удобном для удара по воротам положении: ближе к центру штрафной площади, под менее острым углом к воротам».

Без мышления выполнение элементарных действий в спорте невозможно. Спортсмен должен понять для чего, и с какой целью он выполняет то или иное действие. Таким образом, развитию мышления должно отдаваться должное внимание, так как без мыслительной операции невозможно обыгрывание соперника. Мини-футбольное поле — это как шахматная доска, в которой есть место стратегии, без оперативного обдумывания (мыслительных операций) сложившейся соревновательной ситуации — невозможен эффективный исход соревновательной деятельности.

Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование (по опроснику Айзенка, Бурдона), педагогическое наблюдение (протоколирование СД), математико-статистические методы. Исследование проводилось с января по май 2016 года на базе мини-футбольной студенческой команды ИПИ им. П. П. Ершова в составе 8 игроков 18–22 лет, имеющих 1–3 взрослые разряды.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования мы определили исходные показатели развития внимания и интеллектуальных способностей у испытуемых (табл.1).

Таблица 1

Показатели уровня общего интеллектуального развития исвойств внимания

Ф.И. игрока

Амплуа

4 и 5 субтесты Айзенка

Корректурная проба (тест Бурдона)

Итоговый показатель уровня общего интеллектуального развития

Уровни значений IQ

Объем работоспособности

Концентрация (количество ошибок/ безошибочность)

Устойчивость Индекс безошибочности

результат

уровень

результат

уровень

результат

уровень

1

М.Д.

н

127,5

выше среднего

868

хор

8

хор.

0,011

хор.

2

К.М.

у

107,5

высокий

816

хор

14

хор.

0,018

хор.

3

Г.В.

з

110

высокий

764

хор

10

хор.

0,013

хор.

4

Д.З.

н

95

средний

667

уд.

16

уд.

0,023

уд.

5

М.А.

у

100,5

средний

794

хор

17

уд.

0,011

уд.

6

Г.А.

з

110

высокий

813

хор.

6

хор.

хор.

7

Ч.А.

в

97,5

средний

653

уд.

14

хор.

0,26

уд.

8

М.И.

в

115,5

выше среднего

913

хор.

4

отл.

0,006

хор.

Средний по группе

108

высокий

786

хор.

11,1

хор.

0,013

хор.

Анализируя данные можно утверждать, что 37,5 % испытуемых имеют высокий уровень средних показателей развития интеллектуальных способностей. 37,5 % испытуемых имеют средний уровень интеллектуального развития. 25 % испытуемых имеют уровень интеллектуального развития выше среднего.

В итоге можно утверждать, что в среднем показатель интеллектуального развития группы равен высокому значению средних показателей.

Люди с такими показателями с трудом заканчивают вузы, но, если человек усидчив и трудолюбив, он может получить отличное рабочее место. Эта группа составляет непосредственно 25 % населения.

Данные корректурной пробы показывают, что объем работоспособности внимания у 25 % испытуемых находится на удовлетворительном уровне, а остальные 75 % имеют хороший уровень работоспособности внимания.

Концентрация внимания у одного испытуемого (12,5 %) находится на высоком уровне. У 25 % уровень концентрации внимания удовлетворительный. И остальные 62,5 % испытуемых имеют хорошую концентрацию внимания.

Устойчивость внимания (индекс безошибочности) у 3 испытуемых (37,5) находится на удовлетворительном уровне, а остальные 62,5 % имеют хорошую устойчивость внимания.

В целом можно сказать, что особенности внимания, согласно корректурной пробе, у группы испытуемых находится на хорошем уровне.

Концентрация внимания в условиях соревновательной деятельности, а также устойчивость внимания являются составляющим психологического компонента в условиях соревновательной деятельности. Игроки должны быть собраны, внимательны, так как постоянное изменение игровой ситуации и отслеживание игровой ситуации, требует повышенного уровня развития познавательной психической сферы, как внимание.

Воздействие соревновательных ситуаций наэффективностьдеятельностиспортсменаимеетобъективную базу. Психологическая напряженность, возникающая в соревновательных условиях и представляет собой некий эмоциональный фон, объясняет пробуждение специфическогофизиологическогофона, которыйприводитк сдвигамв деятельности многофункциональных системорганизма, в частности, к изменению восприимчивости моторного анализатора, эффективности осуществлении специфик вниманияи некоторыхдругихфакторов, оказывающих немаловажное влияниенаэффективностьсоревновательнойдеятельностиспортсмена

Чтобы оценить результативность соревновательной деятельности каждого отдельного игрока и команды в целом мы использовали разработанный на нашей кафедре и математически обоснованный коэффициент полезности игрока (КПИ) [8].

Для установления влияния факторов эффективности соревновательной деятельности мы провели корреляционный анализ по Пирсону. Для этого в качестве одного показателя выступил выявленный коэффициент полезности игрока (КПИ). Если коэффициент равен 1 или превышает это значение, то игрок оказался эффективным в условиях соревновательной деятельности, если ниже значения 1, то неэффективным. Таким образом, по итогам 10-ти матчей в исследовании определилось 5 эффективных игроков (КПИ≥1) и 3 неэффективных (КПИ<1) (табл.2).

Таблица 2

Показатели эффективности соревновательной деятельности (коэффициент полезности игрока)

Ф.И. игрока

Амплуа

Показатель КПИ виграх

Средний КПИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

М.Д.

н

0,80

1,65

1,41

1,71

1,55

1,84

1,45

2,23

1,80

2,12

1,66

2

К.М.

у

1,29

2,17

2,32

1,19

1,71

2,83

2,16

2,45

2,35

2,50

2,17

3

Г.В.

з

0,91

1,72

1,24

1,55

1,05

1,81

1,76

2,08

1,62

1,89

1,56

4

Д.З.

н

0

1,48

0,53

0,71

0,45

0,72

0,97

1,77

0,69

1,32

0,86

5

М.А.

у

0,99

1,15

1,34

1,07

0,89

1,45

1,51

1,18

0,96

1,88

1,24

6

Г.А.

з

0,71

1,39

1,31

1,13

0,66

1,40

1,31

1,62

0,62

1,07

1,12

7

Ч.А.

в

0,27

0

0,45

0

0

0,54

0,53

0

0

0,36

0,43

8

М.И.

в

0

0,60

0

0,39

0,43

0

0

0,55

0,41

0

0,48

Ср. по группе

1,19

Для установления взаимосвязи влияния познавательной психической сферы на результативность и эффективность соревновательной деятельности нами проведен корреляционный анализ (табл.3).

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа между показателем эффективности соревновательной деятельности иуровня значений IQ иобъема, концентрации, устойчивости внимания

Показатели интеллектуального развития иобъем, концентрация иустойчивость внимания

Корреляционный анализ

Коэффициент,r

Достоверность, p

1

Общее интеллектуальное развитие

0,36

p>0,05

2

Объем работоспособности (внимание)

0,28

p>0,05

3

Концентрация внимания

0,14

p>0,05

4

Устойчивость внимания

-0,5

p>0,05

Выявленные данные математико-статистической обработки данных свидетельствуют о том, что достоверные результаты отсутствуют (при р<0,05). Так как полученные данные меньше критического значения (rкрит= 0,707). Однако, обнаружена средняя положительная корреляционная взаимосвязь между эффективностью соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов и устойчивостью (индексом безошибочности) внимания.

Выводы.Можно утверждать, что без участия познавательных психических процессов, соревновательная деятельность спортсменов невозможна. Развитие специфических познавательных психических процессов таких как: внимание, мышление просто необходимо.

От развитости у мини-футболистов этих свойств психики будет зависеть успех соревновательной деятельности [3]. В связи с тем, что мини-футбол является одним из молодых видов спорта научно-методические основы, связанные с развитием внимания и мышления разработаны недостаточно. Так как ученые отдают должное развитию этих аспектов психологической подготовки, то это актуализирует проблему нашего исследования и определяет ее важность.

Результаты проведенного исследования показывают, что развитие познавательной психической сферы, в частности внимания и мышления, оказывают некоторое влияние на эффективность соревновательной деятельности.

При проведении корреляционного анализа нами обнаружено, что на эффективность соревновательной деятельности влияют: уровень общего интеллектуального развития и такое свойство внимания как устойчивость (безошибочность).

Литература:

1. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Горская. — Краснодар. — 1995.- 178 с.

2. Макаров, Ю. М. Содержание и направленность педагогических воздействий на начальном этапе подготовки в спортивных играх [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Макаров. — СПб.: Олимп, 2009. — 92 с.

3. Маркиянов, О.А. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена [Текст] / О. А. Маркиянов, А. И. Орлов, Т. И. Орешкина // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 2. — С. 8–11.

4. Найдиффер, Р. М. Психология соревнующегося спортсмена [Текст] / Р. М. Найдиффер. — М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 39–41.

5. Наконечная, Л. Е. Построение программы индивидуализации психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей в мини-футболе [Текст] / Л. Е. Наконечная, Е. В. Романина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 2 (120). — С. 217–220.

6. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. — Психодиагностика, 2001. — 640 с.

7. Осипенко, А. И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9–12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр [Текст]: дисс. канд. пед. наук. / А. И. Осипенко. -: Смоленск, 2006. — 156 с.

8. Поливаев, А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.

9. Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.

10. Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.

11. Родионов, А. В. Психология спортивного поединка [Текст] / А. В. Родионов. — М.: ФиС, 1968. С. 12.

12. Ткачева, М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта [Текст] // Известия Саратовского университета. Аксеология образования. Психология развития. — 2012. — № 4. — С. 65–69.

13. Яхонтов, Е. Р. Психологическая подготовка баскетболистов [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Яхонтов. — СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. — С. 43–50.

Основные термины (генерируются автоматически): соревновательной деятельности, познавательных психических процессов, результативность соревновательной деятельности, эффективность соревновательной деятельности, условиях соревновательной деятельности, эффективности соревновательной деятельности, познавательной психической сферы, успешность соревновательной деятельности, познавательные психические процессы, соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов, коэффициент полезности игрока, психологической подготовки, познавательной сферы, Концентрация внимания, успешности соревновательной деятельности, устойчивость внимания, работоспособности внимания, Успешность соревновательной деятельности, исход соревновательной деятельности, результат соревновательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос