Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Ержанов Р. А. Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 592-595. — URL https://moluch.ru/archive/91/19779/ (дата обращения: 26.09.2018).

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах различных показателей деятельности игрока (тренировочной, соревновательной деятельности и функционального состояния)

Ключевые слова: комплексная оценка, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ), функциональное состояние, соревновательная деятельность.

 

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение лучшего результата спортсменов, не существует без планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, профессионально подготовленных тренеров и хорошего отбора в виды спорта. Также важным компонентом системы подготовки в спорте является наличие высококвалифицированных кадров, к которым современная практика предъявляет новые требования [8;10]. Но для более точной информации о спортсмене, о его подготовленности к соревнованиям используют комплексную оценку спортивной подготовленности [1–5;7;9;13]. На основе комплексной оценки можно грамотно оценить эффективность тренировки, узнать сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, внести коррективы в систему тренировки, оценить эффективность выбранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера [12].

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием методов и приёмов комплексной оценки как средство управления, позволяющего реализовать обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе улучшать уровень задач при подготовке спортсменов. Важным критерием оценки подготовленности футболистов является результативность технико-тактических действий. Для управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь данные, характеризующие степень реализации функциональных и технико-тактических возможностей игроков, поскольку счет матча не всегда отражает истинный уровень индивидуальной и командной подготовленности [2;6;8;9;10;11].

Это выявило проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении и разработке комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом.

Объект исследования: спортивная деятельность студентов, занимающихся мини-футболом.

Предмет исследования: методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование методики комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

Задачи исследования:

1.      Изучить и проанализировать теоретические аспекты и подходы к комплексной оценки спортивной подготовленности в игровых видах спорта.

2.      Определить традиционные методики комплексной оценки спортивной подготовленности спортсменов-игровиков.

3.      Разработать и экспериментально проверить методику комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом позволит объективно оценивать текущее состояние спортивной формы и подготовленности спортсменов-игровиков и повысит результативность соревновательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в практическом использовании результатов исследования тренерами по мини-футболу для оценки качества подготовки игроков и комплексной оценки подготовленности мини-футболистов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; контрольные испытания; математико-статистические методы обработки данных.

База исследования: исследование проводилось на базе студенческой мини-футбольной команды ИГПИ в составе 12 игроков в возрасте 18–22 лет, имеющих 2–3 спортивные разряды.

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической (степени развития тактического мышления), психической (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) подготовок.

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом включает в себя три критерия оценки: соревновательную деятельность, физическую подготовленность и функциональное состояние.

Оценка соревновательной деятельности. На данном этапе оцениваются технические, тактические способности в условиях соревновательной деятельности (СД).

Таблица 1

Показатели технико-тактических действий мини-футболистов в улсовиях СД

Ф.И. игрока

Потери,

Кол-во

Успешные обводки,

Кол-во

Удары в створ,

Кол-во

Голы,

Кол-во

Отборы,

Кол-во

Голевые передачи,

Кол-во

Точные

передачи,

%

Удары,

Кол-во

1

Г. А.

12

8

4

4

17

2

88

7

2

Г. В.

14

5

8

2

12

2

93

20

3

Е. Р.

14

10

13

10

21

4

94

25

4

К.М.

21

27

31

11

27

10

85

77

5

М. Д.

16

14

11

8

22

5

88

22

6

Ф. А.

18

13

21

7

27

6

90

59

 

Оценка физического состояния и подготовленности определялась с помощью батареи тестов. Для оценки физического состояния испытуемых использовались специфические тесты для мини-футболистов:

-        Бег 6 метров;

-        Бег 20 метров;

-        Бег 2 серии по 40 м с минутным отдыхом между ними;

-        Слалом с ведением 4 отрезка по 9 м.

Таблица 2

Протокол сдачи нормативов мини-футболистов

ФИ

Бег 6 м, с

балл

Бег 20 м,с

балл

Бег 2х40 с, м

балл

Слалом 4х9

балл

Средний балл

ранг

1

Ф. А.

1.11

9

3.1

9

453

10

14.9

8

9.0

1

2

Е. Р.

1.3

6

3.22

7

433

10

15.4

7

7.5

4

3

Г. В.

1.17

8

3.17

8

423

10

13.9

10

9.0

1

4

К.М.

1.24

7

3.21

7

414

5

14.6

9

7.0

5

5

М.Д.

1.15

8

3.05

10

443

10

15.5

7

8.8

3

6

Ч.А.

1.16

8

2.95

10

415

5

16.8

5

7.0

5

7

Г. А.

1.24

7

3.18

8

417

4

16.4

6

6.3

7

8

М.И.

1.42

4

3.24

7

407

4

19.7

0

3.8

8

 

Средние

1.2

7.1

3.1

8.3

425.6

7.3

15.9

6.5

7.3

 

 

Информацию о состоянии тренированности спортсменов можно получить с помощью функциональной пробы. Функциональная проба — это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

В практике спортивной медицины используются различные функциональные пробы — с переменой положения тела в пространстве, задержкой дыхания на вдохе и выдохе, изменением барометрических условий, пищевыми и фармакологическими нагрузками и др. Но в данном разделе мы коснемся лишь основных проб с физическими нагрузками, обязательных при обследовании занимающихся физическими упражнениями [25].

Оценка функционального состояния. Главным критерием оценки являлось определение работоспособности сердца после. Для данной оценки мы использовали пробу Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют ЧСС за 15 с., затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 глубоких приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 с, а потом за последние 15 с первой минуты периода восстановления.

Индекс Руфье считается по формуле: (4×(Р1+Р2+Р3)-200)/10

Таблица 3

Оценка функционального состояния организма

Ф.И Испытуемого

Индекс Руфье

1

Г.А.

7.8

2

Г.В.

8.4

3

Е.Р.

6.0

4

К.М.

7.8

5

М.Д.

5.4

6

Ф.А.

4.8

7

М.И.

10.1

8

Ч. А.

7.1

 

Оценка работоспособности сердца.

Индекс Руфье:

Менее 0 — атлетическое сердце

0.1–5 — «отлично» (очень хорошее сердце)

5.1–10 — «хорошо» (хорошее сердце)

10.1–15 — «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени)

15.1–20 — «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени)

Таким образом, мы можем предложить комплексную оценку деятельности игрока (КОИ), которую можно выразить следующей формулой:

КПИ=

где: Уд — удары; УдвСт — удары в створ ворот; ПрП — процент точных передач; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; От — отборы; Пот — потери мяча; ВрИ — время игрока в игре; 6м — бег 6 м; 20м — бег 20 м; 2по40 — челночный бег 2 серии по 40 сек; СЛ — слалом с ведением и обводкой фишек 4х9 м; Руф — проба Руфье.

Для подведения результатов к единице, результаты тестов были умножены на 0.1.

Разработанная комплексная оценка спортивной деятельности игрока КОИ включает 3 группы параметров: показатели соревновательной деятельности, показатели тренировочной деятельности и функциональное состояние спортсмена.

Мы считаем, что данный подход позволит системно и объективно проводить комплексную оценку спортивной деятельности в мини-футболе, давать объективные данные о готовности того или иного мини-футболиста на различных этапах подготовки.

 

Литература:

 

1.         Букуев, М. О. Методика этапного программирования тренировочных нагрузок у высококвалифицированных футболистов в годичном цикле: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1988. — 24 с.

2.         Головков В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]:автореф. дис. канд. пед. наук/ В. В. Головков. — СПб., 2002–24 с.

3.         Ержанов Р. А. Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом [Текст] / Р. А. Ержанов // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 71–74.

4.         Левин В. С. Значение и оценка соревновательной деятельности в информационном обеспечении подготовки футболистов [Текст]: Средства и методы информационного обеспечения в спортивных и подвижных играх / В. С. Левин. — Малаховка, 1988. — 70–76 с.

5.         Лукин Ю. К., Кашичин А. И., Герасименко А. П. Методика оценки эффективности технико-тактических действий футболистов в процессе соревнований [Текст]: Помехоустойчивость движений спортсмена/ Ю. К. Лукин. — Волгоград, 1981.-С. 75–78.

6.         Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ MicrosoftOffice [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.

7.         Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

8.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

9.         Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

10.     Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

11.     Шестаков М. М. Футбол. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе [Текст]: Учеб.-метод. пособие/ М. М. Шестаков. -Краснодар, 1993. — 28 с.

12.     Современная система спортивной подготовки [текст] / под ред. В. Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 320 с.

13.     Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.

Основные термины (генерируются автоматически): комплексная оценка, соревновательная деятельность, спортивная подготовленность студентов, спортивная подготовленность, функциональное состояние, тренировочный процесс, функциональная проба, Оценка, балл, уровень совершенствования.


Похожие статьи

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

комплексная оценка, соревновательная деятельность, спортивная подготовленность студентов, спортивная подготовленность, балл, психологическое состояние, техническая подготовленность, тренировочный процесс...

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

Цель исследования: определить уровень физической подготовленности студентов-гиревиков и выявить его влияние на результативность соревновательной деятельности.

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

комплексная оценка, соревновательная деятельность, спортивная подготовленность студентов, спортивная подготовленность, балл, психологическое состояние, техническая подготовленность, тренировочный процесс...

Управление соревновательной деятельностью студентов...

- оценка соревновательной деятельности; - оценка данных физического развития и двигательной подготовленности; - рациональное построение учебно-тренировочного процесса

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

Цель исследования: определить уровень физической подготовленности студентов-гиревиков и выявить его влияние на результативность соревновательной деятельности.

Мониторинг интегральной подготовленности при...

В статье рассмотрены модельные характеристики интегральной подготовленности студентов, отражающие оценки жировой массы тела, и активной массы тела физического состояния, физической подготовленности.

Управление соревновательной деятельностью студентов...

- оценка соревновательной деятельности; - оценка данных физического развития и двигательной подготовленности; - рациональное построение учебно-тренировочного процесса

Организационно-методические особенности подготовки...

совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации; ‒ индивидуализация силовой, технико-тактической, психической морально-волевой подготовленности

Мониторинг интегральной подготовленности при...

В статье рассмотрены модельные характеристики интегральной подготовленности студентов, отражающие оценки жировой массы тела, и активной массы тела физического состояния, физической подготовленности.

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения...

В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом. Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовленность.

Организационно-методические особенности подготовки...

совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации; ‒ индивидуализация силовой, технико-тактической, психической морально-волевой подготовленности

Анализ различных факторов эффективности соревновательной...

соревновательная деятельность, нервная система, эффективность, комплексная оценка, команда, тренировочный процесс, отдельный спортсмен, отдельный мини-футболист, отдельный игрок, учебно-тренировочный процесс.

Анализ различных факторов эффективности соревновательной...

соревновательная деятельность, нервная система, эффективность, комплексная оценка, команда, тренировочный процесс, отдельный спортсмен, отдельный мини-футболист, отдельный игрок, учебно-тренировочный процесс.

Разработка оценки интегральной подготовленности студентов...

Разработка экспериментальное обоснование комплексной оценки интегральной подготовленности студентов.

Показатели. Общая физическая испециальная физическая подготовленность. Соревновательная деятельность.

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения...

В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом. Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовленность.

Анализ интегральной подготовленности студентов

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования, занимающихся футболом. Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов.

Разработка оценки интегральной подготовленности студентов...

Разработка экспериментальное обоснование комплексной оценки интегральной подготовленности студентов.

Показатели. Общая физическая испециальная физическая подготовленность. Соревновательная деятельность.

Анализ интегральной подготовленности студентов

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования, занимающихся футболом. Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

комплексная оценка, соревновательная деятельность, спортивная подготовленность студентов, спортивная подготовленность, балл, психологическое состояние, техническая подготовленность, тренировочный процесс...

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

Цель исследования: определить уровень физической подготовленности студентов-гиревиков и выявить его влияние на результативность соревновательной деятельности.

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

комплексная оценка, соревновательная деятельность, спортивная подготовленность студентов, спортивная подготовленность, балл, психологическое состояние, техническая подготовленность, тренировочный процесс...

Управление соревновательной деятельностью студентов...

- оценка соревновательной деятельности; - оценка данных физического развития и двигательной подготовленности; - рациональное построение учебно-тренировочного процесса

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

Цель исследования: определить уровень физической подготовленности студентов-гиревиков и выявить его влияние на результативность соревновательной деятельности.

Мониторинг интегральной подготовленности при...

В статье рассмотрены модельные характеристики интегральной подготовленности студентов, отражающие оценки жировой массы тела, и активной массы тела физического состояния, физической подготовленности.

Управление соревновательной деятельностью студентов...

- оценка соревновательной деятельности; - оценка данных физического развития и двигательной подготовленности; - рациональное построение учебно-тренировочного процесса

Организационно-методические особенности подготовки...

совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации; ‒ индивидуализация силовой, технико-тактической, психической морально-волевой подготовленности

Мониторинг интегральной подготовленности при...

В статье рассмотрены модельные характеристики интегральной подготовленности студентов, отражающие оценки жировой массы тела, и активной массы тела физического состояния, физической подготовленности.

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения...

В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом. Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовленность.

Организационно-методические особенности подготовки...

совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации; ‒ индивидуализация силовой, технико-тактической, психической морально-волевой подготовленности

Анализ различных факторов эффективности соревновательной...

соревновательная деятельность, нервная система, эффективность, комплексная оценка, команда, тренировочный процесс, отдельный спортсмен, отдельный мини-футболист, отдельный игрок, учебно-тренировочный процесс.

Анализ различных факторов эффективности соревновательной...

соревновательная деятельность, нервная система, эффективность, комплексная оценка, команда, тренировочный процесс, отдельный спортсмен, отдельный мини-футболист, отдельный игрок, учебно-тренировочный процесс.

Разработка оценки интегральной подготовленности студентов...

Разработка экспериментальное обоснование комплексной оценки интегральной подготовленности студентов.

Показатели. Общая физическая испециальная физическая подготовленность. Соревновательная деятельность.

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения...

В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом. Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовленность.

Анализ интегральной подготовленности студентов

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования, занимающихся футболом. Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов.

Разработка оценки интегральной подготовленности студентов...

Разработка экспериментальное обоснование комплексной оценки интегральной подготовленности студентов.

Показатели. Общая физическая испециальная физическая подготовленность. Соревновательная деятельность.

Анализ интегральной подготовленности студентов

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования, занимающихся футболом. Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов.

Задать вопрос