«Вспыхнувший яркой звездой» (Размышления над поэтической строкой В. Васильева) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маслобойникова, Н. А. «Вспыхнувший яркой звездой» (Размышления над поэтической строкой В. Васильева) / Н. А. Маслобойникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.2 (115.2). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30814/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вячеслав Лукьянович Васильев родился 23 ноября 1937 года. Молодой поэт работал рабочим- строителем, а все свободное время уделял поэзии. В. Васильев издал в областном издательстве два сборника: «Обращение к земле» и «Родник под березами». Также была и лирическая проза по название «Детства солнечная сторона».

Одной из тем, проходящими красной нитью через творчество В. Васильева, была война. Детство арзамасского поэта пришлось на ту страшную пору, когда солдаты уходили на фронт. Уходили все и старики, и молодежь. Женщинам и детям приходилось работать на заводах. Трудное было время: голод, холод и полная разруха. Именно поэтому через стихи В. Васильева мы можем прочувствовать то, что он испытал.

Наиболее ярким воспоминанием в жизни маленького мальчика было прощание с отцом, который так и не вернулся с фронта домой. Этому событию посвящено стихотворение «Проводы», которое было опубликовано в 1966 году:

Они на фронт уехали под утро.

И слезы мам на крохотный перрон

Упали так непрошено и крупно.

Отцы в боях сражались хорошо

И добыли победу в сорок пятом.

Но кто-то к сыну с фронта не пришел

И стал навечно бронзовым солдатом [1, С. 66–67].

В стихотворении «Две очереди», опубликованном в 1963 году, поэт говорит о голоде, о хлебе которого не хватало:

Наш городок не тронула война.

Она рычала на другой дороге...

Две очереди мне вспомнить довелось.

Одна — за хлебом:

Хлеба не хватало.

Другая за газетами в киоск…

Пять лет н свете.

Был я не герой.

Хотелось есть.

Хотя бы хлеба дали.

Но говорила ты, что хлеба нет…

– не надо хлеба,

Корочку хоть дай мне [1, С. 21–22].

Еще одно стихотворение, посвященное хлебу, было опубликовано в 1966 году. В нем тоже есть отсылка к страшному, голодному времени:

Когда в достатке хлеб ржаной,

Он не приметен в городе,

Хлеб поясняется нуждой,

А познается в городе…

Военный год.

Готовая отчаяться,

Она к прилавочку идет,

Идет и не кончается.

А там на чашечки весов

Поставлены сурово

Жизнь человека

И кусок

Обычного, ржаного [1, С. 81–82].

Вячеслав Васильев рисовал красивейшие пейзажи словом.

В качестве примера возьмем стихотворение «Река», опубликованное в «Арзамасской правде» 11 декабря 1966 года и в дальнеконстантиновской районной газете «Советская деревня» 7 января 1967 года:

Неудержима и светла,

От родникового начала

Она, как на свиданье, шла

И ожерелье звезд качала.

Мороз звенящей ночи ждал…

Она волной к нему прильнула.

Всего-то раз поцеловал…

Смутилась, стихла и уснула [1, С. 97].

Стихотворение «Мороз», опубликованное в перевозской районной газете «Новый путь» 21 февраля 1976 года:

Завил окно цветами тонкими.

На речке прорубь льдом задвинул.

В лесу поколдовал над елками –

Из каждой елки душу вынул.

Шоферы, садоводы слесари

Гадали, как бы с ним ужиться…

И лишь мальчишки были веселы,

Узнав, что завтра — не учиться [1, С. 252].

В некоторых стихотворениях В. Васильева находила отражение и педагогическая мысль. Одним из таких стихотворений, является стихотворение «Конфеты», опубликованного в «Арзамасской правде» 20 февраля 1966 года и в дальнеконстантиновской районной газете «Советская деревня» 21 мая 1966 года. Это стихотворение очень показательно для взрослых. Перед нами образы мальчика и девочки, пред которыми стоит выбор: брать конфеты у «нового папы» или нет. Дети очень хотят съесть хотя бы одну конфетку:

…Рука тянулась поминутно

К очарованию конфет,

И удержаться было трудно –

Дразнил их аромат и цвет [1, С. 50].

Но души мальчика и девочки не могут предать родного и любимого отца. Ребятам до слез стыдно за поступки взрослых:

…У стола, где были дети,

Не нарушалась тишина.

Девчонка — та была сурова.

Мальчишка был темней земли.

И предавать отца родного

Их души просто не могли.

И было им за взрослых стыдно,

И так мучительно сейчас,

Что слезы, жгуче и обидно,

Плеснулись возле синих глаз [1, с. 50–51].

Но главная мысль этого стихотворения состоит в том, что детей нужно оберегать и любить чистой любовью, без подкупов и лживых фраз, потому что дети всегда чувствуют вранье взрослых. К этой мысли нас подводит дедушка ребятишек:

Дверь в это время отворилась,

И дед, в снегу, шагнул в тепло.

Он сразу понял, что случилось.

Он понял, что произошло.

И, снег стряхнув с ушанки серой,

Проговорил угрюмый дед:

– К сердцам дорогу ищут сердцем, а не при помощи конфет [1, С. 51].

Обычно о В. Васильеве говорят как о поэте. Но он также был и мастером прозы. Но, к сожалению, его проза почти не публиковалась.Только недавно «Арзамасская сторона» напечатала его очерки «Детства солнечная сторона», которые хранят в душе тепло детских воспоминаний:

«По утрам первой просыпалась бабушка. По деревенской привычке вставать еще затемно, она подходила к окну, крестилась на крест Воскресенского собора, еле проступающего из мглы. Потом будила мою мать. Провожала ее на работу. А сама начинала убираться. И под руками у нее, бывало, и ложка не звякнет, ни веник не шаркнет. Это — чтобы меня не разбудить.

Кончив уборку, она шла занимать очередь за хлебом. Мрачная тишина еще лежала в заснеженном городе. Темные подворотни и зашторенные окна домов недобро глядели на бабушку, но она уже отвыкла от страхов, и, мимо проходя, не обращала на них внимания. Зато зорко смотрела, не стоит ли у столба колхозная лошадь, не жует ли душистое сенцо. Если стоит, надо потом подобрать сенные объедки — пригодятся козе. Щепка ей по дороге попадалась или чурка какая — она их брала с собой. Это — в печь пойдет [1, С. 381].

…Бог мирит ее с тяготами нашей жизни. На праздники, или, когда ей особенно тяжело, она идет к нему в церковь, в блеск ее свечей и икон…

Поздно вечером приходит с работы усталая мать. Мать с одного взгляда угадывает, как проходил наш день. Кто из нас сегодня сыт, а кто голоден. Она глядит на меня укоризненно, на бабушку сердито. Но бабушку мою не так-то просто взять голыми руками. Бабушка спокойно выдерживает материн взгляд, а затем убежденно заявляет:

– Ты что? Аль забыла? Ведь Рождество завтра. А ныне — до первой звезды говеть надо.

Когда где-нибудь на стройке я вижу, как трава выбивается из-под завалов камней, как жизнь толкает ее к солнцу, а камни давят и жмут к земле — я вспоминаю свое детство.

Вот таким же и оно было. И так же, как эта трава, развивалось слабосильно, искривленно и уродливо. И взрослые, как ни ухитрялись, ничего тут поправить не могли» [1, С. 382–383].

Если учесть, что этот рассказ — воспоминание 5–7 летнего мальчика о событиях войны, то это произведение нам дороже любого учебного пособия, потому что война перед нами предстает глазами маленького мальчика.

Выход в свет собрания сочинений арзамасского поэта Вячеслава Лукьяновича Васильева стало значительным событием в культурной жизни нашего региона.

Литература:

  1. Васильев В. Л. Свидание с юностью: собрание сочинений / Сост., предисл., комментар. А. А. Исаков, Ю. А. Курдин; науч. ред. А. В. Пряников; Арзамасский филиал ННГУ, Арз. отд. СП России. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015–513 с. – 13 с. илл. — (Питомцы музы арзамасской).
  2. Курдин Ю. А. Арзамас военной поры в произведениях В. Васильева / Вопросы архивоведения и источниковедение в высшей школе. Сборник материалов XIII Региональной научно — практической конференции (3 декабря 2015 года). Выпуск XII / под общ. ред. В. И. Грубова; Арзамасский филиал ННГУ, ГАНО, г. Арзамас. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. — 282 с. +30 с. ил., С. 200–203.
Основные термины (генерируются автоматически): стихотворение, хлеб, арзамасский поэт, бабушка, дальнеконстантиновская районная газета, маленький мальчик, ребенок, солнечная сторона.


Задать вопрос