Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС
Королева Светлана Анатольевна, магистрант
Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре
Данная статья посвящена проблеме организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС. В статье озвучивается проблема непонимание учеником особенностей оценочной деятельности учителя, что требует усовершенствования системы контроля и оценивания результатов обучения.
Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, контрольно-оценочная деятельность, система оценивания.
The problem of control and appraisal activity of primary school teachers in the GEF
This article is devoted to the organization and implementation of control and appraisal activities in the educational process in the GEF. In the article the problem voiced incomprehension pupil characteristics estimated activity of the teacher, that needs to be improved monitoring and evaluation of learning outcomes system.
Keywords: GEF pre-school education, control and evaluation activities, evaluation system.
В современном обществе все сильнее ощущается необходимость в образованных, творческих, мобильных людях, способных быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей — одна из главных задач образования, которая в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений.
Одной из главных задач любого образовательного учреждения является обеспечение более высокого качества образования. Осуществлять контроль качества образования и управлять им возможно лишь при наличии оперативной, адекватной и достоверной информации, как о процессе, так и о результатах образования.
Изменения, которые произошли в содержании современного образования, а именно, перенос с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. В традиционной системе контроля обнаруживаются определенные несовершенства, не позволяющие с максимальной достоверностью говорить об уровне образовательных достижений школьника.
Процесс обучения — это не только механизм передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сферах. Как показывает практика, одним из эффективных путей, способствующих такому гармоничному развитию личности, является организация и осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе. Проблема определения роли контрольно-оценочной деятельности учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования.
Как показывает практика, уровень контрольно-оценочной деятельности педагогов образовательных учреждений не в полной мере соотносится с требованиями образовательных стандартов и качеством подготовки специалистов. В образовательных учреждениях недостаточное внимание, по нашему мнению, уделяется формированию у педагогов умений осуществления контрольно-оценочной деятельности.
Проблема оценочной деятельности учителя является одной из ряда чрезвычайно важных проблем в работе школы. От её решения во многом зависит успех обучения.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. К результатам обучения в начальной школе можно отнести освоенную младшими школьниками систему опорных знаний и умений (систему специфико-предметных умений, определяемых обязательным минимумом содержания начального образования). Но одним из основных результатов ФГОС является успешное включение учащихся в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, то есть сформированность метапредметных умений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные умения должны отражать умения учащихся контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Как оценивается ученик начальной школы чаще всего? Учитель после выполненного учеником задания сообщает ему результат его труда, то есть оценивает в соответствии с традиционной системой балльных отметок [2].
Таким образом, такое непонимание особенностей оценочной деятельности учителя приводит к тому, что ученик (в первую очередь, первоклассник) вообще не знает и не понимает «стоимости той или иной отметки»; не учится сравнивать результат своей деятельности с поставленной целью, поэтому принимает отношение учителя к себе («не любит, придирается»). Необходимость дальнейшего совершенствования системы контроля и оценивания результатов обучения связана с введением в учебный процесс новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС), что приводит к необходимости пересмотра системы контроля и оценивания результатов обучения. Требования к планируемым результатам обучения, зафиксированные в ФГОС, становятся объективной основой для создания новых моделей, технологий осуществления контроля и оценивания предметных, метапредметных, личностных результатов освоения основной образовательной программы и компетенций школьников.
Грамотная, разноуровневая система оценивания, формирующая объективные критерии качественного образования, позволяет и учителю, и родителям, и учащимся понимать предъявляемые единые требования к уровню получаемых знаний и формируемых умений. А знание и понимание единых требований создают для ученика комфортные условия обучения, воспитания и позволяют разрабатывать план совместной работы учителя и семьи по формированию мотивации и осознанию ценности образования.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности педагогу, по нашему мнению, необходимо владеть умениями осуществления контрольно-оценочной деятельности, а именно:
‒ определять предмет оценивания;
‒ умением воспринимать предмет оценки;
‒ сопоставлять предмет оценки с определенными критериями;
‒ выбирать форму оценки;
‒ сообщать оценку обучающемуся.
В свою очередь, развитие этих умений у педагогов требует соответствующего отношения к самой проблеме контрольно-оценочной деятельности в современных условиях [1].
Таким образом, контрольно-оценочную деятельность можно рассматривать как новую профессиональную задачу педагога, овладение которой происходит на всех этапах профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим можно утверждать, что контрольно-оценочная деятельность педагога на современном этапе является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности.
Литература:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — N 12. — 22.03.2010; Российская газета. — 2011. — 16 фев. — N 5408.